Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»
Методическая разработка
проведения профессиональных проб
по профессии «Повар, кондитер» для обучающихся общеобразовательных школ
6-11 классов
на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Феодосийский техникум строительств и курортного сервиса»
Разработчик: Высочина Н.Г.
г. Феодосия, 2021
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 6
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 6
Паспорт программы 7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ 7
ПРОФЕССТОНАЛЬНАЯ ПРОБА «КАРВИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ИЗ ОВОЩЕЙ» 7
Приложение 1 11
Приложение2 12
Приложение 3.........................................................................................................13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовые ресурсы в современных условиях это фактор развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причинами неэффективной профессиональной деятельности являются физиологические, психические и социальные особенностями работников. Не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Профессия – это занятие человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, которые он приобрел в ходе специальной подготовки, являющееся источником существования людей.
Повар – это специалист по приготовлению пищи. Это профессия занимает 17 место в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.
Данная методическая разработка по проведению профессиональных проб по профессии Повар, кондитер предусматривает выполнение необходимых требований согласно Профессиональному стандарту по профессии Повар; Профессиональному стандарту по профессии Кондитер; ФГОС ТОП- 50; Worldskills по компетенции Поварское дело; правил безопасности труда.
Обязанности повара, кондитера это приготовление блюд по специальным рецептурам, согласно технологической карты. Повар или кондитер подходя к процессу творчески может видоизменять их по своему вкусу.
Работа повара выполняется в несколько этапов:
Получение сырья;
Поддержание технологии и рецептуры приготовления блюд;
Обеспечение процесса приготовления блюд: подготовка необходимого оборудования, заготовка полуфабрикатов;
Эксплуатация кухонного оборудования с соблюдением техники безопасности;
Обеспечение должного учета и хранения продуктов в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами;
Реализация продукции.
Цель системы профессиональной ориентации это формирование у школьников способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. И потому профессиональная ориентация помогает решать задачу формирования личности работника нового типа, обеспечивая эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Для правильного выбора профессии необходима помощь учащимся в виде специально организованной деятельности, которая включает в себя получение знаний о направленности профессионального труда с последующим соотнесением знаний и умений в профессиональной деятельности.
Профессиональная проба – это испытание, применение различных упражнений, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. Так как, для школьников моделируются конкретные условия деятельности: ученики включаются искусственно в возможно свою будущую профессиональную деятельность.
Быть наиболее успешным и конкурентоспособным, определиться с теми направлениями, которые им нравятся, поможет школьникам приобретенный социальный опыт.
Настоящая методическая разработка по проведению профессиональных проб предназначена для реализации на базе ГБПОУ РК «ФТСКС»
с целью:
- создания условий для профессионального самоопределения учащихся школ муниципального образования городского округа Феодосия по профессии «Повар, кондитер».
Профессиональная проба дает возможность сознательно, обоснованно выбрать профессию, помогает убедиться в достоинствах и определиться с недостатками выбранной профессии. Профессиональные пробы могут дать возможность для самовыражения.
Задачи:
- знакомство учащихся с содержанием и характером труда работников этой профессии;
- формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков, опыт практической работы по профессии «Повар, кондитер»;
- развитие и укрепление интереса к будущей профессии;
- воспитание готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Данная методическая разработка по проведению профессиональных проб представляет собой мероприятия:
- мастер классы;
- экскурсии;
- выставки.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«ПОВАР, КОНДИТЕР»
Профессиональные пробы организованы на базе ГБПОУ РК «ФТСКС»
При проведении профессиональных проб используются технологии приготовления блюд и кулинарных изделий, различное оборудование и инвентарь.
Методическая разработка по проведению профессиональных проб по профессии «Повар, кондитер» предусматривает выполнение необходимых требований и правил безопасности труда.
Профессиональные пробы являются частью профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов.
Этапы программы:
1. Подготовительный:
- проведение встреч рабочих групп по планированию совместной деятельности в рамках программы профессиональных проб «Повар, кондитер»;
- заключение договоров с образовательными партнерами о прохождении профессиональной пробы учащимися 6-11 классов
2. Практический:
- организация и проведение профессиональных проб для школьников;
- информационное обеспечение участников программы;
- по итогам реализации программы предусмотрено анкетирование учащихся.
3. Заключительный:
- подготовка отчета о реализации программы профессиональных проб
«Повар, кондитер» за отчетный период.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По итогам выполнения профессиональных проб школьники должны знать:
-содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- правила использования оборудования и инвентаря на примере практической пробы.
По итогам выполнения профессиональных проб школьники должны
уметь:
- выполнять простейшие операции; пользоваться инвентарем, оборудованием и документацией;
- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися программы:
- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;
- способность проявлять творчество при приготовлении блюд изготовлении кондитерских изделий;
- умение работать по образцу;
-соблюдение технологии приготовления блюд и изготовлении кондитерских изделий.
Паспорт программы
Учебный план программы проведения профессиональных проб по профессии «Повар, кондитер»
Категория – учащиеся 6-11 классов
№ п/п | Наименование профессиональных проб | Класс | Всего часов | В том числе |
лекции | практические занятия |
1 | «КАРВИНГ ИЗ ОВОЩЕЙ» | 15 | 45 мин | 15 мин | 30 мин |
ИТОГО: | 30 чел | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ПРОФЕССТОНАЛЬНАЯ ПРОБА «КАРВИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ИЗ ОВОЩЕЙ»
Цель:
1.Получить первичный навык по нарезке и первичной обработке традиционных видов овощей по сезону.
2.Развивать умения, навыки и творческие способности в процессе художественной резке овощей в стиле «Карвинг», согласно Профессиональному стандарту по профессии Повар; ФГОС ТОП- 50; Worldskills по компетенции Поварское дело.
Задачи:
1. Рассмотреть варианты изготовления резки овощей;
2. Изучить правила работы «карвинга»;
3. Освоить простые приемы резки овощей;
4. Создать своими руками украшения из овощей
По итогам профессиональной пробы школьники должны:
Знать: Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в производственной лаборатории. Правила использования и применения инструментов, материалов при нарезке овощей; технику обработки овощей; способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей.
Уметь: Вырезать из овощей в технике «карвинг», декорировать блюда.
Содержание профессиональной пробы
Общие сведения о профессии «Повар». Понятия о гигиене труда, личной гигиене работников общественного питания. Санитарные требования к рабочему месту повара. Санитарные правила при нарезке овощей. Требования техники безопасности при работе с ножами, ножницами, посудой.
Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом по нарезке овощей и фруктов.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование: производственный стол, электронные весы.
Инвентарь: доски разделочные, ножи, ножницы, ножи карбовочные овальные, треугольные, ложка -нуазетка, нож - овощечистка, емкости для хранения овощей и фруктов, тарелки.
Нормативно-технологическая документация - технологические карты, инструкция по охране труда и технике безопасности.
Сырье: тыква, огурец, морковь, дайкон, репа, зелень петрушки, зеленый лук.
План проведения профессиональной пробы
№ п/п | Этапы профессиональной пробы | Время ( в мин.) | Примечание |
1. | Организационный момент | 2 мин | Встреча и мотивация участников профессиональной пробы; размещение организация рабочих мест |
2. | Представление темы | 3 мин | Художественная резка овощей в стиле «Карвинг» |
3. | Экспресс-презентация | 5 мин | Участникам демонстрируется информация по теме в формате презентации. |
4. | Практическое занятие | 30 мин | Базовый демонстрационный элемент художественной резьбы в стиле «Карвинг». Отработка практического навыка резьбы школьника |
5. | Рефлексия (подведение итогов) | 5мин | Совместное обсуждение результатов профессиональных проб с дальнейшем профессиональным самоопределением будущего выпускника школы |
Литература
1. Анфимова Н.А., Татарская Л.Л.. Кулинария «Повар кондитер» - М.; Академия 2012.
2. Кристианини Джина, СтрабеллоВилма, Фантазии из овощей и фруктов. М, Изд: Наоола – пресс, 2013.
3. М. Козина. Как украсить блюдо. М, Изд: Владис, 2014.
Интернет-ресурсы:
http://www.good-cook.ru/tort/tort_033.shtm
http://www.gotovim.ru/national/scotish/9617.shtml
Приложение 1
БУКЕТ ИЗ МОРКОВИ
РОЗЫ ИЗ МОРКОВИ
ЛЕБЕДЬ ИЗ ЯБЛОКА
Приложение 2
Оценка достижения планируемых результатов
Название профессиональной пробы ____________________________________
Дата проведения ____________________________________________________
Планируемый результат ______________________________________________
Данные о заполнителе: ФИО __________________________________________
СОШ №__________________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
| Показатели | Критерии зачет/незачет |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены | |
2 | Способность проявлять творчество | |
3 | Умение работать по образцу | |
4 | Соблюдение технологии приготовления | |
| ИТОГ | |
Приложение3
АНКЕТА
участника профессиональной пробы
Данные о заполнителе: ФИО __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учебное учреждение __________________________________________________________________
Класс __________________________________________________________________
Что Вам понравилось в данной профессиональной пробе? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Будете ли Вы использовать полученные умения в повседневной жизни?
__________________________________________________________________
Считаете ли Вы нужным проводить подобные профессиональные пробы в дальнейшем? __________________________________________________________________
Чему Вы хотели бы еще научиться? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за участие в профессиональной пробе!
2