Методическая разработка урока по биологии в 5 классе
по теме: «Грибы. Общая характеристика»
Выполнил: учитель биологии Веремейцева Н.И.
Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
2018 г
Тема урока: «Грибы. Общая характеристика»
Цели урока: Познакомится с царством Грибы, особенностями их строения и жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
сформировать у школьников представление о грибах как особом царстве живой природы, познакомить с видами грибов.
Развивающие:
развивать понятия о многообразии живых организмов;
формировать умения выделять существенные признаки понятий, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
Воспитательные:
воспитывать уважение к мнению товарищей;
способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.
Тип урока: усвоение нового материала
Методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом);
Наглядные ( рисунки, таблицы, схемы, презентация).
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Учащиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач; обладают высокой степенью мотивации;
Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Метапредметные:
Работают с источниками биологической информации;
Находят причинно-следственные связи;
Сравнивают разные точки зрения;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
Определяют принадлежность биологических объектов к грибам;
Различают изученные объекты в природе, на таблицах;
Имеют представление о распространении грибов в природе, особенностях их строения;
Знают значение грибов в природе и в жизни человека.
Оборудование: презентация к уроку, таблица «Грибы», литература.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем изучать загадочных представителей природы. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, предлагаю вам отгадать загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шляпка из травы
Нет под шляпкой головы!
(Заслушать ответы учащихся).
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Правильно, ребята! Это грибы. (Первый слайд). Эти живые существа очень разнообразны, среди них много очень похожих друг на друга и поэтому частенько трудно бывает определить, какой именно гриб ты нашел.
Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы. ( Второй слайд) На этом слайде видно насколько велика необычность грибов.
Учитель: Условно грибы разделяют на низшие и высшие виды. Низшие устроены достаточно просто. К низшим видам относятся дрожжи, мукор и другие плесневые грибы. Высшие представители состоят не только из грибницы (мицелия), но и имеют плодовое тело Представителем высших видов являются шляпочные грибы. Их плодовое тело состоит из ножки и шляпки. (Третий слайд)
Учитель: Давайте выполним работу в группах:
Взгляните на слайд №4 и определите на каких рисунках представлены шляпочные грибы. (Четвертый слайд)
Физминутка:
— Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
-— Все пенечки оглядели.
Учитель: Ребята, продолжаем работу. Внимательно прочитайте в учебнике абзац о строении грибов и рассмотрите рис.38
Посмотрите на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?
(Похожа на паутину, как – будто состоит из запутанных нитей).
Это грибница.
Как еще называют грибницу?
(Мицелий, верно!)
Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №5), скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов?
(Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий)
Из чего состоит плодовое тело?
(Из шляпки и ножки)
Учитель: В шляпке нити образуют 2 слоя – верхний и нижний. Верхний обычно окрашен. Нижний состоит из трубочек, как подберёзовика, это трубчатые грибы, или из пластинок как у лисички, это пластинчатые грибы. (Слайд №6) В трубочках и пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых размножаются грибы. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает ветер. Разносят их насекомые и слизни, а также зайцы и белки, поедающие грибы. В почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. Грибница растет медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела. (Слайд №7)
Учитель: Ребята с помощью слайда №7 рассмотрим какие способы размножения присущи грибам. Составим схему в рабочей тетради.
Учитель: Ребята а как вы думаете почему грибы выделили в отдельное царство? Давайте выполним работу в группах. Изучим таблицу «Признаки грибов» на слайде № 8.(Слайд № 8) Первая группа выделяет признаки, которые относятся к растениям, а вторая – признаки, относящиеся к животным.
Для грибов характерны следующие признаки растений:
Для грибов характерны следующие признаки животных:
Отсутствие хлоропластов и фотосинтеза.
В состав оболочки клеток входит хитин
Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Учитель: Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных.
Учитель: Ребята мы с вами рассмотрели строение и размножение грибов. А каково значение грибов в жизни человека? Давайте рассмотрим рис. 39 учебника.
Учитель: Давайте сделаем вывод: Существуют полезные для человека грибы, но есть и очень опасные разновидности. (Слайд № 9)
Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, ядовитые?
Проводится упражнение «Сфетофор» ( у каждого ученика по 3 цветных кружка). Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю»
4. Закрепление нового материала.
Выполнить тест:
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.
3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:
а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) рыжик;
г) подберёзовик.
4) С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
5) Грибы размножаются:
а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.
5. Домашнее задание.
Учебник Параграф № 13.