Тема урока «Изменение глаголов по числам»
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Задачи:
научиться изменять глаголы по числам;
правильно ставить вопросы к глаголам;
закрепить различать глаголы в единственном и множественном числе;
размышлять, наблюдать и делать выводы;
сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач;
развивать речь учащихся;
формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности;
воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПРЕДМЕТНЫЕ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | ЛИЧНОСТНЫЕ |
1) Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число; 2) Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения; 3) Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познавательные УУД 1) Извлекать информацию из схем и текстов; 2) Выявлять сущность особенности объектов; 3) На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: 1) Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; 2) Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование); 3) Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) Слушать и понимать других; 2) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; 3) Оформлять свои мысли в устной форме; 4) Работать в коллективе. | 1) Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2) Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ: 1) Воспитание трудолюбия и способности к познанию; 2) Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 3) Формирование интереса к русскому языку; 4) Эстетическое воспитание; 5) Воспитание здорового образа жизни 6) Экологическое воспитание. |
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Ноутбук, телевизор, презентация, дидактический и раздаточный материал для работы в парах, группах.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
а) Проверка готовности рабочих мест.
- Проверьте, всё ли готово к началу урока.
- Садитесь! Начинаем урок русского языка.
– Ребята, прозвенел звонок. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их. б) Настрой на работу.
– Посмотрели на меня и улыбнитесь, улыбнитесь друг другу. Теперь я вижу, что у нас хорошее настроение и мы можем начинать урок.
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (работа в парах) (4-5 мин)
Игра «Школа разведки».
Цель игры: отработать взаимоконтроль в паре, обобщить знания по теме.
– Ребята, я знаю, что вы любите играть. Давайте поиграем: у каждого на парте лежит КАРТОЧКА № 1. Давайте прочитаем.
– Названия чего прочитали? (названия частей речи)
– Вам необходимо вспомнить, что обозначает и на какие вопросы отвечает каждая часть речи и соединить их стрелками.
Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? что? Кто? Что? | Имя существительное Имя прилагательное Местоимение   | обозначает признаки предметов указывает на предмет, но не называет его обозначает предмет |
– А в таблице есть ещё одна пустая колонка. Как вы думаете, какую часть речи мы забыли упомянуть? Для того, чтобы узнать, про какую часть речи мы будем с вами говорить сегодня на уроке, помогите закончить пословицы.
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
– Повторите слова, которыми мы заканчивали пословицы. (портит, здоровеет)
– Прочитайте еще раз пословицы.
– О чем говорится в пословицах? (о труде)
– Чему они нас учат?
– Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете трудолюбивыми.
– Слова какой части речи является окончанием пословицы? (глагол)
– Допишите самостоятельно в таблице недостоющие слова.
– Посмотрите на доску. Прочитайте буквосочетания.
– Запишем на минутке чистописания.
гл аг ол глагол
Постановка учебной задачи (4-5 мин)
– Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
– Правильно, ребята, наступило самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна.
– Найдите слова, обозначающие действие предмета. (приходит, взмахнет, расцветет)
– К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу)
– Дайте определение глаголу. (Это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? и обозначает действие предмета.)
– С какой частью речи он связан? (С именем существительным)
– Чаще всего в предложении каким членом предложения является? (сказуемым.)
В ВИДЕ СХЕМЫ НА ДОСКЕ
– Возьмите КАРТОЧКУ № 2.
– Составьте словосочетания, раскрыв скобки. Изменив глаголы, нужно записать в две колонки: в 1-ю – если будет говориться о действии одного предмета, во 2-ю – если будет говориться о действии нескольких предметов.
(плавать) облако, (летать) птицы, (журчать) ручей, (играть) лучи.
1 группа | 2 группа |
Плывет, журчит; | Летают, играют. |
– Если мы говорим, что действие выполняет один предмет, то глагол стоит в форме…(ед.ч.)
– Если мы говорим, что действие выполняет несколько предметов, то глагол стоит в форме…(мн.ч.)
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (Изменение глагола по числам.)
– Какова цель урока? (уметь изменять глаголы по числам, определять число глагола.)
– Для достижении цели, нам необходимо выполнить задачи.
– Каковы задачи? (Выдвигают гипотезы) Научиться…
Закрепим умения…
Быть…
– Верно, на уроке мы будем работать с глаголом, научимся изменять глаголы по числам, правильно ставить вопросы к глаголам, закрепим умения различать их в единственном и множественном числе, также на уроке мы будем размышлять, наблюдать и делать выводы, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Работа по теме урока (7-8 мин)
– Посмотрите на экран. Рассмотрите изображения. Чем они похожи, чем отличаются? (Изображены ласточки. На первом рисунке изображена одна ласточка, а на втором – две)
– Какое действие происходит на 1 рисунке? (Ласточка летит)
– Какое действие происходит на втором рисунке? (Ласточки летят)
– Запишем эти предложения.
– Выделите главные члены предложения.
– Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (нераспространенные)
– Назовите слова, обозначающие действия предметов в предложениях. Сравните их.
– Что изменилось в записи глаголов? (Окончание)
– Почему? (Глагол «летит» – обозначает действие одного предмета, значит глагол в форме единственного числа; глагол «летят» - обозначает действие нескольких предметов, значит глагол в форме множественного числа)
– Выделим окончания в глаголах.
– Какую закономерность увидели? (при изменении глагола по числам изменяется окончание)
– Прочитайте. В чем различие каждой пары глаголов?
напишет-напишут дружит-дружат обидит-обидят |
– Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? Объясните свой ответ.
– В чем убедились, выполняя упражнение? (при изменении глагола по числам изменяется окончание)
– Обратимся к учебнику. (читают правило с.190)
– При изменении глагола по числам что меняется? (окончание)
Физ.минутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Первичное закрепление (4-5 мин)
– Посмотрите, мы уже с вами сделали несколько открытий, прочитали правило в учебнике, теперь пришло время нам потренироваться в определении числа глагола.
– Посмотрите на экран.
– Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Выделите окончания, укажите число.
1-е предложение как образец:
Тропинка (что делает?) ведет в лес.
Птицы (что делают?)………на ветвях деревьев.
Солнце (что делает?)…..ярко на улице.
– Как вы определили числа глаголов? (по вопросам и по числу имени существительного, с которым связан)
– Сейчас вы будете работать в парах.
– На парте лежит КАРТОЧКА №3.
– Прочитайте группы слов.
– Составьте и запишите в тетрадь составленные предложения.
1 ряд – Апрельские, землю, будят, лучи. (Апрельские лучи землю будят.)
2 ряд –своё, Аист, любит, гнездо. (Аист своё гнездо любит.)
3 ряд – начинает, день, Ласточка. (Ласточка день начинает.)
– Охарактеризуйте предложения.
– Какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные)
– По интонации? (невосклицательные)
– Какое по наличию главных и второстепенных членов предложения? (распространенные)
– По наличию главных членов предложения? (простые)
– Подчеркните основу предложения.
– А теперь следующее задание.
– Прочитайте слово, которое обозначает действие предмета.
– Каким членом предложения является? (сказуемым)
– С какой частью речи оно связано? (с именем существительным)
– Определите число глагола.
– Докажите.
(Глагол будят отвечает на вопрос что делают? Множественное число).
(Глагол любит отвечает на вопрос что делает? Единственное число).
(Глагол начинает отвечает на вопрос что делает? Единственное число).
– Как определили? (по вопросам и по числу имени существительного, с которым связан)
– Какой вывод мы можем сделать? (глаголы могут стоять в форме единственного и множественного числа)
– А теперь немножко отдохнем. (физминутка для глаз)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5 мин)
– Сейчас поработаем в группах.
– Повторим правила работы в группах.

Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами.
– Ребята, а кто такие корректоры? (ответы детей)
– А где мы можем найти толкование слов? (ответы детей)
– А теперь сравним наши предположения с толковым словарем Сергея Ивановича Ожегова.
На слайде:
Корректор – специалист по поиску и исправлению ошибок в тексте, допущенных редактором СМИ или издательства. К таким ошибкам относятся орфографические, пунктуационные и логические. |
КАРТОЧКА № 4
Стояла теплые влажные дни. Недавно прошли первый дождь. Поля освободилось от снега. Река выйти из берегов. Мутная вода затопить окрестности. Вот по воде плавают уж. Рядом виднеться бобровая хатка.
– Вам нужно исследовать текст. Исправить ошибки, если таковы встречаются.
– Обратите внимание на выделенные слова.
– Приступили к работе.
– Прочитайте, какие предложения у вас получились.
– Выпишите слова на листы бумаги, которые вы исправили.
Игра «Почтальоны»
Цель игры: закрепить знания и умения учащихся определять число глаголов.
– А теперь представьте, что вы получили письма-глаголы. Вы должны правильно разнести их по адресам в соответствующий почтовый ящик:
Ед. ч. | Мн. ч. |
Прошел (что сделал?) Вышла (что сделала?) Затопила (что сделала?) Плавает (что делает) Виднеется (что делает?) | Стояли (что делали?) Освободились (что сделали?) |
– Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
– Что мы делали с глаголами? (изменяли)
– Как мы изменяли глаголы? (при помощи вопросов)
– А какая часть речи еще помогла определить число глаголов? (имя существительное)
– Какой вывод можно сделать? (глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.)
Рефлексия. Итог урока (3 мин)
– Что вы узнали нового о глаголах?
– Продолжите фразы:

– Мы сегодня много писали, размышляли, говорили, делали выводы, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».
Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.
Вывод по рефлексии.
– Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко.
– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!
– А я радуюсь вашим успехам!
– Спасибо за урок!
Домашнее задание (1 мин)
– Домашнее задание (на доске) (упр. 191)
– Вам нужно прочитать, списать, разделяя запись на предложения и вставить пропущенные буквы в окончания глаголов. Указать число глаголов.