Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570


Тема урока: Почва как среда жизни
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.
Задачи:
Обучающие:
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение животных для почвы и наоборот;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке
Планируемые результаты изучения темы обучающимися
Предметные (через предметные учебные действия: Анализируют и сравнивают внешнее строение животных, обитающих в почве. Объясняют роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозируют последствия нарушения почвенного покрова. Выявляют связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв
Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД): Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой
Личностные (через ЛУУД): Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы.
Метод обучения - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника
Средства обучения: познавательные задачи, тесты
учебник Биология Живой организм 5 класс
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно - деятельностный подход.
Содержание и ход урока.
I. Организационный этап.
II Актуализация знаний
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить. А. Тетивкин
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
III. Целеполагание
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-
Что?
Какой?
Какие?
Как?
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
3. вентиляция
IV. Изучение материала
1.Условия среды
2.Состав почвы
3.Обитатели почвы





V. Отработка учебных действий
Тест.
Почва – верхний плодородный слой земли.
В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
Гумус необходим для питания растений.
4.В почве обитают только мелкие животные
Почвенные животные слепы
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Взаимопроверка.
VI. Рефлексия
Возвращаемся к кластеру.
Что нового узнали на уроке?
Кто лучше всех работал на уроке?
Рисуем рожицы
VIII. Домашнее задание. §8 вопросы
*Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»