Методическая разработка
учителя русского языка и литературы
Серединой Елены Георгиевны
МОУ СШ № 94 г. Волгоград
Тема: развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Одним из больных мест в обучении детей русскому языку остается их слабая грамотность. Её причина в трудностях русской орфографии, в неумении детей применять правила при написании слов, в неумении видеть орфограмму в словах. Главное при обучении русскому языку- это формирование прочных навыков грамотного письма. А любой навык, как и навык орфографической зоркости, формируется в в результате многократных действий. В основе грамотного письма лежит работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами. Умения и навыки различать ударные и безударные звуки, непроизносимые согласные и др., подбирать проверочные слова, этому дети учатся ещё в начальной школе, и это является базовым для развития орфографической зоркости. Формирование этого умения есть необходимая предпосылка усвоения основного принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами. Умение слышать и анализировать звуки- основа усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописание приставок на з и с, гласных о и е после шипящих непроизносимых согласных и др. Дидактический материал к заданиям подбираю так, чтобы детям было максимально интересно. Чтобы они не зазубривали материал, а поняли его, поняли работу с орфограммами. Учащиеся работают на уроках коллективно, индивидуально, парами, группами. Поверяю их работу по проверочным картам, или ученики сами проверяют, а контролирует кто-то из товарищей.
Правописание приставок на з-с я считаю самой простой орфограммой, сразу настраиваю детей на то, что им важно запомнить эти приставки. Даю возможность детям прослушать наибольшее количество слов с разными приставками на это орфограмму. Потом прошу их сформулировать правило. Ребята делают это быстро, после этого раздаю карточки, причём всем разные.
1.Подчеркните слова с предлогом с и с приставкой с-.
С гнезд слетели крикливые воробьи. С листьев скатились капли дождя. Солнце, сияет с высоких небес.
С сердца слетела тяжесть. С горы стремительно падали камни.
2.К словам с приставкой на з подберите однокоренные с приставкой с-:
взбивать-… , взбегать-…, разгладить-…, раздумать-…, разгрести-…, раздвигать-… изгибаться-… .
3.Выпишите слова с приставкой на з и с приставкой с-.
Липа разрослась. Её ветви раздвигать было трудно. Сразу не разглядишь, где ствол этой красавицы. Дети часто сходились под ней и играли, читали книги, а расходились по домам только к вечеру, когда раздавался крик родителей, зовущих их домой.
4.От прилагательные с приставкой бес образуйте существительных с приставкой без- (или наоборот)
Бесплановая работа-…, беспричинная-…, бескрылая- …, бесконечная-…, бессловесная-…, бесцельная-…
5.Замените данные понятия одним словом с приставками раз-рас-.
Движение при набирании скорости (Разбег) Поражение врага (Разгром). Расставание (Разлука).
Ростки для пересадки (Рассада). Сбор сведений о противнике (Разведка). Чехов любил писать (Рассказ). Вода для засолки огурцов (Рассол). Восход солнца (Рассвет)
6.К словосочетаниям подберите и запишите слова- синонимы, обозначив приставки на з-с.
Лишенный смысла-… . Не имеющий вкуса-… Лишенный порядка-… .Покрытый сплошь царапинами-… .5)Не имеющий звука-… .Не дающий результата-… .Передающий статью в печать-… .
Ещё раз повторяем изученные приставки, А при проверке ответов на карточках, вижу хороший результат. Дети тему поняли. Завтра в начале урока необходимо дать самостоятельную работу, посмотреть насколько прочны их знания, и так несколько уроков подряд в самом начале даю им различного вида задания на изученную орфограмму. Никогда не надеюсь, что дети материал выучили дома. Каждый день кропотливая работа.
Правописание орфограмм- согласных. Предлагаю различного вида работы: групповые, индивидуальные, в паре, самостоятельные и т.д.
1.Что они обозначают пары слов? Спишите, вставляя буквы.
Зубы- зу.., самолёты- самолё…, пароходы-парохо.., дожди- до….., тепловозы-теплово-..,
2 Выпишите словосочетания, где есть слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте часть слова орфограмму.
Вкусный пирог, искусно испеченный торт, счастливый подросток, чудесный праздник, деревянная лестница, доброе чувство, интересная книга, ненастная погода.
3 Выпишите и разберите по составу слова с непроизносимыми согласными.
1.Но вот багряною рукою заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою веселый праздник именин.
2.Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега
Сбежали шумными ручьями на потопленные луга.
4 Поставьте имена существительные в родительный падеж, запишите, найди лишнее слово.
Сапоги, жирафы, коровы, дороги, рыбы, книги, столы…
И каждый урок подводим итог, повторяя изученную орфограмму несколько раз. Каждую орфограмму стараемся выучить до автоматизма, потому что времени на их повторение и закрепление в 7 классе не будет. Для этого очень хорошо поработать именно эти два года в 5 и 6 классах.
Да, конечно, трудно научить детей грамотно писать, это одна из самых важных задач, процесс этот очень долгий. И чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно понимать, что это каждодневная кропотливая работа на протяжении многих лет. Мы должны научить ребёнка видеть орфограммы и писать их правильно!