Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» составлена на основе следующих нормативных документов:
-Новый Федеральный Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ ( принят Государственной Думой 21.12.12 г. , одобрен Советом Федерации 26.12.12 г., вступил в силу с 01.09.13 г.).
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 12мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( утверждены постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
-Авторская программа по надпредметному курсу «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов под редакцией Л.Г. Петерсон (М.: Национальное образование,2012)
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом.
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Задачи курса:
Способствовать повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создавать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.
Помочь ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
Учить не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности.
Развивать навыки согласованной работы в группах.
Развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.
Данная программа адресована учащимся 2 класса МОУ СОШ №52, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по надпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на135 часов. Из них 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Г. Петерсон, нет.
Формы и режим занятий.
Занятие внеурочной деятельности проводится в форме факультатива.
Формы оценивания внеурочной деятельности.
Общая характеристика курса.
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, если организована самостоятельная учебная деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ).
Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на занятиях курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на занятиях курса МИД (шаги 1 и 8).
Метапредметные и личностные результаты освоения курса.
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.
Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС.
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
№ урока | Тема урока Содержание | Изучаемые понятия | Дата |
план | факт |
| I четверть | | | |
1. | Ценности нашей жизни. Знание. Формирование понятия о знании как общемировой ценности, раскрыть значимость глубоких всесторонних знаний. | знание | 03.09 | 03.09 |
2. | Повторение изученных понятий. Выявление уровня освоения учащимися системы норм УД (диагностика № 1). | | 10.09 | 10.09 |
3. | Домашнее задание. Построение простейшего алгоритма выполнения домашнего задания. | | 17.09 | 17.09 |
4. | Подробный образец. Формирование представления о понятии «подробный образец», выявление отличия подробного образца от образца, определение цели его использования. | подробный образец | 24.09 | 24.09 |
5. | Исправление своих ошибок. Построение алгоритма исправление ошибок. Формирование умения пользоваться этим алгоритмом. | | 01.10 | 01.10 |
6. | Настроение - помощник в учебе. Формирование представления о настроении в учебной деятельности. Построение простейших приёмов управление своим настроением. | настроение | 08.10 | 08.10 |
7. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях. | | 15.10 | 15.10 |
8. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение опыта применения знаний на уроках по другим предметам. | | 22.10 | 22.10 |
9. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | | 29.10 | 29.10 |
| IΙ четверть | | | |
10. | Затруднение. Формирование представления о способах фиксации индивидуального затруднения в различных типовых ситуациях. | | 12.11 | 12.11 |
11. | Построение нового знания (Структура II этапа УД). Сформировать представление о структуре второго этапа УД. | | 19.11 | 19.11 |
12. | Автор и понимающий. Ознакомление с основными ролями в структуре коммуникации: автор и понимающий. | автор понимающий | 26.11 | 26.11 |
13. | Автор и понимающий. Знакомство с простейшими правилами высказывания «автором» своих суждений, правилами поведения «понимающего». | | 03.12 | 03.12 |
14. | Слушать и слышать. Выявление отличия понятий «слушать» и «слышать». Построение простейших правил постановки вопросов на уточнение и понимание. | слушать слышать | 10.12 | 10.12 |
15. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях. | | 17.12 | 17.12 |
16. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение опыта применения знаний на уроках по другим предметам. Определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | | 24.12 | 24.12 |
| IΙΙ четверть | | | |
17. | Постановка цели. Сформировать представление о цели УД. Построение алгоритма постановки цели УД. | | 14.01 | 12.01 |
18. | Ключи к новым знаниям. Сформировать представление о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания. | | 21.01 | 19.01 |
19. | Результат открытия нового знания. Эталон. Уточнение представления о результатах УД, формирование представления об эталоне и его использовании. | эталон | 28.01 | 26.01 |
20. | Личностные качества: целеустремленность. Сформировать представление о целеустремленности в УД, как личном качестве ученика. | целеустремленность | 04.02 | 02.02 |
21. | Знание и умение. Выявление основных отличий понятий «знание» и «умение». Сформировать представление о двух шагах коррекционной деятельности. | знание умение | 11.02 | 09.02 |
22. | Формирование представление о структуре 1 этапа коррекционной деятельности. Построение алгоритма работы на первом шаге коррекционной деятельности. | | 18.02 | 16.02 |
23. | Как понимать друг друга без слов. Построение простейших приёмов понимания собеседника без слов. | | 25.02 | 02.03 |
24. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях. | | 04.03 | 16.03 |
25. | Личностные качества: самостоятельность. Сформировать представление о самостоятельности в УД, как личном качестве ученика. | | 18.03 | |
| IV четверть | | | |
26. | Личностные качества: самостоятельность. Сформировать представление о самостоятельности в УД, как личном качестве ученика. | самостоятельность | 01.04 | |
27. | Повторение изученных понятий. Выявление уровня освоения учащимися системы норм УД (диагностика № 2). | | 08.04 | |
28. | Учусь анализировать. Построение алгоритма и опорного сигнала анализа объекта, формирование опыта их применения. | | 15.04 | |
29. | Групповой проект «Мы разные - и в этом наша сила». Сформировать представление о каждом ученике, как личности. | | 22.04 | |
30. | Защита группового проекта «Мы разные - и в этом наша сила». Сформировать образ «мы» как особенности коллектива, способного решать учебные задачи. | | 29.04 | |
31. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях. | | 06.05 | |
32. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Обобщение опыта применения знаний на уроках по другим предметам. | | 13.05 | |
33. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | | 20.05 | |
34. | Повторение и обобщение знаний: что я уже знаю и умею. Определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. Подведение итогов | | 27.05 | |
Материально-техническое обеспечение.
Для учащихся:
1.«Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г. Петерсон.-М.: Национальное образование,2014
Для учителя:
«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г. Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012.
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Персональный компьютер.
Детские ноутбуки.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
8