Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 52»
Согласовано Утверждена приказом
Руководитель ШМО директора школы №52
№ 432 от 01.09.2016 г.
Протокол №1
от 30.08.2016 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир деятельности»
в 3 «Г» классе
Направление развития личности: социальное
Учителя Сетковой Ю.В.
2016-2017 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир деятельности» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( в ред Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 373, от 31.12.2015 № 1576)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Примерная основная образовательная программа, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление № 189 от 29.12.2010 в ред. Изменений: № 1 от 29.06.2011, № 85, № 2 от 25.12.2013 № 72, № 3 от 24.11.2015 № 81)
Рабочая программа «Мир деятельности» имеет социальное направление. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.).
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Задачи курса:
Способствовать повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создавать условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.
Помочь ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.
Системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.
Учить не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности.
Развивать навыки согласованной работы в группах.
Развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.
Данная программа адресована учащимся 3 класса МОУ СОШ №52, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по надпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Форма внеурочной деятельности – факультатив. На данных занятиях внеурочной деятельности применяются и другие формы организации деятельности обучающихся, а в частности:
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
тестирование учащихся;
выполнение учащимися практической работы;
наблюдение педагога
Формой представления образовательных результатов внеурочной деятельности является:
Общая характеристика курса.
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, если организована самостоятельная учебная деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ).
Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги, часть которых всегда выполняется на занятиях курса МИД (шаги 2−5, 9), часть − на последующих предметных уроках (шаги 6−7), а часть, в зависимости от содержания, может выполняться как на предметных уроках, так и на занятиях курса МИД (шаги 1 и 8).
Метапредметные и личностные результаты освоения курса.
Основные требования к метапредметным результатам к концу третьего года обучения:
Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.
Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.
Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать правила успешного выступления, уметь их применять.
Знать правила понимания информации, уметь их применять.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.
Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.
Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.
Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.
Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.
Учебное содержание курса
Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний.
Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.
Секреты успешного выступления.
Секрет понимания.
Что такое «диалог». Правила ведения диалога.
Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств, умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.
Учусь запоминать.
Учусь сравнивать.
Учусь обобщать.
Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.
Учусь наблюдать.
Чувства – мои помощники в учебе.
Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.
Личностные качества ученика: вера в себя.
Ценности нашей жизни: дружба.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
Календарно-тематическое планирование учебного материала.
№ урока | Тема урока Содержание | Дата |
план | факт |
| I четверть | | |
1 | Личностные качества. Вера в себя. Значение этого качества в учебной деятельности. Формирование представления о понятии «вера в себя» в учебной деятельности. Построение основных правил, позволяющих формировать веру в себя, и сформировать положительный опыт их применения. | 2.09 | |
2 | Приёмы эффективного запоминания. Формирование понимания значимости для ученика умения эффективно запоминать нужную информацию и положительного опыта их применения. Формулирование простейших приёмов запоминания. | 9.09 | |
3 | Занятие №1 по диагностике знаний (входное тестирование) Выявление уровня освоения учащимися системы норм УД в результате прохождения программы «Мир деятельности» на начало учебного года. | 16.09 | |
4 | Урок открытия. Нахождение места и причины затруднения. Формирование представления о месте затруднения и уточнение представления о его причине. Построение алгоритма определения места и причины затруднения и формирование положительного опыта его применения. | 23.09 | |
5 | План. Формирование представления о понятии «план» и его назначении, обобщение опыта построения плана действий. | 30.09 | |
6 | Учусь составлять план. Построение алгоритма составления плана при построении нового знания и формирование положительного опыта его применения. | 7.10 | |
7 | Учусь сравнивать. Построение простейшего алгоритма сравнения двух объектов и опорного сигнала. Формирование положительного опыта их применения. | 14.10 | |
8 | Учусь обобщать. Построение простейшего алгоритма и опорного сигнала обобщения. Формирование положительного опыта их применения. | 21.10 | |
9 | Я ученик. Что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, открытых на предыдущих уроках и опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам. Определение перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 28.10 | |
| IΙ четверть | | |
10 | Моделирование. Формирование представления о методе моделирования как общенаучном методе познания окружающего мира. Ознакомление с различными видами моделей (предметные, графические, знаковые, смешанные). | 11.11 | |
11 | Моделирование. Построение простейшего алгоритма моделирования в учебной деятельности и опорного сигнала. Формирование положительного опыта их применения. | 18.11 | |
12 | Наблюдение – метод познания окружающего мира. Формирование представления о методе наблюдения как общенаучном методе познания окружающего мира. Построение простейшего алгоритма проведения наблюдения в учебной деятельности и формирование положительного опыта его применения. | 25.11 | |
13 | Секреты успешного выступления. Знакомство с простейшими приёмами успешного выступления. Формирование мотивации к развитию речи как средству коммуникации в учебной деятельности. | 2.12 | |
14 | Секреты успешного выступления. Формирование умения построить своё выступление, используя изученные приёмы успешного выступления. | 9.12 | |
15 | Я ученик. Что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, открытых на предыдущих уроках. | 16.12 | |
16 | Я ученик. Что я уже знаю и умею. Обобщение опыта применения знаний на уроках по другим предметам. Определение перспективы дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | 23.12 | |
| IΙΙ четверть | | |
17 | Секрет понимания. Знакомство с алгоритмом, обеспечивающим понимание устной и письменной речи. Формирование положительного опыта его применения. | | |
18 | Учимся дружно. Диалог. Формирование представления о диалоге. | | |
19 | Учимся дружно. Диалог. Построение правил ведения диалога и формирование положительного опыта их применения. | | |
20 | Урок открытия. Применение нового знания. Построение алгоритма первичного закрепления нового знания и формирование положительного опыта его применения. | | |
21 | Место и причина ошибки в самостоятельной работе. Уточнение представления о месте и причине затруднения (ошибки) на уроке-помощнике. Построение алгоритма определения места и причины ошибки с помощью эталона для самопроверки. Формирование положительного опыта его применения. | | |
22 | Второй этап коррекционной деятельности. Формирование представления о структуре второго этапа коррекционной деятельности и о содержании каждого из шагов второго этапа коррекционной деятельности. Формирование опыта их осознанного прохождения. | | |
23 | Оценивание своей работы. Уточнение представления о процессах оценки и самооценки работы. Построение простейшего алгоритма самостоятельной оценки своей работы и формирование положительного опыта его применения. | | |
24 | Чувства – мои помощники в учебе. Формирование представления о чувствах ученика, помогающих ему в процессе учебной деятельности. | | |
25 | Чувства – мои помощники в учебе. Формулирование простейших приёмов преодоления эмоций, которые мешают ученику успешно учиться. | | |
26 | Я ученик. Что я уже знаю и умею. Обобщение знаний, открытых на предыдущих уроках. | | |
| IV четверть | | |
27 | Я ученик. Что я уже знаю и умею. Обобщение опыта применения знаний на уроках по другим предметам, определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | | |
28 | Ценности нашей жизни. Дружба. Формирование представления о понятии «дружба». | | |
29 | Ценности нашей жизни. Дружба. Построение правил создания дружеских отношений в классе и формирование положительного опыта их применения. | | |
30 | Занятие № 2 по диагностике знаний (итоговое тестирование). Определение уровня освоения учащимися системы норм УД в результате прохождения программы. | | |
31 | Занятие по диагностике умений (практическая работа № 1). Определение уровня сформированности УУД в результате прохождения программы. | | |
32 | Занятие по диагностике умений (практическая работа №2). Определение уровня сформированности УУД в результате прохождения программы. | | |
33 | Я ученик. Что я уже знаю и умею (гостиная для родителей). Обобщение знаний, открытых на предыдущих уроках и опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам. | | |
34 | Я ученик. Что я уже знаю и умею (гостиная для родителей). Определение перспектив дальнейшего приобретения знаний и умений, необходимых в учебной деятельности. | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для учащихся:
«Мир деятельности», 3 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г. Петерсон.-М.: Национальное образование,2014
Для учителя:
«Мир деятельности», 3 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г. Петерсон.-М.: Национальное образование, 2014
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2014.
Технические средства обучения
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Персональный компьютер.
Детские ноутбуки.
Мультимедийный проектор.
Ксерокс.
9