РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 1 - 4 классов
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
Основные зачи реализация содержания предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
способность к оценке своей учебной деятельности;
–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-
адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнера;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты
-
понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
-
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится:
-
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
-
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
-
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
-
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
-
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
-
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
-
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
-
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; – для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
-
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
-
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-
участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Выпускник получит возможность научиться:
-
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
-
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
-
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; – составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов) Выпускник научится:
-
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
-
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться:
-
работать с тематическим каталогом;
-
работать с детской периодикой;
-
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
2 класс
Любите книгу.
Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научноэнциклопедических словарях, в специальных справочниках.
Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст.
Книги из далёкого прошлого. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.
Краски осени.
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Мир народной сказки.
Известные русские собиратели сказок.
Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение.
Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.
Весёлый хоровод
Произведения устного народного творчества для детей.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Устное сочинение по картине.
Здравствуй, матушка – зима
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Весна, весна! И все ей радо!
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения.
Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. Стихи русских поэтов о весне.
3 класс
Книги – мои друзья
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга.
Наставления детям Владимира Мономаха. Первая азбука Ивана Фёдорова.
Выборочное и поисковое чтение.
Жизнь дана на добрые дела
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
Пословицы и поговорки русского народа. Притчи.
Волшебная сказка
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.
Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».
Картины русской природы
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
Картины родной природы
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Стихи русских поэтов о весне.
4класс
Книга в мировой культуре
Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.
Истоки литературного творчества
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.
Библия – главная священная книга христиан. Былины. Особенности былинных текстов.
Славянский миф. Особенности мифа.
О Родине, о подвигах, о славе
Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Д. Донской. Куликовская битва. Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Творческий проект на тему «Нам не нужна война».
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
| 1 класс тема | Кол-во час | | Дата план | Дата факт |
1. | Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. | 1 | | | |
2. | Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; | 1 | | | |
3. | Использование норм речевого этикета. | 1 | | | |
4. | Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. | 1 | | | |
5. | Осознание монолога как формы речевого высказывания. | 1 | | | |
6. | Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. | | | | |
7. | Произведения устного народного творчества разных народов. | 1 | | | |
8. | Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв., классиков детской русской литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. | 1 | | | |
9. | Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. | 1 | | | |
10. | Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины). | 1 | | | |
11. | Основные темы детского чтения: фольклор русского народа | 1 | | | |
12. | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, её истории и природе | 1 | | | |
13. | Основные темы детского чтения: о детях, семье и школе. | 1 | | | |
14. | Основные темы детского чтения: о братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. | 1 | | | |
15. | Основные темы детского чтения: юмористические произведения. | 1 | | | |
| | | | | |
| 2 класс | | | | |
| Любите книгу . | | | | |
1. | Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. | 1 | | | |
2. | Книги из далёкого прошлого. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. | 1 | | | |
3. | Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | | | | |
| Краски осени | | | | |
4. | Красота родного края в произведениях русской литературы. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. | | | | |
5. | Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. | | | | |
6. | Произведения устного народного творчества об осени. Контрольная работа №1 | | | | |
| Мир народной сказки | | | | |
7. | Известные русские собиратели сказок. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Пересказ сказки по серии иллюстраций. | | | | |
8. | Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе, на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение. | | | | |
| Веселый хоровод | | | | |
9. | Произведения устного народного творчества для детей. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Устное сочинение по картине. | | | | |
| Здравствуй, матушка – зима! | | | | |
10. | Красота родного края в произведениях русской литературы. | | | | |
11. | Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. | | | | |
| Весна, весна! И все ей радо! | | | | |
12. | Красота родного края в произведениях русской литературы. | | | | |
13. | Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. | | | | |
14. | Стихи русских поэтов о весне. Весна в произведениях И. Никитина. Весна, А. Плещеева. Весна, И. Шмелева. | | | | |
15. | Информация о возникновении книг в научно энциклопедических словарях, в специальных справочниках. | | | | |
16. | Контрольная работа №2 | | | | | |
17. | Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам» | | | | |
| 3 класс | | | | |
| Книги – мои друзья | | | | |
1. | Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. | | | | |
2. | Наставления детям Владимира Мономаха. Первая азбука Ивана Фёдорова. Выборочное и поисковое чтение. | | | | |
3. | Первая азбука Ивана Фёдорова. | | | | |
4. | Выборочное и поисковое чтение. | | | | |
| Жизнь дана на добрые дела | | | | |
5. | Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. | | | | |
6. | Пословицы и поговорки русского народа. | | | | |
7. | Притчи. | | | | |
| Волшебная сказка | | | | |
8. | Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | . | | | |
9. | Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Контрольная работа №1 | | | | |
| Картины русской природы | | | | |
10. | Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | | | | |
11. | Средства художественной выразительности: сравнение. | | | | |
12. | Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | | | | |
13. | Красота родного края в произведениях русской литературы. | | | | |
14. | Монологическое высказывание о красоте своей страны. | | | | |
15. | Стихи русских поэтов о весне. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов.. | | | | |
16. | Контрольная работа №2 | | | | |
17. | Стихи русских поэтов о весне. Выразительное чтение стихотворения | | | | |
| 4 класс | | |
| Книга в мировой культуре | | |
1. | Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. | | |
2. | Из повести временных лет. Летописец Нестор. | 1ч. | |
3. | М. Горький. О книгах. | 1ч. | |
| Истоки литературного творчества | | |
4. | Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. | | |
5. | Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. | | |
6. | Библия – главная священная книга христиан. | | |
7. | Былины. | | |
8. | Особенности былинных текстов. | | |
9. | Славянский миф. Особенности мифа. | | |
10. | Контрольная работа №1 | | |
| О Родине, о подвигах, о славе | | |
11. | Основные понятия раздела: поступок, подвиг. | | |
12. | Пословицы о Родине. | | |
13. | А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | | |
14. | Д. Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Д. Донском. | | |
15. | Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. | | |
16. | Контрольная работа №2 | | |
17. | Творческий проект на тему «Нам не нужна война». | | |