Методическая разработка родительского собрания, направленного на формирование родительских компетенций по воспитанию у детей социально – ответственного поведения и ценностей здорового образа жизни.
«Здоровая семья, здоровое поколение».
Автор: Черноносова Наталья Владимировна,
МБОУ АСШ №2,
педагог – психолог.
2021
Содержание
| Введение……………………………………………………………3 |
| Пояснительная записка……………………………………………4 |
| Цели и задачи………………………………………………………5 |
| Ожидаемые результаты……………………………………………5 |
| Основная часть……………………………………………………..6 |
| Заключение………..………………………………………………..9 |
| Список литературы ……………………………………………….10 |
Введение
Асоциальное поведение детей и подростков, употребление никотиносодержащей продукции, алкоголя, психоактивных веществ – является актуальной проблемой нашего времени. Человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Человек должен быть свободным от патологических зависимостей, и его выбор, право и ответственность – сохранять эту свободу всегда. Но подрастающему поколению, а именно подросткам, глубокое понимание проблемы поведения в обществе, зависимости от никотиносодержащей продукции, алкоголя и ПАВ, дается не всегда. Поэтому школе необходимо проводить информационную работу, в т.ч. и родительские собрания по формированию родительских компетенций по воспитанию у детей социально – ответственного поведения и ценностей здорового образа. А для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Пояснительная записка
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретённые в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации так же формируется отношение и к своему здоровью. Семья, является важнейшим авторитетом в воспитании, а его падение, распространение алкоголизма, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Не зря народная мудрость всем известной пословицы гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Профилактические мероприятия по предотвращению асоциального поведения необходимо проводить как можно чаще и во взаимодействии с семьей. Одной из форм работы с семьей, является родительское собрание.
Тема: «Здоровая семья, здоровое поколение».
Форма занятия: родительское собрание.
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья своей семьи, своих детей. Ознакомление с Письмом Министерства просвещения РФ от 10 октября 2018 г. N 07-738 "О раннем выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ у обучающихся", проведение разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи:
- повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних;
- пополнить арсенал знаний родителей по формированию родительских компетенций по воспитанию у детей социально – ответственного поведения и ценностей здорового образа жизни;
- познакомить с методикой проведения социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Ожидаемые результаты: повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах правонарушений несовершеннолетних, сформируются компетенции по воспитанию у детей социально – ответственного поведения и ценностей здорового образа жизни. Родители познакомятся с методикой проведения социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Основная часть
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом.
А.С. Макаренко
Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча начнется с теста «Белые человечки», который покажет вам ваше психологическое состояние, и поможет настроиться на плодотворную работу. (Просмотр теста, обсуждение). Мы немного расслабились, улыбнулись и готовы к выполнению задания. Предлагаю вам вспомнить, когда вы последний раз искренне говорили своему ребёнку, и говорили ли вообще, (не важно, сколько ему лет) о том, что вы его любите, гордитесь им. Говорили ли вы с ним о том, насколько прекрасна жизнь, и какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать? Ответьте себе на этот вопрос. Наверняка, большая половина присутствующих здесь родителей давно этого не делали. Мы всегда ищем оправдания, много работы, дополнительная нагрузка, домашние хлопоты, и многое другое, поэтому совсем не хватает времени для душевной беседы с ребенком. А это очень важно – беседа по душам, именно она может стать толчком доверия ребенка к вам.
Педагог – психолог: добрый день, как можно узнать, что происходит с вашим ребенком, о его жизни в школе и кругу друзей, если не через беседу с ним? Сейчас я предлагаю вам посмотреть социальный видеоролик «Прививка любви», (обсуждение ролика с родителями). Очень часто родители узнают о том, что с ребенком случилась беда: дурная компания, употребление ребенком никотиносодержащей продукции, алкогольных напитков и т.п. не от самого ребенка, а от классного руководителя, либо других специалистов школы (социальный педагог, педагог - психолог). Чтобы такого не случалось в вашей семье, любите его, разговаривайте с ребенком, и ненавязчиво интересуйтесь его жизнью вне дома. Воспитание детей никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Дети, которые не всегда могут реализовать свои способности, утверждаются не всегда законными средствами и способами, которые влекут за собой различного рода проблемы, и чтобы этого избежать, вы должны помочь своему ребенку в выборе направления занятий по интересам. В нашем поселке есть альтернатива выбора (можно перечислить дополнительные объединения, внеурочную деятельность в школе, р.п. Ардатов) для детей и подростков, и важно во время выбрать направление, которое помогло бы вашему ребенку избежать вероятности антиобщественного поведения. Все дети разные, каждый индивидуален по своему, но к любому ребенку можно найти подход. В продолжение этой темы, предлагаю посмотреть мультфильм «Ежик должен быть колючим» (обсуждение мультфильма).
Классный руководитель: каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым и счастливым, живущим в гармонии с собой и окружающим миром. Вы должны знать, что является залогом благополучия ваших детей. Это поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, альтруистическое отношение к людям, радостное ощущение своего существования в этом мире.
Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые "случайные пробы" наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель. Но при этом большинство подростков совершают "первую пробу" "из любопытства и (или) за компанию", "для того чтобы испытать новые ощущения", а также "потому что "это модно", и они не хотят "отличаться от одноклассников". С 2014/2015 года в нашей школе для учащихся, достигших 13-летнего возраста, проводится социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, тестирование предусмотрено с использованием электронной версии единой методики в образовательных организациях субъектов РФ. СПТ проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 N 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования". Основными задачами социально-психологического тестирования являются:
- выявление у обучающихся психологических "факторов риска" с целью их последующей психологической коррекции;
- организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ;
- формирование контингента, обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.
Педагог – психолог: обучающиеся от 15 лет самостоятельно дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования, а от 13 до 15 лет - их родители (законные представители). Результаты СПТ сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям) при условии его несовершеннолетия. Результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания. По результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
Важно понимать, что данное тестирование - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические "факторы риска" возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической "устойчивости" личности, оно не выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ и результаты социально-психологического тестирования не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза), они могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие, профилактической компетентности, навыков, личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию, тестирование позволяет тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности.
Принципы социально-психологического тестирования: добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, оказание помощи.
Заключение
Классный руководитель. Подводя итоги сегодняшнего собрания, можно сделать вывод, что ваш арсенал знаний по формированию родительских компетенций по воспитанию у детей социально – ответственного поведения и ценностей здорового образа жизни немного пополнился, а также, вы познакомились с методикой проведения социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Педагог – психолог. Уважаемые родители, если возникнут проблемы, вы знаете к кому обращаться за помощью и консультацией, но, не смотря ни какие проблемы и сложные ситуации, вы должны знать, что выход из любой ситуации всегда есть. И в завершении нашей встречи, для поднятия настроения, предлагаю для просмотра еще один мультфильм «Кролень».
До новых встреч!
Список использованной литературы
Сирота Н.А., Воробьева Т.Н., Ялтонская А.В. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста. – Москва, 2007;
Лебедева О.А. «Учимся управлять собой». - ООО Педагогические технологии, 2011;
Ярославцева Л.Р. «Твой путь к успеху». - Нижний Новгород 2013;
Видеоролик «Прививка любви» https://vk.com/videos339984442?z=video-1946517_456244825%2Fpl_339984442_-2;
Мультфильм «Ежик должен быть колючим» https://vk.com/video?z=video339984442_456239183%2Fpl_cat_updates;
Мультфильм «Кролень» https://vk.com/videos339984442?q=%D0%BA%D1%80%D0%BE&z=video-94559277_171320834;
Психологический тест «Белые человечки» https://vk.com/videos339984442?z=video339984442_456239184%2Fpl_339984442_-2
Письмо Министерства просвещения РФ от 10 октября 2018 г. N 07-738 "О раннем выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ у обучающихся".