Оргкомитет регионального конкурса
методических разработок «Уроки победы»
Заявка на участие в Конкурсе
Прошу допустить меня до участия в конкурсе методических разработок «Уроки Победы»
О себе сообщаю следующее:
Наименование муниципального образования - Муниципальное образование Администрации Гагаринский район
Фамилия, имя и отчество участника конкурса
Феоктистова Елена Константиновна
Дата рождения участника конкурса
14.04.1963год
Образовательная организация, должность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола», зам. директора по УВР, учитель истории и обществознания.
FEK_G@ mail.ru
Контактный телефон
8 (905)- 695- 29 -63
Настоящим даю согласие на обработку организатором Конкурса моих персональных данных в соответствии с п.4ст.9 Федерального закона от 27,07,2006г, №152-ФЗ»О персональных данных»
Согласие действует с момента подписания и до конца 2021 года
Ссылка на размещённые конкурсные материалы:
https://multiurok.ru/id21494330/files
Подпись /Феоктистова Е.К./
02.11. 2021.
Методическая разработка урока по истории России
10 класс.
(физико-математический профиль)
Тема: «Итоги Великой Отечественной войны: цена победы»
Урок-экспертиза: форма организации - групповая работа (экспертные комиссии).
Уроку посвящается, в зависимости от подготовленности класса,1-2 часа. Учитель предварительно объявляет учащимся о теме обобщающего урока, предлагая заранее распределиться на пять рабочих групп. Специального повторения не требуется, т.к. урок идёт вслед за контрольной работой. Для работы в классе учащиеся могут использовать любую дополнительную литературу по истории войны.
Оборудование: настенная карта «Великая Отечественная война Советского Союза.1941-1945гг.» , рабочий лист с материалами к уроку на каждого ученика; отпечатанные поисковые программы для групп; калькуляторы, литература по выбору.
Планируемые результаты:
-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;
формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий; определение причин, масштабов, последствий колоссальных человеческих жертв СССР во Второй Мировой войне.
-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы; обучить учащихся методике демографических расчётов, самостоятельной обработке статистических данных школьниками; развитие умений сравнения , публичной аргументации своей позиции, обобщения.
-личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию,формирование личностного отношения к гуманитарной катастрофе.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Проектор, презентация, компьютер.
План урока:
1.Вступительное слово учителя. Исторические метаморфозы с цифрой людских потерь в войне.
2.Самостоятельные расчёты потерь по статистическим источникам.
3.Работа в экспертных группах.
4.Заключительное выступление координационной группы. Итоги урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
1 Вводное слово учителя. Одна из самых известных песен о войне начинается так: (звучит песня: Булата Окуджавы «нам нужна одна победа»
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы лицом к лицу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна Победа,
Одна на все - мы за ценой не постоим!
«Цена победы»- какова она? И что в действительности за этими строками: «мы за ценой не постоим!»?
Тема «Итогов Великой Отечественной войны» глобальна: здесь имеются ввиду и материальный урон, и изменения границ, и новая политическая расстановка сил в мире.
Но, согласитесь, самый страшный итог в войне - это человеческие жертвы, на случайно официально их называют «невосполнимые людские потери».Никто и ничто не может вернуть к жизни миллионы военных и мирных граждан. Наш разговор сегодня мы посвятим преимущественно одной стороне итогов войны: человеческим утратам. Кого относить к этой категории, как вести расчёты, каковы причины этой масштабной трагедии?- Вот основные вопросы для обсуждения.
Казалось, прошло уже много лет, но «жертвы войны» остаются самой запутанной проблемой в истории войны, и такой разговор-это долг наших современников перед павшими и оставшимися в живых.
Поэтому урок у нас сегодня не совсем обычный. Это «урок-экспертиза».
Вы попытаетесь самостоятельно, на основе различных документов и статистических данных, собственных нравственных оценок, дать экспертную оценку людским жертвам, заплаченным советским народом за победу. Для начала:
? Поднимите руку те, кто может с полной уверенностью считать: его семья никоим образом не пострадала от войны?
?А кто точно знает, что ваши родные, прадедушки, прабабушки погибли или умерли от ран, голода, бомбёжек?
Да, такие есть в классе. А теперь, представьте, что наш класс в масштабах всей страны- лишь малая частица, крупинка огромного общества. Это ли не показатель того, каковы размеры этой гуманитарной катастрофы?!
Итак, давайте мысленно перенесёмся в 1945 год.24 июня.(фрагмент документального видио) Красная площадь. Парад Победы. Ровно в 10 часов утра из ворот Спасской башни в торжественной тишине на белом арабском скакуне появится командующий парадом маршал Г.К.Жуков. Как бы И.В.Сталину хотелось быть на этом месте, но по военному этикету принимать следует «верхом», а сноровка не та- на тренировке упал, вывихнул плечо. Хотя появление Г.К.Жукова в этой роли весь мир воспринял как должное, как признание его заслуг. И дальше - под дробь барабанов солдаты пренебрежительно и с гордостью бросают к подножию Мавзолея фашистские знамена. Но неизвестный кинорежиссёр Александр Довженко, вернувшись домой, записал в дневнике потрясшее его открытие:
« В речи Г.К.Жукова не было траурного марша. Красная площадь не встала на колени перед памятью миллионов погибших». Не отсюда ли нужно вести отсчёт того панического страха руководства страны перед цифрой жертв, той удивительной метаморфозы со статистикой, той официальной фальсификации, которая преследует нас до сих пор? Давайте обсудим контуры проблемы.
(Учитель фиксирует цифры и хронологию на доске, учащиеся- в своих тетрадях).
К Нюрнбергскому процессу все страны- участницы войны, подводят итоги. Конкретных цифр мировая общественность ждала и от И. В. Сталина. Верховный вызывает к себе Вознесенского, председателя Госплана, в ведении которого находилась вся статистика и просит подготовить контрольные цифры. Беда в том, что Германия свои потери уже опубликовала. Поскольку немцы всегда отличались своей педантичностью в расчётах, их данные не вызывали сомнения. Число в 15 млн. человек общих (т.е. военных и гражданских) потерь, представленное Вознесенским, несколько шокировало И.В.Сталина. Нарком Обороны подготавливает к этому времени данные в 7 млн.погибших военнообязанных. И.В.Сталин выдаёт миру эту цифру за общие итоги потерь в войне.
Учитель делает на доске запись:
И.В.Сталин:? 15 млн. человек--- 7 млн. человек
? Подумайте, какими мотивами руководствовался Сталин, почему он идёт на сознательное искажение правды?
Да, разумеется, признать большие цифры - значит расписаться в собственном непрофессионализме, подтвердить ходивший уже тогда в западных кругах тезис, что русские не умеют воевать, что они затопили Европу собственной кровью и потому выиграли! Что же произошло со статистикой военных потерь дальше?
Н.С.Хрущёв впервые обнародовал цифру потерь советского народа в годы Великой Отечественной войны численностью в 20 млн. человек. Л.И.Брежнев пытался внести свой вклад в раскрытие правды о войне и указывает цифру – «более 20 млн.». В кулуарах историки посмеивались, что в этой формулировке справедливо только «более» .А сколько ? 25? 50? 100? Как хотите, так и думайте.
Наконец, М.С.Горбачёв идёт дальше и публикует цифру в 27 млн. человек. То, что в последнее время, уже при Б.Н.Ельцине, к этой официально принятой цифре в скобочках стали добавлять всякого рода пояснения- « по неполным оценкам»,» не менее», - свидетельствует, что и эта цифра в 27 млн. не является абсолютной. При этом правительство по традиции удобно списывает всё на некий образ «неизвестного солдата», памятник не только героизму и храбрости, но и собственной власти, допустившей миллионы безымянных жертв. Можно было сослаться на трудные времена, несовершенную статистику, но и сегодня , в век информационных технологий, компьютеризации мы не имеем точных данных о погибших, значит надо искать другие объяснения.
2.Давайте обратимся к официальной, имеющейся в нашем распоряжении, информации по Великой Отечественной войне. И ,прежде всего, проанализируем, какие военные силы изначально были втянуты в войну. (Документ 1 «Рабочего листа» к уроку)
Первые три показателя таблицы не требуют особых комментариев. Учащиеся отмечают очевидное превосходство общих людских ресурсов СССР над Германией, в том числе мобилизованных. Но учитель отмечает, что данные цифры имеют абсолютный характер, и предлагает увидеть относительность величин:
? Сосчитайте в процентах число мобилизованных в каждой стране мужчин. Сделайте вывод из своих расчётов.
Учащиеся получают обратное соотношение в пропорции: В Германии -41%; в СССР -33%.
Таким образом, 16-миллионная армия Германии стоила гораздо большего напряжения стране, чем в СССР. Не это ли придавало уверенности советскому командованию в резервах, а потому бесчеловечное использование имеющегося личного состава ?! Но нас интересует прежде всего Восточный фронт. Учитель просит сосчитать показатели п. 6, и ответить на вопрос к таблице в целом ( учащиеся ведут расчёты прямо на «рабочем листе» )
В итоге класс получает среднее соотношение сил в годы войны 1 к 2,7. Учитель резюмирует, что это средние цифры, а в конце войны соотношение ещё больше было в пользу СССР. Но даже на начало войны оно не было столь невыгодным. Следовательно, дело не в количестве , а в качестве , в умении использовать потенциал.
Обратимся к Документу 2.
Учитель даёт уточнение для учащихся: кого мы отнесём из перечисленных категорий к «безвозвратным потерям» (п.1 и п.3). Расчёты для Германии дают цифру в 3,185 млн. человек. Но учитель поправляет цифру, объясняя, что как минимум 0,5 млн. пленных были репатриированы живыми после войны. Тем самым, получается цифра в 2,7 млн. человек. В поисках ответа на второй вопрос к документу, учащиеся определяют общие потери в 4,7 млн. человек. (на Восточном фронте). Учитель возвращает учащихся к Сталинской цифре в 7 млн. погибших советских граждан, объясняя к чему искусственно командующий «подтягивал» свою статистику. Затем учитель предлагает обратиться к балансу личного состава Вооружённых Сил СССР. Учащиеся находят и называют две главные цифры : 8668,4 тыс. и 27 млн. человек.
Таким образом, получаем две пропорции: по личному составу потери Германии и СССР оцениваются как 1 к 3,8. Общие людские потери -1 к 4,8.
Далее учитель предлагает внимательно изучить официальные категории потерь.
? Вспомним страницы войны: кто ещё внёс свой вклад в победу?
Учащиеся называют партизан ( учитель комментирует ответы приблизительными цифрами=1млн. чел., «гулаговцев» (1,5млн ), «остербайтеров» (0,5 из западных зон»), «власовцев» (1,5 млн.чел).Конечно, это не все категории потерь, но даже арифметика этих цифр показывает, что 27 млн далека от правды! Учащиеся воочию убеждаются в отсутствии полной информации.
3. «Итак цифра спорная, хотя достаточная, чтобы увидеть мастаб трагедии.
Давайте пойдём по пути современной политической практики. Для решения спорных вопросов в последнее время принято создавать специальные «контактные « комиссии. Представим, что мы все оказались членами такой комиссии, которая должна дать экспертную оценку по проблеме людских потерь в Великой Отечественной войне. Чтобы всесторонне рассмотреть и оценить это явление, учащиеся делятся на экспертные группы. Учитель предлагает перечень вопросов для групп.
1 группа: дать оценку причинам значительных жертв в СССР.
2 группа: сравнить потери СССР с другими странами- участницами войны и сделать вывод о вкладе СССР в Победу.
3 группа: оценить последствия потерь для страны.
4 группа: сформулировать возможные уроки из этой трагедии.
5 группа ( Координационная): обобщить весь материал групп в итоговом постановлении.
Каждая из групп готовит общую записку по своему аспекту с краткими выводами, которые лягут в основу проекта постановления .В помощь экспертным группам предлагаются «Программы поиска», которые указывают только направления. Учащиеся могут пользоваться ими по желанию ( см. в Приложении к уроку) После обсуждения и работы в группах заслуживаются выступления представителей от каждой группы. Координационному Совету представляется время для выработки единого Постановления. Всем остальным учащимся учитель предлагает обратиться к доске и познакомиться с ещё одной методикой расчёта.
Исходными для расчёта могут стать слова А.И. Солженицина : «Нельзя гордиться войной, в которой уложили в десятеро больше ,чем враг.»
Действительно, говорит учитель, особенно на Западе распространено мнение, что СССР потеря во II Мировой войне около 50 млн. чел. Из чего складывается этот результат? У специалистов демографов есть свои подходы, которые не очень любят историки. Но всё же, интересно с ними познакомиться.- Как увеличилось бы население страны, если бы не было войны? 1936 год – общая численность194,1 средний прирост составляет+3 млн. в год. При этом в 1940 году в детородный возраст вступило поколение 1920-21 годов рождения, т.е. с 1941 по 1945г. Следовало ожидать ежегодный прирост: 3-3,5 млн. чел. Будем ориентироваться на 1950 год, т.к. это первый послевоенный год, за который у демографов есть приблизительные данные о населении. (И.В.Сталин намеренно оттягивал Всесоюзную перепись населения)
С 1940по 1950 г. Население при отсутствии войны должно было бы увеличиться на 30-35 млн. и таким образом к 1950г. Достичь (194,1+30)=225-230 млн.
Однако, реально к 1950г. население составило 178,5 млн., т.е. на 45-50 млн. чел. Меньше, чем при естественной рождаемости в мирное время. Тем самым, если считать «не рождённых» детей (их называют косвенными потерями), цифры потрясают ещё более.
4. Слово предоставляется Координационной группе, которая подводит логический итог обсуждению.
В заключении учитель обращается к ученикам:
-«Трудно представить, что пройдёт ещё немного лет, и ваши собственные дети будут с удивлением спрашивать: «Как, ты видел настоящего живого ветерана Второй Мировой войны?» Для них это будет уже история, а мы с вами сегодня ещё имеем уникальную возможность встречаться, общаться с живыми свидетелями той войны. Обязательно побывайте на Параде Ветеранов, прислушайтесь к неповторимому звону медалей, запомните их. Это наше право и наш долг».
Приложение к уроку.
Рабочий лист к уроку. Программы для экспертных групп.
Распределение численности личного состава вооружённых сил СССР и Германии в период Второй Мировой войны.
Показатели | Германия | СССР |
Общая численность населения к 193 году | 80,6 | 194,1 |
В том числе мужского пола | 38,9 | 93 |
Призвано на действительную военную службу в ходе войны (в целом за 1941-1945гг) | 16 | 30,6 |
4.Т.е. в % мобилизованного мужчин от общего числа | | |
5.Личный состав, занятых на других (кроме Восточного ) фронтах IIМировой войны | 5,3 | 1,6 |
6. Личный состав на советско-германском фронте | | |
См. источник: Мюллер- Гиллербранд., Сухопутная армия Германии.1933-1945.М., 1976.
? Определите соотношение мобилизованных военных ресурсов двух стран за годы войны?
Распределение потерь личного состава Германии и СССР во Второй Мировой войне ( в тыс. чел.) Вермахт:
Категории потерь | Всего ( тыс. чел.) | В том числе |
Советско-германский фронт | Другие театры военных действий |
тыс. чел. | % | тыс. чел | % |
Убитые, погибшие | 2215 | 1874 | 85 | 341 | 15 |
Раненые | 4988 | 4338 | 88 | 650 | 12 |
Пленные и пропавшие без вести | 2207 | 1311 | 60 | 896 | 40 |
Всего: | 9410 | 7523 | 80 | 1887 | 20 |
Общее число мирных граждан , погибших от бомбёжек, артобстрелов, голода и болезни- около 2 млн.чел.(Использованы данные: Дашычев В,И. «Банкротство стратегии германского фашизма»)
? Определите безвозвратные потери личного состава Вермахта на Восточном фронте?
? С учётом мирного населения каково общее число потерь Германии на Востоке б) Вооружённые силы СССР( в тыс.чел.)
Безвозвратные потери ( по донесениям фронтов)-11444,1.их них:
- убито и умерло от ран, болезней, покончило жизнь самоубийством и т.п.-6885,1
- пропало без вести, попало в плен-4559,0
Кроме того, захвачено противником военнообязанных, призванных по мобилизации, но не зачисленных с списочную численность войск-500тыс.За вычетом вернувшихся из плена после войны-1836тыс. и вновь призванных на освобождённой территории военнослужащих, ранее бывших в окружении, плену и пропавших без вести-1939,7 тыс. Фактическое число демографических безвозвратных потерь списочного состава военнослужащих-8668,4 тыс.Общие людские потери СССР во время Великой Отечественной войны-27 млн.чел.(см. «Красная звезда» от 1993.22 июня.)
? Найдите соотношение потерь СССР и Германии по личному составу военнослужащих и по общим людским потерям.