Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Словосочетание.
Ход урока.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Сабира Абдуллы.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь ограды цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык!
- К чему призывает нас автор стихотворения?
- Для чего мы должны учить русский язык?
- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.
- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?
Этап. Актуализация пробного учебного действия.
Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.
На доске слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.
Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.
Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.
- Итак, тема нашего урока «Словосочетание».
3 этап. Локализации индивидуальных затруднений.
Учитель: Прочитайте предложение с доски.
- С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
- Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.
Учитель: Какие словосочетания вы записали?
- У кого другой ответ?
- У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись? (с затруднением в нахождении словосочетаний)
- Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать? (остановиться и подумать)
- Какое задание было дано?
- Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да)
- Почему же мы столкнулись с затруднением? (мы забыли как находить словосочетания в предложении)
- Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)
- Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.
этап. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Учитель: Что же такое словосочетание? (Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.)
- Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.
- Послушайте стихотворение о словосочетании.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда - наоборот,
Запомни как основу.
- Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.
Учитель: Предлагаю вам вспомнить алгоритм «Как найти словосочетание в предложении». Предлагаю поработать в группах. Перед вами шаги алгоритма, но они все перепутаны. Ваша задача- составить алгоритм верно.
Проверка у доски.
Прочитай предложение.
Найди в нем подлежащее и сказуемое.
Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.
- Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? (Это главные члены, они образуют отдельное предложение).
5 этап. Обобщения затруднений во внешней речи.
Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
- Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. (Падали снежинки).
- Будет ли это словосочетанием? Почему?
- Какой второстепенный член относится к подлежащему? (одинокие)
- Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. (снежинки (какие?) одинокие), с неба (какого?) пасмурного.
- Какой второстепенный член относится к сказуемому? (с неба)
- Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (падали (откуда?) с неба), падали (как?) изредка.
- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?
- Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.
6 этап. Физминутка:
- Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.
Ненастная погода. Пришли гости. Дети играют. Золотая осень. Весело смеются. Снежинка. Льет дождь. Разноцветные листья. Школа. Падают медленно.
7 этап. Самостоятельной работы с самопроверкой.
Работа в парах по учебнику с.126 упр.270.
Самостоятельно
- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.
- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? (мы умеем правильно находить словосочетания)
- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? (Нам нужно еще потренироваться в нахождении словосочетаний)
- Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?
- Достигли мы поставленных целей?
- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?
- Было ли для вас полезным повторение данной темы?
- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? (При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)
- Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?
- Оцените свою работу.
Красная карточка–все понятно, трудностей не возникало.
Синяя карточка –все понятно, но возникали небольшие трудности.
Зеленая карточка –нужна помощь учителя.
- Какие трудности возникли…?
Оценивание учащихся.
- Урок окончен. Всем спасибо за работу.