СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Разборка двигателя"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в учебной мастерской при подготовке обучающихся по профессии "Автомеханик"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Разборка двигателя"»

Методическая разработка открытого урока

Тема программы: Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей


Тема урока: Разборка двигателя

Мастер п/о: Пукаляк Игорь Иванович

г. Алчевск - 2017 г.

Профессия - слесарь по ремонту автомобилей.

Тема программы: разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей.

Тема урока: разборка двигателя.

Цель урока:

  • Обучить практическим приемам разборки двигателя внутреннего сгорания
    автомобиля и устройству его деталей;

  • Развивать умение обращения с инструментом и приспособлениями,
    необходимыми для разборки двигателя, а также техническое мышление;

  • Воспитывать ответственность за качественное выполнение работы, а также
    бережное отношение к инструменту и оборудованию;

Тип урока: Комбинированный по обобщению знаний и приобретению

умений.

Вид урока: Работа учащихся на учебных постах в учебной автомастерской.

Материально - техническое оснащение урока

Двигатель на стенде, макет двигателя с разрезами, набор инструмента

слесаря по ремонту автомобилей.

Дидактическое оснащение урока:

Инструкционные карты, таблицы, схемы устройства двигателя

Межпредметные связи урока:

  1. Устройство автомобиля

  2. Материаловедение (материалы, из которых изготовлены детали)

  3. Физика (двигатели внутреннего сгорания)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

  • проверка явки учащихся

  • проверка внешнего вида, наличие инструмента, спецодежды.

II. Вводный инструктаж

1. Сообщение темы занятия (ссылка на квалификационно-
образовательную характеристику слесаря по ремонту автомобилей

второго разряда)

2. Изложение нового материала:

2.1 .Основные механизмы работы двигателя внутреннего сгорания

2.2.Системы, обеспечивающие работу двигателя внутреннего сгорания

2.3 .Классификация ДВС

2.4.Материалы, из которых изготавливают материалы ДВС

2.5.Последовательность и порядок разборки ДВС

2.6.Инструменты и приспособления, применяемые при разборке ДВС

2.7.Требования техники безопасности при разборке ДВС

3. Закрепление нового материала. Вопросы для закрепления.

  • назначение ГРМ

  • назначение КШМ

  • назначение системы питания ДВС

  • назначение системы охлаждения ДВС

  • назначение системы смазки

  • назначение системы зажигания

4. Выдача инструкционных карт

Ш. Текущий инструктаж

Выполнение учащимися разборки двигателя на постах. Обходы мастера производственного обучения:

  1. Обход с целью проверки соблюдения требований охраны труда

  2. Обход с целью проверки правильности использования инструмента

  3. Обход с целью проверки соблюдения порядка разборки двигателя

  4. Обход с целью проверки выявления и недопущения типичных ошибок

  5. Обход с целью приема и оценки выполненного задания, а также
    проверки уборки рабочих мест

IV. Заключительный инструктаж

  1. Анализ допущенных ошибок

  2. Анализ соблюдения норм времени

  3. Оценка учащихся

  4. Домашнее задание!

4.1. Составить отчет о работе, указывая:

  • Укажите тип двигателя, который вы разбирали

  • Укажите назначение каждой детали и механизма ДВС

  • Укажите инструменты и приспособления, использованые в работе

4.2. Повторить из курса «Устройство автомобиля» устройство и
назначение кривошипно- шатунного механизма.

Разборка двигателя

На автомобилях устанавливают двигатели внутреннего сгорания, в которых используется давление расширяющихся газов, образующихся при сгорании топлива непосредственно в цилиндре. Однако следует отметить, что фактически сжигается рабочая смесь, состоящая из горючей смеси и остатков отработавших газов предыдущего рабочего цикла.

По способу образования горючей смеси (пары топлива и воздух) и виду используемого топлива различают двигатели:

  • с внешним смесеобразованием (карбюраторные, работающие на
    бензине, и газосмесительные, работающие на горючем газе);

  • с внутренним смесеобразованием (дизельные, работающие на
    дизельном топливе).

Воспламенение рабочей смеси осуществляется с помощью электрического разряда или высокой степени сжатия (дизельные двигатели). В результате сгорания рабочей смеси образующиеся газы давят на поршень, придавая ему прямолинейное движение, которое с помощью шатуна и коленчатого вала преобразуется во вращательное движение маховика. Чтобы поддержать работу двигателя, необходимо периодически очищать камеру сгорания цилиндра от отработавших газов и наполнять ее свежим зарядом горючей смеси, что осуществляется с помощью выпускных и впускных клапанов.

Поршень, перемещаясь в цилиндре, совершает возвратно-поступательное движение. Крайние положения, в которых поршень меняет направление движения, соответственно называются верхней и нижней мертвыми точками (ВМТ и НМТ).

Расстояние, проходимое поршнем между ВМТ и НМТ, называется ходом поршня. Процесс, происходящий в цилиндре за один ход поршня, называют тактом.

Пространство в цилиндре, освобождаемое поршнем при его перемещении от ВМТ к НМТ, называется рабочим объемом цилиндра. Наименьшее пространство в цилиндре образуется при нахождении поршня в ВМТ и называется объемом камеры сгорания. Рабочий объем цилиндра и объем камеры сгорания составляют полный объем цилиндра. Сумма рабочих объемов всех цилиндров называется литражом двигателя и выражается в кубических сантиметрах. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия, которая является важным показателем двигателя. С повышением степени сжатия повышается экономичность и мощность двигателя.

Для выполнения основного рабочего такта, при котором происходит сгорание рабочей смеси и расширение газов, необходимо выполнить подготовительные такты: впуск горючей смеси, сжатие, и заключительный — выпуск отработавших газов. Таким образом, непрерывность работы двигателя

достигается совокупностью периодически повторяющихся в цилиндре процессов — тактов, объединяющихся в рабочий цикл. Так как рабочий цикл осуществляется за четыре хода поршня, автомобильные двигатели называются четырехтактными. Последовательность чередования тактов в рабочих циклах двигателей с внешним смесеобразованием такая же, как и в дизеле. Отличие состоит только в степени сжатия и способе воспламенения рабочей смеси.

Впуск — поршень движется от ВМТ к НМТ. Открыт впускной клапан. Вследствие увеличения объема внутри цилиндра создается разряжение и происходит заполнение цилиндра свежим зарядом горючей смеси.

Сжатие — поршень движется от НМТ к ВМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Объем над поршнем уменьшается. Рабочая смесь сжимается, благодаря чему улучшаются испарение и перемешивание паров топлива с воздухом,

Рабочий ход (сгорание и расширение) — происходит воспламенение рабочей смеси от электрического разряда в двигателях с внешним смесеобразованием или вследствие высокой степени сжатия — в дизельных двигателях. Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается от ВМТ к НМТ. Впускной и выпускной клапаны закрыты. Высокое давление газов, температура их достигает 9000°С.

Выпуск — поршень двигается от НМТ к ВМТ. Открыт выпускной клапан. Происходит вытеснение отработавших газов из камеры сгорания цилиндра.

Для обеспечения нормальной работы двигатель внутреннего сгорания имеет следующие механизмы и системы:

  • кривошипно-шатунный механизм;

  • газораспределительный механизм;

  • систему охлаждения;

  • систему смазки;

  • систему питания;

  • систему зажигания.

Дизельные двигатели системы зажигания не имеют, так как воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя происходит за счет высокой степени сжатия.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при их расширении и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала двигателя.

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в камеру сгорания цилиндра двигателя необходимого заряда горючей смеси и выпуска из него отработавших газов.

Система охлаждения служит для отвода излишнего тепла от деталей двигателя и для поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя. Существуют жидкостная и воздушная системы охлаждения двигателя.

Система смазки предназначена для подачи смазки к трущимся поверхностям деталей двигателя, отвода тепла от деталей; уноса механических частиц, образующихся в результате трения, и очистки моторного масла.

Система питания служит для приготовления горючей смеси в карбюраторных и газосмесительных двигателях, подачи ее в камеры сгорания цилиндров двигателя и удаления продуктов сгорания. В дизельных двигателях система питания обеспечивает впрыск топлива в мелкораспыленном виде в цилиндры.

Система зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения с целью образования электрического разряда в камере сгорания цилиндра двигателя для воспламенения рабочей смеси.

В одноцилиндровом двигателе на один рабочий ход приходится три подготовительных такта, вследствие чего такой двигатель работает неравномерно. Более того, масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности, будет велика. С целью устранения этих недостатков применяют двигатели с большим числом цилиндров, шатуны которых связаны с Кривошипами общего коленчатого вала. Конструктивно коленчатый вал изготовлен таким образом, что рабочие такты в цилиндрах не совпадают, а подготовительные такты приходятся на рабочие такты других цилиндров. В этом случае роль маховика снижается, что позволяет уменьшить его массу, и, следовательно, уменьшается общая масса двигателя, приходящаяся на единицу его мощности. Достигается равномерность в работе двигателя.

В многоцилиндровых двигателях цилиндры располагаются в один ряд вертикально или наклонно, а также в два ряда под углом 90° (или V-образное расположение).






















Методическая разработка открытого урока

Тема программы: Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей


Тема урока: Неполная разборка и дефектовка деталей двигателя внутреннего сгорания


Мастер п/о: Пукаляк Игорь Иванович

Алчевск 2019


План урока производственного обучения


Тема раздела: «Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей.»

Тема урока: «Неполная разборка и дефектовка деталей двигателя внутреннего сгорания»

Цели:

Создание условий для закрепления полученных теоретических знаний на практике и овладения умениями и навыками по диагностике и ремонту двигателя автомобиля;

Развитие умения планировать свою деятельность, способности работать в коллективе, профессионального кругозора;

Воспитание чувства ответственности за выполняемую работу.

Тип:

Урок изучения трудовых приёмов и операций. Осуществление формирования профессиональных умений и навыков

Вид:

Смешанный (урок упражнение + урок самостоятельного выполнения учебно-

производственных работ).

Методы:

Наглядный, словесный, инструктивный, метод показа трудовых действий.

Оснащение:

Натуральный объект

- двигатель ВАЗ 21213

Верстаки слесарные.

Наборы инструментов.

Приспособления для разборки двигателя.

Межпредметные связи:

- Устройство автомобилей;

- ТО и ремонт;

- Охрана труда.


ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Организационный момент:

1.1. Приветствие.

(слова мастера п/о )

- Здравствуйте.

1.2. Доклад командира группы о наличии обучающихся на занятии и готовности группы к занятию.

1.3.Проверка готовности группы к занятию.

1.4.Сообщение темы и постановка целей урока, мотивация обучающихся.

(слова мастера п/о) Прошу Вашего внимания, мы начинаем урок производственного обучения.

На занятиях специальной технологии вы изучили и диагностику и ремонт двигателя автомобиля, и Вы уже знаете, из каких этапов состоит этот процесс.

Сегодня наша задача применить полученные теоретические знания на

практике. Итак, тема сегодняшнего урока «Неполная разборка и дефектовка

деталей двигателя внутреннего сгорания».


1.5.Ознакомление с планом этапов деятельности на занятии (табл. № 1). (слова мастера п/о) Прежде чем мы приступим к работе, я познакомлю

Вас с планом нашего занятия.


Таблица №1

№ п/п

Виды деятельности


1

Устный опрос

2

Повторение правил техники безопасности

3

Организация рабочих мест. Получение инструментов и при-

способлений бригадами

4

Разборка двигателя внутреннего сгорания

5

Дефектовка деталей двигателя

6

Составление дефектовочной ведомости

3

Формирование сборочного комплекта двигателя

8

Подведение итогов

9

Заполнение дневников


Наша подгруппа разбита на бригады по три человека, в каждой назначены

бригадиры, которые будут осуществлять помощь мне в ходе всей работы и в

оценивании Вашей деятельности. А какую оценку Вы получите, будет

зависеть от того, насколько Вы будете внимательны и активны при

вспоминании теории, наблюдательны при демонстрации навыков по диагностике, разборке и дефектовке ДВС и точны в выполнении действий.

Бригадиров прошу быть объективными, наблюдать за деятельностью членов

бригады. Обратите внимание, у Вас на столах находятся листыс критериями,

по которым будет оцениваться Ваша деятельность, с которыми я Вас познакомлю и технологические карты процессов, которые помогут Вам в работе. (Приложение 1)


Таблица №2

Критерии оценивания



п/п





Ф.И.О.


Критерии


Состоя-ние

рабочее-го

места


Соблю-дение

техники

безопас-

ности


Выявле-ние

непола-док


Устра-нение

непола-док


Диаг-нос-

тика


ИТОГ


1








2








3








4








5








6








7










2. А сейчас мы приступаем к устному опросу, вспомним учебный

материал, изученный на теории.

Актуализация ранее изученного учебного материала

Устный опрос:

Вопросы:

1.Назовите основные системы и механизмы двигателя внутреннего сгорания.

2.Назовите основные неисправности ДВС, приводящие к его капитальному ремонту.

3.Назовите детали двигателяавтомобиля ВАЗ 21213.

4.Назовите, как проявляют себя неисправности двигателя.

5.Назовите методы выявления,и устранения неисправностей двигателя автомобиля.

Ответы:

1.Газораспределительный и кривошипношатунный механизмы, системы: охлаждения, питания, смазки, зажигания, пуска.

2.Основными неисправностями являются износ ЦПГ, износ КШМ.

3.Блок цилиндров, головка блока, распредвал (РВ), рокеры, клапаны, поршни, поршневые пальцы, шатуны, коленчатый вал, вкладыши подшипников коленчатого вала, крышки подшипников КВ (бугели), кольца разбега вала, масляный насос, поддон картера двигателя, шестерни привода распредвала, натяжитель, успокоитель, цепь привода РВ и др..

4.Основными симптомами неисправности базовых деталей двигателя являются: падение мощности, дымление, шум при работе, падение рабочего давления в смазочной системе, повышенный расход масла на угар.

5.Основными методами выявления неисправностей являются:

диагностикаи технические действия. Устранения неисправностей

происходит при помощи технических действий с использованием

различного инструмента и приспособлений.


(слова мастера п/о)

На этом мы завершаем проверку знаний в области специальной технологии.

  1. Проведение инструктажа по технике безопасности:

Вопросы:

1.Как необходимо перемещаться по мастерской?

2.Почему мы следим за состоянием полов в мастерской?

3.Какие мы знаем безопасные правила работы с инструментами?

4.Какие существуют требования к организации рабочих мест?

Ответы:

1.По мастерской необходимо перемещаться спокойно, без

резких движений, не бегать

2.Разлитая жидкость на полу, могут привести к падению и

травме

3.Инструмент используем строго по назначению, не размахиваем. При переносе берём в руку и опускаем его вниз (демонстрация приёма). Неисправный инструмент не используем.

4.Рабочее место должно быть чистым, не загроможденным. Наличие чистой спец. одежды.



4.Ознакомление с инструментами:

Сегодня в ходе работы нам потребуются следующие инструменты и

приспособления:

1. Набор гаечных ключей.

2. Набор торцевых головок.

3. Молоток.

4. Пассатижи.

5. Набор отвёрток.

6. Микрометр.

7. Нутромер.

8. Штангенциркуль.

Натуральным объектомсегодняшнего занятия является двигатель автомобиля ВАЗ 21213


ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ:

  1. Рассказ мастера производственного обучения о методах выявления неполадок в двигателе с последующим выполнением данных действий обучающимися:

Задание № 1: разборка двигателей

(слова мастера п/о) Ребята, во время диагностики двигателя были выявлены неисправности, требующие его разборки и ремонта. Предлагаю всем бригадам организовать рабочее место и произвести разборку двигателя имеющимся в мастерской инструментом. Демонтированные детали приготовить к дефектовке.

Контроль:

- соблюдение норм безопасности при организации рабочего места;

-правильное использование инструмента;

-соблюдение порядка выполнения технологических операций разборки

ДВС;

-аккуратность и техническая целесообразность при раскладке деталей

двигателя на верстаке.

Задание № 2: дефектовка деталей ДВС

(слова мастера п/о) Ребята, в результате выполненных вами операций,

Двигатели разобраны. Детали двигателей разложены на верстаках для

дальнейших действий. Предлагаю вам провести дефектовку этих деталей

визуальными (органолептическими) методами. Выявленные неисправности

занести в дефектовочную ведомость.

Контроль:

-соблюдение норм безопасности (использование перчаток и очков);

-собранность и последовательность при выполнении операций;

-поддержание порядка на рабочем месте.

Задание № 3: дефектовка с использованием измерительного инструмента

Ребята, сейчас наступил наиболее ответственный момент деятельности

моториста. Вам необходимо выполнить замеры деталей ДВС при помощи

измерительного инструмента и вычислить степень их износа. Во время работы со специнструментом работы будут выполняться одной из бригад. Другие бригады будут контролировать этот процесс, готовясь к


самостоятельной работе. Демонстрация работы с инструментом, объяснение правил и порядка действий, демонстрация расчётов по определению степени износа деталей ДВС.

1.Контроль:

-внимание незанятых в работах студентов за ходом выполнения

технологических операций;

-предварительная калибровка инструмента;

-аккуратность при составлении технических записей.

2.Контроль за деятельность обучающихся:

Наблюдение за процессом выявления неисправностей;

Наблюдение за процессом устранения неисправностей;

Наблюдение за процессом диагностики развал-схождения колёс.

(слова мастера п/о)

Ребята, вот и выполнили мы с вами все этапы разборки ДВС и дефектовки его деталей. Следующим этапом работы моториста будет подготовка сборочного комплекта из деталей восстановленных и новых с последующей сборкой двигателя. Это тема нашего следующего урока. А сегодня, считаю, цели урока достигнутыми и, после совещания с бригадирами, дам вам домашнее задание для подготовки к завтрашнему уроку.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

(слова мастера п/о)

Прошу бригадиров подойти ко мне для подведения итогов по результатам проделанной работы. А для Вас ребята я поставлю еще одну задачу

связанную непосредственно с темой нашего занятия.

Проблемное задание:

Дано: двигатель автомобиля дымит белым дымом. Чем это может быть

вызвано? К каким последствиям может привести?

Совещание с бригадирами:

(слова мастера п/о) Вся деятельность, напомню, оценивалась по следующим критериям:

1. Состояние рабочего места.

–Считаю, что данный критерий соблюдался всеми членами бригады отлично.

2. Соблюдение техники безопасности

–В ходе работы нарушений техники безопасности не было ни в одной бригаде.

3. Выявление неполадок

-Считаю, что все бригады правильно и быстро смогли обнаружить неполадку.

4. Устранение неполадок

–На данном этапе ребята выполнили всё грамотно и качественно.

Разбор проблемного задания.

Белый дым - признак выгорания охлаждающей жидкости. Причина -прогарание прокладки головки блока цилиндров.


Выставление оценок за урок

(слова мастера п/о) Спасибо всем за работу. Прошу дежурных сложить инструмент и убрать рабочие места.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!