СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет  определить основные подходы в формировании коммуникативной компетенции младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников"»

Способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

1. Коммуникативные игры.

Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Как говорил Л. С. Выготский: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя... Игра - источник раз вития и создает зону ближайшего развития». Игра служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического процесса. Игра в процессе обучения иностранным языкам перестает быть просто забавным действом и становится делом серьезным. Особенно в младшем возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Возможности ребенка в игре:· высказывание о себе (я); · высказывание о другом ребенке (ты); · высказывание о предметах, явлениях (мир); · описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь); · инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо); · стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги) . Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве случаев не носят индивидуального характера: задачу решает вся группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, должны научиться вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих одноклассников. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средства реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.

Имеются 2 основных типа игр:

  • состязательные - игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;

  • кооперативные - игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.

Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр:



Коммуникативные игры

Лингвистические игры

Организация неподготовленной коммуникации

Решение лингвистических задач

Выполнение определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы,)

Правильное построение структуры предложения (использование языка)

Успешная коммуникация

Правильная речь







Из данной таблицы следует, что основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации. Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.

Обратимся к данным возрастной психологии. Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение». Д.Б. Эльконин считал роль и связанные с ней действия центральным моментом игры. Наблюдая за развитием ролевой игры, ученый заметил, что, прежде всего, возникает представление о роли, которое может быть сведено к внешнему знаку (костюм, инструменты и т.п.), затем роль начинает диктовать определенные действия и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определенных правил поведения, соответствующих данной ситуации.

Таким образом, можно считать, что основа любой игры - ролевая. Возражая против разграничения ролевой игры и игры с правилами, Л. С. Выготский говорил: «Всякая игра с мнимой ситуацией - есть, вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами - есть игра с мнимой ситуацией».

 Ролевая игра должна создать ситуацию, оправдывающую в глазах ребенка необходимость общения на иностранном языке. В этом случае, партнером для младшего школьника может стать кукла. В статье Г.В. Янковской «Кукла в ролевой игре» говориться, что в игре может быть занято разное количество игрушек, но «... кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу. У нее есть имя, семья, своя биография, определенный характер».

Г.В. Яцковская приводит несколько различных функциональных типов ситуаций использования куклы на уроке:

1) Кукла - маска.

Характер куклы предопределяет характер диалога и, следовательно, тип словесной модели, который может отрабатываться в нем: жадная кукла про все в классе говорит "It’s my…" и детям приходится ей возражать; невнимательная все время переспрашивает, забывает, и приходится повторять для нее каждую фразу.

2) Кукла - знак ситуации

Появление незнакомой куклы создает ситуацию знакомства, вопросов и рассказов об имени, возрасте, увлечениях и т.п.

3) Кукла - партнер, адресат речи

Можно попросить ребенка рассказать кукле о том, чего она не знает, научить ее чему - либо.

4) Кукла - третье лицо, предмет разговора

Можно отвести куклу к врачу и поговорить о ее здоровье, сходить с ней в магазин одежды и т.п.

«На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы в том, каким способом задается роль - словесно или наглядно. Но опыт показывает, что исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует речевую деятельность», - пишет Г.В. Яцковская.

В своей работе я хочу представить несколько других игр, использование которых я считаю целесообразным на уроках английского языка по программе Н.И. Быковой, Дж.Дули. (Приложение 1)

Так, работая по теме «Моя семья» я сначала знакомлю детей с куклой Лулу, затем с ее семьей, потом, кем хочет стать Лулу, что она любит делать, и т.п. (Приложение 2).



2.Нетрадиционные формы уроков и использование современных технических средств.

Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля, и осуществляются при обязательном участии всех учащихся. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учеников по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:

  • интегрированные уроки

  • урок — лекция ;

  • урок — путешествие;

  • урок — игра ;

  • урок - соревнование;

  • урок - викторина ;

  • видео - урок ;

  • урок - конференция;

  • урок - брейн - ринг ;

  • урок - розыгрыш

  • урок-защита проекта

  • урок-зачет

  • урок-экскурсия

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности ученика, формированием его эмоциональной и когнитивно-познавательной сфер.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.