Способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
1. Коммуникативные игры.
Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. А игра, как известно, - основной вид деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Как говорил Л. С. Выготский: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя... Игра - источник раз вития и создает зону ближайшего развития». Игра служит своеобразным «общим языком» для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Тем более, игровые технологии отвечают гуманизации педагогического процесса. Игра в процессе обучения иностранным языкам перестает быть просто забавным действом и становится делом серьезным. Особенно в младшем возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Возможности ребенка в игре:· высказывание о себе (я); · высказывание о другом ребенке (ты); · высказывание о предметах, явлениях (мир); · описание основных действий (здесь я сейчас, что ты делаешь); · инсценировка действия (правильно, хорошо, плохо); · стремление помочь выразить просьбу (дай, помоги) . Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве случаев не носят индивидуального характера: задачу решает вся группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, должны научиться вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих одноклассников. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.
Имеются 2 основных типа игр:
состязательные - игры, в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;
кооперативные - игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.
Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр:
Коммуникативные игры | Лингвистические игры |
Организация неподготовленной коммуникации | Решение лингвистических задач |
Выполнение определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы,) | Правильное построение структуры предложения (использование языка) |
Успешная коммуникация | Правильная речь |
Из данной таблицы следует, что основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации. Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.
Обратимся к данным возрастной психологии. Дж. Селли писал: «Сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли и в том, чтобы создать какое-нибудь новое положение». Д.Б. Эльконин считал роль и связанные с ней действия центральным моментом игры. Наблюдая за развитием ролевой игры, ученый заметил, что, прежде всего, возникает представление о роли, которое может быть сведено к внешнему знаку (костюм, инструменты и т.п.), затем роль начинает диктовать определенные действия и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определенных правил поведения, соответствующих данной ситуации.
Таким образом, можно считать, что основа любой игры - ролевая. Возражая против разграничения ролевой игры и игры с правилами, Л. С. Выготский говорил: «Всякая игра с мнимой ситуацией - есть, вместе с тем, игра с правилами, и всякая игра с правилами - есть игра с мнимой ситуацией».
Ролевая игра должна создать ситуацию, оправдывающую в глазах ребенка необходимость общения на иностранном языке. В этом случае, партнером для младшего школьника может стать кукла. В статье Г.В. Янковской «Кукла в ролевой игре» говориться, что в игре может быть занято разное количество игрушек, но «... кукла учителя всегда одна и та же, знакомая классу. У нее есть имя, семья, своя биография, определенный характер».
Г.В. Яцковская приводит несколько различных функциональных типов ситуаций использования куклы на уроке:
1) Кукла - маска.
Характер куклы предопределяет характер диалога и, следовательно, тип словесной модели, который может отрабатываться в нем: жадная кукла про все в классе говорит "It’s my…" и детям приходится ей возражать; невнимательная все время переспрашивает, забывает, и приходится повторять для нее каждую фразу.
2) Кукла - знак ситуации
Появление незнакомой куклы создает ситуацию знакомства, вопросов и рассказов об имени, возрасте, увлечениях и т.п.
3) Кукла - партнер, адресат речи
Можно попросить ребенка рассказать кукле о том, чего она не знает, научить ее чему - либо.
4) Кукла - третье лицо, предмет разговора
Можно отвести куклу к врачу и поговорить о ее здоровье, сходить с ней в магазин одежды и т.п.
«На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы в том, каким способом задается роль - словесно или наглядно. Но опыт показывает, что исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует речевую деятельность», - пишет Г.В. Яцковская.
В своей работе я хочу представить несколько других игр, использование которых я считаю целесообразным на уроках английского языка по программе Н.И. Быковой, Дж.Дули. (Приложение 1)
Так, работая по теме «Моя семья» я сначала знакомлю детей с куклой Лулу, затем с ее семьей, потом, кем хочет стать Лулу, что она любит делать, и т.п. (Приложение 2).
2.Нетрадиционные формы уроков и использование современных технических средств.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля, и осуществляются при обязательном участии всех учащихся. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учеников по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:
интегрированные уроки
урок — лекция ;
урок — путешествие;
урок — игра ;
урок - соревнование;
урок - викторина ;
видео - урок ;
урок - конференция;
урок - брейн - ринг ;
урок - розыгрыш
урок-защита проекта
урок-зачет
урок-экскурсия
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием личности ученика, формированием его эмоциональной и когнитивно-познавательной сфер.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.