СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Рабочая программа по предметной области Искусство. Предметы: Музыка. Изобразительное искусство. 8 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая  разработка. Рабочая  программа  по  предметной  области  Искусство. Предметы:  Музыка. Изобразительное  искусство. 8 класс Шпикалова , Критская

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Рабочая программа по предметной области Искусство. Предметы: Музыка. Изобразительное искусство. 8 класс»

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29









Рабочая программа


по предметной области Искусство.


Предметы «Музыка». «Изобразительное искусство»


(8 класс -35 часов)











Учитель: Финько Г.Н.

(соответствие занимаемой должности)

Пакулина И.П.

(первая квалификационная категория)













г. Калининград

2019



1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

По окончании 8 класса обучающиеся научатся:

-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации

- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора

-совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)

-проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

-совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:

устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкальнотворческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности

 научатся:

- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их

произведений;

- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- совершенствовать умения и навыки самообразования

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государст­венным образовательным стандартом обучающиеся к концу 8 класса выпускник научится:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

 понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

 осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

 понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

получат возможность научиться:

 выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

 определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и

«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

 различать произведения разных эпох, художественных стилей;

 различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

научатся:

 понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

 осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно- нравственного опыта поколений;

 осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить ссобственной и давать ей оценку;

 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

 осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

получат возможность научиться:

понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и

отрицательных сторон жизни в художественном образе;

 осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

 понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

научатся:

 эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка;

 понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

 создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя

выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

 создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

 наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;

  • изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

 использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).

получат возможность научиться:

 анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

 понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

 анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

 различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,

художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное и

скусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;

 различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

 различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла.

 определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

 понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, синтетических и экранных видов и

искусства (театра, кино)

научатся:

 определять жанры и особенности художественной фотографии, еѐ отличие от картины и от нехудожественной фотографии;

 понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

 применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

 применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой

деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

 использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

 применять в работе над цифровой фотографией технические средства

Photoshop;

 понимать и анализировать выразительность и соответствие авт

орскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

 понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для эстетической оценки явлений окружающего мира;

восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к при­роде.

Личностные результаты:

Осознать свою этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

Воспитать чувства ответственности и долга перед Родиной;

Сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Сформировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

 Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

 Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

 Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 Сформировать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные результаты:

 Сформировать интерес и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

 Развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

 Воспитать уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-

материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

 Приобрести опыт создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах;

 Приобрести опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;

 Развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности.



2.Содержание учебного курса «Музыка»



«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

4 В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

6 В музыкальном театреМюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

8 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.

9 Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

10 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.

15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.

«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»

1 Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

3Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

4Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

5Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

6Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

8.Современный музыкальный театр.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

9.Великие мюзиклы мира.  «Юнона и Авось». «Кошки». «Призрак оперы».

12. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

13. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

15.Музыка в храмовом синтезе искусств.

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов

17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

18.Музыкальные завещания потомкам.



«Изобразительное искусство»

Раздел I. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края

Восприятие красоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России. Архитектурный образ. Архитектура -летопись времён. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII — XXI вв. Особенности изображения городского пейзажа в творчестве художников XVIII —

XXI вв. Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII — XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико - аллегорический образ триумфа в монументальных сооружениях. Культурное наследие нашего Отечества — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами.

Раздел II. Монументально-декоративная живопись в пространстве культуры

Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов.Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити. Виды монументально - декоративной живописи в современном мире.

Раздел III. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции

Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями

современных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн — проектирование предметов интерьера. Развитие национального моделирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов.Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.).

Раздел IV. Искусство конца XIX начала XX в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. XX в. и дальнейшее его развитие

Специфика художественно- образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей действительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов).Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи. Средства эмоционального воздействия абстракционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной выразительности русского агитационного фарфора (лаконичность,

графичность, орнаментальность, изобразительность).Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние авангардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат.Социалистический реализм, соцреализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений.



3. Тематическое планирование




п/п

Тема урока

Кол-во часов


1.

Классика в нашей жизни.

В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера

1

2.

. В музыкальном театре. Балет.

Балет Тищенко «Ярославна»

1

3.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера

Рок-опера «Преступление и наказание».

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

4.

Музыка к драматическому спектаклю

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ., А. Шнитке.

1

5.

Музыка в кино. Музыка немого кино.

Музыка к кинофильму «Властелин колец».

1

6.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

1

7.

Музыканты – извечные маги.

И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…»

1

8.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.


1

9.

Современный музыкальный театр.

Великие мюзиклы мира. «Юнона и Авось». «Кошки». . «Призрак оперы».


1

10.

Классика в современной обработке.

1

11.

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

1

12.

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Галерея религиозных образов.

1

13.

Неизвестный Г.Свиридов.

«О Росси петь – что стремится в храм…»

1

14.

Музыкальное завещание потомкам.

1

15.


1

16

Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта

1




17

 Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края

События истории и культуры нашего Отечества, запечатленные в деревянном и каменном зодчестве России


1

18.

Архитектура городов России в зеркале истории


1

19.

Любимые места города Калининграда и калининградской области

1

20

 

Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры.

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные

сооружения в честь великих побед России


1

21.

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные

сооружения в честь великих побед России


1

22.

Твой вклад в охранение памятников культуры

1

23.

Монументально- декоративная живопись в пространстве культуры

Идеи и формы монументально- декоративного искусства 


1

24.

Монументально-декоративная

живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито

Мозаика.Витраж

1

25.

. Монументально-декоративная живопись вокруг нас.




1

26.

Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции

Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды 

1

27.

Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников- дизайнеров, конструкторов в России

1

28.

Общественный транспорт

1

29.

Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека

Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование

1

30.

Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили

Российская мода: исторический опыт XVIII – начала XX в.

Мода и дизайн одежды: молодежный стиль 60х гг. ХХ в.

Фольклорное направление в моде второй половины ХХ.

Спортивный стиль одежды

1

31.

Искусство конца XIX— начала XXв. Поиск новых художественных форм изображения действительности: утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-хгг. XXв. и дальнейшего его развитие 

От импрессионизма к авангардной живописи XX в 

Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 начала 20 в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру


1

32.

Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 – начала 20 в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира

От примитивизма к абстракции

1

33.

Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор

Художественная афиша: от модерна к авангарду

1

34

Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти

Советское искусство. Соцреализм

Музей в современной культуре. 

1

35

Исследовательский проект- защита

1