СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Изучение народного творчества России. Рисование берестяного туеска"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Изучение народного творчества России. Рисование берестяного туеска"»

МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области образовательная организация дополнительного профессионального образования «Образовательно-методический Центр» (ГБУ КО ОМЦ)

МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»





Методическая разработка интегрированного урока

по истории искусств и рисунку

Тема «Изучение народного творчества России.

Рисование берестяного туеска»

Во 2классе по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» в ДХШ






Рассмотрена на заседании _______________

______________________________________


Протокол № _____ от ______________ 2024

Председатель Елена Геннадиевна Плохушко


Разработчики:

Казанцева Мария Ивановна,

преподаватель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Александрова Екатерина Андреевна преподаватель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории



Черняховск 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ



ПАСПОРТ УРОКА 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6

ПЛАН УРОКА 8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 10

САМОАНАЛИЗ УРОКА 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 20

Наглядные пособия 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 22

Детские работы 22







ПАСПОРТ УРОКА

«Изучение народного творчества России. Рисование туеска»



Вид ДОП

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства


Название ДОП

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество»

Учебный предмет

Интегрированный урок по предметам «История искусств» и «Рисунок»


Срок обучения

5 лет


Год обучения

Второй


Возраст учащихся

12-13 лет


Место темы в структуре учебной программы

Рабочая программа

предметной области ПО.02 История искусств

УП.02. История изобразительного искусства Раздел: Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв.

Рабочая программа

предметной области ПО.01 Художественное творчество

УП.01. Рисунок Раздел: Линейный рисунок.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Вид урока

комбинированный

Продолжительность

80 мин (2занятия по 40 мин.)

Характеристика группы / учащегося (кратко)

Общий уровень подготовки по программе: 4уч. - высокий; 4 уч.- средний; 2уч. - низкий;

Общий уровень развития: средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Цель урока

Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением.

Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра.

Задачи урока

обучающие:

  1. Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России;

  2. Формировать интерес к народному искусству и творчеству, как к художественной ценности;

  3. Сформировать понятие о предметах быта, с характерными особенностями декора;

  4. Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов из бересты.

  5. Научить различным способам декоративной росписи.

  6. Проанализировать конструктивную основу формы и использовать ее при построении рисунка;

  7. Закрепить навыки компоновки в формате листа;

  8. Точно определить соотношение размеров (пропорции), развивая глазомер;

развивающие:

  1. Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук;

  2. Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;

  3. Развитие умения декоративной росписи, пользуясь различными приемами.

  4. Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

  5. Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;

  6. Развитие у учащихся навыков рисунка простых бытовых предметов

воспитательные:

  1. Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

  2. Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству;

  3. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы;

  4. Поощрять у ребят желание работать самостоятельно и творчески.


Методы обучения

методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, самостоятельная работа


Формы работы

Групповая и индивидуальная.


Средства обучения

инструментальные: по количеству учащихся – бумага А .4, простой карандаши разной мягкости, ластик, зажимы для бумаги цветные карандаши;

наглядные: презентация «Берестяные туеса», оригиналы туесов, иллюстрации с изображением туесов.

технические: ноутбук, экран, мольберт, планшет, стул.


Межпредметные связи

История искусств, рисунок, композиция декоративно-прикладная, орнамент, роспись по дереву.


Дата проведения

22.05.2024г.


Место проведения

Выставочный зал в МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Для того чтобы у учащихся возник интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывалось чувство причастности к наследию прошлого и культуре своей Родины – необходимо знакомить их с культурой и традициями своего народа. Ремесла в России развивались с древнейших времен с использованием самых разных материалов и традиций. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду - природную, предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный аспект образовательного процесса в детской художественной школе - это интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию предметов изобразительного искусства, который является не только обучающим, но и развивающим детей. В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают целостное представление благодаря теоретическим урокам и практическим навыкам. Поэтапно усложняя творческие задачи на интегрированных уроках, развивается ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание, изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально-эмоциональному подходу характерному для учащихся 2 классов, которые уже готовятся к серьезной проектной деятельности.

Речь на уроке пойдет о берестяных туесах.

Берестяные туеса — это одно из самых известных произведений народного ремесла и искусства в России. Это резные изделия из бересты, которые служат украшением и практическим предметом быта. Берестяные туеса являются воплощением мастерства и красоты русского народа, а также символом национальной культуры и традиций.

История берестяных туесов насчитывает многие века. В древности береста была широко использована в России для создания различных предметов, таких как посуда, корзины, обувь и другие. Однако берестяные туеса выделяются своей особой утонченностью и красотой. Мастера вырезают из бересты узоры и орнаменты, создавая уникальные и неповторимые изделия.


Берестяные туеса могут иметь различные формы и назначение. Они могут быть предметами одежды, такими как поясные туеса или накладки на обувь, а также украшениями для различных предметов, например, книг, шкатулок или кубков.

Широко береста применяется для изготовления детских погремушек (шенкурков), предметов бижутерии и оберегов. Мастера создают разнообразные узоры и орнаменты, которые отражают традиции и символику русской культуры, такие как цветы, животные, птицы и геометрические узоры.


Особенностью берестяных туесов является их изящность и тонкость исполнения. Мастера используют различные инструменты, такие как ножи и резцы, чтобы создать детальные и сложные узоры. Они также применяют различные методы обработки бересты, такие как горение, окрашивание и лакирование, чтобы придать изделиям яркие и насыщенные цвета.


Берестяные туеса не только служат украшением и предметами быта, но и имеют глубокий символический смысл. Они отражают дух русского народа, его представления о красоте и гармонии. Каждый узор и орнамент имеют свое значение и носят в себе историческую и культурную ценность.

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно прикладное творчество».

Рисунок-основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом.

Учебный предмет «Рисунок»-это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Включает в себя ряд теоретических и практических знаний. Эти знания помогают понять и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.

Рисунок туеса (имеющего в основе своей формы цилиндр) в вертикальном положении является одной из основ постижения техники рисования: правил построения, знания элементов светотени, законов воздушной перспективы, приемов штриховки и передачи формы и объѐма предметов.



План урока

I Подготовительный этап

  1. Организационная часть

  2. Проверочная часть

  3. Подготовительная часть

II Основной этап

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

  2. Первичная проверка понимания нового материала

  3. Физкультминутка

  4. Первичное закрепление знаний и способов действий

  5. Контрольный

III Итогово – рефлексивный этап

IV Информационно-инструктивный этап

ПЛАН УРОКА

Разд.

Этап

Название этапа

Содержание этапа

(виды и формы работы)

Время

I

Подготовительный

Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу

1 мин.

1

Организационный

Проверка рабочих мест (инструментов)

1мин.

2

Проверочный

Вопросы на проверку пройденного материала

3 мин.

3

Подготовительный

Создание проблемной ситуации на уроке, стимулирование познавательного интереса к новой теме

2 мин.

II

Основной

Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, подлинников берестяных туесов.

15мин.


4

Усвоение новых знаний и способов действий

Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, стимулирование познавательного интереса вопросами.

Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала.

15 мин.

5

Первичная проверка понимания нового материала

Беседа по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний


3 мин.

6

Физкультминутка

Показ упражнений с объяснением их назначения и алгоритма выполнения

5мин.

7

Первичное закрепление знаний и способов действий

Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы


5 мин.

8

Контрольный этап

Практическая работа учащихся по рисованию туеса, самостоятельному выполнению геометрического орнамента в полосе, различных его вариантов или другого декора ( на выбор ученика).

30 мин.

III

Итогово-рефлексивный

Беседа, на выявление уровня усвоения учебного материала. Вопросы на установление возможных затруднений и ошибок в работе. Вопросы на выявление мест, где в будущем могут использоваться полученные знания.

4мин.

IV

Информационно-инструктивный (по домашнему заданию, если требуется)

Формулирование домашнего задания

1 мин.

Итого

85мин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разд.

Этап

Название этапа

Задача этапа

(результат)

Методы, формы, средства обуч.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

I

Подготовительный

Настроить на активную работу

словесный

мотивационный


Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу

Приветствуют преподавателя (гостей)

1


1

Организационный

Организовать рабочие места

указание/напоминание


Проверка рабочих мест (инструментов)

Организуют рабочие места

1


2

Проверочный

Проверить готовность к уроку

Беседа и опрос

1. Показываю предметы различных народных промыслов и задаю вопросы:


  • С какой росписью по дереву вы уже знакомы?

  • О каких новых предметах быта русского народа предыдущих веков вы узнали на уроке?

  • Как еще называют туеса в разных регионах России?


Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.

2


3

Подготовительный

Подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы)

Создание проблемной ситуации (ситуации новизны)

Создаем проблемную ситуацию (ситуацию новизны) и просим ответить на вопросы:

  • Почему туеса делали из бересты?


Стимулируем познавательный интерес своим рассказом и наводящим вопросом:


  • Для каких целей и нужд изготавливали берестяные туеса?

Подводим учащихся к цели занятия и задачам, которые будет необходимо решить.


Размышляют, выдвигают свои версии, отвечают на вопросы,

3

II

Основной

Организовать процесс осознанного, активного освоения информации по месту возникновения, характерным особенностям и технологии берестяных туесов

Словесные

Наглядные практические

Знакомство учащихся с местом возникновения, технологией изготовления и особенностями берестяных туесов. Демонстрация подлинников и иллюстраций берестяных туесов.

Слушают, запоминают, отвечают на вопросы.

15


4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание места возникновения, характерных особенностей и технологии изготовления берестяных туесов..

Показ презентации

Излагаем содержание, демонстрируем слайды, стимулируем познавательный интерес вопросами.

Основные тезисы:

  1. Знакомство с жизнью и бытом крестьян на Руси; (Слайды 1-11).

  2. Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 12).

  3. Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала.(Слайды 13-16).

Случают, запоминают

15


5

Первичная проверка понимания нового материала

Установить правильность и осознанность усвоения нового материала по истории возникновения, характерных берестяных туесов, выявить неверные представления, провести их коррекцию


Аналитическая беседа

Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 16).


-Из чего изготавливали туеса?

-Почему туеса изготавливали из бересты, какими она обладает свойствами?

-Для чего предназначались туеса?

-Как по другому называли туеса в разных регионах?

-На какое геометрическое тело похожа форма берестяного туеска?


Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, сравнивают и определяют форму и декор берестяных туесов.

3


6

Физкультминутка

Подготовить двигательный аппарат к продолжению обучения

Физическая релаксация

Предлагаю провести разминку. Показываю упражнения, объясняю их назначение и алгоритм выполнения:

1. На снятие напряжения с пальцев рук (2 раза)

2. На снятие напряжения в кистях и суставах рук (2 раза)

2. На устранение мышечных зажимов в области шеи (2 раза)

3. На укрепление мышц спины и ног (по 2 раза)

Подвожу итог разминки. Настраиваю на продолжение обучения


Выполняют упражнения. Оценивают свое физическое состояние и готовность к продолжению обучения

5


7

Первичное закрепление знаний и способов действий

Обеспечить первичное закрепление знаний в построении берестяного туеса, геометрического орнамента в полосе.


Рассказ и демонстрация этапов работы

Показываю приемы выполнения различных орнаментальных рисунков (Слайды 13-17)

Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы

Смотрят, запоминают





5


8

Контрольный

Убедиться в правильном, точном и полном осознанном освоении композиционных схем и приемов построения формы туеса

Творческая работа


Предлагаем выполнить самостоятельно построение туеса на основе цилиндра и приступить к геометрическому орнаменту в полосе;

Контролируем выполнение задания. Организовываем самопроверку.

Выполняют задание


25

III

9

Итогово - рефлексивный

Провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы для дальнейшего применения полученных навыков

Итоговая беседа

1. Организовываем беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентируем внимание на конечных результатах учебной деятельности. Побуждаем к саморефлексии: что нового узнали, чему научились; какие испытали трудности или допустили ошибки; почему они возникли; как их преодолели; что помогло или помешало справиться с заданием; где еще можно применить полученные знания; с кем поделитесь своим опытом; что еще необходимо узнать и чему научиться, чтобы выполнять задания еще лучше?

2. Отмечаем степень вовлеченности учащихся в работу, увлеченность выполнением задания, поощряю.

3. Намечаем перспективы дальнейшей работы по изучению росписи по дереву.

4. Мотивируем на осознанное выполнение домашнего задания


Формируют конечный результат своей работы на уроке. Сравнивают его с образцом.

Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения.


4

IV

10

Информационно-инструктивный

Обеспечить понимание цели и, содержания и способов выполнения домашнего задания.


объяснение

Формулируем домашнее задание


1

Итого


180

САМОАНАЛИЗ УРОКА



Открытый интегрированный урок проводился по предметам «История искусств» и «Рисунок», для учащихся второго года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет. В группе 10учащихся.

В целом группа имеет средний уровень развития познавательных, учебных и творческих навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе мы учитывали возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, активные, любознательные.

Тема урока: «Изучение народного творчества России.

Рисование берестяного туеса»

Целью занятия:  Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением.

Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра.

Задачи урока я реализовала через следующие аспекты:

обучающие:

  • Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России;

  • Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

  • Сформировать понятие о изделия из бересты в обиходе русского народа, как предмете быта с характерными особенностями декора;

  • Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов быта;

  • Научить составлять декоративные композиции научить рисовать предметы быта на основе геометрических форм, в данном случае на основе цилиндра.

развивающие:

  • Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук;

  • Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;

  • Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

  • Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;

воспитательные:

  • Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;

  • Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству;

  • Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы;

  • Поощрять у ребят желание работать с декоративными приемами самостоятельно и творчески.

Тема рассчитана на 80 мин. (2 занятия по 40 мин.)


Методы обучения

методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные беседы

методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, самостоятельная работа


Формы работы

Групповая


Средства обучения

инструментальные: бумага формат А 4, карандаш, цветные карандаши, ластик, бумажный скотч.

наглядные: презентация по теме урока, оригиналы берестяных туесов, иллюстрации с изображением берестяных туесов.

технические: ноутбук, экран.


Межпредметные связи

История искусств, рисунок, прикладная композиция, роспись по дереву.


Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Вид урока

Комбинированный


Формы работы

Групповая, индивидуальная.


Используемые технологии

Информационные, здоровьесберегающие.



При подготовке к занятию были учтены возрастные и психологические особенности ребят, а именно: для лучшего усвоения нового материала занятие проводилось в форме беседы и дискуссии.

Урок мы старались построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремились установить сотрудничество между учителем и детьми, постоянно вызывая их интерес к изучаемому материалу через знакомство с интересными фактами жизни и быта крестьян Русского Севера.

Все этапы урока были взаимосвязаны между собой и плавно перетекали друг в друга.

Так на подготовительном этапе урока визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку. Главное внимание было направлено на создание комфортной обстановки, способствующей развитию эмоциональной сферы, проверке наличия всех необходимых к уроку материалов и инструментов.

В проверочной части подготовительного этапа учащимся были заданы вопросы на проверку качества усвоения пройденного ранее материала.

Затем в подготовительной части была создана проблемная ситуация на уроке с целью стимулирования познавательного интереса к новой теме и формирования целенаправленного характера учебной деятельности ребят.

В основной части урока ребята были вовлечены в активную мыслительную и творческую деятельность исследовательского характера. Ребятам нужно было не только использовать уже имеющиеся знания, но и пополнить их новыми, интересными и неизвестными фактами об истории берестяных туесов, технологии их изготовления и характерных особенностях.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к изучению. При постановке вопросов, мы давали положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

На этапе первичной проверки понимания нового материала, нами была проведена беседа по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний учащихся. После чего была проведена физкультминутка с показом упражнений и объяснением их назначения и алгоритма выполнения.

Затем мы перешли к этапу первичного закрепления знаний и способов действий. На этом этапе была проведена демонстрация приемов выполнения построения рисунка берестяного туеса.

В практической части занятия, на контрольном этапе, ребята смогли применить и закрепить полученные ранее знания на уроках росписи по дереву применив их в росписи нарисованного ими берестяного туеса. В итогово – рефлексивном этапе урока были еще раз обобщены знания, полученные учащимися за время занятия. Проговорено с учащимися, выполнены ли все поставленные на уроке цели, названы имена ребят, принимавших активное участие в уроке, выставлены оценки за работу. Заданы вопросы о возникали ли у ребят трудности при работе над туесом, и если да, то в чем они выражались.

На последнем информационно-инструктивном этапе урока учащимся объяснено домашнее задание.

Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся. Атмосфера в классе между учителем и детьми в течение всего занятия оставалась положительной. Ученики чувствовали себя комфортно и раскованно, несмотря на присутствие в классе приглашенных гостей. За урок учащиеся освоили тот объем материала, который требует программа. В структуре урока соблюдены логика и цельность. Мы считаем, что поставленная цель была достигнута, план реализован в полном объеме, расчетное время этапов урока совпало с фактическим. Мы удовлетворены проведенным уроком.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Куракина И.И.Теория и история традиционного прикладного искусства: учебник Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/519054 (дата обращения: 30.10.2023).

  2. Миненко Л.В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие — Москва: Издательство Юрайт, 2022. Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/496990 (дата обращения: 30.10.2023).

  3. Издательство: НИЦ "Луч", 2021 г. https://www.labirint.ru/books/807042/

  4. ИзместьеваЛ. А. Борецкая роспись. Архангельск 1994г. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/05/15/boretskaya-rospis

  5. С.К. Жегалова. Русская народная роспись. Москва. Просвещение.1984г.

  6. В.А Барадулин. «Народная роспись по дереву.1987г.PDF https://www.perunica.ru/chistiy_ist/4692-baradulin-va-narodnaya-rospis-po-derevu-uralskaya-narodnaya-zhivopis-po-derevu-bereste-i-metallu.html

  7. О.В. Круглова. Народная роспись Северной Двины. 1987г. https://books.totalarch.com/n/1764

  8. Куракина И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учебник и практикум. — Москва : Издательство Юрайт// Образовательная платформа Юрайт.URL: https://urait.ru/book/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-519153 (дата обращения: 30.10.2023)

9. Н.Г. Ли. Основы учебного академического рисунка: Учебник. ( М. Эксмо, 2008г)

10. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва. Академия художеств СССР. 1963

11. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. Москва.// Эксмо. 2014


Интернет ресурсы:

https://videouroki.net/razrabotki/intieghrirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-v-dietskoi-khudozhiestviennoi-shkolie.html

https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasledie-berestyanshika-aleksandra-vladimirovicha-shutikhina-iz-goroda-kotlas-arkhangelskoi-oblasti

https://egmuseum.ru/expo/tues-rossiya-xix-v-beresta-derevo-rospis

https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasledie-berestyanshika-aleksandra-vladimirovicha-shutikhina-iz-goroda-kotlas-arkhangelskoi-oblasti

https://urok.1sept.ru/articles/661274

https://infourok.ru/berestyanye-tuesa-izyashnoe-iskusstvo-russkogo-naroda-6726631.html







ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Наглядные пособия



Слайд 2. Слайд 3

Слайд4 Слайд 5



Слайд 6. Слайд 7

Слайд 8 Слайд 9



Слайд10 Слайд11

Слайд12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд15

Слайд 16 Слайд 17



ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Детские работы