СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на формирование прочных навыков грамотного письма на уроках русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"»

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

Серединой Елены Георгиевны

МОУ СШ № 94 г. Волгоград


Тема: развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Одним из больных мест в обучении детей русскому языку остается их слабая грамотность. Её причина в трудностях русской орфографии, в неумении детей применять правила при написании слов, в неумении видеть орфограмму в словах. Главное при обучении русскому языку- это формирование прочных навыков грамотного письма. А любой навык, как и навык орфографической зоркости, формируется в в результате многократных действий. В основе грамотного письма лежит работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умение заменять орфограммы соответствующими буквами. Умения и навыки различать ударные и безударные звуки, непроизносимые согласные и др., подбирать проверочные слова, этому дети учатся ещё в начальной школе, и это является базовым для развития орфографической зоркости. Формирование этого умения есть необходимая предпосылка усвоения основного принципа русской орфографии: одна и та же морфема всегда передается на письме одними и теми же буквами. Умение слышать и анализировать звуки- основа усвоения фонетических написаний: обозначения мягкости согласных на письме, употребления разделительных знаков, правописание приставок на з и с, гласных о и е после шипящих непроизносимых согласных и др. Дидактический материал к заданиям подбираю так, чтобы детям было максимально интересно. Чтобы они не зазубривали материал, а поняли его, поняли работу с орфограммами. Учащиеся работают на уроках коллективно, индивидуально, парами, группами. Поверяю их работу по проверочным картам, или ученики сами проверяют, а контролирует кто-то из товарищей.

Правописание приставок на з-с я считаю самой простой орфограммой, сразу настраиваю детей на то, что им важно запомнить эти приставки. Даю возможность детям прослушать наибольшее количество слов с разными приставками на это орфограмму. Потом прошу их сформулировать правило. Ребята делают это быстро, после этого раздаю карточки, причём всем разные.

1.Подчеркните слова с предлогом с и с приставкой с-. 

С гнезд слетели крикливые воробьи. С листьев скатились капли дождя. Солнце, сияет с высоких небес.

С сердца слетела тяжесть. С горы стремительно падали камни.

2.К словам с приставкой на з подберите однокоренные с приставкой с-:

взбивать-… , взбегать-…, разгладить-…, раздумать-…, разгрести-…, раздвигать-… изгибаться-… .

3.Выпишите слова с приставкой на з и с приставкой с-. 

Липа разрослась. Её ветви раздвигать было трудно. Сразу не разглядишь, где ствол этой красавицы. Дети часто сходились под ней и играли, читали книги, а расходились по домам только к вечеру, когда раздавался крик родителей, зовущих их домой.

4.От прилагательные с приставкой бес  образуйте существительных с приставкой без- (или наоборот)

Бесплановая работа-…, беспричинная-…, бескрылая- …, бесконечная-…, бессловесная-…, бесцельная-…

5.Замените данные понятия одним словом с приставками раз-рас-.

Движение при набирании скорости (Разбег) Поражение врага (Разгром). Расставание (Разлука).

Ростки для пересадки (Рассада). Сбор сведений о противнике (Разведка). Чехов любил писать (Рассказ). Вода для засолки огурцов (Рассол). Восход солнца (Рассвет)

6.К словосочетаниям подберите и запишите слова- синонимы, обозначив приставки на з-с. 

Лишенный смысла-… . Не имеющий вкуса-… Лишенный порядка-… .Покрытый сплошь царапинами-… .5)Не имеющий звука-… .Не дающий результата-… .Передающий статью в печать-… .

Ещё раз повторяем изученные приставки, А при проверке ответов на карточках, вижу хороший результат. Дети тему поняли. Завтра в начале урока необходимо дать самостоятельную работу, посмотреть насколько прочны их знания, и так несколько уроков подряд в самом начале даю им различного вида задания на изученную орфограмму. Никогда не надеюсь, что дети материал выучили дома. Каждый день кропотливая работа. 

Правописание орфограмм- согласных. Предлагаю различного вида работы: групповые, индивидуальные, в паре, самостоятельные и т.д.

1.Что они обозначают пары слов? Спишите, вставляя буквы.

Зубы- зу.., самолёты- самолё…, пароходы-парохо.., дожди- до….., тепловозы-теплово-..,

2 Выпишите словосочетания, где есть слова с непроизносимыми согласными. Обозначьте часть слова орфограмму.

Вкусный пирог, искусно испеченный торт, счастливый подросток, чудесный праздник, деревянная лестница, доброе чувство, интересная книга, ненастная погода.

3 Выпишите и разберите по составу слова с непроизносимыми согласными.

1.Но вот багряною рукою заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою веселый праздник именин.

2.Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега

Сбежали шумными ручьями на потопленные луга.

4 Поставьте имена существительные в родительный падеж, запишите, найди лишнее слово.

Сапоги, жирафы, коровы, дороги, рыбы, книги, столы…

И каждый урок подводим итог, повторяя изученную орфограмму несколько раз. Каждую орфограмму стараемся выучить до автоматизма, потому что времени на их повторение и закрепление в 7 классе не будет. Для этого очень хорошо поработать именно эти два года в 5 и 6 классах.

Да, конечно, трудно научить детей грамотно писать, это одна из самых важных задач, процесс этот очень долгий. И чтобы научить детей успешно преодолевать орфографические трудности, нужно понимать, что это каждодневная кропотливая работа на протяжении многих лет. Мы должны научить ребёнка видеть орфограммы и писать их правильно!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!