СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка серии занятий "Автоматизация звука Ш".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизация звука Ш в слогах, в словах, в предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка серии занятий "Автоматизация звука Ш".»

Методическая разработка

серии индивидуальных занятий

«Автоматизация звука «Ш» в играх и упражнениях»

Быковской О.В.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Обучающиеся с нарушениями речи имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

В методической разработке занятия по коррекции произношения ориентированы на комплексное воздействие на ребенка: развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики, зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления, звукового анализа и синтеза. Основное назначение пособия, направленное на подготовку ребенка к полноценному овладению устной и письменной речью, а самое главное – к успешному обучению в школе.

Для успеха коррекционной логопедической работы комплекс занятий по произношению насыщен нетрадиционными тренировочными упражнениями и играми с использованием методов и приемов современных образовательных и развивающих логопедических технологий. Активно на занятиях используется ИКТ.


Тема занятий: «Учимся правильно произносить звук «Ш»

Длительность каждого занятия: 15-20 мин

Коррекционно – образовательные цели:

- формирование речевого дыхания;

- формирование фонематического восприятия;

- закрепление умений делить слова на слоги;

- расширение и активизация словарного запаса на базе настольных речевых игр и компьютерных развивающих программ.

Коррекционно – развивающие цели:

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие темпо-ритмической организации речи;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие графических навыков.

Коррекционно – воспитательные цели:

- формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

- создание положительного эмоционального настроя у ребенка.

Современны образовательные технологии, применяемые в серии занятий:

  • Личностно – ориентированные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • развивающие логопедические технологии.

Планируемые результаты

Личностные УУД: осознание смысла учения и понимание ответственности за будущий результат.

Предметные УУД: четко произносить все звуки родного языка, определять позицию звука в слове, делить слова на слоги.

Метапредметные:

- регулятивныеУУД – работать в соответствии с поставленной задачей, определять успешность своей работы;

- познавательные УУД – умение слушать и слышать, владение операциями классификации;

- коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной форме, осуществлять продуктивное взаимодействие со взрослыми.


































Занятие №1

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах и в словах.

Методическое обеспечение занятия и средства обучения: зеркало, табло со «звуковыми дорожками», камешки Марблс, дидактическая игра «Лото», смайлики, компьютер, игровая программа «Игры для Тигры».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

2. Звуковая разминка

Игра «Пианино» - ребенок нажимая на клавиши детского пианино поет гласные звуки:

А О У И Ы.

3. Дыхательная гимнастика «Воздушный змей» (компьютерная игра «Игры для Тигры»).

Необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох в микрофон. При

правильном и полном выполнении задания воздушный змей взлетает в небо, улыбается

и меняет цвет.

Постановка цели занятия

  • Слушай внимательно произнесенные звуки… Какой звук слышится чаще всего, этот звук будем учиться произносить сегодня на занятии. (Звук Ш)

  • Характеристика звука – согласный, шипящий, глухой, всегда твердый.

  • Правильная артикуляция звука «Ш» - при произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твердому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.


Основная часть

4. Голосок у нас готов к занятию.

Предлагаю сделать артикуляционную гимнастику: Накажем непослушный язычок, Лопаточка, Чашечка, Лошадка, Грибок, Гармошка, Конфетка, Вкусное варенье, Погреем ладошки, Рупор.

5. Упражнение «Звуковые дорожки» - ребенок проводит по различным цветным линиям пальчиком и одновременно произносит на длительном плавном выдохе звук «Ш».

6. Игра «Камешек – слог»

Произнеси слог ША, столько раз сколько на столе выложено в ряд камешков синего цвета.

Произнеси слог ШО, столько раз сколько на столе выложено в ряд камешков зеленого цвета.

Произнеси слог ШУ, столько раз сколько на столе выложено в ряд камешков белого цвета.

Произнеси слог ШИ, столько раз сколько на столе выложено в ряд камешков золотого цвета.

7. Произнеси слоги и слова

Ша – ша – шапка

Ши – ши – шина

Шу – шу – шуба

8. Упражнение «Машина» (компьютерная игра «Игры для Тигры»)

Игровая задача: помочь тигренку построить машину.

Ребенок произносит слоги со звуком «Ш» в данном ритме и темпе. За каждый правильный произнесенный слог на экране появляются части машины, которые соединяются в единое целое.

9. Произнеси слова

Шапка, шахматы, шайба, шагать, шахта.

Шуба, шум, шутка, шумный, шутник.

Шина, шить, шифон, шипеть, шиповник.

Шов, шок, шёпот, шоколад.

Минуты здоровья

  • Вспомни, какое задание было самое первое на занятии… Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Выполняем его еще раз стоя около парты.

  • Педагог произносит инструкции шепотом, ребенок выполняет: повернись к окну, хлопни три раза в ладоши, присядь, встань, подними руки вверх, хлопни в ладоши над головой два раза, руки за спину, руки на спинку стула положи, тихо сядь на стул.

10. Игра с картинками «Лото».

11. Камешки «Марблас» - выложи камешками контур любой картинки со звуком «Ш» (ребенку предлагаются контурные картинки).

Заключительный этап – рефлексия

1.Оцени свою работу смайликом самостоятельно (отлично, хорошо, старайся лучше)

2.Как ты думаешь, какое упражнение нужно закрепить дома?



Занятие №2

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях.

Методическое обеспечение занятия и средства обучения: зеркало, клубок ниток, табло со «звуковыми дорожками», камешки Марблс, дидактическая игра «Лото», смайлики, компьютер, игровая программа «Игры для Тигры», песочница с космическим песком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Кинезиологическое упражнение «Звонок» - опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

2. Звуковая разминка

Игра «Клубочек» - ребенок наматывает на клубок нить и одновременно поет гласный

звук на плавном длительном выдохе: А (О У И Ы).

3.Дыхательная гимнастика «Ветерок» (компьютерная игра «Игры для Тигры»). Необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох в микрофон. При правильном и полном выполнении задания лопасти всех мельниц на экране начинают вращаться.

Постановка цели занятия

  • Слушай внимательно произнесенные слоги… Какой согласный звук слышится чаще всего, произношение этого звука будем сегодня закреплять. (Звук Ш)

  • Характеристика звука – согласный, шипящий, глухой, всегда твердый.

  • Правильная артикуляция звука «Ш» - при произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твердому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.


Основная часть

4. Голосок у нас готов к занятию.

Предлагаю сделать артикуляционную гимнастику: Накажем непослушный язычок, Лопаточка, Чашечка, Лошадка, Гармошка, Конфетка, Вкусное варенье, Погреем ладошки, Рупор.

5. Упражнение «Звуковые дорожки» - ребенок проводит по различным цветным линиям пальчиком и одновременно произносит на длительном плавном выдохе звук «Ш».

6. Игра «Камешек – слог»

Логопед называет слоги, если в слоге есть звук Ш учащиеся кладут на стол камешек.

7. Произнеси слоги и слова

По количеству выложенных камней на столе, дети придумывают слоги + слово в рифму. Например, ша – ша – лапша, шу – шу – шутка….

8. Упражнение «Пирамидка» (компьютерная игра «Игры для Тигры»)

Игровая задача: помочь тигренку собрать пирамидку.

Ребенок произносит слоги со звуком «Ш» в данном ритме и темпе. За каждый правильный произнесенный слог на экране появляется кольцо для пирамидки.

9. Произнеси слова «Звуковые часы» (компьютерная игра «Игры для Тигры») На какой картинке остановится стрелка на часах, названия ее ребенок произносит четко проговаривая звуки в слове.

Минуты здоровья

  • Вспомни, какое задание было самое первое на занятии… Кинезиологическое упражнение «Звонок». Выполняем его еще раз стоя около парты.

  • Упражнение «Повтори за взрослым ряд движений или действий».

10. Игра с картинками, настольная «Логопедическая ромашка».

11. Игра «Космический песок» - найди в песке клад. Составь предложение с каждым предметом (предметы со звуком «Ш» спрятаны в песке.

Заключительный этап – рефлексия

1.Оцени свою работу смайликом самостоятельно (отлично, хорошо, старайся лучше)

2.Как ты думаешь, какое упражнение нужно закрепить дома?



Занятие №3

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях, в стихах.

Методическое обеспечение занятия и средства обучения: зеркало, змейки для одежды разных размеров, камешки Марблс, дидактическая игра «Ходилки», уветные скрепки, смайлики, компьютер, игровая программа «Игры для Тигры».


ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка» - левую руку сожми в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверни к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

2. Звуковая разминка

Игра «Змейка» - ребенок расстегивает змейку (замочек) одновременно поет гласный

звук на плавном длительном выдохе: А (О У И Ы).

3.Дыхательная гимнастика «Кораблики» (компьютерная игра «Игры для Тигры»). Необходимо произвести длительный и плавный ротовой выдох в микрофон. При правильном и полном выполнении задания кораблик поплывет.

Постановка цели занятия

  • Слушай внимательно слова… Какой согласный звук слышится в каждом слове, произношение этого звука будем сегодня закреплять. (Звук Ш)

  • Характеристика звука – согласный, шипящий, глухой, всегда твердый.

  • Правильная артикуляция звука «Ш» - при произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твердому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.


Основная часть

4. Голосок у нас готов к занятию.

Предлагаю сделать артикуляционную гимнастику: Накажем непослушный язычок, Лопаточка, Чашечка, Лошадка, Гармошка, Конфетка, Вкусное варенье, Погреем ладошки, Рупор.

5.Упражнение «Рыбка»:

- ребенок в микрофон произносит на длительном плавном выдохе звук «Ш», рыбки в аквариуме начинают плавать;

- ребенок в микрофон произносит слитно ряд слогов со звуком «Ш», рыбки в аквариуме начинают плавать.

6. Игра «Камешек – слог»

Логопед называет слова, если в слове есть звук Ш учащиеся кладут на стол камешек.

7. Произнеси слоги и слова

По количеству выложенных камней на столе, дети придумывают слоги + слово в рифму. Например, ша – ша – лапша, шу – шу – шутка….

8. Упражнение «Дом» (компьютерная игра «Игры для Тигры»)

Игровая задача: помочь тигренку построить дом.

Ребенок произносит слоги со звуком «Ш» в данном ритме и темпе. За каждый правильный произнесенный слог на экране появляется кольцо для пирамидки.

Минуты здоровья

  • Вспомни, какое задание было самое первое на занятии… Кинезиологическое упражнение «Лезгинка». Выполняем его еще раз стоя около парты.

  • Педагог произносит инструкции в несколько действий шепотом, ребенок выполняет: встань, возьми карандаш и положи его на стол к зеркалу; подойди к доске, возьми красный маркер, напиши на доске свое имя; встань в центре кабинета, хлопни три раза в ладоши, топни 2 раза правой ногой.

9. Игра с картинками, настольная «Ходилки со звуком «Ш». 10. «Цветные скрепочки» - выложи из скрепок лягушонка.

Выучи стихотворение

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

Заключительный этап – рефлексия

1.Оцени свою работу смайликом самостоятельно (отлично, хорошо, старайся лучше)

2.Как ты думаешь, какое упражнение нужно закрепить дома?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!