СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проектной задачи "Историю рассказывают деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проектной задачи "Историю рассказывают деньги"»













Методическая разработка проектной задачи по финансовой грамотности

«Историю рассказывают деньги»





Разработчик проекта:

Лубсанова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №14»












г. Улан-Удэ

ВВЕДЕНИЕ

Новые времена ставят перед нами новые задачи, так с приходом рыночной экономики объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности. Сегодня каждый гражданин должен осознавать, что от него зависит его будущее финансовое благополучие.

Современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача.

Тема проекта «Историю рассказывают деньги»

Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (деньги, функции, виды денег) – являются составляющей частью экономической потребности.
















Наименование: Разновозрастная проектная задача для учащихся начальной школы «Историю рассказывают деньги»

Тип: внеурочное занятие (долгосрочный проект – 3 недели)

Форма проведения занятия: разновозрастная проектная задача

Место занятия в логике реализации курса: проектная задача даст возможность закрепить полученные знания и станет мотивировочной базой для повышения финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

  1. Методическая характеристика:

Цель занятия:

Создание сборника «Историю рассказывают деньги»

Задачи: создать условия, чтобы ученик имел возможность овладеть понятиями «товар», «деньги», «покупка», «продажа», «ликвидность», «нумизматика»; исследовать и понять свойства денег; освоить практическую функцию денег.

Планируемые результаты:

Личностные

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками

  • развитие самостоятельности

Метапредметные

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • овладение понятиями: товар, деньги, покупка, продажа, ликвидность.

  • понимание цели своих действий;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей.

Коммуникативные

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения

и право каждого иметь свою точку зрения;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Предметные

  • научатся: понимать, что такое деньги и их функции,

  • применение своих знаний на практике.

Технология:

  • проектная технология

Методы:

  • поисковый

  • исследовательский

  • эвристический

  • анализ литературы


Методическое обеспечение:

1. Федин C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


2. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

3. Интернет-ресурсы

    1. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности

    2. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;

    3. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

    4. http://ru.wikipedia.org/;

http://slovari.yandex.ru


Описание хода занятий (технологическая карта)

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Ресурс

Социальная форма

Время

1.Организационный момент

Приветствие . Распределение на группы

Занимают места в зависимости от цвета карточки

Фишки разного цвета для распределения на группы

Фронтальная

Первая неделя\1 урок

2.Целеполагание

Вступительное слово учителя. Объяснение правил и порядка выполнения проектной задачи

Слушают учителя, знакомятся с другом

Мультимедийная презентации

фронтальная

групповая

Первая неделя

3. Работа по этапам проектной задачи

Этап 1. Погружение в проект

Учитель предлагает учащимся тему проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Обсуждают тему будущего проекта,

Раздаточный метериал (приложение№1,2)

групповая

Первая неделя

Этап 2.

Планирование деятельности.

Распределение ролей между членами группы

Раздаточный метериал (приложение№1,2)

групповая

Первая неделя

Этап 3. Реализация проекта


Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы рецензирует и корректирует поступающий материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем- родителями , библиотекарем. осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности,


Библиотека, интернет –ресурсы,

Справочники, словари, энциклопедии

групповая

Первая\

вторая неделя

Этап 4. Оформление проектной работы

Консультации с учителем

Самостоятельная поисково-оформительская работа каждого члена проектной группы. Возможна помощь родителей


 

Интернет-ресурс,

Справочники,

энциклопедии


групповая

Первая\

вторая неделя

Этап 5. Презентация результатов.

Организует презентацию,

продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации по оформлению.


выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять книгу при необходимости консультируются с учителем, родителями осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.


Мультимедийные презентации

групповая

Третья неделя

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.   



Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников.

осуществляют оценивание деятельности и ее результативности



Мультимедийные презентации, готовый продукт, цветные карточки


Третья неделя

              Рефлексия.

Предлагает анкеты

Заполняют анкеты-оценивают работу

Раздаточный материал (Приложение №3,4)


Третья неделя\

итоговый урок





Ход занятия

Этап

Хронометраж

Действия учителя

Действия обучающихся

1. Организационный момент

5 мин.

Приветствие . Знакомство в группах.

Дети знакомятся в группах

2. Целеполагание

15 мин

Сегодня мы с вами начинаем интересный творческий проект.

-Посмотрите на слайд. (у каждого на столе набор: купюра, соль, зерно, ракушки,..)

-Что вы видите?

-Как вы думаете, что общего между данными предметами?

- Чему будет посвящен наш проект?

Да, сегодня наша проектная задача будет посвящена деньгам.

Мы начинаем работу над творческим проектом по созданию брошюр на тему «Историю рассказывают деньги»

Наш проект будет разделен на 6 этапов. По продолжительности- 3 недели.

Этапы работы:

Этап 1. Погружение в проект.

Этап 2. Планирование деятельности.

Этап 3. Реализация плана.

Этап 4. Оформление проектной работы.

Этап 5. Презентация результатов.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.   

              

В конце нашего проекта вы оцените получившиеся брошюры.

- Как вы думаете, по каким критериям можно оценить ваши работы?

- А для того, чтобы ваш сборник получился содержательным. Вы можете придерживаться данных рекомендаций.

Критерии оценки работы: (Приложение 1)

1.   Полнота и глубина изучения и изложения материала.

2.   Творческий подход к работе.

3.   Работа с источниками информации.

4.   Самостоятельность при выполнении

5.   Защита проектной работы.

6.   Качество оформления материала


- Также по окончании работы вы оцените свой вклад, своё участие в создании брошюр, оцените работу группы, и группа оценит вашу работу.



Варианты ответов детей






Варианты ответов детей





Оригинальность, аккуратность…



















Этап 2 планирование деятельности

20 мин


Над созданием сборников работают пять групп. У каждой группы своя тема. От результата групповой работы зависит общий результат.

Сейчас вам предстоит выбрать предлагаемые темы для своей работы. Договоритесь в группе, кто будет ответственным за выбор темы.

В случае спора – жеребьёвка.


Темы для проекта (на отдельном столе)

(Приложение2)

-1 группа:

1.1.        Что такое деньги (определение)?

1.2.        Когда и как появились первые деньги?  Как они выглядели?

1.3.        Где появились первые монеты?

1.4.        Как называются части монет (стороны, ребро, надписи)?

1.5.        Какой недостаток имели металлические деньги? Почему?



2 группа:

2.1.  Какие первые деньги в России?

2.2.        Что такое ярмарка в Древней Руси?

2.3.        Почему в кладах Руси находят монеты других стран?

2.4.        Расскажи, как менялись деньги в нашей стране от старинных до современных.

    1. Что такое нумизматика? Расскажи, как мы можем заняться этой

наукой?

3 группа:

3.1.   Когда и почему появились бумажные деньги?

3.2.        Какими деньгами пользуются современные люди?

3.3.        Откуда сейчас люди берут деньги?

3.4.        Как выглядят современные российские деньги?



4 группа:

4.1.   Что такое валюта, курсы валют, обмен валюты?

4.2.   Расскажи о любой валюте из Европы по плану.

4.3.   Расскажи о любой валюте из Африки по плану.

4.4.   Расскажи о любой валюте из Америки по плану.

4.5.   Расскажи о любой валюте из Азии по плану.

ПЛАН:

·  денежная единица выбранной страны (название, описание, интересные факты),

·  местоположение страны на карте,

·  столица,

·  интересные факты о стране.



5 группа:

1.         Тема «денег» в пословицах и поговорках (примеры наиболее интересных с иллюстрациями).

2.         Тема «денег» в сказках, мультфильмах (интересные факты, отрывки).

3.         Математические задачи на тему «денег»

4.         Загадки, викторины, ребусы на тему «денег».

5.     Какие народные приметы существуют, связанные с темой «денег».



- Ознакомьтесь с планом работы (на партах у каждой группы лежит план – Приложение 3) и приступайте к её выполнению.

Этот этап длится две недели. Соблюдайте временные рамки.

- За помощью вы можете обращаться к учителю, родителям.





Назначают ответственного за выбор темы.










Ответственные подходят и выбирают тему

Этап 3.Реализация плана

Первая \вторая неделя

На данном этапе группы консультируются с учителем

Сбор и поиск информации

Этап 4.Оформление проектной работы

Вторая\третья неделя

Оформление работ

Конструирование брошюр

Этап 5. Презентация результатов 

Итоговое занятие

Сегодня наше занятие будет посвящено последнему этапу проектной деятельности – презентации ваших работ: «Историю рассказывают деньги»

- Активными участниками данного проекта являются не только вы, ребята, но и присутствующие на нашем занятии, родители, которые очень помогли нам в сборе и что немаловажно в отборе материала для брошюр.



Презентация результатов самостоятельной проектной деятельности учащихся.

















Демонстрация собранного и проанализированного материала для создания сборника


Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности


Заполнение анкет № 1, №2

А сейчас я предлагаю каждому задуматься над вопросом:

Понравилась ли вам история, которую рассказали деньги?

Я вам предлагаю пройти к карточкам (в разных местах класса карточки0

Нет

Да

Мне всё равно

Затрудняюсь ответить

Все расходятся по группам

Пусть девизом вашей жизни будут слова Ф. Бэкона: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник»


Спасибо за работу.

оценивание




 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенный проект ориентирован на детей 2-4 классов и направлен расширение кругозора обучающихся в области финансовой грамотности, на формирование навыков социального взаимодействия и общения. В результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося, что является очень важным компонентом при формировании сознания школьника.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах, во внеурочной деятельности, на родительских собраниях. В результате у школьников формируются понятия денег и их функций, умение применять свои знания на практике.


Данное исследование, может стать продолжением для новых интересных открытий, которые помогут узнать,  как много значат деньги для экономического процветания и благополучия нашей страны.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Федин C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


2. Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. / Г. Д. Гловели. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 128 c., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

3. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»


4. Корлюгова, Ю. Н Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.

5. Интернет-ресурсы

    1. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности

    2. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;

    3. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.

    4. http://ru.wikipedia.org/;

    5. http://slovari.yandex.ru.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Критерии оценки работы:

1.   Полнота и глубина изучения и изложения материала.

2.   Творческий подход к работе.

3.   Работа с источниками информации.

4.   Самостоятельность при выполнении

5.   Защита проектной работы.

6.   Качество оформления материала






























Приложение 2

1 группа:

1.1.        Что такое деньги?

1.2.        Когда и как появились первые Как они  выглядели?

1.3.        Где появились первые монеты?

1.4.        Как называются части монет (стороны, ребро, надписи)?

1.5.        Какой недостаток имели металлические деньги? Почему?


2 группа:

2.1.  Какие первые деньги Древней Руси  

2.2         Почему в кладах Руси находят монеты других стран?

2.3.         Расскажи, как менялись деньги в нашей стране от  старинных до

современных.

2.4.          Что такое нумизматика? Расскажи, как мы можем заняться этой

наукой?


3 группа:

3.1.   Когда и почему появились бумажные  деньги?

3.2.          Какими деньгами пользуются современные люди?

3.3.         Откуда сейчас люди берут деньги?

3.4.         Как развивается качество  защита современных денег?

3.5.         Как выглядят современные российские деньги?


4 группа:

4.1.   Что такое валюта, курсы валют, обмен валюты?

4.2.   Расскажи о любой валюте из Европы по плану.

4.3.   Расскажи о любой валюте из Африки по плану.

4.4.   Расскажи о любой валюте из Америки по плану.

4.5.        Расскажи о любой валюте из Азии по плану.


ПЛАН:

·  денежная единица выбранной страны (название, описание, интересные факты),

·  местоположение страны на карте,

·  столица,

·  интересные факты о стране.



5 группа:

  1. Тема «денег» в пословицах и поговорках (примеры наиболее

интересных с иллюстрациями).

2. Тема «денег» в сказках, , мультфильмах

3. Математические задачи на тему «денег»

4. Загадки, ребусы на тему «денег».





Приложение 3

        Рекомендации по выполнению проекта.

  • Распределите вопросы в группе.

·          Подбери информацию (книги, журналы, интернет, телепередачи и т.д.) по своей теме;

·          распланируй всю работу по сбору и анализу информации с помощью учителя , родителей (покажи ему ту литературу, которую ты нашёл и планируешь воспользоваться);

·          выполни  свою часть проекта;

·          покажи полученный материал учителю;

·          внеси коррективы по результатам беседы;

·          напечатай или напиши свою часть проекта;

·          подготовь иллюстрации к своей части проекта, распечатай или принеси карту памяти с изображениями учителю;

·          подготовься к защите и оценке качества работы;

·          защити свой проект.

3.         Используй в работе любую доступную справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п. (в библиотеке или дома), а также Интернет.

4.        Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппараты, ксерокс,  Интернет.

5.        Используй знания по любым предметам, а также свой и родителей жизненный опыт. Проявляй творчество,  но основывайся только на научных знаниях.
















Приложение 4

Анкета №1 (заполняет каждый)

ФИ ____________________________


Поставь отметки на оценочных шкалах:


  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта работа


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Оцени, насколько сложной показалась тебе эта работа


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? Обведи.

Да Нет


Почему? _______________________________________________


________________________________________________________

  1. Оцени свой вклад в создание книги (насколько ты оказался полезен своей группе)


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














Приложение 5

Анкета № 2 ( для группы)


Поставь отметки на оценочных шкалах:


  1. Оцени, насколько Ваша группа справилась с заданием


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


  1. Уложились ли вы по времени?


Да Нет


Если нет, то почему?______________________________


________________________________________________


  1. Оцени вклад каждого в работу всей группы



0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!