СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по уроку русского языка в 4 классе на тему "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме: "Словосочетание"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по уроку русского языка в 4 классе на тему "Словосочетание"»

Урок русского языка в 4 классе.



Тема: Словосочетание.

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Сабира Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь ограды цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

К чему призывает нас автор стихотворения?

- Для чего мы должны учить русский язык?

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

  1. Этап. Актуализация пробного учебного действия.

Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.

На доске слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.

Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.

Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.

- Итак, тема нашего урока «Словосочетание».

3 этап. Локализации индивидуальных затруднений.

Учитель: Прочитайте предложение с доски.

- С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

- Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.

Учитель: Какие словосочетания вы записали?

- У кого другой ответ?

- У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись? (с затруднением в нахождении словосочетаний)

- Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать? (остановиться и подумать)

- Какое задание было дано?

- Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да)

- Почему же мы столкнулись с затруднением? (мы забыли как находить словосочетания в предложении)

- Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)

- Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.

  1. этап. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Учитель: Что же такое словосочетание? (Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.)

- Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.

- Послушайте стихотворение о словосочетании.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда - наоборот,

Запомни как основу.

- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.

Учитель: Предлагаю вам вспомнить алгоритм «Как найти словосочетание в предложении». Предлагаю поработать в группах. Перед вами шаги алгоритма, но они все перепутаны. Ваша задача- составить алгоритм верно.

Проверка у доски.

  1. Прочитай предложение.

  2. Найди в нем подлежащее и сказуемое.

  3. Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.

  4. Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.

  5. Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.

  6. Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.

- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? (Это главные члены, они образуют отдельное предложение).

5 этап. Обобщения затруднений во внешней речи.

Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.

С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.

- Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. (Падали снежинки).

- Будет ли это словосочетанием? Почему?

- Какой второстепенный член относится к подлежащему? (одинокие)

- Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. (снежинки (какие?) одинокие), с неба (какого?) пасмурного.

- Какой второстепенный член относится к сказуемому? (с неба)

- Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (падали (откуда?) с неба), падали (как?) изредка.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?

- Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.

6 этап. Физминутка:

- Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.

Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Снежинка. Льет дождь. Разноцветные листья. Школа. Падают медленно.

7 этап. Самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа в парах по учебнику с.126 упр.270.

Самостоятельно

- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? (мы умеем правильно находить словосочетания)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? (Нам нужно еще потренироваться в нахождении словосочетаний)

- Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Было ли для вас полезным повторение данной темы?

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? (При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)

- Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?

- Оцените свою работу.

Красная карточка–все понятно, трудностей не возникало.

Синяя карточка –все понятно, но возникали небольшие трудности.

Зеленая карточка –нужна помощь учителя.

- Какие трудности возникли…?

Оценивание учащихся.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!