СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по учебному предмету « Математика» (4 класс) по теме: « Математика в царстве Птиц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по учебному предмету « Математика» (4 класс) по теме: « Математика в царстве Птиц»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОЛИННЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ







Методическая разработка

по учебному  предмету

« Математика»

(4 класс)




по теме: « Математика в царстве Птиц»





разработала:

учитель начальных классов

МБОУ «Долинненская СОШ»

Аметовой Айше Фазыловны








2020 г.

Тема: Математика в царстве Птиц. (Что узнали? Чему научились?)


Цели: обобщить знания о нумерации многозначных чисел, закреплять знания об изученных единицах измерения, умение переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, развивать логическое мышление, математическую речь, память, воспитывать бережное отношение к птицам.


Планируемые результаты:

Предметные:

1) Умение читать, записывать, сравнивать числа от 0 до 1000000;

2) Умение читать, записывать и сравнивать величины (длину, массу, площадь)

3) Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с многозначными числами; именованными числами;

4) Умение устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче; умение составлять задачу по заданной схеме, рисунку; умение решать задачи в несколько действий.

5) Умения делать измерения и находить площадь и периметр прямоугольника.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1)Умение осуществлять логическое действие «сравнение»,

« классификация», «обобщение» по заданным критериям.

2)Владение базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура).  

3)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям.

4)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

5)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

Регулятивные УУД

1) Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

2) Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

3) Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

Коммуникативные УУД

1) Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации, использовать математическую терминологию.

2) Умение определить общую цель и пути её достижения

3)Умение адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи

Личностные:

1) Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;

2) Положительное отношение к урокам математики, к обучению в школе;

3) Бережное отношение к природе, птицам;

4) Формирование умений и навыков самостоятельной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений



Оборудование: презентация к уроку, проектор, мультимедийная доска, ноутбук, иллюстрации к загадкам, таблица с ответами к математическому диктанту, раздаточный материал (прямоугольники из картона), карточки с материалом для самостоятельной работы.



























Ход урока



  1. Организационный момент (проверка готовности)

Учитель: Кто ничего не изучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

-А чтобы вам, ребята, не было скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. И вот первое задание как мы будем работать (слайд 2)

(Дети составляют правило-девиз, составляя слова по порядку, зачитывают его)

-Думать - коллективно, действовать - оперативно, спорить- доказательно, это для всех - обязательно!


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1)Беседа о мире птиц

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в Царство Птиц – царство необычное, а математическое. Повторим, чему учились на последних уроках, а птицы нам в этом помогут, о себе интересное расскажут и научат охранять природу.

- Удивительный мир птиц! Без него нельзя представить нашу жизнь! Они завораживают нас красивым пением, стремительным полетом, необычным окрасом, приносят большую пользу нашим садам, паркам, лесам. Поэтому каждый из нас должен заботиться о птицах и охранять их.

А сейчас птиц встречаем, и как их зовут отгадаем!

2) Отгадывание загадок

(По мере отгадывания загадок на доске учитель вывешивает иллюстрации птиц с их названиями, обращает также внимание на правописание )

Маленький удаленький,
в серой шубке летает -
по дворам крохи собирает. (Воробей)


Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока)


Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды — с первым снегом тут как тут!
(Снегирь)


Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло.
(Сова)


Кто без нот и без свирели лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? …
(Соловей)


Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,
Он деревья лечит: постучит — и им легче.
(Дятел)


Хочет — прямо полетит, хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поет, поет.
(Жаворонок)


Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины.
(Ласточка)


Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)


  1. Актуализация опорных знаний

  1. Математическая разминка

Учитель: Когда-то на Земле совсем не было птиц. Жили только змеи и ящеры. Один из древних ящеров был предком птицы. Чешуя его постепенно превратилась в перья, а передние лапы в крылья. И первоптица поднялась в воздух. Случилось это 150млн.лет назад.

(Слайд 3)

Интересно, а сколько перьев у птиц сейчас? Посмотрим и назовем количество перьев каждой птицы.

(Слайд 4).

Воробей – 2550

Синица – 3011

Утка - 491600

-Прочитайте числа. Какие это числа?(Многозначные)

-Что мы можем рассказать про эти числа, зная нумерацию? (какие имеют классы, разряды)

Анализ чисел учениками (фронтально)

  1. Минутка чистописания

Запишем эти числа в тетрадь

  1. Математический диктант «Птичьи задачки» (1 ученик выполняет на откидной доске, остальные в тетрадях)

  1. Яйцо кукушки весит всего 3 г., а курицы – в 21 раз больше. Какова масса куриного яйца? (63г.)

  2. Скворец за день приносит в гнездо около 800 насекомых. Сколько насекомых съедают птенцы одного гнезда за 5 дней? ( 4000)

  3. Самая быстрая птица – сокол. Она пролетает за час 180 км. Сколько километров она пролетит за 2 часа?( 360 км).

  4. Ласточка за 5 суток может пролететь 3000 км. Сколько километров может пролететь она за 8 суток, если скорость её полёта всегда одинакова? (4800км)

  5. Скворчата не умеют очищать пёрышки от клещей. Для защиты птенцов скворцы принесли 3 веточки мяты по 5 листочков на каждой и несколько веточек с 6 листочками. Сколько было веточек с 6-ю листочками, если общее количество листьев составило 27 штук? (2)

(самопроверка самооценка ученика, работавшего у доски, взаимопроверка и взаимооценка в парах по образцу, данному учителем)

4)Повторение мер длины (1ученик у доски) (Слайд5)

- На какой высоте летают птицы?

4800м= …..см Белый аист

8200м=…..дм Лебедь-кликун

8800м=…км…..м горный гусь

10000м=….дм Серый журавль

Зрительная гимнастика с Совуньей

(Слайд 6, анимационный, дети следят зрачками за движением птицы на экране)

IV. Работа по теме урока. Применение знаний и умений.

1)В гостях у Мудрой Совы

- А сейчас погостим у Мудрой Совы. Что вы знаете об этой птице? (Они охотятся ночью, хорошо видят в темноте)

Мудрая Сова хочет, чтобы вы вспомнили умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Работа с учебником стр.79 задание 1)

(устно разбирается задание в учебнике, фронтально)

-А теперь повторим, как записываем такие примеры в столбик

стр.79 задание 2)

(Дети комментируют записи в задании учебника)

2) Самостоятельная работа

(ученики получают карточки с заданием)

-Решите примеры, записывая их в столбик. Заполнив таблицу, вы узнаете, какой птице посвящен 2020 год в России.

У 760∙5 в 640∙4

А 3700∙3 л 312000∙8

Р 6700∙2 ь 84000∙6

Ж 135000∙7


После решения примеров, расставляют буквы, согласно ответам в таблицу)

(Слайд 7)


945 000

3800

13 400

11 100

2560

2 496 000

504 000

ж

у

р

а

в

л

ь


-Что вы знаете об этой птице?( не садятся на деревья, занесен в Красную Книгу, размах крыльев до 200см,гнездится и обитает на болотах, в поймах рек, питается в основном растительностью, реже мелкими животными)


Физкультминутка

(Слайд 8)

«Улетают журавли»

(Дети под музыку выполняют плавно круговые движения головой, поднимают и опускают руки вдоль туловища, имитируя полет, наклоны в стороны, вперед-назад, подтягивания, круговые вращения тазом, приседания)

V. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа над задачей. Повторение единиц измерения массы. (Слайд 9)

-А знаете ли вы какая из птиц самая большая? (Эта птица не имеет огромного размаха крыльев. Она даже и летать то не умеет. Речь идет об африканском страусе.
Африканский страус вырастает до 2,7 метров и набирает до 175 килограммов.)
А маленькая? (Кубинская колибри-пчeлка– не только самая маленькая на свете птица, это ещё и самое маленькое теплокровное животное на Земле. Самец длиной всего 5 см от клюва до хвоста весит примерно столько же, сколько две канцелярские скрепки. Самки немного крупнее, но они кажутся крохотными по сравнению с некоторыми жуками и бабочками.)

-Составим по рисунку задачу про птиц и решим ее.

(Слайд10)

О чем нам известно по условию задачи? (1 ученик решает у доски)


Г усь- 4кг.720 г

К уропатка - ? на 2 кг.245г.легче

Л ебедь-? На 1 кг 35 г.тяжелее


Решение (запись в столбик в тетрадях)

  1. 4 кг 720г

2кг 245г

2кг 475г- весит куропатка



  1. +4кг 720г

2кг 475г

7кг 195г-весят гусь и куропатка

  1. +7кг 195г

1кг.035г

8кг.230г-весит лебедь

Ответ: 8кг.230г

  1. Работа с геометрическим материалом

Беседа о помощи птицам зимой

У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесить на сучок.

- Посмотрите, какие кормушки смастерили дети. (Слайд 11)

Практическая работа (в парах)

(каждая пара получает заготовки прямоугольной формы из картона)

-Сделайте расчеты для создания кормушек. Выполните необходимые измерения, вычислите периметр и площадь прямоугольных заготовок для кормушек.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник: № 350,351.стр.79 (Слайд 12)

VII. Рефлексия. (Слайд13)

-Продолжите фразу:

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Учитель: Их щебет душу ублажает,
Они прекрасны и чисты,
И чувства добрые рождают
Средь повседневной суеты.
Не дай беспомощным погибнуть
От рук не добрых, алчных глаз,
С земли прекрасной вовсе сгинуть,
Осиротить, покинув нас.
Давайте на защиту встанем,
От истребленья защитим.
Поможем словом и делами,
Мир птиц бесценный сохраним.


(Выставление отметок за урок, пожелания, замечания от учителя. Оценивание учителя совмещается с самооценкой и взаимооцениванием обучающихся)







































Используемая литература



  1. Кагазежев, М.Н. Сборник задач природоведческого содержания: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов [Электронный ресурс]: / М.Н. Кагазежев, Л.Л. Багова – Электрон. дан. (3,5 Мб). – Майкоп: ЭлИТ, 2016. –

  2. Багова Л.Л. Интегрированный подход к обучению предметам естественно-математического цикла в начальной школе: учеб.-метод. Пособие. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2003. – 48 с. 4.

  3. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока: практ. пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Е.Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д: Учитель, 2003. –128 с.

  4. Узорова О.В.5500примеров и ответовпо устному и письменномусчету.1-4классы: пособие для начальной школы.К.:ГИППВ,1998