СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Изменение глаголов по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке расскрывается понятие "число глаголов", как изменяются глаголы по числам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Изменение глаголов по числам"»

Тема урока «Изменение глаголов по числам»

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Задачи:

  • научиться изменять глаголы по числам;

  • правильно ставить вопросы к глаголам;

  • закрепить различать глаголы в единственном и множественном числе;

  • размышлять, наблюдать и делать выводы;

  • сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;

  • развивать речь учащихся;

  • формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

  • воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

1) Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2) Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3) Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД

1) Извлекать информацию из схем и текстов;

2) Выявлять сущность особенности объектов;

3) На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1) Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2) Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3) Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) Слушать и понимать других;

2) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3) Оформлять свои мысли в устной форме;

4) Работать в коллективе.

1) Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:

1) Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

2) Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3) Формирование интереса к русскому языку;

4) Эстетическое воспитание;

5) Воспитание здорового образа жизни

6) Экологическое воспитание.


Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Ноутбук, телевизор, презентация, дидактический и раздаточный материал для работы в парах, группах.


Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

а) Проверка готовности рабочих мест.

- Проверьте, всё ли готово к началу урока.

- Садитесь! Начинаем урок русского языка.

– Ребята, прозвенел звонок. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их. б) Настрой на работу.

– Посмотрели на меня и улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Теперь я вижу, что у нас хорошее настроение и мы можем начинать урок.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (работа в парах) (4-5 мин)

Игра «Школа разведки».

Цель игры: отработать взаимоконтроль в паре, обобщить знания по теме.

– Ребята, я знаю, что вы любите играть. Давайте поиграем: у каждого на парте лежит КАРТОЧКА № 1. Давайте прочитаем.

– Названия чего прочитали? (названия частей речи)

– Вам необходимо вспомнить, что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи и соединить их стрелками.







Какой? Какая? Какое? Какие?


Кто? что?



Кто? Что?

Имя существительное



Имя прилагательное



Местоимение




обозначает признаки предметов


указывает на предмет, но не называет его


обозначает предмет



– А в таблице есть ещё одна пустая колонка. Как вы думаете, какую часть речи мы забыли упомянуть? Для того, чтобы узнать, про какую часть речи мы будем с вами говорить сегодня на уроке, помогите закончить пословицы.

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

– Повторите слова, которыми мы заканчивали пословицы. (портит, здоровеет)

– Прочитайте еще раз пословицы.

– О чем говорится в пословицах? (о труде)

– Чему они нас учат?

– Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете трудолюбивыми.

– Слова какой части речи является окончанием пословицы? (глагол)

– Допишите самостоятельно в таблице недостоющие слова.

– Посмотрите на доску. Прочитайте буквосочетания.

– Запишем на минутке чистописания.

гл аг ол глагол

  1. Постановка учебной задачи (4-5 мин)

– Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

– Правильно, ребята, наступило самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна.

– Найдите слова, обозначающие действие предмета. (приходит, взмахнет, расцветет)

– К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу)

– Дайте определение глаголу. (Это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? и обозначает действие предмета.)

– С какой частью речи он связан? (С именем существительным)

– Чаще всего в предложении каким членом предложения является? (сказуемым.)

В ВИДЕ СХЕМЫ НА ДОСКЕ

– Возьмите КАРТОЧКУ № 2.

– Составьте словосочетания, раскрыв скобки. Изменив глаголы, нужно записать в две колонки: в 1-ю – если будет говориться о действии одного предмета, во 2-ю – если будет говориться о действии нескольких предметов.

(плавать) облако, (летать) птицы, (журчать) ручей, (играть) лучи.

1 группа

2 группа

Плывет, журчит;

Летают, играют.

– Если мы говорим, что действие выполняет один предмет, то глагол стоит в форме…(ед.ч.)

– Если мы говорим, что действие выполняет несколько предметов, то глагол стоит в форме…(мн.ч.)

– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (Изменение глагола по числам.)

– Какова цель урока? (уметь изменять глаголы по числам, определять число глагола.)

– Для достижении цели, нам необходимо выполнить задачи.

– Каковы задачи? (Выдвигают гипотезы) Научиться…

Закрепим умения…

Быть…

– Верно, на уроке мы будем работать с глаголом, научимся изменять глаголы по числам, правильно ставить вопросы к глаголам, закрепим умения различать их в единственном и множественном числе, также на уроке мы будем размышлять, наблюдать и делать выводы, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

  1. Работа по теме урока (7-8 мин)

– Посмотрите на экран. Рассмотрите изображения. Чем они похожи, чем отличаются? (Изображены ласточки. На первом рисунке изображена одна ласточка, а на втором – две)

– Какое действие происходит на 1 рисунке? (Ласточка летит)

– Какое действие происходит на втором рисунке? (Ласточки летят)

– Запишем эти предложения.

– Выделите главные члены предложения.

– Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (нераспространенные)

– Назовите слова, обозначающие действия предметов в предложениях. Сравните их.

– Что изменилось в записи глаголов? (Окончание)

– Почему? (Глагол «летит» – обозначает действие одного предмета, значит глагол в форме единственного числа; глагол «летят» - обозначает действие нескольких предметов, значит глагол в форме множественного числа)

– Выделим окончания в глаголах.

– Какую закономерность увидели? (при изменении глагола по числам изменяется окончание)

  • Работа в учебнике (с. 109 упр. 190) (УСТНО)

– Прочитайте. В чем различие каждой пары глаголов?

напишет-напишут

дружит-дружат

обидит-обидят

– Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? Объясните свой ответ.

– В чем убедились, выполняя упражнение? (при изменении глагола по числам изменяется окончание)

– Обратимся к учебнику. (читают правило с.190)

– При изменении глагола по числам что меняется? (окончание)

Физ.минутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

  1. Первичное закрепление (4-5 мин)

– Посмотрите, мы уже с вами сделали несколько открытий, прочитали правило в учебнике, теперь пришло время нам потренироваться в определении числа глагола.

– Посмотрите на экран.

– Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания, укажите число.

1-е предложение как образец:

Тропинка (что делает?) ведет в лес.

Птицы (что делают?)………на ветвях деревьев.

Солнце (что делает?)…..ярко на улице.

– Как вы определили числа глаголов? (по вопросам и по числу имени существительного, с которым связан)

  • Работа в парах.

– Сейчас вы будете работать в парах.

– На парте лежит КАРТОЧКА №3.

– Прочитайте группы слов.

– Составьте и запишите в тетрадь составленные предложения.

1 рядАпрельские, землю, будят, лучи. (Апрельские лучи землю будят.)

2 ряд –своё, Аист, любит, гнездо. (Аист своё гнездо любит.)

3 ряд – начинает, день, Ласточка. (Ласточка день начинает.)

– Охарактеризуйте предложения.

– Какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные)

– По интонации? (невосклицательные)

– Какое по наличию главных и второстепенных членов предложения? (распространенные)

– По наличию главных членов предложения? (простые)

– Подчеркните основу предложения.

– А теперь следующее задание.

– Прочитайте слово, которое обозначает действие предмета.

– Каким членом предложения является? (сказуемым)

– С какой частью речи оно связано? (с именем существительным)

– Определите число глагола.

– Докажите.

(Глагол будят отвечает на вопрос что делают? Множественное число).

(Глагол любит отвечает на вопрос что делает? Единственное число).

(Глагол начинает отвечает на вопрос что делает? Единственное число).

– Как определили? (по вопросам и по числу имени существительного, с которым связан)

– Какой вывод мы можем сделать? (глаголы могут стоять в форме единственного и множественного числа)

– А теперь немножко отдохнем. (физминутка для глаз)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5 мин)

  • Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в группах)

– Сейчас поработаем в группах.

– Повторим правила работы в группах.

Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами.

– Ребята, а кто такие корректоры? (ответы детей)

– А где мы можем найти толкование слов? (ответы детей)

– А теперь сравним наши предположения с толковым словарем Сергея Ивановича Ожегова.

На слайде:

Корректор – специалист по поиску и исправлению ошибок в тексте, допущенных редактором СМИ или издательства. К таким ошибкам относятся орфографические, пунктуационные и логические.

КАРТОЧКА № 4

Стояла теплые влажные дни. Недавно прошли первый дождь. Поля освободилось от снега. Река выйти из берегов. Мутная вода затопить окрестности. Вот по воде плавают уж. Рядом виднеться бобровая хатка.

– Вам нужно исследовать текст. Исправить ошибки, если таковы встречаются.

– Обратите внимание на выделенные слова.

– Приступили к работе.

– Прочитайте, какие предложения у вас получились.

– Выпишите слова на листы бумаги, которые вы исправили.

Игра «Почтальоны»

Цель игры: закрепить знания и умения учащихся определять число глаголов.

– А теперь представьте, что вы получили письма-глаголы. Вы должны правильно разнести их по адресам в соответствующий почтовый ящик:

Ед. ч.

Мн. ч.

Прошел (что сделал?)

Вышла (что сделала?)

Затопила (что сделала?)

Плавает (что делает)

Виднеется (что делает?)

Стояли (что делали?)

Освободились (что сделали?)



– Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

– Что мы делали с глаголами? (изменяли)

– Как мы изменяли глаголы? (при помощи вопросов)

– А какая часть речи еще помогла определить число глаголов? (имя существительное)

– Какой вывод можно сделать? (глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.)

  1. Рефлексия. Итог урока (3 мин)

– Что вы узнали нового о глаголах?

– Продолжите фразы:

– Мы сегодня много писали, размышляли, говорили, делали выводы, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».

  • Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек

  • Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.

  • Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.

Вывод по рефлексии.

– Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко.

– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!

– А я радуюсь вашим успехам!

– Спасибо за урок!

  1. Домашнее задание (1 мин)

– Домашнее задание (на доске) (упр. 191)

– Вам нужно прочитать, списать, разделяя запись на предложения и вставить пропущенные буквы в окончания глаголов. Указать число глаголов.