СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Грибы. Общая характеристика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока поможет учителю подготовится к предстоящему занятию, систематизировать излагаемый материал.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Грибы. Общая характеристика"»



















Методическая разработка урока по биологии в 5 классе

по теме: «Грибы. Общая характеристика»













Выполнил: учитель биологии Веремейцева Н.И.

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа



2018 г



Тема урока: «Грибы. Общая характеристика»

Цели урока: Познакомится с царством Грибы, особенностями их строения и жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

  • сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы, познакомить с видами грибов.

Развивающие:

  • развивать понятия о многообразии живых организмов;

  • формировать умения выделять существенные признаки понятий, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к мнению товарищей;

  • способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.

Тип урока: усвоение нового материала

Методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом);

  • Наглядные ( рисунки, таблицы, схемы, презентация).

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Учащиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач; обладают высокой степенью мотивации;

  • Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Метапредметные:

  • Работают с источниками биологической информации;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Сравнивают разные точки зрения;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

  • Определяют принадлежность биологических объектов к грибам;

  • Различают изученные объекты в природе, на таблицах;

  • Имеют представление о распространении грибов в природе, особенностях их строения;

  • Знают значение грибов в природе и в жизни человека.

Оборудование: презентация к уроку, таблица «Грибы», литература.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать загадочных представителей природы. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шляпка из травы

Нет под шляпкой головы!

(Заслушать ответы учащихся).



3. Объяснение нового материала.



Учитель: Правильно, ребята! Это грибы. (Первый слайд). Эти живые существа очень разнообразны, среди них много очень похожих друг на друга и поэтому частенько трудно бывает определить, какой именно гриб ты нашел.

Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы. ( Второй слайд) На этом слайде видно насколько велика необычность грибов.

Учитель: Условно грибы разделяют на низшие и высшие виды. Низшие устроены достаточно просто. К низшим видам относятся дрожжи, мукор и другие плесневые грибы. Высшие представители состоят не только из грибницы (мицелия), но и имеют плодовое тело Представителем высших видов являются шляпочные грибы. Их плодовое тело состоит из ножки и шляпки. (Третий слайд)

Учитель: Давайте выполним работу в группах:

Взгляните на слайд №4 и определите на каких рисунках представлены шляпочные грибы. (Четвертый слайд)

Физминутка:

— Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
-— Все пенечки оглядели.

Учитель: Ребята, продолжаем работу. Внимательно прочитайте в учебнике абзац о строении грибов и рассмотрите рис.38

    1. Посмотрите на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

(Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей).

Это грибница.

    1. Как еще называют грибницу?

(Мицелий, верно!)

    1. Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №5), скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов?

(Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий)

    1. Из чего состоит плодовое тело?

(Из шляпки и ножки)

Учитель: В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Верхний обычно окрашен. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, или из пластинок как у лисички, это пластинчатые грибы. (Слайд №6) В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются грибы. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает ветер. Разносят их насекомые и слизни, а также зайцы и белки, поедающие грибы. В почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. Грибница растет медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела. (Слайд №7)

Учитель: Ребята с помощью слайда №7 рассмотрим какие способы размножения присущи грибам. Составим схему в рабочей тетради.


Учитель: Ребята а как вы думаете почему грибы выделили в отдельное царство? Давайте выполним работу в группах. Изучим таблицу «Признаки грибов» на слайде № 8.(Слайд № 8) Первая группа выделяет признаки, которые относятся к растениям, а вторая – признаки, относящиеся к животным.

Для грибов характерны следующие признаки растений:

  • Неподвижность

  • Неограниченный рост

  • Питание путём всасывания воды и минеральных солей.

Для грибов характерны следующие признаки животных:

  • Отсутствие хлоропластов и фотосинтеза. 

  • В состав оболочки клеток входит хитин

  • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)


Учитель: Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных.

Учитель: Ребята мы с вами рассмотрели строение и размножение грибов. А каково значение грибов в жизни человека? Давайте рассмотрим рис. 39 учебника.

Учитель: Давайте сделаем вывод: Существуют полезные для человека грибы, но есть и очень опасные разновидности. (Слайд № 9)

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, ядовитые?

Проводится упражнение «Сфетофор» ( у каждого ученика по 3 цветных кружка). Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю»

4. Закрепление нового материала.

Выполнить тест:

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;

б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;

в) они не размножаются спорами и не имеют органов;

г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

2. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей;

б) пеньком;

в) шляпкой;

г) плодовым телом.

3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

а) подосиновик;

б) маслёнок;

в) рыжик;

г) подберёзовик.

4) С растениями грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и размножение спорами;

б) автотрофный способ питания;

в) гетеротрофный способ питания;

г) наличие проводящих сосудов.

5) Грибы размножаются:

а) только спорами;

б) только грибницей;

в) только половым путём;

г) всеми способами.



5. Домашнее задание.



Учебник Параграф № 13.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!