МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3
Методическая разработка учебного проекта
«Школьный двор»
Выполнила: Липатова Светлана Васильевна, учитель специального
коррекционного класса- комплекта VIII вида с ограниченными возможностями здоровья первой квалификационной категории МАОУ СОШ №53 п. Ильиногорска Володарского муниципального района Нижегородской области
г. Нижний Новгород, 2017 год
Содержание
Пояснительная записка.
Поэтапное описание реализации школьниками проектной деятельности.
Приложение к методической разработке –презентация обучающихся.
Эффективность реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Заключение.
Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: Сб. 1, 2 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 г. , допущенной Министерством образования Российской Федерации, авторы программы «Социально- бытовая ориентировка» С.А.Казакова, В.В.Воронкова; автор программ «Сельско-хозяйственный труд», «Цветоводство и декоративное садоводство» Е. А. Ковалёва; автор программы «Подготовка младшего обслуживающего персонала» С.Л.Мирский. Составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
Школа должна подготовить учащихся с особыми образовательными потребностями к будущей самостоятельной жизни. Такие дети испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. Роль уроков социально-бытовой ориентировки и технологии в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных классов незаменима, так как здесь формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни.
Приоритетным направлением в работе коллектива школы является формирование здоровьесберегающего пространства и экологической культуры учащихся.
Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка, а также это эффективное средство формирования как трудовых навыков и умений, так и социального становления личности.
Настоящий проект предусматривает преобразование школьного двора . Это предоставляет учащимся 6-9 специального ( коррекционного) класса- комплекта VIII вида с ограниченными возможностями здоровья далее СКК VIII вида, возможность для самореализации, выполнению ими социально значимой роли, становлению гражданственности и активной жизненной позиции.
Проект долгосрочный, цикличный, практически ориентированный
Становясь участниками проекта, учащиеся 6-9 СКК VIII вида пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.
Данный прикладной проект способствует формированию опыта проектной деятельности у учащихся 8-9 СКК VIII вида.
Творческий подход к облагораживанию школьного двора - пример неравнодушного и заинтересованного включения учащихся в процесс физического труда без принуждения. Конкурсность, технологичность, современность подходов к исполнению заданий, сотворчество педагогов – принципы, заложенные в основу проекта и способные изменить стереотипный подход к вопросам трудового воспитания учащихся.
Предметные результаты:
Должны знать:
- многообразие однолетних и многолетних цветковых растений
- способы и приемы обработки почвы
- садовый инвентарь и приемы работы с ним
- уход и обслуживание садового инвентаря
- оформление клумб
- способы ухода за цветковыми растениями
- специальности обслуживающего персонала
- выращивать и высаживать рассаду цветковых растений
- подготавливать почву
- ухаживать за цветковыми растениями и молодыми саженцами
- разбивать и изготавливать цветник из подручных средств
- уметь подобрать растения и оформить цветник
Метапредметные результаты:
- умение работать в группе
- умение аргументировать точку зрения
- умения высказывать точку зрения
- умение выслушать мнение оппонента
Личностные результаты:
- воспитание привития трудолюбия
- профессиональное самоопределение
- реализация потребности в участии общественной жизни ближайшего
социального окружения
Проблема
Ландшафт школьного двора лицо образовательного учреждения, поэтому пришкольная территория должна быть эстетически оформлена. Данный проект целесообразно реализовать по следующим причинам:
Неубранная территория
Неблагоустроенность школьного двора;
Запущенные неухоженные газоны;
Данная проблема раскрывается на уроках технологии и социально-бытовой ориентировки, которые направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Цель проекта: создание условий для реализации благоустройства и эстетического оформления территории с использованием минимальных финансовых затрат.
Задачи проекта:
провести социологический опрос среди учащихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений благоустройства школьного двора;
-разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;
-привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;
формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.
Методологическую основу составляют статистический, социологический методы. При формулировании выводов и выработке предложений существенную помощь оказало использование логического метода.
Эмпирической базой проекта являются результаты анкетного опроса учащихся.
Участники проекта:
Учащиеся 6-9 специального коррекционного класса-комплекта VIII вида с ограниченными возможностями здоровья
6 кл. – 2 чел.
7 кл. – 2 чел.
8 кл. – 5 чел.
9 кл. – 4 чел.
Руководители проекта:
1) Учитель 6-9 специального коррекционного класса- комплекта VIII вида с ограниченными возможностями здоровья
Предмет: междисциплинарный (технология, социально-бытовая ориентировка ).
Сроки реализации проекта: 2013-2015 годы
Ожидаемый результат:
- развитие организаторских способностей учащихся;
- благоустройство и озеленение школьной территории;
- повышение экологической культуры учащихся;
- создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса;
По реализации данного проекта мы ожидаем следующие метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
-формулируют под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
-разрабатывают и осуществляют план озеленения и благоустройства территории школьного двора
- с помощью учителя оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
-Коммуникативные УУД:
- работают в группах: с помощью учителя распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
-Познавательные УУД:
-работают с информацией, выделяют главное;
-строят логическое рассуждение;
Личностные УУД:
-осознание ценности данной темы, как для повседневной жизни, так и для дальнейшего самоопределения в жизни;
-нравственно-эстетическое оценивание собственно созданного благоустроенного пришкольного двора.
Достижение метапредметных результатов на этапах реализации проекта.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Результат этапа |
Подготовительный этап |
Актуализация | 1.Создает условия для определения уровня благоустройства школьной территории. 2.Организует изучение общественного мнения, оказывает помощь в составлении анкеты. 3.Создает условия для проведения социального опроса | Определяют уровень благоустройства школьной территории (Прил.1) Работа по группам: 6 кл.(2ч) проводит соц.опрос учащихся школы 7 кл.(2ч.) проводит соц.опрос родителей учащихся 8 кл.(5ч.)проводит соц.опрос жителей поселка 9 кл.(4ч.) составляю вопросы для соц.опроса и подводят итоги. Анализируют соц.опрос (Прил.2) | Определен уровень благоустройства школьной территории – территория неухоженная и неблагоустроенная. Проведен социологический опрос учащихся школы, родителей, жителей поселка и определены его результаты. |
II. Проектировочный этап |
Выделение объекта изучения и освоения (формулирование личностно-значимой проблемы) | Предъявляет проблемную ситуацию | Анализируют проблемную ситуацию | |
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы | С помощью учителя формулируют проблему | Сформулированная проблема |
Определение основной цели и задач предстоящей работы | Организует деятельность учащихся по формулировке цели | Совместно с учителем формулируют цель и задачи проекта | Сформулированная цель |
Ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей) | Организует действия учащихся для разработки плана проектной деятельности. Формулирует вопросы-ориентиры для составления плана | Разрабатывают план проектной деятельности: | Разработан пошаговый план действий: Сентябрь 2013 1)Определение ресурсных возможностей 2) Распределение обязанностей между участниками проекта 3) Проведение конкурса рисунков и выбор лучшей идеи создания школьного двора Октябрь-Ноябрь 2013 г. 4) Осенние работы. Экологическая уборка школьной территории и подготовка ее к облагораживанию: - проведение субботника по очистке школьной территории (расчистка площадок от опавших листьев) - сбор семян однолетних цветковых растений с газонов - вскапывание почвы в цветнике -уборка растительных остатков на территории газона - прореживания деревьев и кустарников (удаление сорняков) -вырезка сухих и поломанных веток на деревьях - ухаживание за молодыми саженцами кедров Декабрь 2013 г. – Февраль 2014 г 5) Определение сроков изготовления клумб 6) Изготовление новых клумб: -сбор старых использованных шин 6 кл. – Изготовление «Простой клумбы» 7 кл. – Изготовление «Клумбы с лепестками» 8 кл. – Изготовление «Клумбы на подставке» 9 кл. – Изготовление клумбы «Лебедь» 7) Зимние работы: - чистка от снега дорожек и площадок - набрасывание снега на молодые саженцы кедров - заготовить емкости для выращивания рассады 8) Создание и распространение листовок, призывающих беречь школьную территорию Март-Июль 2014 г. 9) Весенние и летние работы: - вырастить качественную рассаду цветочных культур - планирование размещения клумбы -вскапывание почвы в цветнике - установка клумбы на землю - засыпка клумбы землей - высадка рассады цветковых растений в клумбы - уход за растениями (полив, прополка) Сентябрь 2014 г. 10) Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов 11) Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта 12) Общественная презентация проекта 13) Экспертиза проекта 14) Самооценка и рефлексия результатов |
Решение главной проблемы, создание модели проектного продукта | Организует деятельность учащихся по созданию модели проектного продукта | Совместно с учителем разрабатывают модель пришкольного участка | Разработана модель пришкольного участка: - чистая территория - ухоженные газоны - прополотые клумбы - новые красивые озелененные клумбы |
III Технологический этап |
Сентябрь 2013 г. |
Разработка запланированного проектного продукта | Оказывает помощь в определении необходимых ресурсов для реализации проекта | - Изучают ресурсные возможности для получения проектного продукта - Составляют список необходимых ресурсов | Определены необходимые ресурсы для создания проектного продукта: - хозяйственный инвентарь - садово-огороднический инвентарь - старые шины - инструменты - емкости для выращивания рассады - семена цветочных культур |
Оказывает помощь в распределении обязанностей между группами учащихся. Назначает ответственных в каждой группе | Совместно с учителем распределяют обязанности по группам и назначают ответственных в каждой группе | Распределены обязанности по группам: 6 кл. – Изготовление «Простой клумбы» 7 кл. – Изготовление «Клумбы с лепестками» 8 кл. – Изготовление «Клумбы на подставке» 9 кл. – Изготовление клумбы «Лебедь» |
Организует проведение конкурса рисунков «Мой школьный двор». Предлагает провести конкурс по двум направлениям: Школьная территория Новая клумба из старых шин | Участвуют в конкурсе рисунков «Мой школьный двор». Выбирают лучшую работу | Проведен конкурс рисунков «Мой пришкольный двор» (Приложение) Выбрана лучшая идея (Прил.3) |
Октябрь – Ноябрь 2013 г. |
Осенние работы. Экологическая уборка школьной территории и подготовка ее к облагораживанию | Организует группу учащихся по уборке территории. Консультирует деятельность учащихся | Осуществляют экологическую уборку территории согласно плану действий. | Очищенная от мусора территория, собраны семена однолетних цветковых растений с газонов, вскопана почва в цветнике, убраны растительные остатки с газонов, вырезаны сухие и поломанные ветки на деревьях |
Декабрь 2013 г. – Февраль 2014 г. |
Определение сроков изготовления новых клумб | Организует взаимодействие, сотрудничество учащихся при обсуждении | Совместно с учителем определяют сроки изготовления будущих клумб | Определены сроки изготовления клумб (январь-февраль 2013 г.) |
Изготовление новых клумб | Организует сотрудничество учащихся при создании проектного продукта. Организует работу учащихся согласно плану действий | Осуществляют изготовление клумб согласно плану действий. Взаимодействуют, сотрудничают в группе по созданию образовательного продукта. | Красивые новые клумбы из старых шин: (Прил. 6) 6 кл. –«Простая клумба» 7 кл. –«Клумба с лепестками» 8 кл. –«Клумба на подставке» 9 кл. –клумба «Лебедь» |
Зимние работы | Организует работу учащихся согласно плану действий | Выполняют зимние работы в соответствии с планом действий | Очищенные от снега дорожки и площадки, усыпанные снегом молодые саженцы кедров, Заготовленные емкости для выращивания рассады |
Создание и распространение листовок, призывающих беречь школьную территорию | Создает условия для создания листовок. Организует работу учащихся по созданию листовок | Работа по группам: 6 кл.(2ч) распространяют листовки среди школьников 7 кл.(2ч.) распространяют листовки среди родителей 8 кл.(5ч.) распространяют листовки среди жителей поселка 9 кл.(4ч.) совместно с учителем создают 3 типа листовок (Прил. 4) | Созданы и распространены листовки, призывающие беречь школьную территорию (Прил.4) |
Март- Июль 2014 г. |
Весенние и летние работы | Организует работу учащихся согласно плану действий | Выполняют весенние и летние работы в соответствии с планом действий | - Выращена качественная рассада цветочных культур - Вскопана почва в цветнике - Установлены клумбы на землю и засыпаны землей - Высажены рассады цветковых растений в клумбы - Чистые, прополотые, аккуратные клумбы |
Сентябрь 2014 г. |
Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов | Организует взаимодействие учащихся для обсуждения критерий оценки. Помогает выбрать способ оформления результатов | Разрабатывают и согласовывают с учителем критерии оценки проекта (Прил. 5) Совместно с учителем выбирают способ оформления результатов | Разработаны критерии оценки проекта и определена побальная система: Степень достижения цели (1-5 баллов) Степень выполнения задач (1-5 баллов) Значимость и актуальность выдвинутых проблем (1-5 баллов) Качество выполнения практической части(1-5 баллов) Эстетика оформления результатов проекта (1-5 баллов) Качество представления презентации (1-5 баллов) Общее максимальное количество баллов – 30 (1-5 баллов) Выбран способ оформления результатов - электронная презентация, выполненная в программе «Microsoft PowerPoint» |
Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта | Оказывает помощь в оформлении проектной работы | -фиксируют полученные результаты - оформляют результаты в выбранной форме | Подготовлен наглядно-графический материал для презентации результатов проекта |
Общественная презентация проекта | Создает условия для презентации проектных продуктов, оказывает моральную поддержку учащимся | Представляют полученные проектные продукты | Представлены результаты проекта в виде презентации |
IV. Оценочно-рефлексивный |
Оценка и рефлексия полученных знаний и освоенных способов действий | Использует критериальную базу оценки результатов проекта Оценивает полученные знаний и освоенные способы действий | Используют критерии для оценки результатов Оценивают полученные знаний и освоенные способы действий Осознают личную значимость полученного результата | Совместно с учителем, используя критериальную базу, оценены полученные знания, определена степень достижения и осуществления цели проекта. . |
Эффективность реализации проекта:
1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз учащихся, учителей, родителей и гостей школы.
2. Удаление старых деревьев и кустарников, а также выращивание молодых саженцев кедров позволит омолодить школьный двор.
3. Окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение учащихся и эффективность учебного процесса.
4. Школьный двор и прилегающая к нему территория станет по-настоящему общественным и культурным центром поселка и позволит стать площадкой для проведения школьных торжеств
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на 2013-2015 г.
Первые результаты проекта – это убранная и подготовленная к облагораживанию школьная территория.
В результате работы над проектом, определились дальнейшие перспективы развития проекта в последующие годы - Уход за школьной территорией во все сезоны:
- уборка листвы
- расчистка снега;
- посадка цветов;
- уход за молодыми саженцами кедров
- изготовление новых клумб
-озеленение клумб около центрального входа в школу
Заключение:
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Грамотно и интересно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье как детей, так и взрослых.
Предлагаемый проект преобразования школьного двора реален, потому что не требует изменений площади и рельефа; структурные компоненты нового ландшафта преемственно привязаны к местам старого участка.
Становясь участниками проекта, учащихся пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции учащихся и их экологической культуры.
Данный проект развивает у детей чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность. Дети получат практические и теоретические знания и умения по способам выращивания цветов. Учащиеся заинтересованы в благоустройстве школьного двора. Вместе с детьми составили план благоустройства школы. Провели конкурс рисунков «Самая красивая клумба».
Так как проект долгосрочный, его реализация продолжается, но уже есть первые результаты – это убранная и подготовленная к облагораживанию школьная территория.
В дальнейшем предстоит вырастить рассаду петунии, бархатца, ухаживать за ними, сделать красивые цветочные клумбы из резиновых покрышек. Весной планируем высадить рассаду цветов в клумбы и все лето ухаживать за ними. Надеемся, что осенью мы увидим красивый, благоустроенный цветущий школьный двор.
В результате школьный двор будет чистым и уютным, а клумбы ухоженными и красивыми.
Список использованной литературы
Галецкая, Л. В. Озеленение пришкольного участка: рекомендации, планирование работы, справочные материалы /Л.В. Галецкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 131 с.
Поплева, Е.А. Планировка и обустройство сада. Легко и просто / Е.А. Поплева. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. - 168 с.
Соколова, Т.А. Декоративное растениеводство: цветоводство / Т.А. Соколова. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
Сотникова, В.О. Проектирование элементов благоустройства / В.О. Сотникова. – Ульяновск, Изд-во УлГТУ, 2008. – 113 с.
Трофимова, А.Ф. Дизайн-проект учебного участка / А.Ф. Трофимова // Биология в школе. – 2005. - №1. – С.45-50.
Череватенко, М.Г., Астахова, Е.В., Крупа Т.Н. Удачные самоделки / М.Г.Череватенко, Е.В. Астахова, Т.Н. Крупа. - Белгород, ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009. – 252 с.
Шульгина, Л.М. Дизайн вашего сада / Л.М. Шульгина. – Белгород, ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 320 с.
http://elhow.ru/razvlechenija/hobbi/podelki/kak-vyrezat-iz-pokryshek
http://nashakrepost.ru/vse-dlya-dachi/kak-sdelat-klumbu.html
http://orchardo.ru/84-kreativnye-klumby-iz-pokryshek-ot-yarkogo-vazona-do-ekzoticheskih-ptic.html
http://stroimzauralom.ru/klumba-iz-pokrishek-svoimi-rukami-foto-video.html