Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ № 29
Рабочая программа
по предметной области Искусство.
Предметы «Музыка». «Изобразительное искусство»
(8 класс -35 часов)
Учитель: Финько Г.Н.
(соответствие занимаемой должности)
Пакулина И.П.
(первая квалификационная категория)
г. Калининград
2019
1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
По окончании 8 класса обучающиеся научатся:
-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
-совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)
-проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
-совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкальнотворческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности
научатся:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их
произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающиеся к концу 8 класса выпускник научится:
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
получат возможность научиться:
выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и
«трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
различать произведения разных эпох, художественных стилей;
различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
научатся:
понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно- нравственного опыта поколений;
осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора, соотносить ссобственной и давать ей оценку;
передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своѐ отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
получат возможность научиться:
понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и
отрицательных сторон жизни в художественном образе;
осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
научатся:
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своѐ отношение к ним средствами художественного языка;
понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя
выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объѐм, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объѐме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета;
изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).
получат возможность научиться:
анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное и
скусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла.
определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, синтетических и экранных видов и
искусства (театра, кино)
научатся:
определять жанры и особенности художественной фотографии, еѐ отличие от картины и от нехудожественной фотографии;
понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой
деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
применять в работе над цифровой фотографией технические средства
Photoshop;
понимать и анализировать выразительность и соответствие авт
орскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для эстетической оценки явлений окружающего мира;
восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
Личностные результаты:
Осознать свою этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
Воспитать чувства ответственности и долга перед Родиной;
Сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Сформировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Сформировать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты:
Сформировать интерес и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Воспитать уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобрести опыт создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах;
Приобрести опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
Развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно- значимой ценности.
2.Содержание учебного курса «Музыка»
«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
1 Классика в нашей жизни. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
2 В музыкальном театре. Опера Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
3. Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
4 В музыкальном театре. Балет. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
5 Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.
Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
6 В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
7 Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.
8 Мюзикл «Ромео и Джульетта». Современные жанры музыки. Традиции и новаторство.Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки.
9 Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта» -зарисовки для симфонического оркестра.Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
10 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига, к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
11. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке, к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.
13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».
14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского, С.Прокофьева.
15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.
«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»
1 Музыканты - извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
2 И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» Новые краски музыки XX века («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
3Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
4Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.
5Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.
6Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
7.Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.
8.Современный музыкальный театр.
Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.
9.Великие мюзиклы мира. «Юнона и Авось». «Кошки». «Призрак оперы».
12. Классика в современной обработке. Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.
13. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
15.Музыка в храмовом синтезе искусств.
Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
16.Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов
17.Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».
18.Музыкальные завещания потомкам.
«Изобразительное искусство»
Раздел I. Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края
Восприятие красоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России. Архитектурный образ. Архитектура -летопись времён. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII — XXI вв. Особенности изображения городского пейзажа в творчестве художников XVIII —
XXI вв. Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII — XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико - аллегорический образ триумфа в монументальных сооружениях. Культурное наследие нашего Отечества — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами.
Раздел II. Монументально-декоративная живопись в пространстве культуры
Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Монументально- декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов.Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити. Виды монументально - декоративной живописи в современном мире.
Раздел III. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции
Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями
современных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн — проектирование предметов интерьера. Развитие национального моделирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов.Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.).
Раздел IV. Искусство конца XIX начала XX в. Поиск новых художественных форм изображения действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. XX в. и дальнейшее его развитие
Специфика художественно- образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей действительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов).Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи. Средства эмоционального воздействия абстракционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной выразительности русского агитационного фарфора (лаконичность,
графичность, орнаментальность, изобразительность).Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние авангардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат.Социалистический реализм, соцреализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
|
1. | Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера | 1 |
2. | . В музыкальном театре. Балет. Балет Тищенко «Ярославна» | 1 |
3. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта». | 1 |
4. | Музыка к драматическому спектаклю Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ., А. Шнитке. | 1 |
5. | Музыка в кино. Музыка немого кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец». | 1 |
6. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. | 1 |
7. | Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…» | 1 |
8. | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | 1 |
9. | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. «Юнона и Авось». «Кошки». . «Призрак оперы». | 1 |
10. | Классика в современной обработке. | 1 |
11. | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. | 1 |
12. | Музыка в храмовом синтезе искусств. Галерея религиозных образов. | 1 |
13. | Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…» | 1 |
14. | Музыкальное завещание потомкам. | 1 |
15. | | 1 |
16 | Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта | 1 |
|
17 | Архитектура и скульптура России – летопись нашего Отечества и родного края События истории и культуры нашего Отечества, запечатленные в деревянном и каменном зодчестве России | 1 |
18. | Архитектура городов России в зеркале истории | 1 |
19. | Любимые места города Калининграда и калининградской области | 1 |
20 | Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России | 1 |
21. | Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России | 1 |
22. | Твой вклад в охранение памятников культуры | 1 |
23. | Монументально- декоративная живопись в пространстве культуры Идеи и формы монументально- декоративного искусства | 1 |
24. | Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито Мозаика.Витраж | 1 |
25. | . Монументально-декоративная живопись вокруг нас. | 1 |
26. | Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды | 1 |
27. | Транспортные средства. Массовое производство легкового автомобиля по проектам художников- дизайнеров, конструкторов в России | 1 |
28. | Общественный транспорт | 1 |
29. | Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование | 1 |
30. | Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили Российская мода: исторический опыт XVIII – начала XX в. Мода и дизайн одежды: молодежный стиль 60х гг. ХХ в. Фольклорное направление в моде второй половины ХХ. Спортивный стиль одежды | 1 |
31. | Искусство конца XIX— начала XXв. Поиск новых художественных форм изображения действительности: утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-хгг. XXв. и дальнейшего его развитие От импрессионизма к авангардной живописи XX в Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 начала 20 в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру | 1 |
32. | Художественные поиски свободы в искусстве конца 19 – начала 20 в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира От примитивизма к абстракции | 1 |
33. | Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор Художественная афиша: от модерна к авангарду | 1 |
34 | Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти Советское искусство. Соцреализм Музей в современной культуре. | 1 |
35 | Исследовательский проект- защита | 1 |