Республиканский конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Интерактивная презентация к уроку по физике в 10 классе
Тема: «Смешанное соединение проводников»
Номинация: «Лучшая презентация к уроку»
Автор: Мезенцева Янина Семеновна
учитель физики
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №10 имени
Ю.А.Гагарина г.Воткинска УР»
Введение
Образование всегда играло главную роль в развитии человека. Современному обществу нужны квалифицированные, инициативные и образованные профессионалы. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Значит и система образования должна непрерывно модернизироваться. А мы, учителя , идти в ногу со временем.
Основные перемены в развитии системы образования РФ уже происходят. Одно из направлений это поиск новых форм обучения, а также новых требований и вызовов для всех, кто задействован в учебном процессе — учащихся , педагогов, родителей .
Актуальность:
Сегодня в школе появились достаточное количество интерактивных средства обучения, что помогает совершенствовать учебный процесс и активизировать познавательную деятельность обучающихся, нацеленную на повышение качества обучения и достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Использование интерактивных средств обучения позволяет проводить активное обучение путем создания дидактических материалов способствующих осмысленности обучения. Для этого учитель включает в обучение учащихся на уровне их интеллектуальной и личностной активности. Чтобы организовать такой урок учителю необходимо проводить определенную работу. Сформировать учебную задачу, смоделировать пути ее решения. Представить ее учащимся в таком виде, в котором у них создается ситуация успеха и пробуждается интерес к исследованию путей ее решения.
Учителю необходимо научиться создавать интерактивные образовательные ресурсы, позволяющие решать поставленные дидактические задачи и в дальнейшем педагогически грамотно их использовать. Личный опыт показывает, что создание интерактивных ресурсов требует много времени. Особенно когда это происходит без системы. Если много работать в данном направлении, начинаешь ориентироваться в возможностях интерактивных средств обучения (технических – компьютер, интерактивном оборудовании и дидактических – интерактивных образовательных ресурсах). Регулярная подготовка и применение таких материалов помогает создать базу методических материалов, которая в дальнейшем совершенствуется и пополняется. В этом случае имеется отличная возможность корректировать материал при подготовке к уроку. Использовать этот материал в разных параллелях. При этом усложняя и совершенствуя разработки. В таком случае времени на подготовку требуется уже гораздо меньше. Регулярное применение интерактивных ресурсов на уроке даёт возможность управления деятельностью обучающихся при использовании данных средств на разных типах уроков.
Сегодня на уроках мною используются интерактивные презентации, конструкторы уроков. Особенно хочу обратить внимание на возможности интерактивных презентаций, как средства управления деятельностью обучающихся (самостоятельной и совместной).
Сеть Интернет предоставляет массу возможностей для свободного скачивания готовых презентаций. Учителя охотно используют их на уроках. При необходимости корректируя содержание и внося в них изменения. Но часто не используют интерактивные презентации. Хотя инструменты для их составления достаточно разнообразны.
В пользу интерактивных презентаций говорит то, что эти инструменты позволяют добывать знания и формировать умения, а еще и использовать на практике эти знания и умения. Значит решать разные ситуационные задачи и формировать учебные действия. Именно к этому мы стремимся, к развивающему обучению. Использование таких презентаций позволяет сделать информацию наглядной и интересной. Происходит восприятие учащимся не только на слух и зрение, включается воображение.
Для создания собственной интерактивной презентации, была использована MS Power - Point 2021 года. Версия достаточно проста в освоении, но при этом имеют отличные мощные возможности. Создание презентации необходимо начинать не с технологического конструирования, а с подбора материала, четко понимать содержание учебной темы и целеполагание, для дальнейшего формулирования дидактических задач.
Рассмотрим создание интерактивной презентации в качестве средства управления деятельностью обучающихся на примере урока в 10 классе по теме: «Смешанное соединение проводников».
Для создания презентации использованы следующие приложения:
-
«QRCoder» - сканер QR-кодов. Двухмерный штрих код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на ноутбуке.
-
«Нейросеть CHATGPT» - чат-бот с искусственны интеллектом, разработанный компанией OpenAll.
-
«Learningapps» - онлайн - сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний.
-
«Sketchfab» - веб - сайт платформы 3 D моделирования.
Тема урока. «Смешанное соединение проводников»
Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Место темы по планированию: 135 урок, отведённый на изучение раздела «Электродинамика» ( 5 часов в неделю).
Учебник: «Физика» 10 класс. Авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Стоцкий
Формы работы: фронтальная (объяснение учителя); индивидуальная (выполнение задания разных уровней); групповая ( выполнение исследовательской работы).
Цель урока: Изучить смешанное соединения проводников.
Задачи урока: Определить методику расчета смешанного сопротивления проводников; развить навыки соблюдения техники безопасности при выполнении практических работ; формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ:; воспитывать внимательность, аккуратность при выполнении всех видов работ и вычислениях; развивать культуру речи при произношении физических терминов и законов.
Оборудование: Источник тока, набор резисторов, ключ, провода соединительные , ноутбуки для каждого учащегося, цифровая лаборатория Releon c датчиками тока и напряжения,
Требования к оборудованию: подключение к Wi – Fi сети школы (для соблюдения,,,,,,) , установленный на каждом компьютере VK – мессенджер, программа для считывания QR–кодов, установлено приложение Releon (цифровая лаборатория).
Планируемые результаты:
Предметные
Сформулировать: понятие смешанного соединения проводников ;
Формировать умения: производить расчеты по законам последовательного и параллельного соединения проводников; обнаруживать зависимости между физическими величинами; исследовать основные характеристики последовательного соединения проводников: Iоб.=I1 =I2; Uоб.=U1+U2; Rоб.=R1+R2 ; основные характеристики параллельного соединения проводников Iоб.= I1 +I2; Uоб.=U1=U2; 1/Rоб.=1/R1+1/R2 ; исследовать методику расчета смешанного соединения проводников при выполнении практической работы; представлять результаты измерений в виде таблицы.
Метапредметные:
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Закрепление навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Функциональная грамотность
Личностные результаты освоения функциональной грамотности:
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты формирования функциональной грамотности:
- находит и извлекает информацию в различном контексте; объясняет и описывает явления на основе полученной информации; анализирует и интегрирует полученную информацию; формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Межпредметные связи: информатика, математика.
Этап урока | Ход урока | Презентация |
Этап мотива- ции и самоопределения к учебной деятель- ности | Учитель: Приветствует учащихся, играет музыка П.И.Чайковского. Обращение к учащимся. Задаёт вопросы: Каких великих русских композиторов вы знаете? Музыка какого композитора звучит? Какое это произведение? Чем знаменателен это композитор для нас Учащиеся отвечают: П.И. Чайковский, великий русский композитор, наш земляк, родился в г. Воткинске. Звучит Марш из балета «Щелкунчик» Учитель: Читает цитату П.И. Чайковского. Задаёт вопрос. Почему мы можем слушать и наслаждаться этой музыкой? Что нам помогает слышать музыку? Учащиеся отвечают: Электрические приборы. Учитель: Что общее у этих приборов? Пояснение. Электрических приборов много, что необходимо для того чтобы они работали? Учащиеся отвечают: соединить в единую цепь | Демонстрирует слайды 2, 3 (управление слайдом, производим по щелчку) Скачать музыку можно пройдя по гиперссылке ил воспользовавшись QR – кодом) Музыка Демонстрирует слайд 4 (по щелчку производим переход к части 2 слайда) Демонстрирует слайд 4 (часть 2) |
Этап воспроизведения и коррек-ции знаний, актуали-зации знаний | Учитель: Прежде чем начать изучение нового материала, необходимо вспомнить материал предыдущего урока. Обращает внимание , что учащиеся разбиты на две команды.(Проследить, чтобы группы были одинаковые по уровню знаний, в каждой группе должны быть и сильные и слабые ученики). Какие виды соединений вам известны? Учащиеся отвечают: последовательное и параллельное соединения. Учитель: дайте определения последовательного и параллельного соединения проводников. Учащиеся отвечают: определения последовательного и параллельного соединения проводников. Учитель: По ответам учащихся присваивает название командам. Учитель: Отмечает, что с выполненным домашним заданием обе группы справились. При помощи искусственного интеллекта, приложения CAT-GPT, команды составили вопросы другой команде по теме «Параллельное и последовательное соединение проводников». Успешно провели батл , Используя Образовательную платформу «Сферум» VK – мессенджер. Видеозвонок длился в течение 15 минут. Предлагает выполнить индивидуальное задание: «Законы тока при параллельном и последовательном соединениях проводников». Задание представлено в трех уровнях сложности. (Базовый, сложный, повышенной сложности) Выбор за учащимся. Для этого необходимо в своем компьютере найти мини презентацию, направить курсом мышь на выбранное задание, нажать с помощью кнопок Ctrl и левую кнопку мыши. Выбрать задание можно при помощи QR–кода. Для этого навести камеру ноутбука на QR–код. После выполнения задания необходимо сделать скан экрана и отправить через VK – мессенджер в группу (группа в VK – мессенджер в Сферуме). Учащиеся: выполняют задание Учитель: выводит на экран результаты работ учащихся через VK – мессенджер и подводит учащихся к выводу данного этапа урока. | Демонстрирует слайд 5 (управление слайдом, производим по щелчку) Для выполнения домашнего задания использовано приложение «Сферум» VK мессенджер и CHAT-GPT искусственный интеллект, описание можно посмотреть приложение 3 CHAT-GPT Созданные задания и ответы к ним можно поссмотреть в приложении 4 Зайти в программу можно воспользовав-шись гиперссылкой Learningapps или QR–код Демонстрирует слайд 6 Описание можно посмотреть в приложении 5 QR–код заданий (по уровням сложности): базовый высокий повышенной сложности Пример задания высокого уровня можно посмотреть в приложении 5 |
Постановка целей урока, мотива-ция к УД | Учитель: Просит обратить внимание на следующий слайд. Видео фрагмент электрооборудования класса. Вопрос звучит в видеоматериале. Какие соединения применены в классе? Учащиеся отвечают: и последовательное и параллельное вместе. Учитель: Как вы думаете, какое соединение нам предстоит изучить на уроке? Учащиеся отвечают: Смешанное соединение. Возможные риски: дети не ответят сразу на поставленный вопрос. Следует задавать наводящие. Если включить свет, все электрические лампы освещают класс? Значит и последовательное и параллельное соединения работают вместе. Значит их перемешали? Учитель: Мы знаем определения параллельного и последовательного соединения проводников. Мы знаем законы протекания тока в этих соединениях. Как вы считаете этого достаточно? Учащиеся отвечают: надо научиться применять их на практике и научиться решать задачи? Учитель: Умение решать задачи как практически пригодится в жизни? Постановка учебной задачи. Представьте ситуацию. Построили вы дом. Как соединить приборы в нём? Какое соединение лучше применить? Не спешите докажите. Чтобы решить практическую задачу и дать ответы на поставленные вопросы, попробуем сформулировать к чему мы стремимся? Учащиеся отвечают: Изучить, исследовать смешанное соединение проводников. Познакомиться с методикой расчета смешанного соединения проводников. Проверить на практике, как она работает. | Демонстрирует слайд 7 Видеосъемка выполнена в учебном кабинете) Демонстрирует слайд 8 (управление слайдом по щелчку) Зайти в программу можно воспользовав-шись гиперссылкой «Sketchfab» Использовано для 3 D моделирования комнаты (описание сайта смотреть в приложении 6 ) Демонстрирует слайд 9 (управление слайдом по щелчку) |
Основ-ной этап урока Физкульт- минутка | Учитель: Предлагает выполнить исследовательскую работу в командах. Работа выполняется при помощи цифровой лаборатории RELEON. На партах находятся пакеты с инструкциями по выполнению экспериментальных работ. Текст работ, включаю правила техники безопасности Приложение № ) . Работа оценивается по критериям. - постановка цели работы (1 балл); - соблюдение требований ТБ (1 балл); - правильно заполненная таблица с результатами измерений (1 балл); - правильный ответ на вопрос (1балл); - грамотной вопрос (1 балл). Для выполнения работы необходимо вспомнить важное условие. Вам предстоит работать с электрическими приборами. Что вам предстоит собирать? Учащиеся отвечают: электрическую цепь Учитель: как на чертеже изобразить электрические приборы? Учащиеся отвечают: электрическая схема. Учитель: При выполнении работы необходимо соблюдать технику безопасности. Знакомит с инструкцией. Перед выполнением исследовательской работы, учащиеся должны подготовить рабочее место. Расставить лабораторное оборудование, убрать ноутбуки. Данная ситуация использована для выполнения физкультминутки. Учащиеся: -слушают, знакомятся с инструкциями по ТБ; Выполняют эксперимент: -собирают электрическую цепь по соответствующей схеме; -выполняют подключение, после проверки учителем (требование ТБ), подключают к компьютеру датчики тока и напряжения цифровой лаборатории Releon ; -заносят результаты в таблицу; -анализируют, сравнивают, обсуждают, решают поставленную задачу (работа в группах); | Демонстрирует слайд 10 Зайти в программу можно воспользовавшись гиперссылкой RELEON. Или QR–кодом (описание сайта смотреть в приложении 7) Демонстрирует слайд 11 (управление слайдом по щелчку) Скачать музыку можно пройдя по гиперссылке ил воспользовавшись QR – кодом) Музыка Текст для проведения физкультминутки смотреть в приложении 8 Демонстрирует слайд 12 (управление слайдом по щелчку) Демонстрирует слайд 13 (управление слайдом по щелчку) Демонстрирует слайд 14 (управление слайдом по щелчку) |
Представление результатов работы в гуппе | Учитель: просит представить результаты работы Учащиеся: отправляют результаты работы в группу через VK – мессенджер Учитель: выводит на экран работы учащихся и приглашает на защиту работы. Учащиеся: защищают работу, отвечают на вопросы другой команды. Вывод: Параллельное соединение активно применяется для монтажа проводки в различных видах электрического оборудования и приборов. Оно даёт возможность подключить электрические устройства к сети независимо друг от друга. Минус не допускается подключение приборов с номинальным рабочим напряжением меньше чем у всей сети (в сети напряжение одинаковое) Последовательное соединение используют, когда нужно обеспечить включение и отключение определенных приборов. Однако у последовательного соединения есть свой минус. При выходе из строя одного из приборов перестают работать все. | VK мессенджер Демонстрирует слайд 16 Работы учащихся можно посмотреть в приложении 9 |
Закрепление и проверка усвоения изученного материала. Само -контроль и самооценка | Учитель: Проводит работу – решение задач на смешанное соединение проводников. Задачи находятся в компьютере (презентации к уроку). Задачи имеют три уровня сложности: базовый, сложный и повышенной сложности. Выбор за учеником. Критерии оценивания: каждая верная задача (1 балл) Учащиеся: решают задачи, отправляют решенные задания учителю через VK – мессенджер. Учитель: предлагает передать выполненные работы другой команде и оценить их (взаимоконтроль). Учащиеся: 1 команда передаёт работы 2 команде и наоборот; оценивают Учитель: подводит итоги. Выставляет оценки. Каждая правильно решенная задача (1 балл) | Демонстрирует слайд 15 (управление слайдом по щелчку) Воспользовавшись QR–кодом можно посмотреть задачи по уровням сложности Демонстрирует слайд 16 |
Домашнее задание | Учитель: Домашнее задание будет комбинированным. Задание на слайде и VK –мессенджере. | VK - мессенджер |
Рефлексия урока | Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают: Какие цели нашего урока мы поставили? Всё ли у вас получилось? Сегодня мы с вами убедились, что умение выполнять расчеты смешанного соединения проводников , необходимо каждому человеку в повседневной жизни. Ведь электрические приборы окружают нас везде. Помните, что, решая маленькие задачи вы готовитесь к решению больших и трудных. Заполните, пожалуйста, анкеты в листах рефлексии. Спасибо за урок! Зайдите пожалуйста в Сферум VK – мессенджер Учащиеся отвечают: Вопрос | ДА + НЕТ - | Я знаю определение параллельного соединении проводников | | Я знаю определение последовательного соединении проводников | | Я знаю закон протекания токапри параллельном соединении проводников | | Я знаю закон протекания токапри последовательном соединении проводников | | Я понял какое соединение проводников является смешанным | | Я изучил методику расчета смешанного соединения проводников | | Я научился применять на практике методику расчета смешанного соединения проводников | | Я умею пользоваться приложениями в интернете | | | Ответы можно посмотреть в приложении 10 |
Заключение
Урок с использованием интерактивной презентации и компьютерных средств прошел быстро и незаметно для участвующих в нём ребят. Ученики ушли под приятным впечатлением. Что все у них получилось. Сетью интернет, компьютерами и интерактивными доскам обеспечены все школы. Дело за малым. Начать использовать все возможные инструменты для подготовки и проведения уроков. Данная презентация имеет следующие преимущества. Она выполнена в виде конструктора. Её элементы можно использовать как в 8 классах, так и в 10 классах при подготовке к урокам по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников». Добавить или сократить количество слайдов. Изменить триггеры. Сформировать свой урок.
Список литературы
-
http://qrcoder.ru- Генератор QR-кодов.
-
https://web.vk.me – Вк мессенджер.
-
https://learningapps.org/view28958314 - Задача Базового уровня.
-
https://learningapps.org/view14234971 - Задача Повышенного уровня.
-
https://learningapps.org/view21610027 - Задача Высокого уровня.
Приложение 1.
Инструкция по созданию интерактивных элементов в презентации
Power Point.
Тригер в Power Point – это инструмент, который позволяет создать «интерактивную клавишу» для запуска анимации, аудио – и видеоэффектов. Один клик мышью – и выбранный объект (картинка, фигура, цитата, текст, отдельное слово) приходит в движение на слайде. Исчезает, выезжает справа или слева, меняет цвет. Всё действует по задуманному сценарии.
Для создания данной презентации были использованы следующие триггеры в Power Point: при нажатии на клавиши на портреты Великих русских композиторов они исчезают; при нажатии на портрет П.И. Чайковского он увеличивается; при нажатии клавиши включается музыка; всплывают окошки с цитатой П.И. Чайковского, вопросы; появляются определения и т.д. Рассмотрим создание некоторых триггеров пошагово.
1 шаг. Создаем пустой слайд
Запускаем Power Point . В нашем случае это версия 21 года. Перед нами первый слайд с графами Заголовок и Подзаголовок. Наведите курсор на свободное место на слайде, кликните по нему один раз правой кнопкой мыши, выберите пункт Макет и Пустой слайд.
Шаг 2. Добавляем изображение для анимации.
Для этого на вкладке Вставка в группе Изображения нажмите кнопку Рисунки, если вы хотите одновременно вставить несколько рисунков, выберите необходимые файлы, удерживая клавишу CTRL.
Шаг 3. Вставка подсказки
Для этого выбираем меню Вставка – Фигуры – Выноска.
После этого вставляем в фигуру текст с цитатой или вопросом. Выполняем данные действия для нужных фото или картинок. После вставляем в фигуру для фото или картинки. Результат который должен получится смотри выше на фото.
Шаг 4. Создаём анимацию
Для этого выделяем фигуру с текстом, выбираем Анимация Добавить анимацию – Появление.
Шаг 5. Настраиваем триггер
Для этого выделяем подсказку, далее Анимация – Область анимации – Триггер – По щелчку – Рисунок 3. Для второй подсказки применяем ту же схему. Только в конце выбираем Рисунок 4. В итоге должно получиться следующее: смотри презентацию.
Точно так же можно поставить триггеры на любые объекты слайда: надписи, рисунки, фигуры, добавить анимацию, аудио и видеоэффекты. Именно триггеры «прокачивают» нашу Power Point презентацию до уровня «интерактив».
Вывод:
После создания интерактивной презентации с использованием триггеров её можно использовать как на уроке в классе, так для изучения материала учащимся, которые в данный момент не присутствовали в классе. Для этого можно залить материал в интернет и скинуть ссылку ученикам по почте. Или сделать как это делаем мы в VK – мессенджере. Тогда каждый учащийся будет иметь возможность ознакомится с материалом в любое удобное время.
Приложение 2
На основании приказа
В общении с учащимися используется образовательная платформа Сферум – это удобное и безопасное онлайн сообщество для совместной работы над образовательными процессами в России. В своей работ с января 2023 года мы используем приложение VK - мессенджер
. Для общения мы создали группу «10 физика». Использую данное приложение на уроках и во внеурочное время. Постоянно находясь в контакте друг с другом. Решаем разные вопросы. Например по домашнему заданию или другим учебным вопросам. Проводим видеозвонки, что очень удобно для решения разных вопросов. Научились применять VK – мессенджер на уроках для быстрой обратной связи учитель – ученик, проверки выполненных заданий, проведение рефлексии урока.
Приложение 3
Недавно мы открыли для себя Chat GPT CHAT-GPT: нейросеть на русском языке. Новый чат – бот первый многозадачный ИИ, доступен каждому. Способен выполнять самые разные задачи. В домашнем задании к уроку ребята, разделившись на команды составили при помощи данного чата вопросы про параллельное и последовательное соединение проводников. Затем мы при помощи VK – мессенджера совершили видеозвонок, где состоялся батл между командами. Такие на сегодняшний день, непривычные методы общения достаточно интересны учащимся. Активность на мероприятии была высокой. К видеозвонку присоединились 100 % учащихся, включая двух, находившихся на больничном. На уроке с домашним заданием справились 100% учеников.
Приложение 4
Задания созданные нейросетью
Последовательное соединение проводников
1.Как изменится ток в цепи при добавлении еще одного проводника в последовательное соединение?
2.Что произойдет с яркостью лампы в последовательной цепи, если один из проводников прервется?
3.Какие преимущества имеет последовательное соединение проводников по сравнению с параллельным?
4.Как изменится яркость лампы в последовательной цепи, если увеличить ее сопротивление?
5.Как изменится яркость лампы в последовательной цепи, если увеличить напряжение на ее клеммах?
6.Каково влияние длины и сечения последовательных проводников на их электрическое сопротивление?
7.Каковы особенности тока в последовательных проводниках? Как распределяется ток между ними?
8.Может ли наличие диэлектрика между последовательными проводниками повлиять на их электрические характеристики?
9.Как изменится напряжение в цепи при добавлении нового проводника?
Параллельное соединение проводников
1.Как изменится общее сопротивление цепи при добавлении еще одного параллельного проводника того же сопротивления?
2.Как изменится ток в схеме, если в параллельное соединение добавить еще один проводник с меньшим сопротивлением, чем существующие проводники?
3.Как изменится сопротивление параллельной цепи, если один из проводников отключить?
4.Как будет меняться освещенность ламп в параллельной схеме, если одну из ламп выключить?
5.Что произойдет с током в параллельном соединении проводников, если проводники имеют разные сопротивления?
6.Как влияет расстояние между параллельными проводниками на их емкость?
7.Каковы факторы, влияющие на силу тока в параллельном соединении проводников?
8.Каковы формулы для расчета напряжения в параллельном соединении проводников?
9.Каковы преимущества параллельного соединения проводников?
Ответы
Последовательное соединение.
1.Ток в цепи не изменится при добавлении еще одного проводника в последовательное соединение, так как он остается одинаковым на всей цепи.
2.Если один из проводников в последовательной цепи прервется, то яркость лампы уменьшится или она полностью погаснет. Это происходит потому, что в последовательной цепи ток имеет только один путь для прохождения, и если этот путь прерывается, то ток не сможет пройти через лампу
3.В последовательном соединении проводников ток одинаков на всех участках цепи, что делает его более надежным и устойчивым к помехам.
4.При увеличении сопротивления лампы в последовательной цепи, яркость лампы уменьшится.
5.При увеличении напряжения на клеммах лампы в последовательной цепи, яркость лампы увеличится.
6.Длина проводника напрямую влияет на его электрическое сопротивление. Чем длиннее проводник, тем выше его сопротивление.
Сечение проводника также оказывает влияние на сопротивление.
Чем больше сечение проводника, тем меньше его сопротивление.
7.Основной особенностью тока в последовательных проводниках является то, что ток через каждый проводник одинаковый. Это означает, что во всей цепи ток имеет одно и то же значение.
8.Диэлектрик может создать дополнительное сопротивление в цепи, что может привести к уменьшению тока и яркости лампы.
9.При добавлении нового проводника напряжение в цепи останется неизменным, если сопротивление добавленного проводника равно сопротивлению остальных проводников в цепи.
Параллельное соединение проводников
1.Общее сопротивление цепи уменьшится на половину.
2.Ток в схеме увеличится.
3.Сопротивление цепи уменьшится, поскольку в цепи останется меньше проводников, которые обеспечивают альтернативный путь для тока.
4.Освещенность других ламп увеличится, поскольку в цепи будет меньше потребителей, которые потребляют электроэнергию.
5.Ток будет разделен между проводниками пропорционально их сопротивлениям.
6.Чем меньше расстояние между проводниками, тем больше емкость.
7.Сила тока в параллельном соединении проводников зависит от напряжения в цепи и сопротивления каждого проводника.
8.Сопротивление цепи в параллельном соединении проводников можно вычислить по формуле 1/R = 1/R₁ + 1/R₂ + ... + 1/Rn, где R - сопротивление цепи, R₁, R₂, ..., Rn - сопротивления каждого проводника.
9.Параллельное соединение проводников позволяет увеличить силу тока, распределить нагрузку между проводниками и уменьшить сопротивление цепи.
Приложение 5
LearningApps.org
Learningapps является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и ведения образовательной деятельности с помощью интерактивных модулей. В приложении имеются существующие модули, которые можно оперативно изменять или создавать .
Пример задания высокого уровня
Приложение 6
«Sketchfab» - Это вейб – сайт платформы 3 D моделирования для публикаций. Данная программа использована для создания интерактивной 3 D модели комнаты, при постановке учебной задачи в слайде 9
Приложение 7
Цифровая лаборатория Releon Point
RELEON. – это современный инструмент обучения, позволяющий организовать эксперимент на качественно новом уровне. Идеальное средство исследования с учениками разных классов. В работе использованы цифровые датчики тока и напряжения. В программе имеется возможность построения графиков зависимости за любой промежуток времени. При помощи которых ученик имеет наглядное представление о процессах происходящих в исследовательских, практических и лабораторных работ
Приложение 8
Физкультминутка
Чтобы нам не уставать
Надо телу отдых дать.
Быстро с вами разомнёмся
И на месте приберёмся
Ноутбуки унесём и порядок наведём.
Потянулись, повернулись и на место все вернулись!
Очень нас интересуют все законы протекания его величества – электричества.
Приложение 9
Задачи
-
На рисунке изображена схема соединения проводников, где R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 4 Ом. Найти сопротивление всей цепи.
Решение
R1
R2
R3
Дано
R
=
+
+
R =
=
= 2 Ом
Rобщ.
R + R3 = 2 + 4 = 6 Ом
Ответ: 6 Ом.
1 = 3 Ом
R2 = 6 Ом
R3 = 4 Ом
Rобщ. = ?
-
П
роводник с сопротивлениями R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 5 Ом соединены по схеме, изображенной на рисунке. Найдите сопротивление этой цепи.
Решение
I
I
Дано
R1
R2
R3
R
R12.
R1 + R2 = 2 + 3 = 5 Ом
Rобщ. =
=
= 2,5 Ом
Ответ: 2,5 Ом
1 = 2 Ом
R2 = 3 Ом
R3 = 5 Ом
Rобщ. = ?
3ю
.
4. Вычислите общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 6 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 5 Ом, R4 = 24 Ом.
R1
R2
R3
R4
I
I
Дано
Решение
R1= 6 Ом
R2= 3 Ом
R3= 5 Ом
R4= 24 Ом
Rобщ = ?
Rпосл. = R2 + R3
=
Rпосл. = 3 + 5 = 10 Ом
Rпар.
Rпар.
1
R1
+
1
R4
R1 ∙ R23 ∙ R4
+
=
R23 ∙ R4 + R1 ∙R4 + R1 ∙ R23
6 ∙ 8 ∙ 24
8 ∙ 24 + 6 ∙ 24 + 6 ∙ 8
=
1152
314
=
3 Ом
Ответ: 3 Ом
5. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 60 Ом, R2 = 12 Ом, R3 = 15 Ом, R4 = 3 Ом.
R1
R3
I
R2
R4
I
Дано
Решение
R1= 60 Ом
R2= 12 Ом
R3= 15 Ом
R4= 3 Ом
Rпосл. = R1 + R2
=
Rпосл = R1 + R2 + R3 = 60 + 15 + 3 = 78 Ом
Rпар.
Ответ: 10,4 Ом
1
+
1
R1
R2
6. Четыре сопротивления R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 3 Ом, R4 = 4 Ом соединены по схеме, изображенной на рисунке. Определите общее сопротивление цепи.
R2
R1
R3
R4
Дано
Решение
R1= 1 Ом
R2= 2 Ом
R3= 3 Ом
R4= 4 Ом
Rпосл. = R1 + R2
=
R14 = R1 + R2 = 1 + 2 = 3 Ом
R23 = R3 + R4 = 3 + 4 = 7 Ом
Rпар. =
Ответ: 2,1 Ом
1
R1
+
1
R2
Rобщ = ?
R14 ∙ R23
=
3 ∙ 7
=
2,1 Ом
R14 + R23
3 + 7
П
риложение 10
Рефлексия