СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан
‌‌

Администрация муниципального района "Кизлярский район"

МКОУ "Красновосходская СОШ"






Методическая разработка





ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ









Составитель:

Магомедова Марина Магомедовна

Учитель начальных классов

МКОУ «Красновосходская СОШ»

Кизляркого района РД



2023 г.



Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………. 3

Цели и задачи…………………………………………………………………… 5

Практическая значимость………………………………………………………5

Трудности в проектной работе………………………………………………….6

Проектная работа 1 ………………………………………………………………7

Проектная работа 2……………………………………………………………….15

Проектная работа 3………………………………………………………………23

Проектная работа 4………………………………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………..34

Источники…………………………………………………………………………35



























Введение.

Для современной ситуации характерны изменения запроса на качество образования. Приоритетной целью и одной из основных задач обновлённого ФГОС становится формирование функциональной грамотности в системе начального общего образования.

В новом словаре методических терминов и понятий функциональная грамотность определяется, как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Н.Ф.Виноградова, одна из авторов УМК «Школа 21 века, отмечает, что функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

То есть, функциональная грамотность, в современном понимании этого термина, - это достаточно широкое понятие, включающее освоение основ различных наук и дисциплин, сформированность навыков решения проблем и многое другое.

Н.Ф.Виноградова разделяет функциональную грамотность на интегративные (читательская, информационная, коммуникативная, социальная) и предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная).

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе организую проектную деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, а также во внеклассной работе. Именно такая деятельность способствует формированию функциональной грамотности.

Одной из самых эффективных форм исследовательской (поисковой) деятельности являются всевозможные проекты.

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей. 
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит желаемые результаты.

Что же такое проектная деятельность? 

Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.


Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  •  проявить себя,

  •  попробовать свои силы,

  • приложить свои знания,

  • принести пользу,

  • показать публично достигнутый результат.

Или другими словами структура проекта состоит из 5 «П»:

Проект –это «пять» П:

-проблема

-проектирование (планирование)

-поиск информации

-продукт

-презентация

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  




Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач. Формирование способности применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач через проектно-исследовательскую деятельность. 


Задачи:

  • создать условия для проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время;

  • мотивировать обучающихся к научному исследованию и проектной деятельности;

  • формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;

  • создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

  • стимулировать умственную активность обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;

  • развивать познавательные и творческие способности обучающихся;

  • формировать у младшего школьника позитивную нравственную самооценку;

  • развивать способности понимания явлений и процессов живой и неживой природы;

  • использовать в работе современные образовательные технологии


Новизна заключается в применении проектно-исследовательских технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при подготовке и планировании уроков в начальной школе, занятий внеурочной деятельности; в организации сопровождения проектных и исследовательских работ обучающихся.

Ожидаемые результаты: повышение мотивации к проектно-исследовательской деятельности, приведет к положительной динамике качества знаний по предметам, изучаемым в начальной школе, росту количества детей, занимающихся внеурочной деятельностью, увеличению количества призовых мест на различных конкурсах и олимпиадах, профессиональному росту самого педагога.

В систему методической работы входят: 

  1. теоретические аспекты проектной и исследовательской деятельности младших школьников;

  2. обоснование применения учителем собственной методической системы «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»;

  3. сопровождение проектных и исследовательских работ у обучающихся в начальной школе;

  4. интеграция предметов начальной школы и национально-регионального компонента в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.



Однако, несмотря на неоспоримые достоинства, работа над проектом вызывает затруднения у учащихся. Исходя из опыта работы, можно отметить

следующие трудности:


1. В ходе проектирования должна решаться личностно-значимая для школьников проблема, которая формулируется учащимися. На практике часто учителя сами называют ее. Однако следует учесть, что детям в начальной школе трудно определить проблему самостоятельно. Для этого целесообразно подвести их к формулированию проблемы наводящими вопросами.

2. На втором этапе проектной деятельности – выдвижения гипотез – не всегда удачно идет выдвижение как можно большего количества идей. Формулируется со слов: «Если ….., то…..» Предположение, которое нужно доказать или опровергнуть» 

3. Следующей трудностью является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Цель – это отдалённый результат работы над проектом.

4. Следующая трудность заключается в неумении учениками составлять план деятельности на этапе планирования проекта.

5.  Две основные проблемы на этапе презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. По завершении презентации автору проекта придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым.


Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты. Постепенно уровень сложности повышался. Дети выполняют уже довольно сложные работы, долгосрочные проекты.

Проектный метод помогает и в сплочении коллектива. Коллективные проекты к праздничным датам в 3 и 4 классе стали для детей как важным способом самоутвердиться и выполнить ту роль, которая у него очень хорошо получается. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплочённее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.

Проектная работа 1.


Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников "Первоцвет"





ВСЕ О ЗУБНОЙ ПАСТЕ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

секция «МИР ВОКРУГ НАС»



Опубликовано на сайте Инфоурок

https://infourok.ru/proektnaya-rabota-vse-o-zubnoj-paste-4168611.html



Выполнила:

ученица 3 класса

МКОУ "Красновосходская СОШ"

Магомедова Наида

Руководитель:

Магомедова Марина Магомедовна,

учитель начальных классов,

МКОУ "Красновосходская СОШ"






2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Глава I. Теоретическая часть

  1. История

  2. Виды и состав зубных паст Глава II. Практическая работа

  1. Эксперимент 1(Приготовление пасты дома)

  2. Эксперимент 2 (Как выявить грубую пасту)

  3. Эксперимент 3 (Какая паста лучше защищает зубы)

  4. Эксперимент 4 (Паста в быту)

  5. Визит к стоматологу

  6. Анкетирование

Заключение

Список литературных и других источников

Приложения


3


3-4

4-5

4-6

5

5

5-6

6

6

6

7

8






















I. Введение.

Актуальность темы: каждый человек с детства начинает ухаживать за своими зубами. Мы их чистим, полощем рот, посещаем стоматолога. Выбирая зубную пасту мы руководствуемся советом врача или просто верим рекламе. Однако стоит задуматься, полезны ли они и безопасны? Может стоит делать пасту самому?

Гипотеза: правильный выбор пасты и правильный уход за зубами помогут сохранить зубы крепкими и здоровыми надолго.

Объект исследования: паста для зубов.

Цели: выяснить состав магазинной зубной пасты, изготовить пасту в домашних условиях, выбрать подходящую для себя пасту.

Задачи:

Найти информацию

Провести эксперимент.

Выбрать лучшую пасту.

Узнать о применении пасты в быту

Методы:

1. Проработка информации

2. Наблюдение

3. Анкетирование

4. Анализ















Основная часть.
Глава I. Теоретическая часть.

1. История
Первая паста, принадлежавшая египтянам, содержала в себе скорлупу в виде порошка, уксус, пепел. Для свежего дыхания в Риме пользовались козьим молоком.
При Петре I бояре использовали мел, натирали зубы углями березы, жевали лист мяты.Мята была и антибактериальным средством. Мел, порошок из лекарственных трав и цветков вошёл в средство по предложению Джона Харриса в середине 19 века. Во второй половине 19 века(1873 г.) стали производить зубные пасты. Её получали смешав желеобразную массу и меловую пудру. Основным ингредиентом было мыло. С развитием химической отрасли стали заменять Лаурилсульфатом натрия. На сегодняшний день мы также используем зубную пасту. Только пасты кардинально начинают менять свой состав.

3. Виды: (Приложение.1)

Паст огромное разнообразие. Их предлагают различные сети магазинов, аптеки, рынки. Специалисты рекомендуют брать пасты только в специализированных пунктах продаж и по совету врача.

Стоматологи делят пасты на:
1. Гигиенические.
2. Лечебно-профилактические

3. Детские.

4. Состав:
Почти в 90% паст ходит фтор - необходимый элемент в организме человека. Он необходим в процессе образования
костей, формирования зубной эмали.

Вспенивающееся вещество под названием Лаури сульфат натрия. 

Жидкий кальций. необходим для обеспечения твердости и крепости скелета человека и зубов.

Для предания свежести дыханию в состав пасты включён ментол - это ароматизатор. Ароматизаторами могут быть также мята, ванилин, анис и эвкалипт. Но чрезмерное использование такой пасты может плохо сказаться на здоровье сердца.
Сорбитол или натрий сахарин - это заменители сахара. Еще они удерживают влагу и создают текстуру. 

Консерванты - (от 4% до 8%) необходимы для увеличения срока хранения и формированию вязкости.
Антибиотик в составе антибактериальной пасты - триклозан. Под его воздействием погибают все микробы.

Увлажняющими веществами, сохраняющими водный баланс служит глицерин. Важную связующую все ингредиенты функцию выполняет вода.
Чистота и ощущение свежести во рту - это результат использования пероксида.

Важную связующую все ингредиенты функцию выполняет вода.
Экстракты ромашки, шалфея, ламинария, облепихи, тысячелистника, масла различных растений тоже входят в состав.

2. Практическая часть.

Эксперимент 1. Своя паста. (Приложение.2)

  • сок алоэ вера - 3 ст. л.

  • пищевая сода - 5 ст. л.

  • глицерин - 1 ст. л.

  • масло мяты перечной - 3-4 капли

Все смешать и измельчить в блендере. Хранить в баночке в холодильнике под плотно закрытой крышкой. Зубы этой пастой

чистила утром и вечером.

Вывод: в домашних условиях сделать простую и доступную пасту можно.

Эксперимент 2. (Приложение.3)

Решила проверить, на сколько хороша моя паста. Для сравнения взяла еще несколько паст: детскую, отбеливающую, лечебную, два вида укрепляющих, с фтором и с фтором и кальцием.
Хочу проверить, какая из выбранных мной грубая, а какая нет. Для этого мне нужна фольга. Фольга выполняет роль зуба. Я буду по очереди выдавливать немного пасты на фольгу и натирать пальцем. Если при трении появится серый цвет, значит паста содержит крупные абразивные вещества и является грубой.

Вывод: грубые пасты постепенно стирают зубную эмаль.



Эксперимент 3 (Приложение.4)

Для проведения эксперимента мне потребуются куриные яйца. Согласно исследованиям яичная скорлупа схожа, по своему химическому составу, с костной тканью человека, следовательно, и зубами. Я взяла 6 яиц, так как хочу проверить несколько видов паст: лечебную, отбеливающую, укрепляющую с фтором и кальцием, детскую, домашнюю и одно не обрабатываю. (фото) Всем известно что во рту остатки пищи начинают окисляться выделяя кислоту. Происходит реакция, нарушается естественный баланс в полости, начинают портиться зубы. Для имитации этой кислоты берём раствор уксуса. Этим экспериментом хочу узнать, какая паста наиболее хорошо может защитить зубы. Все обработанные яйца я опускаю в стакан с раствором. (Приложение)

В первые же минуты во всех стаканах появились пузырьки. В стакане с домашней пастой - большие пузыри и шипение. Это реакция при взаимодействии соды и уксусной кислоты. Вела наблюдения в течение 14 часов.(Приложение) Через 14 часов обнаружила, что крепкой осталась скорлупа яйца обработанного домашней пастой. Скорлупа необработанного яйца стала мягкой и прозрачной. Не оправдали защитные свойства отбеливающая и укрепляющая с фтором и кальцием.

Вывод: чистить зубы необходимо. домашняя паста хорошо защищает зубы.

Эксперимент 4 (Приложение.5)

Мне не раз приходилось слышать, что зубную пасту можно использовать в быту как чистящее средство. И вот я решила проверить. (Приложение)

1. Пастой я смогла очистить со стены следы карандашей и фломастеров.

2. Довела до блеска металлическую посуду.

3. Вернула красоту маминым украшениям.

Вывод: использовать пасту в быту, как чистящее средство можно.


3. Посещение стоматолога.(Приложение.6)

Для выбора подходящей для себя пасты решила посетить стоматолога и проконсультироваться. Проведя осмотр врач посоветовал мне лечебно - профилактическую зубную пасту т. к. обнаружил небольшой воспалительный процесс в деснах.

Вывод: пасту лучше выбирать по совету врача.



4. Анкетирование.(Приложение.7)

С целью выяснить какую пасту предпочитают мои сверстники и как ухаживают за своими зубами я провела анкетирование, задав им несколько вопросов.

Выяснила, что большая часть детей чистит зубы только 1 раз в день - утром. Пользуются как детской так и взрослой. Выбирают им пасту в основном родители.


3. Заключение.


Проделав ряд опытов и изучив литературу по теме я пополнила свои знания и могу более точно ответить на вопросы, поставленные в начале работы, подтвердив или опровергнув свои предположения.

Свою гипотезу, что правильный выбор пасты и правильный уход за зубами помогут сохранить зубы крепкими и здоровыми надолго, подтвердила на опыте.

Сделала свою пасту из доступных и простых составляющих. Она превзошла по защите все другие.

На опыте убедилась, что нет полностью натуральной и универсальной пасты. Увидела, что лучше всех защищает самодельная.

Не грубой оказались детская и лечебно-профилактическая.

Убедилась, что пасту можно использовать и в быту.


Каждая паста хороша по - своему. Но ведь полость рта каждого человека тоже индивидуальна, поэтому следует подбирать пасту под себя и по совету врача.


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ:



    1. http://copypast.ru/2011/07/18/domashnjaja_zubnaja_pasta_i_poleznye_sovet y.html

    2. http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/tooth-paste.html

    3. http://mshealthy.com.ua/disease-art-zubnaya-pasta-sostav.html

    4. http://nazdor-e.ru/index.php/obraz-jizni/86-sostav-zubnoi-pasty

    5. http://womanmir.com/dom-kosmetika/338-naturalnaya-zubnaya-pasta-recept-prigotovleniya.html

    6. http://zub-zdorov.ru/zubnaya-pasta-svoimi-rukami-recept-dlya-domashnego-prigotovleniya/

    7. https://www.irk.ru/news/blogs/ElenaGorbunova/400/

Борисенко А.В., Кариес зубов, М.: Медицина, 2000.


Ярыгин В.Н., Биология, М.: Просвещение, 2007.



























Проектная работа 2

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников "Первоцвет"



Тема: "Мой прадед. Моя родословная."



Социально-гуманитарные и экономические науки:

- история.



Выполнил:

Магомедова Наида

учащаяся 4 класса МКОУ

«Красновосходская СОШ»

Руководитель:

Магомедова Марина Магомедовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Красновосходская СОШ»

Кизлярского района РД



2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение.

II. Основная теоретическая часть.

1. Я и моя семья.

2. Родители отца.

3. Прадедушки и прабабушки.

4. Родители мамы.

5.Прабабушки и прадедушки.

6. Мои далекие предки.

III. Практическая часть.

Из архива прадедушки (генеалогическое «древо»)

IV. Заключение. Выводы.

V. Источники.



















I. Введение

Каждый человек имеет свою родословную. Родители говорят, что нужно почи-тать и уважать своих предков. Я вижу, с каким уважением они говорят о своих предках, родителях, рассказывают различные истории из жизни, рассказанные им своими бабушками и дедушками. И мне захотелось узнать как можно больше о своих предках. Узнать, кем они были, чем занимались, откуда наша семья берет свои корни. Узнать интересную информацию о предках.

Актуальность темы: зная о своих предках, человек лучше чувствует связь с историей и культурой своей страны.

Гипотеза: "Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная"-сказал известный советский актер Э. Гарин. Так ли это?

Объект исследования: моя семья и мои предки.

Цели: собрать как можно больше сведений о семье, узнать ее корни, сохранить собранную информацию.

Задачи: 1. изучить семейный архив, биографию предков, узнать интересные факты из их жизни;

2. вести запись

3. составить родословную

Методы: 1. получить информацию от старожилов семьи;

2. ознакомиться с документами предков;

3. изучить рукописи прадедушки;

4. рассмотреть фотографии из старых альбомов;





II.Основная часть

1. Моя семья

Папа, Магомедов Руслан Магомедович (1973 г.) окончил Одесский механико-технологический техникум. Строитель.

Мама, Магомедова Марина Магомедовна. Учитель начальных классов в МКОУ "Красновосходская СОШ" Кизлярского района.

Брат, Магомедов Абдулла и сестра, Магомедова Райзанат.

2. Родители отца. (Дедушка и бабушка)

Магомедов Магомед Абдуллаевич, родился в 1951 году, в Дахадаевском районе с. Уркарах. Служил в рядах Советской армии в Германии. Водитель. (Приложение 1)

Бахмудова Райзанат Багомедхановна (1954 - 1976 гг.) Домохозяйка.

3. Прабабушки и прадедушки со стороны отца.

Дедушка рассказал о своих родителях. (Приложение 2) Магомедов Абдулла Магомедович(1927-1997гг.) Абдуллабекова Хадижат Абдуллабековна (1927-2008 гг.). Колхозники.

Тётя, Магомедова Зайнаб Багомедхановна, рассказала о своих родителях. Прадедушка, Бахмудов Багомедхан Бахмудович (1928- 1998 гг). Ветеринар. 12 лет был главой сельсовета с. Уркарах. Прабабушка, Бахмудова Сайгибат Багомедхановна(1918-2000 гг). Домохозяйка. (Приложение 3)

4. Родители мамы (дедушка и бабушка) Абдурашидов Магомед Абдурашидович, (1951г.) Окончил Дагестанский госу-дарственный университет. Учитель немецкого языка и литературы, работал завучем школы, директором Уркарахской средней школы, директором центра социальной помощи семье и детям, директором спортивной школы. С 2012 до 2017 г. заместитель главы Дахадаевского района. Сейчас директор Уркарахского многопрофильного лицея. "Отличник народного образования ДАССР". Награжден грамотами и благодарственными письмами. (Приложение 4)

Магомедова Патимат Гасановна, (1956г.). Окончила Дагестанский педагогический институт в 1980г. И уже 38 лет работает учителем начальных классов в Уркарахской средней школе Дахадаевского района. (Приложение 5)

5. Прадедушки и прабабушки Алибагомедов Абдурашид Ахилович, родился в 1913 году в селении Карбачи-махи Дахадаевского района. В 1941 году был призван на воинскую службу. (Приложение 6) С 1943 по 1975 г. старшина милиции. Не раз встретился лицом к лицу с грабителями, орудовавшими в лесах Кайтагского и Дахадаевского районов. За образцовое исполнение обязанностей и служебного долга неоднократно награжден медалями: (Прил.7) "За боевые заслуги", "За отвагу", "За доблестный труд", " За безупречную службу", " За отличную службу ", "За Победу над Германией"," За оборону Кавказа", а так же денежными премиями и грамотами. Отличник милиции, ветеран труда. О прадедушке написала в своей книге "Во имя Родины" член Союза журналистов России Курбанова Айша Ханаевна. (Приложение7). Завершил службу в милиции в 1975г. Это был храбрый и отважный человек

Османова Кистаман, родилась в селении Харбук Дахадаевского района в 1900 г. В возрасте 12 лет лишилась родителей. Неграмотная. (Приложение 8)

Магомедов Гасан Омарович (1932 -2005 гг). После окончания школы в 1949 г. работал учителем математики в с. Зильбачи Дахадаевского района. Окончил исто-рический факультете, Саратовскую высшую партийную школу, Дагестанский сельскохозяйственный институт (Приложение 10). Работал директором школы, первым секретарём комсомола (Приложение 9), заведующим районным отделом образования Дахадаевского и Кайтагского районов, заведующим орготделом райкома партии, директором совхоза "Уркарахский", директором вечерней школы. В 1965 году вышла его большая статья в газете "Ленинна байрахъ", "Уркарах раньше и сейчас". (Приложение10). Мечтал выпустить книгу. Общественный корреспондент, член Союза журналистов России, заслуженный учитель Дагестана. Сохранились его рукописи: " Мой аул Уркарах в прошлом и сейчас", "Уркарах в 16-17 веках", "Адаты о браке и семье Уркарахцев", (Приложение 11). Награжден почетными грамотами и медалями: "За заслуги перед республикой", "За доблестный труд", " Ветеран труда". Это был настоящий патриот своей Родины.

Магомедова Хамсият Абдурахмановна, (Прил.12.) 1933 г. Работала секретарем в сельсовете затем в школе. Удостоена наград: "Ветеран труда", "Ветеран войны", юбилейными медалями " 60 лет окончания ВОВ" и "70 лет ВОВ". (Приложение 12).

6. Мои далекие предки

В альбоме нашла фотографии далеких предков (Приложение 13). Прапрабабушка Абдурахманова Салимат. 1898 г. На фотографии момент, когда она пришла на выборы первой. Фотография была размещена на страницах местной газеты. На следующей фотографии справа налево: прапрабабушка Магомедова Хадижа 1910 г., прапрадедушка Магомедов Магомед 1907 г., прапрапрабабушка Ашура 1880г. Дети - родные братья и сестра прадедушки.

III. Практическая часть

Из архива прадедушки ( генеалогическое "древо")

В архиве прадедушки нашла генеалогическое древо, составленное братом бабушки Магомедовым Шамилем. (Приложение14). С бабушкой я его внимательно изучила. Узнала своих предков до 1834 г. Это прапрапрапрадедушка Магомедов Магомед. Прапрапрадедушка Магомедов Омар Магомедович. Прапрадедушка Магомедов Магомед Омарович. Прадедушка Магомедов Гасан Омарович. Заметила, что часто повторяются имена Ашура, Магомед, Гасан, Абдулла, Хадижа. Прадедушка Магомедов Гасан Омарович носил имя и отчество своего дяди. Узнала как следует составлять семейное древо.

На основе всей собранной мной информации решила составить свое родословное древо. (Прил.15.)

IV. Заключение

Выводы

Проделав работу, я расширила свои знания о своем родословном. Узнала самых далеких предков. Увидела, что некоторые имена повторяются. Мой брат носит имя прадедушки - Абдулла, сестра - имя бабушки Райзанат. Так же обнаружила, что родословная со стороны матери и отца соединяются. Их бабушки родные сестры. Подтвердила свою гипотезу, что "Изучение истории своих предков есть наука самая занимательная". Достигла поставленной цели. Убедилась, что тема действительно актуальная, и ее изучением следует заниматься всегда. Выполнила поставленные задачи: изучила семейный архив. Собрала как можно больше сведений о своих предках. Составила родословное "древо". Сохраню всю собранную информацию для будущего поколения. Чтобы они знали о своих предках и уважали их. Буду продолжать пополнять родословное "древо" вносить что-то новое из своей жизни. Особенно ценными для меня оказались медали прадедушки Алибагомедова Абдурашида. Глубоко восхитил патриотизм и преданность своему делу прадедушки Гасана Омаровича.

Я горжусь своими предками. Уважайте и цените своих предков!













V. Источники


  • Рассказы прабабушки, Магомедовой Хамсият Абдурахмановны.

  • Рассказы дедушки, Абдурашидова Магомеда Абдурашидовича.

  • Рассказы дедушки, Магомедова Магомеда Абдуллаевича.

  • Рассказы бабушки, Магомедовой Патимат Гасановны.

  • Рассказы тети, Рамазановой Зайнаб Багомедхановны.

  • Курбанова Айша Ханаевна, «Во имя Родины», Махачкала: АЛЕФ, 2015г.

  • «Шила гIямру» (Сельская жизнь), апрель 2005г.

  • Личные документы и фотоальбомы предков.

  • Архив прадедушки.





























Проектно-исследовательская работа 3

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников "Первоцвет"





Тема: "Птичье молоко."



Опубликовано на сайте «Инфоурок»

https://infourok.ru/proektnaya-rabota-ptiche-moloko-5270012.html

Выполнила:

Исаева Зайнаб

учащаяся 3 класса МКОУ

«Красновосходская СОШ»

Кизлярского района РД

Руководитель:

Магомедова Марина Магомедовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Красновосходская СОШ»

Кизлярского района РД





2021 г.

Введение

Практически любому из нас приходилось пробовать торт или пирожное с названием «Птичье молоко». Известна ли причина получения кондитерским изделием такого странного названия? Согласитесь, если вдуматься, то всякий аппетит пропадает. 

Но, как, ни странно, птичье молоко упоминается в мифах и сказаниях многих народов мира. Хотя, как мы знаем, птицы не относятся к млекопитающим. Своих птенцов они выкармливают отнюдь не молоком. Поэтому выражение “птичье молоко” стало обозначать нечто невиданное, что-то такое, чего в реальности не существует, невозможное.

Лакомство стали выпускать, начиная с 1968 на фабрике “Рот-Фронт” в качестве эксперимента. Но из-за сложности технологии это были мизерные партии. Торт “Птичье молоко” придумал легендарный кондитер ресторана “Прага” Владимир Михайлович Гуральник. Был даже выдан патент в 1982 году на изобретение этого торта. Торт, в своем роде, уникален.

Должно быть, не случайно это название, выбрали для своей продукции и, так называемые, кондитеры фабрики Птичье молоко, располагающиеся на юго-западе Москвы.

Цель исследования

  1. Узнать, существует ли птичье молоко и используется ли оно при изготовлении конфет «Птичье молоко».

Задачи исследования:

1. Узнать у моих друзей, существует ли на самом деле птичье молоко.

2. Привлечь родителей к поиску информацию о существовании птичьего молока

3. Выяснить, входит ли молоко птиц в состав конфет «Птичье молоко».

4. Приготовить дома с мамой конфеты "Птичье молоко".

5. Угостить детей моей группы конфетами, приготовленными дома и познакомить их с результатом моего исследования.

Для решения поставленных задач мною применялись следующие методы исследования:

1. Я подумала и спросила у детей в классе, знают ли они о существовании птичьего молока.

2. Спросила у родителей.

3. Познакомилась с мифами и грузинской сказкой «Птичье молоко», через интернет

4. Вместе с учителем прочитали научную литературу о птицах.

5. Посмотрела на производство торта «Птичье молоко» в кондитерской «Рандеву»

6. Приготовила торт «Птичье молоко» и угостила конфетами собственного приготовления.

Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Некоторые сведения из истории торта «Птичье молоко»

История появления торта «Птичье молоко».

Птичье молоко, как вполне реальная субстанция, упоминается во многих народных сказаниях, мифах и легендах. По одной из версий, птичье молоко требовали женщины от своих мужчин, если хотели от них избавиться. Считалось, что райские птицы выкармливают своих птенцов молоком, которое для человека является эликсиром молодости и красоты, а также делает его неуязвимым для болезней. Поэтому, надоевшие мужчины отправлялись на поиски птичьего молока, и погибали в далеких землях от холода, голода и жажды. Конечно, никаких райских птиц не существует. Более того, пернатые не относятся к млекопитающим, поэтому не могут выкармливать своих детенышей молоком. Однако, птичье молоко, даже в наши дни означает что-то невиданное, но реально существующее. Может поэтому существует поговорка: «У него есть все, кроме птичьего молока». Возможно, это определение высокого достатка человека является отголоском древних мифов о молоке райских птиц.

История торта «Птичье молоко» началась с поездки в 1967 году министра пищевой промышленности СССР в Чехословакию, где на одном из приемов ему представили конфеты с оригинальной начинкой. Вернувшись в Советский Союз, министр собрал на московской фабрике «Рот-Фронт» представителей всех кондитерских производств страны, и приказал в кратчайшие сроки разработать собственную технологию изготовления чехословацких конфет. Первой, кому удалось максимально приблизиться к оригинальной рецептуре, стала кондитер Анна Чулкова, являющаяся в то время главным технологом Владивостокской кондитерской фабрики. Технология приготовления новых конфет, получивших название «Птичье молоко», была передана на другие кондитерские фабрики Советского Союза. Торт «Птичье молоко» изобрел в 1974 году легендарный советский кондитер Владимир Михайлович Гуральник, который долгое время работал в одном из лучших московских ресторанов «Прага». Как гласит легенда, Гуральник придумал торт под впечатлением конфет с одноименным названием, выпускаемых московской фабрикой «Красный Октябрь». После упорных поисков идеальной рецептуры, кондитеру наконец удалось найти то сочетание ингредиентов, которое до сих пор считается классическим — обильно политая шоколадом начинка торта, украшенная сверху, также шоколадной маленькой птичкой. Первоначально кондитерский цех ресторана «Прага» выпускал 50-60 тортов в день, но новый кулинарный шедевр так пришелся по вкусу москвичам и гостям столицы, что очень скоро дневная форма выпуска реализовывалась еще до того, как торты выходили из под рук кондитеров ресторана. Чтобы купить «Птичье молоко», люди записывались в очередь за несколько дней загодя. И чтобы хоть как-то удовлетворить спрос, руководством ресторана было принято решение увеличить дневную норму выпуска тортов до 500 штук. Весть о новом лакомстве быстро разнеслась по Советскому Союзу, торт «Птичье молоко» стали производить и в других города страны. А в 1980 году Госкомитет СССР по изобретениям выдал Владимиру Михайловичу Гуральнику свидетельство об авторских правах на торт «Птичье молоко», что стало невиданным для того времени прецедентом.

Глава 2. Практическая часть.
2.1. Выяснить, входит ли молоко птиц в состав конфет «Птичье молоко»

Из чего же тогда состоят конфеты "Птичье молоко"?

Прежде чем приготовить конфеты, мы вместе сходили на экскурсию в кондитерскую «РАНДЕВУ». Кондитер Аминат, не только показала, как производят конфеты, но и дала нам рецепт, как можно приготовить конфеты дома. По этому рецепту мы с мамой и приготовили конфеты.

Для этого мы замочили желатин в 0,5 стакане теплой воды и оставили его на час для набухания. Яичные белки взбили с сахаром и влили в эту массу растворенный желатин и еще раз все взбили. Затем мы растопили шоколад и сливочное масло, перемешали их и залили этой смесью дно формы. Потом эту форму поставили в холодильник. Когда масса застыла, мы достали ее из холодильника, вылили на нее приготовленные белки и снова убрали в холодильник. Когда масса опять застыла, мы залили ее сверху шоколадом и дали застыть. Затем разрезали на небольшие кусочки - и вкуснейшие домашние конфетки "Птичье молоко" готовы! (Приложение 1-2, фото)

2.2 Эксперимент приготовить торт "Птичье молоко " в домашних условиях

(Приложение 3, фото)

Вывод: птичье молоко существует, но по своему составу оно мало похоже на обычное молоко. И по внешнему виду это скорее «творог», а не молоко. Но назначение у него такое же, как у настоящего молока: выкармливать детенышей-птенцов впервые дни их жизни.

По итогам исследования я пришла к следующему выводу.

Все-таки птичье молоко существует, но по своему составу оно мало похоже на обычное молоко. И по внешнему виду это скорее «творог», а не молоко. Но назначение у него такое же, как у настоящего молока: выкармливать детенышей-птенцов впервые дни их жизни.

Соответственно люди птичек не доят и в конфеты "Птичье молоко" молоко птиц не добавляют. Но поскольку суфле в конфетах такое белое и нежное, что по внешнему виду и вкусу напоминает молоко, поэтому люди и сравнивают эти конфеты с молочком.

Заключение

  • Проведённый обзор различной литературы по теме, а также собственные наблюдения, исследования и эксперименты помогли сделать мне вывод о проделанной работе:

1. По свидетельству историков, история торта «Птичье молоко» началась с поездки в 1967 году министра пищевой промышленности СССР в Чехословакию, где на одном из приемов ему представили конфеты с оригинальной начинкой.

2. «За много лет работы фабрики многое изменилось в ассортименте, теперь с конвейера выходят не только “Птичье молоко”, но прочие кондитерские изыски. Что-то из выпускаемой продукции пришлось усовершенствовать. Так, сегодня “Птичье молоко” выпускается в двух весовых категориях: 1,3 кг и 650 гр. Это было сделано из-за снизившейся покупательской способности населения» – так пропагандирует руководство Птичьего молока.

Так значит, в целом по стране покупательская способность населения растет, а в отдельно взятом магазине, специализирующимся на продаже кондитерских изделий, снижается? И как же было заманчиво изменить рецептуру, оставив лишь прежнее название. Недаром рецепт держится в строжайшем секрете. 































Проектно-исследовательская работа 4

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Республиканский конкурс исследовательских проектов младших

школьников "Первоцвет"










ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – ВРАГ ИЛИ ДРУГ?


ЕСТЕСТВЕНОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



секция «Наука и жизнь»



опубликовано на сайте Мультиурок


https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-elektrichestvo-vrag-ili-d.html








Выполнил:

Алиев Мухаммад

ученик 3 класса

Руководитель:

Магомедова М.М.

учитель начальных классов,






2021 г.

Введение

Меня всегда ругали, чтобы я никогда не подходил к розетке, потому что там живет ток, и он кусается, а еще он может ударить меня. Мне сразу стало интересно: кто такой ток, откуда он взялся в нашем доме и почему живет в нашей розетке, как он выглядит и почему он кусается и дерется?

Цель исследования:

  • Я решил исследовать этот самый электрический ток.

Задачи исследования:

  • Узнать, как возникает электричество и электрический ток.

  • Выяснить, где «живет» электричество.

  • Чем опасен электрический ток.

  • Как электричество помогает человеку.

  • Как правильно обращаться с электроприборами.

Методы исследования:

  • ????? Я подумал ?????

  • Спросил у друзей и взрослых.

  • Прочитал в энциклопедии.

  • Понаблюдал за электроприборами.

  • Рассмотрел электрические провода.

  • Провел опыты и эксперименты

Гипотезы исследования:

  • Если ток живет в розетке и может ударить или укусить – наверное, он злой и страшный.

  • Как он оказался в нашей розетке - может быть он умеет бегать и прятаться?

  • Допустим, есть неопасное электричество, тихое и незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.


Актуальность моей исследовательской работы в том, что мои исследования помогут таким же детям как я правильно обращаться с электрическим током. Мы ежедневно пользуемся большим количеством электроэнергии. Забывая выключать электроприборы  из сети, мы оставляем их в таком режиме питания на несколько часов, а они, в свою очередь, потребляют энергию. Мы совершенно не задумываемся о том, что электричество может в скором времени закончиться, хотя это так. Но неужели можно много сэкономить, выключая приборы из розеток, а не оставляя их в «спящем» режиме?

Глава.

Теоретическая часть.

Само слово «электричество» происходит от греческого названия янтаря - электрон. Еще древние греки знали, что, если кусок янтаря потереть о шелк или перышко, они притянутся к янтарю. Сейчас мы знаем, что при трении в янтаре возникает электрический заряд.

Я спросил у мамы, Кто такой этот таинственный электрический ток? Она мне рассказала, что электрический ток живет в розетке. Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы и помогает человеку. Ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Ток приходит в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка/рассматриваем провод. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам и текут маленькие частички которые называют - электроны. Электроны и образуют электрический ток.

Мы с мамой нашли информацию в сети интернет и убедились в том, что электрический ток попадает в розетки, а затем в электроприборы, которые окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники помогают нам везде. Без них нам было бы очень трудно.

На классном часу учительница рассказала нам о таинственном электрическом токе, который нельзя увидеть, но легко поймать. Я вместе с учительницей нашел и прочитал очень ценную информацию про электрический ток в школьной библиотеке. Оказалось, что электрический ток это энергия, которую мы можем увидеть только в работе: она необходима, чтобы смотреть мультики по телевизору, пылесосить, играть в компьютер, погладить белье, приготовить покушать и многое другое. Я задумался:

«А какие электроприборы есть у нас дома?»

А потом я спросил у мамы: «Почему ток кусается и дерется?» Мама объяснила, что ток очень опасен. Электричество помогает нам, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Ни в коем случае нельзя совать в розетку пальцы или какие – либо предметы. Это очень опасно, особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю или розетке – ток пробежит через воду и ударит тебя. (Приложение №1-2)

  1. Глава

Практическая часть.

Эксперимент №1

Но как, же его увидеть?? Мы взяли настольную лампу, вставили вилку от провода в розетку, подвижные частички начинают двигаться, «течь» в лампочку – это и есть ток. В лампочке электроны бегут через тоненькую металлическую ниточку, нагревают её так сильно, что она светится, и «утекают» обратно в розетку. Запомни: ток очень опасен, играть с ним нельзя.

Всё вокруг, в том числе и люди, и воздух, которым мы дышим, состоит из атомов. В центре каждого атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него обращаются отрицательно заряженные электроны. (Приложение №3)

Электричество может возникнуть не только при трении. Причиной возникновения тока может быть химическая реакция. Так устроены привычные нам батарейки.

Когда мы пошли гулять, папа показал мне электрические провода, трансформаторную подстанцию, где живет ток, поезд, который ездит по проводам и называется электричка, троллейбус, который тоже ездит по проводам. Папа сказал, что есть такая профессия «электрик» и что электрик умеет дружить с электричеством. Мне захотелось познакомиться с этим «волшебником». Учитель физики рассказал много интересного. (Приложение № 4-5, 7)

Моя учительница рассказала нам, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Она пригласила нас в страну «Волшебных предметов», где мы научись ловить электричество.

Эксперимент №2

Мы терли воздушные шарики о волосы, подносили к стене и шарики прилипали к стене. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Электричество в волосах мы можем увидеть, когда расчесываемся - волосы электризуются, торчат в разные стороны. (Приложение № 6)


ВЫВОД:

Электрический ток – это энергия, которая вырабатывается на электростанциях. Увидеть ее можно только в работе электрических приборов. Электрическая энергия может преобразовываться в свет, тепло или звук. Электричество – вполне объяснимое явление, очень важное для нашей жизни, но требующее осторожного и бережного отношения.


  • НЕ тяните вилку из розетки за провод;

  • НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками;

  • НЕ пользуйтесь неисправными электроприборами;

  • НЕ включайте все электроприборы одновременно;  

  • НЕ влезайте на опоры линий электропередач, на крыши строений рядом с ними,

  • НЕ играйте под проводами;

  • НЕ прикасайтесь к провисшим и оборванным проводам, не бросайте ничего на линии электропередач;

  • НЕ лезьте и даже не подходите к трансформаторной будке.






Заключение:

Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. Ежегодно на собраниях дети выступают со своими проектами перед родителями. Большинство родителей заинтересованы и являются активными помощниками, чему я, безусловно, очень рада. В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет! На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют. 
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».
Желаю Вам творческих идей!
Благодарю за внимание!







Источники:

  1. Большая книга знаний для школьников от А до Я. – М.: Эксмо, 2011г.;


  1. Введение в электронику, В. Савенков, приложение к набору «Электроника для детей»;


  1. http://www.xliby.ru

  2. http://www.kostyor.ru

  3. http://potomy.ru

  4. http://class-fizika.narod.ru

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с.16-17

Формирование функциональной языковой грамотности у младших школьников. Исследовательская деятельность обучающихся: [Электронный ресурс]. IRL: https://uchitel.club/events/formirovanie-yazykovoi-funkcionalnoi-gramotnosti-u-mladsix-skolnikov-issledovatelskaya-deyatelnost-obucayushhixsya/

Функциональная грамотность: [Электронный ресурс]. IRL: https://methodological_terms.academic.ru/

Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock



29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!