СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Исследователи космоса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на развитие у детей познавательной активности и творческого мышления в исследовательской деятельности. Поможет детям систематизировать полученные знания о Солнечной системе, об уникальности планет, о Юрии Гагарине - первом космонавте Земли, испытывать горость за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Исследователи космоса"»

муниципальное бюжетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида»

Чемезова Оксана Михайловна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория

«Исследователи космоса»

совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми 7-го года жизни

Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах. Эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» «Что такое Луна и почему она светит ночью, а Солнце - днем?» - и это лишь малая часть задаваемых вопросов.

Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают взрослые.

Важно поддержать интерес ребенка к неизведанному, помочь усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Данная деятельность поможет детям систематизировать полученные знания о Солнечной системе, об уникальности планет, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли, испытывать гордость за свою Родину.

Цель: Развитие у детей познавательной активности и творческого мышления в познавательно-исследовательской деятельности.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, речевая.

  • Задачи

Развивающие:

  • Развивать творческое воображение и словесно-логическое мышление детей.

  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками.

  • Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

  • Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

  • Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность детей.

  • Воспитывать гордость за нашу страну и космонавтов, первооткрывателей космического пространства.

Обучающие:

  • Уточнить и расширить представления детей о космосе через знакомство с новыми понятиями (спутник, кратер, отсек) и проведение опытов и экспериментов.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, колонка; дисколампа, накидки, чаша с мукой, мягкие модули

Раздаточный материал: мячи разного размера, тарелки со сливками, ватные палочки, емкости с жидкостью для мытья посуды, влажные салфетки, разносы, краска акриловая перламутровая и металлизированная

Методы и приемы работы с детьми:

приёмы привлечения и сосредоточения внимания (стимулирование занимательным содержанием, привлекательная цель, объяснение, пояснение, игровые упражнения, неожиданное открытие);

обеспечения эмоционального интереса детей (игровая ситуация, поощрение);

активизации речевой активности детей (ситуация выбора по условию, решение проблемной ситуации, проблемные вопросы, рассказ, практичность теории, побуждение к речевой активности, включение в исследовательскую деятельность, принятие совместных решений).

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих качеств ребенка:

  • проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;

  • самостоятельность в исследовании;

  • активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия;

  • готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
  • владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога.

Учебно – методический комплект:

  1. Афонькина Ю.А. «Как научить дошкольника правильно думать?» М, Издательство «Аркти», 2018

  2. Белько Е. «Веселые научные опыты для детей в домашних условиях» СПБ, Издательство «Питер», 2017

  3. Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность» Ульяновск, 2001

  4. Модель Н.А. «Химия в ванной» М, ТЦ «Сфера», 2017

Интернет – ресурсы:

        1. https://infourok.ru/opiti-dlya-doshkolnikov-na-temu-kosmos-1583924.html

        2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-opytno-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-kosmicheskie-yeksperimenty.html

        3. https://vk.com/wall435874153_10174

Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Ребята, как ярко светит сегодня солнце!!! Протянем ладошки и почувствуем его тепло.

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца – это вам! Слайд 2

У нас есть уникальная способность – каждый день наблюдать за Солнцем. Как вы думаете, а рядом с Солнцем что- то есть? Правильно, существует Солнечная система, в которой планеты расположены в особом порядке.

Дети представляются, знакомятся с педагогом.



Ответы детей

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию


Раздается сигнал «sos» азбукой морзе.

Как вы думаете, что это за сигнал?

Нам нужен шифратор – специальная программа, которая переведет на понятный нам язык это послание.

Слайд 2. Запрос обрабатывается. Слайд 3. Появляется послание на экране: «Меня зовут Лун. Мы с братом отправились на межпланетную прогулку, вышли в открытый космос, внезапно начался очень сильный метеоритный дождь, затем ураган и я очутился на вашей планете, а мой брат потерялся. Ребята, помогите мне его найти».

Организует диалог Ребята, поможем нашим гостям?


Ответы детей

Привлечение внимания


Создание мотивации

Способность эмоционально сопереживать героям

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание



Задает вопрос Где потерялся брат Луна? (в космосе)

Ставит цель Чтобы нам его найти нужно отправиться в космос? Согласны?

Помните, как звали первого космонавта нашей страны? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Как называют того, кто отправляется в космос? (космонавты, космические туристы).

Все космонавты носят защитную одежду. Как она называется? (скафандры) Слайд 4.

К сожалению, у нас с вами скафандров нет. Но, есть вот такие интересные накидки и наша фантазия. Наденем их и вообразим, что это скафандры. Передо мной настоящие космонавты! В таких скафандрах вам и открытый космос не страшен!

Педагог показывает на мягкие модули, расположенные полукругом А вот и летающая тарелка, на которой летели братья. Проверим ее исправность, включает дисколампу.

Отлично, можем занимать места. Выбирайте удобное сидение.

Дети отвечают на вопросы педагога, высказывают свои предположения



Надевают «скафандры» и отправляются в космос



Дети вспомнили название одежды космонавтов



Дети выбирают себе место в транспортном средстве

Актуализация знаний

Слайд 5. Посмотрите в иллюминатор. Что вы видите?
Это наша Земля.
Правильно,так она выглядит из космоса.
Земля — это огромный шар. Вы только посмотрите, какая она красивая! Ее часто называют «голубой планетой». Как вы думаете, почему?
(Потому что на Земле много воды).
Среди планет самая уникальная планета. Как вы думаете, почему? (Потому что только на ней существует жизнь).

Дети предлагают свои варианты ответов на вопросы.


Закрепление знаний о планете Земля
Актуализация знаний о Луне

Слайд 6. На экране появляется изображение Луны.
Ребята, вы только посмотрите, мы пролетаем мимо какого-то небесного тела. Открою тайну, мы можем наблюдать его часто, находясь на Земле.
Моя загадка поможет вам узнать что это:
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной. (Это Луна).
Луна – это спутник Земли, небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Только здесь побывал человек. На Луне нет ни воды, ни воздуха. А ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов много лет назад. Хотите увидеть, как это было? (Да)
— Тогда, предлагаю пройти в соседний отсек. Воспитатель и дети подходят к ткани, на которой стоит чаша с мукой.



Дети высказывают свои предположения


Обогащение знаний о Луне
Практическая деятельность


Посмотрите, перед нами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи –метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю взять мячи. Кто будет бросать с большой высоты? А кто с маленькой? Бросаем большие мячи, затем маленькие с разной высоты. Дети и воспитатель бросают мячи в чашу с мукой с разной высоты.


Дети бросают мячи – с разной высоты


Наглядное демонстрирова ние процесса возникновения кратеров на Луне
Анализ результатов эксперимента

Что происходит с мукой? (В ней образуются ямки).
Одинаковые ли они? (Нет!)
От чего зависит размер ямок-кратеров? (От размера мяча).
А глубина ямки? (От того, с какой высоты бросили мяч).
Правильно ребята, чем выше мяч от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Слайд 7. Это фотография поверхности Луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую? (Да).

Предлагаю вернуться в наш посадочный отсек и посмотреть, где мы пролетаем в данный момент.





Высказывают предположения, объясняют результаты эксперимента


Актуализация знаний о Марсе

Слайд 8. На экране появляется изображение Марса.
Это самая загадочная планета в нашей солнечной системе. Ее еще называют «красной планетой». Это Марс. Как вы думаете, почему? (Потому что она красного цвета).
Вы правы, именно потому, что она имеет красновато-коричневый оттенок поверхности.

Ой!!! А это кто? Очень уж он похож на Луна. Так это его брат!!!

Появляется Лун. Мы нашли его!!! Лун очень доволен и благодарит нас!!!

Марс – удивительная планета, посланные на планету марсоходы смогли обнаружить там самую высокую гору в солнечной системе, самый глубокую долину и самые обширные в солнечной системе пылевые бури, которые охватывают всю планету и могут длиться несколько месяцев.
Звучит сигнал тревоги на летающей тарелке.

Дети высказывают свои предположения

Актуализация и обогащение знаний





Способность эмоционально сопереживать героям

Физкультми нутка «Ракета» на ускорение


Ребята, приборы показывают, что сейчас на Марсе как раз период пылевых бурь. Поэтому необходимо срочно вернуться на Землю. Включаю систему телепортации, повторяйте все движения за мной и каждый из вас превратится в ракету. Музыкальная физминутка «Я – ракета»

Двигательная активность детей



Соблюдение правил игры, эмоциональная разрядка

Мотивация к продуктивной деятельности

Слайд 9. Вот мы и дома, на родной Земле… Жаль только, что нам не удалось увидеть остальные планеты солнечной системы.  Хотя, на космодроме есть лаборатория, в которой мы с вами сможем создать свою собственную планету. Хотите быть творцами? (Да)


Дети проявляют готовность к продуктивной деятельности

Вызвать желание заниматься творческой деятельностью

Работа со схемами












Деятельность детей





Слайд 10. Ребята, все объекты на космодроме находятся под охраной, поэтому чтобы попасть в лабораторию нам необходимо рассказать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Они зашифрованы на этих карточках-подсказках. Попробуем их расшифровать. На экране карточки-подсказки с правилами проведения опытов. Дети называют правила.
Можно задавать вопросы, слушать, смотреть, нюхать и трогать руками, только если разрешает взрослый. Нельзя пробовать на вкус, громко разговаривать и кричать, нужно быть аккуратным, чтобы ничего не разбить.
Молодцы, ребята! Теперь мы можем пройти в лабораторию. Воспитатель и дети подходят к столу, на котором расставлены тарелочки со сливками, баночки с краской, ватные палочки, емкости с жидкостью для мытья посуды на каждого ребенка.
В тарелочках на столе сливки. Это будет наша космическая среда. В ней мы и будем создавать систему планет. Для этого нам необходимо взять краску ватной палочкой и порисовать ей на сливках. Вы выбираете цвет краски: перламутровая она будет или металлизированная.
Теперь берем чистую ватную палочку и обмакиваем ее в емкость с жидкостью для мытья посуды, осторожно помещаем палочку в центр рисунка. Понаблюдайте, что происходит. Сливки начинают двигаться и краска смешивается и проявляется красивыми узорами. У каждого из вас получилась своя планета. Вы даже можете придумать ей название. В своем собственном космосе вы — могущественные творцы!

Повторение правил проведения опытов















Дети создают собственную планету

Знание и соблюдение правил проведения опытов и экспериментов









Создание ситуации выбора материалов для эксперименти

рования

Рефлексия





Ребята, лаборатория закрывается.

На мольберте – звезды. Вам нужно взять одну звезду и наклеить ее на тот этап нашего путешествия, который вам больше всего понравился.

Анализ результатов, объяснение выбора

Мне понравилось путешествовать с такими замечательными детьми как вы!!!



Дети делятся впечатлениями.

Оценка деятельности

Эмоциональ

ный отклик

Открытость – ориентация на самостоятель

ную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Слайд 12. Я хочу вам подарить игру, для того, чтобы вы смогли рассказать друзьям о том, что нового вы сегодня узнали.

До свидания, ребята!

Детям предоставляется возможность выбора, самостоятельно или вместе рассказать о путешествии в группе, дома.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!