СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Создание условий для обучения письменной речи на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Создание условий для обучения письменной речи на уроках иностранного языка" - выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Создание условий для обучения письменной речи на уроках иностранного языка"»

"Создание условий для обучения письменной речи на уроках иностранного языка"

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А.Сухомлинский

Письмо – деятельность, направленная на графическую фиксацию речи ее элементов

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Письменная речь есть ни что иное, как фиксированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи

В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Подобное разграничение связано с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составление слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, причем оно должно быть доведено до уровня навыка, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определенного графического кода, т.е. необходимо речевое умение. Нетрудно заметить, что письменная речь включает в себя обязательные элементы - графические и орфографические навыки.

В течение достаточно длительного времени проблема обучения письму при изучении иностранного языка уделялось мало внимания. Правильно изучать язык – это значит овладеть всеми видами речевой деятельности, то есть аудированием, чтением, говорением и, конечно же, письмом. В настоящее время в существующих методиках первоочередная роль отводится устной речи, но это не значит, что обучению письму должно уделяться недостаточно внимания.

Следует разделять понятия письмо и письменная речь. Как известно, письмо – это навык использования орфографической и графической систем иностранного языка, а письменная речь – это умение правильно выражать мысли в письменной форме. Люди, изучающие английский язык, достаточно быстро приобретают навыки использования графической и орфографической систем. Для их формирования существует масса упражнений. Поэтому особое внимание следует уделять обучению именно письменной речи.

Практическая значимость письменной речи очень актуальна в свете современных средств коммуникации. Электронная почта, Интернет, видео-, веб-конференции и т. п. создают условия для общения. В настоящее время существуют различные программы обмена для обучения школьников за границей, поездки, которые предполагают умение делать записи на иностранном языке, составлять и заполнять анкету, отвечать на вопросы анкеты, писать краткую или развернутую автобиографию, писать личные или деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета носителей языка, в том числе и форму делового этикета. Все более актуальным в настоящее время становится обучение умению передавать информацию на иностранном языке не только о стране изучаемого языка, но и о родных местах, о своем народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере и культуре, о своей семье, родословной, родном крае Все это мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на иностранном языке.

В процессе обучения письменной речи как средству общения изучающим иностранный язык необходимо овладеть следующими навыками и умениями:

1) лексические навыки письма, формируемые на базе намеченного программой количества лексических единиц, входящих в модель речевых средств;

2) грамматические навыки письма, формируемые на базе грамматических явлений, составляющих структурную основу системы речевых средств данного языка;

3) графические навыки письма (навыки каллиграфии, орфографии, пунктуации и синтаксиса), формируемые на основе лексических и грамматических навыков говорения;

4) умение писать достаточно быстро, чтобы успеть записывать за говорящим отдельные речевые единицы;

5) умение выписывать необходимое из прочитанного (от отдельных слов и выражений до развернутых цитат):

а) для немедленного использования в последующем высказывании;

б) для многократного использования в дальнейшей работе.

6) умение фиксировать основные мысли, части высказывания или план услышанного;

7) умение составить план и тезисы будущего высказывания (устного или письменного);

8) умение написать и оформить бытовое письмо;

9) умение написать и оформить деловое письмо;

10) Умение заполнять определенные виды деловых бумаг

Для совершенствования навыков и умений письменной речи существует большое множество упражнений.

Одними из самых эффективных заданий для учащихся средней и старшей школы являются: составить:

• автобиографию и резюме;

• ответы на вопросы формуляров и анкет;

• различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на рабо-

ту);

• поздравительную открытку;

• записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба);

• письма и ответы на них (личные, официальные);

• рассказ (на основе материала или личного опыта);

• изложение (прочитанного или услышанного текста);

• план и тезисы письменного или устного текста;

• конспект;

• аннотацию;

• реферат и доклад;

• рецензию (на книгу или фильм);

• эссе и сочинение.

Успешное обучение письму способствует совершенствованию письменной речи, конечным результатом которого является выполнение письменной части ЕГЭ по иностранному языку, состоящее из написания сочинения и личного письма.

Письмо наряду с говорением – продуктивный вид деятельности

В своей учебной функции письмо выступает в форме письменных упражнений, которые способствуют закреплению в памяти учащихся лексического и грамматического материала, как на уровне его структурной отработки, так и на более продвинутом этапе. Однако письму в общеобразовательной школе уделяется мало времени из-за ограниченных возможностей практического его применения.

Но письмо занимает много времени на уроке. Поэтому основная часть письменных работ, естественно, выполняется учениками дома, в режиме самостоятельной работы, а для этого учащиеся должны быть предварительно подготовлены на уроке. В такую подготовку входит освоение соответствующего языкового материала, а также необходимый инструктаж на предшествующих уроках относительно приемов выполнения письменных упражнений того или иного типа.

Обучение письменной речи на разных этапах происходит следующим образом:

а) в младшем звене идет формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов. Лингвистический компонент включает графику, орфографию и запись (списывание, репродукция, продукция). Письменная речь предлагается выполнять в ограниченном объеме - заполнение анкеты, формуляра, написание открытки или короткого письма по образцу.

б) Начиная с 5-го класса, обучение письму направлено на длительную отработку соответствующих языковых явлений. В 6-м и 7-м и в 8-х классах письменные упражнения выполняются учащимися только дома. Они направлены на дальнейшее закрепление языкового материала, изучаемого в данный период, а также способствует лучшему усвоению темы.

Прежде чем учить детей навыкам письменной речи я говорю часто им что, письменная речь стоит на 3-х китах:

1. лексика (недоработка в этой области ведет к тому, что ученик не сможет выразить свою мысль);

2. знание грамматических, лексических и стилистических правил построения иностранного языка;

3. применения этих знаний на практике.



Желательно, чтобы письменные задания были и творческого характера, типа: Напиши, что ты вчера делал (3—5 предложений); Напиши о животном, которое тебе больше всех нравится; Напиши, что ты можешь, о времени года, которое тебе нравится больше всего.

Естественно, давая такого рода задания, учителю следует подсказать, где, на каких страницах учебника ученик может найти нужные слова, сочетания слов, предложения и текст, а также как использовать подстановку, расширение, трансформацию, комбинирование, чтобы написать то, что ему бы хотелось.

Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени. При этом мы исходим из того, что проверяется наличие в памяти учащегося усваиваемых букв, буквосочетаний, слов, сочетаний слов, грамматических форм и целых предложений. Узнать же можно то, что запечатлено в памяти ребенка и «всплывает» при зрительном или слуховом восприятии.

Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи:

1. Принцип устного опережения (произносить сначала).

2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.

3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.

4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.

5. Принцип поэтапности формирования навыков письма.

Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие:

1. Обучение графики;

2. Обучение орфографии;

3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);

4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)

Основные типы упражнений обучению письму:

1. Списывание

2. Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении.

3. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать.

4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)

5. Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.)

6. Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.

7. Составление краткой аннотации прочитанного.



На средней ступени обучения:

1. Необходимо систематически учить детей высказывать своё мнение по любой из изучаемых проблем или тем, к прочитанным книгам или рассказам, прослушанной музыке или просмотренному фильму, происходящим вокруг событиям, т.д.

2. Учить приводить не менее двух аргументов пользу своего мнения, используя знакомые средства логической связи.

3. Фиксировать устное высказанное суждение в письменной форме, обращая внимание на лексико-грамматический аспект.

Речевые клише для формулирования проблемы.

Трудности в овладении письменной речью

Трудности обучения письменной речи очевидны:

• процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке;

• если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;

• формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменение звуковой формы слова;

• овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

По мнению Миролюбова А.А. все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые.

Заключение.

Обучение иностранным языкам занимает одну из приоритетных позиций при формировании всесторонне развитой личности в Концепции модернизации российского образования (1) и строится на основе программы общеобразовательных школ по иностранному языку

Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту, является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.

Практика показывает, что неоценимую помощь в успешном освоении навыков письменной речи учениками может оказать творческая работа учителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!