


Разработка воспитательного мероприятия по литературному краеведению Донбасса « Современные писатели родного Донбасса» |
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа №23 г. Донецка»
Тринеева Елена Николаевна
Донецк-2018 г.
Тема: « Современные писатели родного Донбасса»
Класс: 7
Цели:
- ознакомить обучающихся с творчеством современных поэтов и писателей Донбасса;
- вызвать интерес к литературному краеведению;
- развивать читательскую культуру; память, творческие способности, продолжить работу над формированием навыков самостоятельной работы, вырабатывать навыки выразительного чтения;
- воспитывать любовь к родному краю, его истории, чувство гордости за Донетчину, за свой народ.
Оборудование: портреты писателей и поэтов, выставка книг, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Организация начала занятия 
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
Добрый день всем, кто хочет пополнить копилку своих знаний знаниями о современных писателях родного Донбасса!
Мотивация учебной деятельности учащихся
Именно сегодня мы этим и займемся.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (слайд 2). Давайте сегодня на занятии будем следовать этому полезному совету писателя. Приятного аппетита!
Сообщение темы занятия
Ребята, давайте вспомним, что же такое Родина? (Родина – это территория, где человек родился, среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается).
Чем большая Родина отличается от малой? (Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живёт и, которая стала для него родной и близкой, а малая Родина - это то место, где ты родился и вырос: твой дом, твоя улица, твой город)
Как называется наша большая Родина? (Донецкая Народная Республика)
А что мы называем нашей с вами малой Родиной? (город Донецк)
Как вы считаете, должны ли мы ознакомиться с писателями Донбасса? Зачем?
Сегодня мы узнаем о наших писателях и попробуем выяснить, что же помогло им стать знаменитыми, пролистав страницы устного журнала «Писатели родного Донбасса» (слайд 3).
В. Толстоус «Донецк».
ДОНЕЦК
Привет, шахтерская столица,
я по тебе скучал, Донецк!
Зимой седою часто снится
осенний лиственный багрец.
Твои проспекты и аллеи,
суровых храмов купола
в заветной памяти лелею
и не жалею ей тепла.
Паря над Пушкинским бульваром,
осенний лист зовет с собой,
стеля навстречу юным парам
плаща осеннего подбой.
Я в октябре с теплом несмелым
лечу здесь душу тишиной.
Я занят лучшим в мире делом:
брожу волшебною страной.
С твоей душой, зеленый город,
в душе моей связалась нить.
Пока я здесь, я буду молод
и очень долго буду жить.
В тебя не смею не влюбиться,
Донбасса барин и отец,
степей народная столица
и пристань любящих сердец.
Основная часть
Я думаю, каждый из вас хотел бы сделать какое-нибудь открытие, проявить себя, прославить нашу Республику.
Давайте же «откроем» наш журнал и ознакомимся с первой страницей «Что нужно, чтобы стать знаменитым?»
СТРАНИЦА
«ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СТАТЬ ЗНАМЕНИТЫМ?» (слайд 4)
Беседа с элементами рассказа
(талант)
Ребята, а что же такое талант? (ответы детей)
Давайте прочитаем из словаря значение этого слова и узнаем, были ли мы правы. (зачитывает ученик)
Значение слова по словарю Ожегова:
Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. (слайд 6)
Приём «Займи позицию»
Кто-то считает, что если человеку действительно от природы дан талант, то он обязательно будет развиваться, даже если не прикладывать особых усилий. Некоторые считают, что талант состоит наполовину из труда, наполовину из способностей. Остальные думают, что талант можно развить даже, если иметь совсем немного способностей и очень много трудиться.
Рассказ учителя
Есть притча о таланте. В ней рассказывается о том, как некий господин, отправляясь в дальнее путешествие, подарил своим рабам монеты (таланты). Одному - пять, другому - две, а третьему одну. Первые два раба вложили деньги в дело и приумножили их на такое же количество. Третий раб не стал трудиться, а закопал свой талант в землю. Приехав, господин похвалил двух рабов, а третьего выгнал и отдал его монету другому. Из этой притчи и произошло крылатое выражение: "Зарыть свой талант". Так и мы получаем свои таланты - кто-то меньше, а кто-то больше. Наша задача - развивать и приумножать таланты, а не закапывать их в землю.
От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.
Если в детстве не обнаружился талант, не стоит расстраиваться. Талант может проявить себя в более позднем возрасте и раскрыться с приобретением нового опыта и навыков.
Все люди в чем-то талантливы. Но далеко не каждому удается обнаружить в себе одаренность и проявить ее.
Приём «Мозговой штурм»
Многие известные всему миру люди не были знамениты при жизни, а стали таковыми лишь после смерти. Ярким примером является Винсент Ван Гог (слайд 7). Сейчас его картины оцениваются в миллионы долларов (учитель демонстрирует картины (слайд 8,9, 10)), и его имя не знает разве что новорожденный младенец.


Поэтому для того, чтобы стать знаменитым, добиться великого успеха при жизни, нужно быть талантливым, трудиться для развития своих способностей, но и обладать определенными чертами характера.
Как вы думаете, какими? (требовательность к себе, самокритичность, ответственность, инициативность, настойчивость, упрямство и т.д.)
Можно ли определить самого талантливого в мире человека?
Приём «Кластер»

ФИЗМИНУТКА
Дружно за руки возьмемся.
И по городу пройдемся.
Есть у нас дома большие,
Много есть домов поменьше.
Зелень яркая вокруг
На ветру качается.
Ты мой друг и я твой друг
Пусть дружба не кончается.
СТРАНИЦА
«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ТАЛАНТЕ» (слайд 12)
Работа в парах. Игра «Исследователи»
О талантливых людях и их открытиях есть много интересной информации. Мы ознакомимся с ней, открыв 2 страницу нашего журнала.
Перед вами лежат карточки с текстом и занимательными фактами о человеческих способностях . Каждому из вас предстоит вместе со своим соседом по парте прочесть данный текст и «исследовать» его: цифрой 1 пометьте ту часть, где доказывается, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности к творческой деятельности, которые необходимо развивать; цифрой 2 отметьте часть о случайных открытиях; цифрой 3 обозначьте часть, где описывается т, как трудились знаменитые люди, чтобы добиться успеха.
1) Индийская женщина Шакунтала Деви выигрывала соревнования с компьютером по сложнейшим расчетам, опережая его действия на десятки секунд.
Композитор Сергей Рахманинов решил подшутить над своим коллегой и спрятался в соседней комнате, где молодой автор исполнял свою пьесу. На следующий день Рахманинов сыграл ему пьесу без единой запинки!
Полководец Александр Македонский помнил всех своих солдат в лицо, а некоторых по имени (их было больше 30 тысяч!)
2) Химик Э.Бенедиктус случайно выронил стеклянную колбу, загрязненную определенным раствором, и обнаружил, что колба не разбилась. Это послужило началом к изобретению небьющегося стекла.
Русский химик К. Фальберт после работы в лаборатории допустил неряшливость, будучи голодным, сел на стол с невымытыми руками. За обедом у него все блюда имели сладкий привкус. Заинтересовавшись этим, великий химик открыл вещество в 500 раз слаще сахара – сахарин.
3) Свой аккумулятор Эдисон изобрел, проделав 50 000 опытов.
Когда Ньютона спрашивали, как он сделал свои открытия, он отвечал: «Я постоянно думал о них… Я постоянно держу в уме предмет своего исследования и терпеливо жду, пока первый проблеск постепенно и мало-помалу не превратится в полный и блестящий свет». Над разработкой своего открытия Ньютон работал 20 лет и даже заболел от переутомления.
СТРАНИЦА
«Современные писатели Донбасса» Открыв третью страницу нашего журнала, мы узнаем о сегодняшних писателях Донбасса
Игра «Верю / Не верю»
Для начала поиграем в игру «Верю / Не верю»
Если верите в то, что я говорю - поднимите зеленую карточку, если нет – красную.
Верите ли вы, что в Донбассе нет прославившихся писателей?
Верите ли вы, что в Донецком национальном университете работает современный поэтессы Донбасса?
Верите ли вы, что и сейчас наши писатели прославляют ДНР?
Верите ли вы, что Донбасс прославили молодые поэты?
Верите ли вы, что у нас есть фантастический писатель?
Работа в группах
В журнале, который мы с вами «листаем», есть информация о современных писателях Донбасса. Ваша задача: ознакомиться с биографиями писателей и поделиться новыми знаниями с одноклассниками.
Представители первой группы расскажут нам о молодых поэтах нашего края. (А.Ревякина, И.Волосюк)
Представители второй группы поведают о самом фантастическом писателе ДНР.(Ф.Березин)
От ребят из третьей группы мы узнаем о современном поэте Донбасса, который обладает медалью имени Александра Пушкина. (В. Теркулов)
(слайд 13)- Вячеслав Теркулов
Теркулов Вячеслав Исаевич Профессор, заведующий кафедрой русского языка ДонНУ. Сложно выбрать, с чего именно начать, чтобы представить эту многогранную личность учащимся. И если перефразировать слова героя фильма «Москва слезам не верит», то можно сказать так: он – ученый-филолог, он же – преподаватель, он же – поэт, он же – бард. Но даже этот перечень будет неполным, если не учесть его очарования, чувства юмора и доброй улыбки.
Научная и творческая жизнь тесно связала Вячеслава Исаевича с Донбассом. Окончив еще Донецкий государственный университет, он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата, а вскоре и доктора филологических наук. С 1988 года начал преподавательскую деятельность в Горловском государственном институте иностранных языков, где позже десять лет работал проректором по научной работе. Сейчас все силы отдает родному филологическому факультету, научной работе, студентам и творчеству. А из множества достижений отмечает победу в конкурсе «Книга Донбасса» в 2011 году и получение медали имени Александра Пушкина – выше награды для русиста просто не существует.
Вячеслав Теркулов- академик Международной Славянской академии, президент Донбасской ассоциации русистов, лауреат премии им. П. Беспощадного, автор 3-х поэтических сборников.
Вечер
Город Донецк переполнен дождем.
Делаем селфи с моей аспиранткой.
Сквер, полусумрак и памятник танку,
Пушкин, кофейня. Куда-то идем,
Что-то читаем, спеша, как в бреду,
Рифмами сшить неумелые строчки,
Город – осознанный первоисточник
Избранных слов. Поцелуй на ходу
Запечатлен возле входа филфака:
Наши студенты живут как всегда
В этом дожде, в Гефсиманских садах,
В Питере, Страсбурге и на Итаке.
Взглядом рассеянным их проводив,
Мы позабудем о старых тревогах.
Ветер сентябрьский и эта дорога
Переживаются, преобразив
Город, весь вечер живущий во мне
Отсветом фар, дождевым хронотопом,
Библиотекой, всемирным потопом,
Блеском склонившихся ниц фонарей.
Мир отражается в зеркале луж,
Небезуспешно становится небом,
Терпким вином, мандаринами, хлебом,
Нежным ловцом зазевавшихся душ.
Мир возрожден в телефонных звонках,
В старых друзьях, неожиданных встречах,
Дождь, постепенно спустившийся вечер,
Город, настигнутый мной впопыхах
Донецк
Просёлочная боль - осколочная боль
Реки,
несущей кровь
моим заводам,
В непрожитом году порождена тобой
Жизнь города и моего народа.
Мой город, мой Донецк (четырнадцатый год),
Пустынный
и измученно красивый,
Я помню о тебе: во мне ещё живёт
Твоих дворов истерзанная сила,
Твой трепет тополей под грохот вдалеке,
Под вой сирен и брошенность молчанья.
Мой город, я тебе гадаю по руке,
Промокнув под донецкими дождями.
Я нагадаю всё: я нагадаю мир,
Я нагадаю улиц многословье,
Вечерний полумрак неброшенных квартир,
Наполненных безудержной любовью.
Я нагадаю дождь, я нагадаю снег,
Покой беззвучных городских бульваров,
Я нагадаю грусть, я нагадаю смех,
Театра площадей репертуары…
И будет жизнь идти, как часики идут,
В секундах растворяя бесконечность…
Ты Родина моя, мой истинный уют,
Моя судьба – нагаданная вечность…
(слайд 14)- Иван Волосюк
Поэт. Родился в 1983 году в Дзержинске Донецкой области.
Аспирант кафедры русской литературы Донецкого национального университета.
Публиковался в журналах "Ренессанс", "Хортица", "Склянка часу", "Донбасс" (Украина), "Дети Ра", "Южная звезда", (Россия), "Нива" (Казахстан), "Наше поколение" (Молдова), в альманахах "Семейка" (Германия), "45-я параллель".
Автор сборников стихов "Капли дождя" (2002), "Вторая книга" (2007) и "Продолженье земли" (2010).
Член Межрегионального союза писателей Украины, ВТС "Конгресс литераторов Украины".
Живет в Донецке.
ТИШИНА ДА ОБЛАКА
Слово каплей казалось, но в нем мне
Целый мир открывался живой,
И тащил, как мешок неподъемный,
И волок я его за собой.
Мучил лиру, и выгнул в дугу я,
И сломал, и оставил ее,
Чтобы эту тоску мировую
Переплавить в призванье мое.
Красок взял я, каких захотела
Птица, что прилетала ко мне,
И ожившая песня звенела
На залитом дождем полотне.
* * *
Здесь боль и смерть моя смолистая
И продолжение пути.
Мне не укрыться, мне не выстоять
И не осмелится идти.
И столько птиц канатоходцами
Смотрели с высоты, когда
Лилась, спасенная колодцами,
Во фляги выживших вода.
И были все тогда уверены,
Что как бы ни были сильны,
Вы отдадите нам со временем
Пространство, взятое взаймы.
* * *
В каждой ветке, в каждой жилочке
С нами вечность говорит,
Дождь пространство из поилочки
Несмышленое поит.
Поищи-поди великого,
Тишина да облака,
Но взовьется уткой дикою
К небу новая строка.
Мировая радость — золото,
Мировая скорбь — зола,
Ты сосуд земли расколотый
Воедино собрала.
В каждой жилке, в каждом атоме,
В каждой клеточке живой
Мировая тайна спрятана
И порядок мировой.
(слайд 15) – Федор Березин

Родился 7 февраля 1960года в городе Сталино
Есть у нас и творцы параллельных реальностей да иных миров. Дончанин Фёдор Березин, служивший офицером-ракетчиком в Казахстане, а затем на Дальнем Востоке, уволившись в запас в звании капитана, вернулся в родной город. Был предпринимателем, проходчиком. А 15 лет назад занялся писательством. Да не шутейно - в 2001-м он основал в столице края клуб любителей фантастики «Странник», а также взял первое место на международном фестивале фантастики «Звёздный мост» в номинации «Лучший дебют» (за роман «Пепел»). Свой жанр Березин определяет как «фантастико-философский технотриллер». Пишет в жанре боевой фантастики, и, надо отметить, успешно — множество читателей подчеркнули впечатляющие знания автора в области военной техники. Такие описания были бы скучны для неспециалиста, если бы не живая, исключительно динамичная манера автора и не его неиссякаемый юмор. Приятно, черт возьми, советскому человеку почитать, как наши бьют янки!
Произведения Фёдора Березина издавались в известных сериях «Звёздный лабиринт» и «Российская боевая фантастика». Его роман «Пепел» занял второе место на конкурсе русскоязычной фантастики «Звёздный мост».
О Фёдоре Березине известно крайне мало. Поэтому приводим хотя бы вырезки из статьи «Красный Роман Федора Березина» (Газета «Трудовой России» №23 (325) декабрь 2004 г.):
«Ф. Березин никогда не состоял в левых организациях. Не был он свободен, работая над книгой, и от многих пережитков горбачевщины в сознании. Тем больше чести ему, сумевшему отвергнуть западные «идеалы» и заклеймить их беспощадно-меткими формулировками: «быть сытой свиньей», «сотворить из него (человека — Д.Д.) жующе-приобретающий механизм». Да, надоело советским людям жить в полуколонии, и очень многих из них уже не соблазнишь капиталистическим «раем».
Наконец, чересчур усердно насмехается капитан Березин над армейскими политработниками. «Застойные» комсорги и замполиты, может быть, этого и заслужили. Но не стоит путать с ними фронтовых политруков, бывших подлинной душой армии-победительницы».
Фёдор Дми́триевич Бере́зин — писатель-фантаст и функционер Донецкой Народной Республики. Помощник коменданта Донецка. Заместитель министра обороны Донецкой Народной Республики по промышленности. Депутат парламента Новороссии.
(слайд 16) —
Ревякина Анна Николаевна (22 сентября 1983, Донецк) — русскоязычный поэт. Поэт, автор книг «Сердце», «UNTITLED», «Хроники Города До. Безвременье», «Зубная фея», «Dominus», «Шахтёрская дочь», основатель литературной студии «Кофе-кошка-Мандельштам», член Союза писателей ДНР, член Союза писателей России. Соавтор сборника гражданской поэзии «Час мужества», получившего в 2015 г. национальную премию «Книга года» в номинации «Поэзия». Родилась и живёт в Донецке. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета. Писать стихи и прозу начала в раннем детстве. Первая поэтическая книга — «Сердце» (2011), тираж — 1000 экземпляров. В основе творческой деятельности лежит концепция литературного театра. Так, с ноября 2011 по февраль 2012 вниманию аудитории была представлена серия светских мероприятий в рамках проекта «Сердце», который разрабатывался Анной Ревякиной и её арт-директором Марией Панчехиной (аспирантка кафедры теории литературы Донецкого национального университета). Данный проект получил своё зримое воплощение на сцене гостиничного комплекса «Джон Хьюз» (креативный директор — Анастасия Примаченко). Стихотворения автора переплетаются с театральным поведением поэта, который умеет обыденные вещи превращать в значимые декорации — артефакты.
* * * * *
И стало мне спокойно и легко,
Когда огонь печи избавил думы.
Прости меня -
Порой недостает усилий
Расправить складки светлых начинаний.
Поверь,
Так тяжело ковать броню
Надежд крылатых.
Дрожит клинок в руке
И гнется перед прошлым -
Закала ждет...
А может, зря я ворошу
Унылой кочергой
Холодный пепел давнего?
Ищу в углах сырых
Остатки ветоши
И щеки сажей прячу.
Пора покончить разом
С бессонными оглядками.
Упругий разум
Напомнит о былом -
Ему я верю беспредельно...
Благая весть
Нашла дорогу к сердцу,
Согрела грудь.
Из материнских уст она слетела
Примета добрая!
Тревожит, как себя вести, -
Упрямством не поранить кровных.
Когда дыхания сольются?
Когда спокойствие наполнит
Каждый взгляд?
Услышьте возглас унесенного в ночи.
* * * * *
Осень духа моего!
Помоги мне удержаться
Посреди потока волн.
На зиму найти берлогу,
Погрузиться тихо в спячку.
И проснуться заново
В первый день Луны
Младенцем чистым,
Без изъянов -
Злаком жизни на груди
Земли усталой.
* * * * *
«Что ни дом, то сплошная скорбь,
что ни голос, то вой сирен.
Этот город был слишком горд,
и теперь он пошёл в размен.
Бог торгуется, как банкир,
не уступит и двух монет.
Бог смеётся, что Божий мир
утверждает, что Бога нет.
Его смех — канонада дня,
город плотно берут в кольцо.
В этот город пришла война,
я боюсь ей смотреть в лицо".
Гимнастика для глаз
Для того , чтобы ваши глаза немного отдохнули, сделаем зарядку. Обратите внимание на экран (слайд 20) и наблюдайте за птицами.
Приём «Синквейн»
Ребята, а для того, чтобы закрепить наши знания, вам предстоит написать синквейн–так называемое стихотворение из 5 строк о понравившемся писателе Донбасса.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным (слайд 21).
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные (слайд 22).
В третьей строчке, посредством использования трех глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна (слайд 23).
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой вы высказываете свое отношение к теме (слайд 24).
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог (слайд 25).
Например, синквейн об Анне Ревякиной:
Поэтесса
Известная, трудолюбивая
Сочиняет, печатается, была награждена
Я горжусь тем, что моей землячкой является Анна Ревякина.
Талант
Подведение итогов занятия
«Пусть живёт мой город, не страшась свинца,
пусть играют дети, и ветер колышет простыни,
а иначе придётся нам вписывать в паспорта
вместо Города До мучительный Город После".
Анна Ревякина
На этом мы заканчиваем наше занятие и закрываем журнал «Современные писатели Донбасса», но это не означает, что мы «прочли» его полностью. Ведь наш край поистине богат талантами. И каждый из нас несет в себе крупицу таланта родной донецкой земли.
Перед вами большое светлое будущее. И то, каким оно будет, зависит только от вас. Будьте смелыми и настойчивыми, покоряйте вершины. Надеюсь, что вы продолжите создавать наш журнал и история вашей жизни тоже туда попадет.
Рефлексия. Прием «Я не знал, теперь знаю»
Я не знал…; теперь я знаю…
Я не умел…, теперь я умею….
Я не понимал…, теперь я понял….
Окончено занятие, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.