СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Размножение и развитие организмов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка:

«Размножение и развитие организмов».9 класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Размножение и развитие организмов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистенская школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570















































с.Чистенькое

Урок № 10 Тема урока: Размножение и развитие организмов.

Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов.

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,

Планируемый результат (для учащихся):

Личностные: сформировать гражданскую позицию бережного отношения к живым организмам, а так же готовность к самообразованию.

Предметные: Познакомиться с многообразием способов размножения; выявить причины различий.

Метапредметные: осознание высокой ценности жизни и целесообразности сохранения биоразнообразия. Защита итогового учебно- исследовательского проекта.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (ОНЗ).

Основная технология- технология проблемного диалога.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, практическая работа с живыми объектами.


Оборудование: живые экземпляры комнатных растений (размножающихся вегетативным способом), таблица «Типы размножения», мультимедийная презентация.


Ход урока:


  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.


Об этом процессе говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».


Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные.)

- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Запись в тетради: число, тема урока.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

- Что такое размножение?

Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

Проблемный вопрос.

- Для чего в жизни, практике необходимо знать, как происходит размножение организмов.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?






  1. Первичное закрепление .

Учащиеся по группам фронтально отвечают на вопросы учителя.

Школьники из каждой группы выделяют и называют с проговариванием главный отличительный признак разных типов размножения.


Таблица «Типы размножения живых организмов».

Вопросы

Типы размножения

Бесполое

Половое

1. Число особей, участвующих в размножении.

1

2

2. Какие типы клеток участвуют в размножении.

Соматические (клетки тела)

Гаметы (половые клетки)

3. Какой процесс лежит в основе размножения.

Митоз

Мейоз

4. Особенности дочерних организмов.

Потомки генетически сходны с материнской особью.

Потомки генетически отличаются друг от друга и родителей

5. Преимущества.

Быстрое увеличение численности.

Обогащение наследственного материала потомков и лучшая приспособленность к условиям среды.

6. Недостаток

Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

Риск остаться без потомства.

Большая затрата энергии, медленное воспроизводство.

7. Способы размножения.

1. Деление клетки.

2. Спорообразование.

3. Вегетативное размножение.

4. Почкование.

5. Фрагментация тела.

1. Оплодотворение гамет и образование зиготы.

2. Коньюгация.

3.Партеногенез.

8. У каких организмов?

1. Бактерии, одноклеточные животные.

2. Грибы, мхи, папоротники.

3. У цветковых растений.

4. Гидры, дрожжи

5. Плоские, кольчатые черви.

1. Растения, животные, человек.

2. Инфузории.

3. Пчелы, муравьи.

-У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.

7. Самостоятельная работа

Задание по группам: Распределить способы размножения и живые организмы

( каждой группе раздается карточка с заданием).

«Вегетативное размножение растений».

Способы вегетативного размножения:

Примеры растений

1.Видоизмененными подземными побегами

а)корневищами (папоротники

б) луковицами (лук, лилии, чеснок, тюльпан, нарцисс)

в) клубнями (картофель, тапинамбур)

2. Черенками:

а)стеблевыми (традесканция, смородина, ива, крыжовник)

б) листовыми (фиалка)

в)корневыми (рео)

3. Отводками (хлорофитум)

4. Корневыми отпрысками (пырей)

5. Видоизмененными надземными побегами – усами (земляника, клубника)

- При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

Гермафродитизм – явление, при котором одна и та же особь способна производить и мужские и женские клетки. Гермафродитизм считается самой примитивной формой полового размножения и свойственен многим примитивным организмам. Он представляет собой приспособление к сидячему, малоподвижному образу жизни. Одно из преимуществ гермафродитизма состоит в том, что он делает возможным самооплодотворение, что весьма существенно для некоторых внутренних паразитов, таких как солитер, ведущих одиночное существование. Однако у большинства гермафродитных видов в оплодотворении участвуют гаметы, происходящие от разных особей, у которых имеются многочисленные приспособления, препятствующие самооплодотворению. Примерами гермафродитных организмов являются: бычий цепень, дождевой червь, многие брюхоногие моллюски, некоторые рыбы и ящерицы.

- Что такое партеногенез?

- Для каких организмов характерен?

Каково его значение?

Партеногенез– это развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки, девственное размножение. Такой тип размножения распространен среди насекомых – тли, пчелы; ракообразных; простейших иногда встречается у некоторых рептилий. При этом появляются особи только одного пола.

8.Закрепление. Тест

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.




10.Дифференцированное домашнее задание.

Минимум: проработать текст параграфа, ответить на вопросы

Максимум (по выбору, по желанию): создать презентации теме «Способы

размножение».

Приложение. Тест

Вопрос № 1

1.К формам бесполого размножения относится: Спорообразование

1.Оплодотворение

2.Гермафродитизм

3. Ничего из выше перечисленного

Вопрос № 2

1.В половом размножении принимают участие 1 родительская особь

2. 2 родительские особи

3.Только мужские особи

4.Только женские особи

Вопрос № 3

1.Зигота - это Мужская половая клетка

2.Яйцеклетка

3.Оплодотворенная яйцеклетка

4.Женская гамета

Вопрос № 4

1.Гамета - это Особая клетка, способная переживать неблагоприятные условия

2.Оплодотворенная яйцеклетка

3.Клетка, возникшая после деления

4.Половая клетка

Вопрос № 5

1.Размножение - это Увеличение числа особей

2.Деление клеток

3.Воспроизведение себе подобных организмов

4.Образование новых видов

Вопрос № 6

1.Типы размножения организмов Половое и бесполое

2.Только половое

3.Только бесполое

4.Только делением клетки

Вопрос № 7

1.Какой из указанных процессов сопровождается обменом наследственной информации?

1. Фрагментация

2.Спорообразование

3.Почкование

4.Оплодотворение

Вопрос № 8

В чем биологический смысл бесполого размножения?

1.В получении большого числа генетически идентичных особей

2.В появлении организмов имеющих новые сочетания признаков, полученных от родителей

3.В появлении особей, полностью идентичных родительским

4.В сохранении признаков вида

Вопрос № 9

Бесполое размножение осуществляется у

1.Цветковых растений

2.Птиц с помощью яиц

3.Гидр почкованием

4. Хвойных растений семенами

Вопрос № 10

Бесполое размножение путем фрагментации не характерно для

1.Губок

2.Кольчатых червей

3. Моллюсков

4.Кишечнополостных






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!