Подвижные игры для детей.
Молчанка
Перед началом игры, играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок!
После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Правила.
Ведущий не должен играющих трогать руками.
Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.
Указания к проведению. Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.
Небо — земля
Условия: количество участников — от пяти человек Игроки встают в круг. Выбирается водящий. Он дает попеременно две команды: «Небо!» или «Земля!» и показывает, что нужно делать.
Когда водящий объявляет: «Небо!» - игроки должны поднимать руки вверх и высоко подпрыгивать, когда «Земля!» - приседать и гусиным шагом двигаться по кругу по часовой стрелке друг за другом. Водящий должен стараться ввести игроков в заблуждение. Для этого он может одну и ту же команду давать несколько раз подряд или делать неверные движения (вместо подпрыгивания приседать, например). Кто ошибся - выбывает. Последний оставшийся игрок становится новым водящим.
Вариант игры. «День — ночь» Когда ведущий объявляет: «День!» — все начинают двигаться (прыгать, бегать и проч.).
Когда говорит: «Ночь!», игроки замирают в той позе, в которой они находились в момент команды водящего Водящий ходит мимо них
Алфавит
Условия: количество участников — от трех человек. Выбирается водящий. Остальные игроки отходят от него на 5 м Водящий встает задом к игрокам и называет любую букву алфавита, кроме Ъ, Ъ. Игроки (каждый) должны найти у себя какой-то предмет или деталь одежды, название которых начинается с этой буквы, и показать это. водящему, для чего тот оборачивается. Игроки должны быть довольно сообразительными и могут даже называть такие слова, как клетка на рубашке, нитка и т. п.
Если подходящего предмета у игроков не находится, они должны пробежать мимо водящего и постараться не быть им пойманными. Тот, кого водящий догонит, становится новым водящим.
Игроки, которые нашли у себя нужную вещь, не убегают — они неприкосновенны.
Заранее определите границы игрового поля, за которые игроки, спасаясь от водящего, не будут иметь права убегать.
Вариант игры. Перед игроками ставится задача преодолеть линию, на которой стоит водящий. Если они перебежали ее, то спасены, а если на линии их остановил водящий, то меняются с ним местами.
Трубочка
Условия: по два стакана на каждую команду, по трубочке на каждого игрока; количество участников — от пяти человек в команде.
Отмечается начало и конец игровой площадки. В ее конце ставится тол или стул, на него стакан с водой и пустой стакан. Рядом кладутся пластиковые трубочки для напитков. Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются в линию одна параллельно другой. Игра начинается но сигналу ведущего и осуществляется, как любая другая эстафета.
Задача игроков: перелить всю воду из стакана в пустой стакан при помощи трубочек. При этом один игрок делает только один «глоток» и возвращается обратно. Свою трубочку он берет с собой. Важно, чтобы он не проглотил набранную воду, а вылил ее в пустой сосуд. За ним бежит следующий игрок и делает то же самое.
Эстафета заканчивается, когда задание выполнено, независимо от того, на ком она остановилась.
В стаканах, конечно, должно быть одинаковое количество воды, а в командах — одинаковое количество участников.
Шар и палка
Условия: по надувному шарику и палке для каждой команды; количество участников — от четырех человек в команде.
Отмечается начало и конец игрового поля. Игроки получают по надувному шарику и по палке и встают параллельно друг другу в начале поля. Игра начинается по сигналу ведущего.
Задача игроков: довести шарик до конца площадки, отбивая его палкой, не давая ему при этом ни лопнуть, ни упасть на пол. Причем каждый раз, отбив шар, игрок должен два раза стукнуть палкой по полу. Отбивает, стучит, отбивает, стучит и т. д. Кто первым придет к финишу и не допустит нарушений, тот и победитель.
Игру можно проводить в форме эстафеты.
Бешеная собака
Условия: количество участников — от семи человек
Все игроки выстраиваются паровозиком, руки кладут на плечи или пояс друг друга (впередистоящего). Игра начинается по сигналу ведущего.
Первый игрок - голова, последний - хвост Задача головы: поймать хвост, задача хвоста- увернуться. Участь туловища (всех остальных) — «страдать» от этого. Если цепочка разрывается, игроки должны снова быстро сцепиться. Держаться нужно крепко!
Как только голова поймает хвост, выбираются другие водящие, которые возглавляют и замыкают цепочку.
Третий лишний
Условия: запись быстрой, энергичной музыки; количество участников — от семи пар.
Играющие разбиваются на пары и встают в круг. Члены каждой пары встают друг за другом. Выбираются также двое водящих. Один из них по сигналу ведущего начинает догонять другого. Убегая, тот встает впереди какой-нибудь пары, и тогда последний в этой паре начинает убегать от водящего. Тот, кого догнали, становится новым водящим
Игру лучше проводить под музыку.
Третий лишний
Условия: запись быстрой, энергичной музыки; количество участников — от семи пар.
Играющие разбиваются на пары и встают в круг. Члены каждой пары встают друг за другом. Выбираются также двое водящих. Один из них по сигналу ведущего начинает догонять другого. Убегая, тот встает впереди какой-нибудь пары, и тогда последний в этой паре начинает убегать от водящего. Тот, кого догнали, становится новым водящим
Игру лучше проводить под музыку.
Сороконожка
Условия: количество участников — не менее шести человек в каждой команде (игроков должно быть четное количество).
Игру лучше проводить в форме эстафеты. Игроки делятся на две команды. Отмеряется расстояние от начала игрового поля до его конца. Команды встают параллельно друг другу в начале игрового поля. Игроки каждой команды встают парами, спиной друг к другу и сцепившись локтями. Так они бегут до конца игрового поля и обратно. Далее в игру вступают следующие двое из команды. Побеждает команда, первой завершившая эстафету.
Снесла курочка яичко
Условия: ложка и теннисный шарик для каждой команды; количество участников — от пяти человек в каждой команде.
Игру лучше проводить в форме эстафеты. Теннисный шарик кладется на чайную ложку. Задание игрокам: пробежать игровое поле с препятствиями, стараясь удержать шарик на ложке. Чем больше препятствий и чем они чаще, тем лучше. Побеждает команда, выполнившая задание первой и ни разу не уронившая шарик.
Все в дом
Условия: мячи; количество участников — не менее двадцати человек.
Выбирается несколько водящих. Остальные игроки делятся на две группы. Первая — большей численностью — образует круг и берется за руки. Внутри него помещаются водящие. Вторая группа распределяется за кругом. Там же по всей игровой площадке раскладываются и мячи (пять, десять, размер может быть разным).
Задача водящих: собрать все мячи и принести их в круг. Игроки, образующие круг, выпускают водящих из него, поднимая руки, и также дают им попасть назад. Но игроков второй группы, которые будут ловить водящих, они задерживают. Водящие должны продумать свою стратегию. Один может отвлекать ловцов, бегая от них, а другие в это время хватают мячи и несутся с ними в круг. Предварительно водящим можно немного пошептаться.
Важно знать, что игрок, до которого дотронутся ловцы, из игры выбывает. Но главное — победа команды. Так что можно жертвовать собой. Побеждают водящие, если они собрали все мячи. Побеждают ловцы, если они переловили всех водящих.
Если игра детям понравится, проводится второй этап, где они меняются ролями.
Петушиный бой
Условия: количество участников — несколько пар.
Игроки разбиваются на пары. Устанавливается очередность игры. Игроки одной пары встают друг против друга. Каждый деловито складывает на груди руки и становится на одну ногу. Игра начинается по сигналу ведущего.
Задача каждого игрока: толкать одним плечом второго так, чтобы заставить его встать на обе ноги. Толкать сильно нельзя. Если игрок падает, то это не победа. Когда одна нога устает, можно встать на другую, но быстро, не позволяя себе опереться на обе сразу.
Когда выявится победитель в первой паре, сражается вторая и т. д. Затем между собой соревнуются победители, пока не останется единственный игрок.
Живые ворота
Условия: мяч; количество участников — от восьми человек.
Выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг и обнимают друг друга за пояс или плечи, то есть образуют своеобразное кольцо. Водящий встает в центр круга, туда также помещается мяч.
Задача водящего: попытаться ногой выбить мяч из круга, пропустить его между ног водящих (высоко не кидать!). Задача играющих: не дать ему это сделать. При этом игроки все время должны держать руки в исходном положении, разнимать их нельзя. Как только водящий добьется своего, его место занимает тот, кто пропустил мяч.
Каждый сверчок, знай свой шесток!
Условия: количество участников — от пяти человек.
Нужна большая игровая площадка. Игроки образуют большой круг. Внутри него на полу мелом рисуют пять кругов, равноудаленных друг от друга. Размер их зависит от общего количества участников игры. Внутри кругов мелом нужно написать: ЛЕС, СТЕПЬ, БОЛОТО, РЕКА. Ведущий поочередно произносит названия зверей, рыб, птиц, насекомых и т. п. Произнеся слово, он быстро свистит в свисток. Игроки должны встать в тот круг, который соответствует месту обитания названного животного. Делать это нужно быстро. Кто растерялся или встал не в тот круг, из игры выбывает. Перебегать из круга в круг нельзя.
Учтите, что иногда правильным может быть и не один вариант ответа. Ребят об этом нужно предупредить.
Примерные названия: суслик, дятел, окунь, лягушка, таракан, кабан, волк и т. д.
Эстафета с карандашом
Условия: карандаш; количество участников — от двух человек.
Отмечается начало и конец игровой площадки. Игроки встают у старта параллельно друг другу. Можно соревноваться вдвоем или командами. Участники плотно, одна к другой, ставят ноги, а между колен вставляют карандаш. Игра начинается по сигналу ведущего.
Задача игроков: пройти дистанцию от старта до финиша быстрее соперника и при этом не выронить карандаш.
Если карандаш падает, его можно поднять и вставить назад. Это, конечно, отнимет время.
Кроме того, ведущий каждое падение карандаша засчитывает как штрафное очко.
Ищу свободную квартиру
Условия: количество участников — от одиннадцати человек.
Выбирается водящий. Остальные игроки делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Игроки первой команды образуют круг, а второй команды — еще один, вокруг первого. Они должны выстроиться так, чтобы один игрок стоял ровно позади другого.
Ведущий дает сигнал — свисток. Игроки первого круга начинают бежать в одну сторону, второго — в противоположную. Водящий стоит в центре внутреннего круга. Как только ведущий дает еще один свисток, все останавливаются и стараются снова образовать пару с тем, с кем они стояли вначале.
Задача водящего: успеть занять свободное место и хлопнуть в ладоши. Тот, кто свое место потерял, становится новым водящим.
Подайте слепому...
Условия: мяч; количество участников — от семи человек.
Игроки образуют круг. В его центре встает выбранный водящий. Ему завязывают глаза. Он — слепой.
По сигналу ведущего игроки пускают по кругу из рук в руки мяч или небольшую мягкую игрушку. В определенный момент водящий говорит «Стоп!», и игра на время замирает. Водящий называет любую букву. Человек, который в этот момент держит в руках мяч, должен снова пустить его по кругу. Но до того как мяч снова к нему вернется, он обязан назвать пять слов — нарицательных существительных, начинающихся с заданной буквы. Если он не успел, то выходит из игры, меняется ролями с водящим.
Без рук
Условия: мяч; количество участников — от пяти человек.
Игроки встают в круг и начинают перебрасываться мячом. Правила игры: руками касаться мяча нельзя, можно отбивать мяч ногой, плечом, коленом, головой, животом и т. д. Лучше взять легкий надувной мяч. Если игрок не сумел принять мяч или закинул его далеко за пределы круга, то он получает штрафное очко или выбывает из игры.
В первом случае в конце игры подсчитывается, кто меньше штрафных очков набрал, во втором — игроки соревнуются, пока не определится самый ловкий.
Бешеная змея
Условия: количество участников — не менее семи человек.
Игроки встают друг за другом. Включается быстрая, ритмичная музыка. Возглавляет цепочку игроков ведущий. Он говорит игрокам, что они должны делать, например; ползти друг за дружкой на четвереньках; прыгать, как зайцы; идти «гусиным шагом»; делать кувырки; ползти на четвереньках и др. Сам ведущий выполняет то же самое. При любом действии «змея» должна двигаться вперед.
Заранее оговаривается, сколько кругов должна сделать «змея», какое количество разных действий выполнить. Ведущим может быть то один, то другой игрок.
Птицы в клетках
Условия: количество участников — от десяти человек.
Выбирается водящий. Игроки встают в круг. Внутри круга игроки разбиваются на группы по трое. Двое из троих - «клетка», они стоят в тройках по краям, а третий — «птица». В центре круга размещается водящий.
Водящий произносит: «Птицы, летайте!». «Птицы» выходят из круга и бегают по игровой площадке, размахивая крыльями. Их места остаются пустыми. Через некоторое время водящий кричит: «Птицы, в клетки!». «Птицы» должны занять любое свободное место, у водящего та же задача. Тот, кому клетки не хватило, становится водящим, а внутри троек роли перераспределяются.
Узкая тропа
Условия: туалетная бумага; количество участников — от шести человек.
Игроки делятся на команды. Отмечается начало и конец игровой площадки. Команды встают в ряд параллельно друг другу. Напротив каждой команды раскладывается лента из туалетной бумаги (до конца игровой площадки)
Задача игроков: пройти по ленте от старта к финишу и назад. После первого игрока идет второй и т. д. Какая команда первой закончит эстафету, та и победила.
Эстафета со свечой
Условия: свечи; количество участников — от шести человек.
Игроки делятся на команды. Отмечается начало и конец игровой площадки. Команды встают в ряд параллельно друг другу. Каждая получает зажженную свечу.
Задача игрока — пройти от старта к финишу вперед соперников, но так, чтобы не дать свечке потухнуть. Если у кого-то свеча погасла, эстафета останавливается. Победитель тот, у кого огонь по-прежнему горит. Если же обе команды уберегли свечу, побеждает та, что завершила эстафету первой. Будьте осторожны!
Шарики
Условия: надувные шарики; количество участников — от пяти человек.
Игроки образуют большой круг. В его центр помещаются воздушные шарики — на один меньше, чем игроков. Включается музыка. Ребята танцуют.
Как только мелодия замолкает, все бегут к шарикам и хватают каждый по одному. Кому не хватило, тот из игры выбывает. Вместе с ним убирается еще один шар.
Если кто-то нечаянно лопнет шарик, ему тоже придется в наказание выбыть игры.
Кошки-мышки
Условия: два мяча; количество участников — от десяти человек
Игроки образуют круг. Одна его половина — это одна команда, другая половина - вторая. Каждая команда получает по мячу (мячи разные). Первый мяч — это «кошка», второй — «мышка». Кошка водит.
Игра начинается по сигналу ведущего. Игроки быстро передают мячи из рук в руки по часовой стрелке. Задача «кошки» - поймать «мышку», а это зависит от того, насколько быстро и ловко игроки передают мячи.
Как только «кошка» догонит «мышку», команды меняются ролями.
Ловушки
Условия: мяч; количество участников — от восьми человек.
Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он берет мяч и располагается в центре круга. Игроки ставят ноги как можно шире и касаются ими друг друга.
Задача водящего: выбить мяч за пределы круга, пропустив его под ногами стоящих. Задача игроков: не дать ему это сделать, не сдвигая ноги и не используя руки. Все другие способы возможны (можно приседать, зажимать мяч коленями и пр.).
В упряжке
Условия: прочная веревка длиной около 7 м; количество участников - два человека.
Игроки-соперники стараются перетянуть друг друга с помощью связанной в кольцо веревки. Веревка накидывается сзади на шею игрока и пропускаются у него под мышками. Таким образом он оказывается как бы в упряжке. Соперники должны быть обращены друг к другу спинами. Справедливее подбирать игроков примерно равных по силе и весу.
По сигналу каждый стремится продвинуться вперед, увлекая за собой противника. Между игроками на земле нужно провести черту. Переступать за нее нельзя. Если один игрок перетягивает другого на свою половину, то он выиграл, а перетянутый проиграл.
Армейцы
Условия: количество участников —от трех человек в команде.
Это — эстафета, состоящая из нескольких этапов. Игроки делятся на команды. Отмечается начало и конец игрового поля. Команды выстраиваются у старта в ряд параллельно друг другу. Игра начинается по сигналу ведущего.
1. Пробежать дистанцию и вернуться обратно, имея за спиной тяжелый рюкзак. В него можно положить мяч для регби, книги и т. п.
2. Бег осуществляется тройками. Один на носилках, двое его несут.
3. Добежать до финиша и обратно, преодолевая препятствия — перепрыгивая через барьеры или «козла».
4. Добежать до финиша, взобраться по канату до определенной отметки, спуститься и вернуться назад.
5. Добежать до финиша, пустить стрелу игрушечного дартса в мишень, стараясь набрать больше очков, и вернуться обратно.
После окончания всех этапов подводится общий итог и объявляется команда-победитель.
Веселый звонок
Условия: два стула, два колокольчика; количество участников — два человека.
Друг напротив друга на расстоянии около 8 м необходимо поставить два стула. На каждый стул кладется по колокольчику. Игрокам завязывают глаза, и они встают возле стульев. Игра начинается по сигналу ведущего.
Задача игроков: добежать до стула соперника и позвонить в колокольчик. Кто первый, тот и победил. Вся штука в том, что не всегда первым звонит тот, кто первый добегает. Ведь стул еще надо найти...
Стройка
Условия: гимнастические палки (по одной на каждого игрока); количество участников — от десяти человек.
Игроки делятся на команды. Отмечается начало и конец игрового поля. Команды выстраиваются у старта в ряд параллельно друг другу. Здесь же нужно сложить гимнастические палки.
Игра начинается по сигналу ведущего и проводится по типу обычной эстафеты. Особенность игры: перед игрой каждая команда получает задание сложить с помощью гимнастических палок какую-либо определенную фигуру. Направляясь к финишу, первый игрок берет свою палку и, кладя ее в конце игровой площадки, начинает рисунок и возвращается обратно. За ним бежит второй, он продолжает рисунок и т. д.
Кто первый закончит эстафету, тот и победил. Впереди каждой команды, на расстоянии 5 —7 м, кладут обруч. Задача участников эстафеты: поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча — «нарисовать солнышко». Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
Под белы рученьки
Условия: мячи; количество участников — от девяти человек в каждой команде.
Игроки делятся на команды. Внутри каждой команды происходит деление еще на тройки. Отмечается начало и конец игрового поля. Команды выстраиваются у старта в ряд параллельно друг другу. Каждая команда получает по мячу. Игра начинается по сигналу ведущего и проводится по правилам эстафеты.
Задача игроков: двое из тройки берут под руки третьего, он встает на мяч, и так они двигаются (третий крутит под собой мяч ногами). Когда они возвращаются назад к старту, в «бой» вступает следующая тройка. Команда, завершившая эстафету, побеждает.
Ну где же спинки, где же ваши спинки?...
Условия: количество участников — не менее чем по три человека в каждой команде.
Игру лучше проводить в форме эстафеты. Задание игрокам: лечь на спину и, лежа на спине, ползти вперед ногами по игровому полю с препятствиями (стулья, мячи и т.п). Игроки не должны задевать препятствия. Вернувшись к началу игрового поля, игрок передает эстафету следующему. Команда, завершившая эстафету первой, побеждает.
Упряжка
Условия: веревки; количество участников — от четырех человек.
Игроки делятся на пары. Отмечается расстояние, которое им предстоит преодолеть. Оно не должно быть слишком большим.
Пары меняются друг с другом одним человеком. То есть один игрок из одной пары переходит в другую. Пары образуют упряжку. На того игрока, кто изначально был в этой паре, накидывается веревка. Его задача: сдвинуть с места своего «седока» который держит накинутую веревку за концы. А тот, кто перешел из другой пары, обязан сопротивляться. Чем лучше он будет это делать, тем возможнее победа именно его пары, поскольку победившей считается пара, прошедшая большее расстояние, стоя в упряжке с одним человеком, игрок работает на успех другого.
Чистильщик
Условия: одежная щетка; количество участников — от восьми человек.
Выбирается водящий. Игроки становятся в круг как можно ближе друг к другу, а водящего просят встать в середине круга. У одного из игроков в руках щетка, а руки за спиной.
По сигналу игра начинается. Водящего три раза поворачивают на одном месте. В это время игроки начинают передавать щетку за спинами друг друга. Причем каждый игрок должен делать вид, что передает щетку. Если водящему покажется, что он заметил щетку, он должен воскликнуть: «Руки!».
Игрок, к которому водящий обращается, а также его сосед справа и слева обязаны вытянуть обе руки вперед. Если щетка действительно окажется у кого-то из этих игроков, ее владелец становится водящим. Если же водящий ошибется, то истинный владелец щетки должен его этой щеткой почистить. Затем игра возобновляется.
Эстафета с переодеванием
Условия: шорты; количество участников — от десяти человек.
Игроки делятся на команды. Отмечается начало и конец игровой площадки. Команды выстраиваются у старта параллельно друг другу. На финише против каждой команды стоит стул. На стуле — шорты. Они должны быть достаточно большого размера, чтобы игроки независимо от своей комплекции могли их быстро надевать и снимать.
Задача: первый игрок добегает до финиша, надевает шорты, возвращается к своей команде, снимает их. Второй надевает, добегает до финиша, снимает, возвращается назад. Третий делает то же, что первый и т. д. Кто первый завершит эстафету, тот и победил.
Ты какого цвета?
Условия: цветной картон, ножницы; количество участников — от десяти человек.
Заранее нужно вырезать из цветного картона небольшие кружочки двух цветов — одинаковое количество кружков каждого цвета. Необходимо всего столько кружков, сколько будет игроков.
Игроки встают в круг. Ведущий прикрепляет эти кружки на их спины. Одной половине — одного цвета, другой — другого. Сами игроки не должны знать, кружок какого цвета у них на спине.
Игроки начинают танцевать или просто двигаться по кругу в одну сторону (боком, заглядывать за спины соседей нельзя). По сигналу ведущего игроки должны быстро разбиться на две команды соответственно цвету прикрепленных на их спины кружков. Побеждает та, что быстрее соберется вместе.
Точно в цель
Условия: мячи (по три-четыре на каждого), ведра; количество участников — от двух человек.
Игроки выстраиваются параллельно друг другу в одну линию. Напротив каждого из них на расстоянии 2 м пластмассовое ведерко (кастрюля, шляпа). У каждого игрока в руках по три-четыре маленьких мяча (можно их изготовить самим, насыпав в маленькие тряпочные или полиэтиленовые мешочки какой-нибудь крупы; можно использовать картошку, яблоки).
Задача игроков: забросить все «мячи» в «корзину». Победителем объявляется тот, кто окажется наиболее метким.