СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Сборник дидактических игр на уроке русского языка I – IV класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  Сборник дидактических игр на уроке русского языка  I – IV класс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Сборник дидактических игр на уроке русского языка I – IV класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»












Методическая разработка


Сборник дидактических игр на уроке русского языка

I – IV класс






















Автор: учитель начальных классов

Тихонова Капиталина Григорьевна












с. Кожевниково, 2021



Содержание

Введение 3

Игры на уроках русского языка 4

I. Фонетические игры 4

II. Лексические игры 6

III. Грамматические игры 8

IV. Орфографические игры 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13




































Введение

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно-воспитательной работе в I – IV классах.

Через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова; обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь, способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Можно представить следующие типы игр:

- игры- по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- игры-путешествия.

- игры-поручения.

- игры-предположения.

- игры-загадки.

- игры-беседы  (игры-диалоги).

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

  1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

  2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания;

  3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним;

  4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

Игровое действие дидактических игр разнообразно:

  1. группирование,

  2. сравнение,

  3. загадывание,

  4. отгадывание и т.д.

Характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений.













ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


I. Фонетические игры


«Угадай первый звук»


Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

Задание. В произнесенных учителем словах назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб


«Придумайте новое слово»


Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Задание. Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы

(и,Бо)----рис

(за,у,)---дача

рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка)

Бор----(т,овик,ьба)

«Что нарисовано»


Цель - учить правильно ставить ударения в словах.

Деятельность. Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений: шофер, портфель, доска, свекла.

Задание. Нужно правильно расставить ударение в словах.


«Исправь ошибку»


Цель - учить выделять звук из слова, учить производить звуковой анализ слова, учить различать согласные звуки по звучанию.

Задание. Исправьте предложение: У вратаря большой улов - влетело в сетку пять волов.


«Какой звук чаще звучит?» (чистоговорки)


Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Задание. Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.


Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)



«Лото»


Цель - учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Задание. Учитель произносит слово, ученик находят к нему картинку, и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.



«Слова – «перевёртыши»


Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Задание. Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток.


«Замени одну букву другой»


Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Задание. Запишите столбиком слова: сом, сын, жук. Вместо одной буквы - поставьте другую так, чтобы получилось новое слово. Например, сом - сон - сын – сыр.


«Интересные слова»


Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Задание. Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-. Какие получатся слова, если вставить эти слоги? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура).


«Музыкальные слова»


Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Задание. Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)


«Хитрые слова»


Цель - учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Задание. Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение: замок, кружки, стрелки.


«Загадки — шарады»


Цель - учить производить звукобуквенный анализ слова, различать слова близкие по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Задание. Решите шарады:


Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

(Крот)


С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

(лед, мед)


С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

(Лыжи, лужи)


«Головоломка»


Цель – учить анализировать графическую структуру букв.

Задание. Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы и потом составить их них слово.

II. Лексические игры


«Какие это предметы»


Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.

Задание. Дай быстрый и точный ответ про каждый рисунок - предмет: Кто сделал его, из чего? И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)



«Придумай или вспомни загадку»


Цель – уточнить семантику слова, учить сравнивать его с другими близкими по значению.

Задание. Нужно ответить, на что похожи предметы, названные данными словами. Например, радуга, как ворота. Учитель может натолкнуть ребят на правильный ответ, не ограничивая их творчества. Можно вспомнить загадки про эти предметы.


Березы, как (сестрицы)



Сахар, как (снег)



Календарь, как (толстяк)





Стоят в поле сестрицы-

Платьица белены, шапочки зелены.


Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал.


Худеет с каждым днем толстяк

И не поправится никак.



«Собери букет»


Цель – учить различать родо-видовые понятия.

Задание. Собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц животных, деревьев)

.

«Какой предмет?»


Цель – учить подбирать слова-определения (описания).

Задание. Учитель называет предмет, а ученики должны сказать, какой он. Например: брусника, еж, самолет, лист, заяц и др.


«Отгадай по описанию»


Цель – учить узнавать слова по его описательной семантике.

Задание. Дети описывают задуманный предмет по его признакам, кроме отражающего названия.


«Антонимы»

Цель – учить подбирать антонимы.

Задание. Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку - это антонимы. Дополните рифмы.



«Вставь слова в стихотворные строчки»


Цель – учить подбирать антонимы.

Задание. Подберите антонимы – рифмы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ...(низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь ...(близко)



«3амени слово похожим по значению»


Цель – учить подбирать синонимы.

Задание. Учитель называет слово. Дети подбирают синонимы


«Украсить слово»


Цель - уточнить семантику слова.

Задание. Надо существительное украсить прилагательными, назвать прилагательные, которые к нему подходят.


«Слово наоборот»


Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи.

Задание. Учитель называет слова, записать их, наоборот переставив буквы.



«Составьте слово»


Цель – учить подбирать антонимы.

Задание. Подберите к словам антонимы. Первые буквы антонимов по вертикали составят нужное слово:

Широкий - узкий

Твердый - мягкий

Старый - новый

Скучный - интересный

Бесполезный - ценный

Неряшливый - аккуратный











6

III. Грамматические игры


«Знаете ли вы русский язык?»

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

Задание. а) Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот - коты

дуга - дуги

ведро - ведра

б) Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Заяц - зайчика

в) Я буду называть существительные женского рода, а вы мужского.



«Придумайте предложение»


Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Задание. Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др. Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.


«Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать единство текста.

Задание. Ведущий задает вопрос, учащийся отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые.

- На что похожи белые сугробы? и т.д.

«Игра с картинками»


Цель – учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отрабатывать интонирование предложений.

Задание. Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Составить по картинке предложения, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными. Например: Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).


«Какое слово подойдет?»


Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

Задание. К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).




«Строчная или прописная?»


Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Задание. Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.); придумать предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.


«Подскажи словечко»

Цель – учить распространять предложения.

Задание. Учитель начинает предложение, ученик заканчивает его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, дети в продолжении подбирают другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей).


«Составь сочетание»


Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Задание. Раздаются карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому). Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.



«Кто последний?»

Цель - учить подбирать прилагательные как описания.

Задание. К слову, названному учителем, придумать определения.

Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый).





















IV. Орфографические игры


«Овощи, фрукты, ягоды»

Цель - закрепить написание слов с большой буквы.

Задание. Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете. Как пишутся эти слова? Могут ли они быть записаны с большой буквы?


«Два предложения»


Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.

Задание. Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.


«Как превратить...»

Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.

Задание. Превратите: мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число.


«Как пишется?»

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Задание. Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

Котофей Иваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

Я. Козловский.


«Вопросы – загадки»


Цель – закрепить знания о том, что предлог служебная часть речи.

Задание. Дайте ответ на хитрые вопросы:

а) Из каких двух предлогов составить название домашнего животного? (к-от)

б) Название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)

в) Когда личное местоимение мы состоит из двух предлогов в косвенном падеже? (на-с)


«Не перенесёшь»

Цель - отработать правила переноса слов.

Задание. Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,

олень, семья, еда, шея-).


«Сколько слов?»

Цель — закрепить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Задание. Записаны слова: прим.е и ..рять, пос. е и ..деть, сл. е и ..зал, б. а о..чок. Сколько слов вы можете записать? Подберите проверочное слово и составьте

предложение.




«Исправьте ошибки»

Цель – учить составлять предложения с правильным порядком слов.

Задание. Редактирование предложений:

Я был с Борей в кинотеатре, который окончил четыре класса.

(Я был в кинотеатре с Борей, который окончил четыре класса).


«Цветная диаграмма»

Цель - при помощи цветов отразить морфологическое и орфографическое правописания.

Вариант первый.

Цель - проверить умение различать слова как части речи.

Задание. Ученики составляет цветовую диаграмму текста - по частям речи:

Красный - им. сущ.,

Синий - им. прил.,

Зеленый - им. числит.,

Желтый - глагол,

Оранжевый — местоимение,

Коричневый - предлог,

Фиолетовым – наречие,

Серый – союз.

Например: Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул его в ямку с водой. Ежу пришлось раскрыться и поплыть к берегу. А Лис тут как тут. Только Ежа и видели.


«Составь рассказ»

Цель - учить составлять предложения, сохраняя единство текста и правописание слов.

Условие: употребить как можно больше слов: словарных, или с удвоенной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительными ъ и ь, или с парными согласными в корне.


«Составь слово»

Цель – учить морфемному анализу слов и подбору слов, подходящих к схемам. Предлагаются схемы слов.

Задание. Составить однокоренные слова со словами дом, домик, выстрел. Подставляя окончание, суффикс, приставку.


«Сочинялки»


Цель – развивать речь, чувство единства текста.

Задание. Вариант первый. Учитель произносит начало рассказа (заключительную фразу, середину повествования), ученики должны домыслить весь рассказ.

Вариант второй. Учитель предлагает тему произведения. Один ученик начинает, второй продолжает, третий завершает повествование (можно расширить количество участников).

Вариант третий. Учитель предлагает тему произведения и жанр, ученики составляют текст.

Вариант четвертый. Учитель предлагает героев произведения, дети сами выбирают тему и жанр и сочиняют.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главная цель школьной реформы – повышение качества обучения и образования школьников. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо умело в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.

Опираясь на мой опыт работы, я могу отметить, что использование дидактических игр на уроках русского языка значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей, и тем самым повышает качество образования.

В заключение хочется выразить надежду, что мой опыт будет интересен учителям начальной школы, даст им толчок для собственного творчества и новых экспериментов, а также специалистам, которые занимаются проблемами начального школьного образования, его направленности на развитие детей.



























Список использованной литературы


  1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2016. – 215 с.

  2. Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 11-20.

  3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2017. – 438 с.

  4. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с.

  5. Рыдзе О. А., Степанова О.А. Дидактические игры в начальной школе. - М.: Сфера. 2016.

  6. Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка //Начальная школа. №2. 2016. с. 28-33.


7