МИНИСТЕРСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области образовательная организация дополнительного профессионального образования «Образовательно-методический Центр» (ГБУ КО ОМЦ)
МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»
Методическая разработка интегрированного урока
по истории искусств и рисунку
Тема «Изучение народного творчества России.
Рисование берестяного туеска»
Во 2классе по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» в ДХШ
Рассмотрена на заседании _______________ ______________________________________ Протокол № _____ от ______________ 2024 Председатель Елена Геннадиевна Плохушко | | Разработчики: Казанцева Мария Ивановна, преподаватель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Александрова Екатерина Андреевна преподаватель изобразительного искусства |
высшей квалификационной категории
Черняховск 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ ПАСПОРТ УРОКА 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6 ПЛАН УРОКА 8 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 10 САМОАНАЛИЗ УРОКА 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 20 Наглядные пособия 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 22 Детские работы 22 |
ПАСПОРТ УРОКА
«Изучение народного творчества России. Рисование туеска»
Вид ДОП | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства |
Название ДОП | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» |
Учебный предмет | Интегрированный урок по предметам «История искусств» и «Рисунок» |
Срок обучения | 5 лет |
Год обучения | Второй |
Возраст учащихся | 12-13 лет |
Место темы в структуре учебной программы | Рабочая программа предметной области ПО.02 История искусств УП.02. История изобразительного искусства Раздел: Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв. Рабочая программа предметной области ПО.01 Художественное творчество УП.01. Рисунок Раздел: Линейный рисунок. |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Вид урока | комбинированный |
Продолжительность | 80 мин (2занятия по 40 мин.) |
Характеристика группы / учащегося (кратко) | Общий уровень подготовки по программе: 4уч. - высокий; 4 уч.- средний; 2уч. - низкий; Общий уровень развития: средний уровень развития познавательных и творческих способностей, средний уровень развития учебных навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. |
Цель урока | Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением. Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра. |
Задачи урока | обучающие: Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России; Формировать интерес к народному искусству и творчеству, как к художественной ценности; Сформировать понятие о предметах быта, с характерными особенностями декора; Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов из бересты. Научить различным способам декоративной росписи. Проанализировать конструктивную основу формы и использовать ее при построении рисунка; Закрепить навыки компоновки в формате листа; Точно определить соотношение размеров (пропорции), развивая глазомер; развивающие: Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук; Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции; Развитие умения декоративной росписи, пользуясь различными приемами. Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности; Развитие у учащихся навыков рисунка простых бытовых предметов воспитательные: Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа; Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству; Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы; Поощрять у ребят желание работать самостоятельно и творчески. |
Методы обучения | методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, самостоятельная работа |
Формы работы | Групповая и индивидуальная. |
Средства обучения | инструментальные: по количеству учащихся – бумага А .4, простой карандаши разной мягкости, ластик, зажимы для бумаги цветные карандаши; наглядные: презентация «Берестяные туеса», оригиналы туесов, иллюстрации с изображением туесов. технические: ноутбук, экран, мольберт, планшет, стул. |
Межпредметные связи | История искусств, рисунок, композиция декоративно-прикладная, орнамент, роспись по дереву. |
Дата проведения | 22.05.2024г. |
Место проведения | Выставочный зал в МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой». |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Для того чтобы у учащихся возник интерес к народному искусству и творчеству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывалось чувство причастности к наследию прошлого и культуре своей Родины – необходимо знакомить их с культурой и традициями своего народа. Ремесла в России развивались с древнейших времен с использованием самых разных материалов и традиций. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду - природную, предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный аспект образовательного процесса в детской художественной школе - это интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию предметов изобразительного искусства, который является не только обучающим, но и развивающим детей. В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают целостное представление благодаря теоретическим урокам и практическим навыкам. Поэтапно усложняя творческие задачи на интегрированных уроках, развивается ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание, изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально-эмоциональному подходу характерному для учащихся 2 классов, которые уже готовятся к серьезной проектной деятельности.
Речь на уроке пойдет о берестяных туесах.
Берестяные туеса — это одно из самых известных произведений народного ремесла и искусства в России. Это резные изделия из бересты, которые служат украшением и практическим предметом быта. Берестяные туеса являются воплощением мастерства и красоты русского народа, а также символом национальной культуры и традиций.
История берестяных туесов насчитывает многие века. В древности береста была широко использована в России для создания различных предметов, таких как посуда, корзины, обувь и другие. Однако берестяные туеса выделяются своей особой утонченностью и красотой. Мастера вырезают из бересты узоры и орнаменты, создавая уникальные и неповторимые изделия.
Берестяные туеса могут иметь различные формы и назначение. Они могут быть предметами одежды, такими как поясные туеса или накладки на обувь, а также украшениями для различных предметов, например, книг, шкатулок или кубков.
Широко береста применяется для изготовления детских погремушек (шенкурков), предметов бижутерии и оберегов. Мастера создают разнообразные узоры и орнаменты, которые отражают традиции и символику русской культуры, такие как цветы, животные, птицы и геометрические узоры.
Особенностью берестяных туесов является их изящность и тонкость исполнения. Мастера используют различные инструменты, такие как ножи и резцы, чтобы создать детальные и сложные узоры. Они также применяют различные методы обработки бересты, такие как горение, окрашивание и лакирование, чтобы придать изделиям яркие и насыщенные цвета.
Берестяные туеса не только служат украшением и предметами быта, но и имеют глубокий символический смысл. Они отражают дух русского народа, его представления о красоте и гармонии. Каждый узор и орнамент имеют свое значение и носят в себе историческую и культурную ценность.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно прикладное творчество».
Рисунок-основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом.
Учебный предмет «Рисунок»-это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Включает в себя ряд теоретических и практических знаний. Эти знания помогают понять и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.
Рисунок туеса (имеющего в основе своей формы цилиндр) в вертикальном положении является одной из основ постижения техники рисования: правил построения, знания элементов светотени, законов воздушной перспективы, приемов штриховки и передачи формы и объѐма предметов.
План урока
I Подготовительный этап
Организационная часть
Проверочная часть
Подготовительная часть
II Основной этап
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания нового материала
Физкультминутка
Первичное закрепление знаний и способов действий
Контрольный
III Итогово – рефлексивный этап
IV Информационно-инструктивный этап
ПЛАН УРОКА
Разд. | Этап | Название этапа | Содержание этапа (виды и формы работы) | Время |
I | Подготовительный | Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу | 1 мин. |
1 | Организационный | Проверка рабочих мест (инструментов) | 1мин. |
2 | Проверочный | Вопросы на проверку пройденного материала | 3 мин. |
3 | Подготовительный | Создание проблемной ситуации на уроке, стимулирование познавательного интереса к новой теме | 2 мин. |
II | Основной | Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, подлинников берестяных туесов. | 15мин. |
| 4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Беседа о предметах русского быта, берестяных туесах, демонстрация слайдов, стимулирование познавательного интереса вопросами. Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала. | 15 мин. |
5 | Первичная проверка понимания нового материала | Беседа по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний | 3 мин. |
6 | Физкультминутка | Показ упражнений с объяснением их назначения и алгоритма выполнения | 5мин. |
7 | Первичное закрепление знаний и способов действий | Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы | 5 мин. |
8 | Контрольный этап | Практическая работа учащихся по рисованию туеса, самостоятельному выполнению геометрического орнамента в полосе, различных его вариантов или другого декора ( на выбор ученика). | 30 мин. |
III | Итогово-рефлексивный | Беседа, на выявление уровня усвоения учебного материала. Вопросы на установление возможных затруднений и ошибок в работе. Вопросы на выявление мест, где в будущем могут использоваться полученные знания. | 4мин. |
IV | Информационно-инструктивный (по домашнему заданию, если требуется) | Формулирование домашнего задания | 1 мин. |
Итого | 85мин. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Разд. | Этап | Название этапа | Задача этапа (результат) | Методы, формы, средства обуч. | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время (мин.) |
I | Подготовительный | Настроить на активную работу | словесный мотивационный | Приветствие учащихся (гостей). Создание эмоционального настроя на плодотворную работу | Приветствуют преподавателя (гостей) | 1 |
| 1 | Организационный | Организовать рабочие места | указание/напоминание | Проверка рабочих мест (инструментов) | Организуют рабочие места | 1 |
| 2 | Проверочный | Проверить готовность к уроку | Беседа и опрос | 1. Показываю предметы различных народных промыслов и задаю вопросы: С какой росписью по дереву вы уже знакомы? О каких новых предметах быта русского народа предыдущих веков вы узнали на уроке? Как еще называют туеса в разных регионах России? | Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы. | 2 |
| 3 | Подготовительный | Подготовить к восприятию нового материала (стимулировать познавательный интерес, активизировать мыслительные процессы) | Создание проблемной ситуации (ситуации новизны) | Создаем проблемную ситуацию (ситуацию новизны) и просим ответить на вопросы: Стимулируем познавательный интерес своим рассказом и наводящим вопросом: Подводим учащихся к цели занятия и задачам, которые будет необходимо решить. | Размышляют, выдвигают свои версии, отвечают на вопросы, | 3 |
II | Основной | Организовать процесс осознанного, активного освоения информации по месту возникновения, характерным особенностям и технологии берестяных туесов | Словесные Наглядные практические | Знакомство учащихся с местом возникновения, технологией изготовления и особенностями берестяных туесов. Демонстрация подлинников и иллюстраций берестяных туесов. | Слушают, запоминают, отвечают на вопросы. | 15 |
| 4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание места возникновения, характерных особенностей и технологии изготовления берестяных туесов.. | Показ презентации | Излагаем содержание, демонстрируем слайды, стимулируем познавательный интерес вопросами. Основные тезисы: Знакомство с жизнью и бытом крестьян на Руси; (Слайды 1-11). Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 12). Вспоминание предыдущие опыта по рисунку геометрических тел. Демонстрация презентации, объяснение нового материала.(Слайды 13-16). | Случают, запоминают | 15 |
| 5 | Первичная проверка понимания нового материала | Установить правильность и осознанность усвоения нового материала по истории возникновения, характерных берестяных туесов, выявить неверные представления, провести их коррекцию | Аналитическая беседа | Организовываем беседу по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний: (Слайды 16). -Из чего изготавливали туеса? -Почему туеса изготавливали из бересты, какими она обладает свойствами? -Для чего предназначались туеса? -Как по другому называли туеса в разных регионах? -На какое геометрическое тело похожа форма берестяного туеска? | Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, сравнивают и определяют форму и декор берестяных туесов. | 3 |
| 6 | Физкультминутка | Подготовить двигательный аппарат к продолжению обучения | Физическая релаксация | Предлагаю провести разминку. Показываю упражнения, объясняю их назначение и алгоритм выполнения: 1. На снятие напряжения с пальцев рук (2 раза) 2. На снятие напряжения в кистях и суставах рук (2 раза) 2. На устранение мышечных зажимов в области шеи (2 раза) 3. На укрепление мышц спины и ног (по 2 раза) Подвожу итог разминки. Настраиваю на продолжение обучения | Выполняют упражнения. Оценивают свое физическое состояние и готовность к продолжению обучения | 5 |
| 7 | Первичное закрепление знаний и способов действий | Обеспечить первичное закрепление знаний в построении берестяного туеса, геометрического орнамента в полосе. | Рассказ и демонстрация этапов работы | Показываю приемы выполнения различных орнаментальных рисунков (Слайды 13-17) Объяснение последовательности принципов компоновки в листе и принципов рисования туеса на основе цилиндрической формы | Смотрят, запоминают | 5 |
| 8 | Контрольный | Убедиться в правильном, точном и полном осознанном освоении композиционных схем и приемов построения формы туеса | Творческая работа | Предлагаем выполнить самостоятельно построение туеса на основе цилиндра и приступить к геометрическому орнаменту в полосе; Контролируем выполнение задания. Организовываем самопроверку. | Выполняют задание | 25 |
III | 9 | Итогово - рефлексивный | Провести анализ и оценку успешности достижения цели, саморефлексию, наметить перспективы для дальнейшего применения полученных навыков | Итоговая беседа | 1. Организовываем беседу, направленную на оценку уровня усвоения учебного материала и работы учащихся. Акцентируем внимание на конечных результатах учебной деятельности. Побуждаем к саморефлексии: что нового узнали, чему научились; какие испытали трудности или допустили ошибки; почему они возникли; как их преодолели; что помогло или помешало справиться с заданием; где еще можно применить полученные знания; с кем поделитесь своим опытом; что еще необходимо узнать и чему научиться, чтобы выполнять задания еще лучше? 2. Отмечаем степень вовлеченности учащихся в работу, увлеченность выполнением задания, поощряю. 3. Намечаем перспективы дальнейшей работы по изучению росписи по дереву. 4. Мотивируем на осознанное выполнение домашнего задания | Формируют конечный результат своей работы на уроке. Сравнивают его с образцом. Осуществляют самооценку: называют основные положения учебного материала и степень их освоения. | 4 |
IV | 10 | Информационно-инструктивный | Обеспечить понимание цели и, содержания и способов выполнения домашнего задания. | объяснение | Формулируем домашнее задание | | 1 |
Итого | 180 |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Открытый интегрированный урок проводился по предметам «История искусств» и «Рисунок», для учащихся второго года обучения по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5(6) лет. В группе 10учащихся.
В целом группа имеет средний уровень развития познавательных, учебных и творческих навыков, мотивационной, регулятивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе мы учитывали возможности каждого ученика. Ребята в данном классе очень эмоциональные, активные, любознательные.
Тема урока: «Изучение народного творчества России.
Рисование берестяного туеса»
Целью занятия: Продолжение знакомства и изучения учащимися народного творчества, с его историей, особенностями , декором и предназначением.
Конструктивное решение и декор туеса на основе цилиндра.
Задачи урока я реализовала через следующие аспекты:
обучающие:
Углубить эстетические познания о народном художественном творчестве России;
Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;
Сформировать понятие о изделия из бересты в обиходе русского народа, как предмете быта с характерными особенностями декора;
Развивать умение использовать полученные знания в украшении предметов быта;
Научить составлять декоративные композиции научить рисовать предметы быта на основе геометрических форм, в данном случае на основе цилиндра.
развивающие:
Развитие внимания, глазомера, мелкой моторики рук;
Развитие творческого воображения, фантазии и чувства композиции;
Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
Совершенствование умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной и художественно-творческой деятельности;
воспитательные:
Прививать любовь к Родине через изучение традиций и обычаев своего народа;
Воспитывать у учащихся интерес и эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству;
Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы;
Поощрять у ребят желание работать с декоративными приемами самостоятельно и творчески.
Тема рассчитана на 80 мин. (2 занятия по 40 мин.)
Методы обучения | методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, практический методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные беседы методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: фронтальный, самостоятельная работа |
Формы работы | Групповая |
Средства обучения | инструментальные: бумага формат А 4, карандаш, цветные карандаши, ластик, бумажный скотч. наглядные: презентация по теме урока, оригиналы берестяных туесов, иллюстрации с изображением берестяных туесов. технические: ноутбук, экран. |
Межпредметные связи | История искусств, рисунок, прикладная композиция, роспись по дереву. |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Вид урока | Комбинированный |
Формы работы | Групповая, индивидуальная. |
Используемые технологии | Информационные, здоровьесберегающие. |
При подготовке к занятию были учтены возрастные и психологические особенности ребят, а именно: для лучшего усвоения нового материала занятие проводилось в форме беседы и дискуссии.
Урок мы старались построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремились установить сотрудничество между учителем и детьми, постоянно вызывая их интерес к изучаемому материалу через знакомство с интересными фактами жизни и быта крестьян Русского Севера.
Все этапы урока были взаимосвязаны между собой и плавно перетекали друг в друга.
Так на подготовительном этапе урока визуально проверена подготовка класса и каждого ученика к уроку. Главное внимание было направлено на создание комфортной обстановки, способствующей развитию эмоциональной сферы, проверке наличия всех необходимых к уроку материалов и инструментов.
В проверочной части подготовительного этапа учащимся были заданы вопросы на проверку качества усвоения пройденного ранее материала.
Затем в подготовительной части была создана проблемная ситуация на уроке с целью стимулирования познавательного интереса к новой теме и формирования целенаправленного характера учебной деятельности ребят.
В основной части урока ребята были вовлечены в активную мыслительную и творческую деятельность исследовательского характера. Ребятам нужно было не только использовать уже имеющиеся знания, но и пополнить их новыми, интересными и неизвестными фактами об истории берестяных туесов, технологии их изготовления и характерных особенностях.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к изучению. При постановке вопросов, мы давали положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
На этапе первичной проверки понимания нового материала, нами была проведена беседа по оценке, уточнению и конкретизации первичных знаний учащихся. После чего была проведена физкультминутка с показом упражнений и объяснением их назначения и алгоритма выполнения.
Затем мы перешли к этапу первичного закрепления знаний и способов действий. На этом этапе была проведена демонстрация приемов выполнения построения рисунка берестяного туеса.
В практической части занятия, на контрольном этапе, ребята смогли применить и закрепить полученные ранее знания на уроках росписи по дереву применив их в росписи нарисованного ими берестяного туеса. В итогово – рефлексивном этапе урока были еще раз обобщены знания, полученные учащимися за время занятия. Проговорено с учащимися, выполнены ли все поставленные на уроке цели, названы имена ребят, принимавших активное участие в уроке, выставлены оценки за работу. Заданы вопросы о возникали ли у ребят трудности при работе над туесом, и если да, то в чем они выражались.
На последнем информационно-инструктивном этапе урока учащимся объяснено домашнее задание.
Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся. Атмосфера в классе между учителем и детьми в течение всего занятия оставалась положительной. Ученики чувствовали себя комфортно и раскованно, несмотря на присутствие в классе приглашенных гостей. За урок учащиеся освоили тот объем материала, который требует программа. В структуре урока соблюдены логика и цельность. Мы считаем, что поставленная цель была достигнута, план реализован в полном объеме, расчетное время этапов урока совпало с фактическим. Мы удовлетворены проведенным уроком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Куракина И.И.Теория и история традиционного прикладного искусства: учебник Издательство Юрайт, 2023. // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/519054 (дата обращения: 30.10.2023).
Миненко Л.В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие — Москва: Издательство Юрайт, 2022. Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/496990 (дата обращения: 30.10.2023).
Издательство: НИЦ "Луч", 2021 г. https://www.labirint.ru/books/807042/
ИзместьеваЛ. А. Борецкая роспись. Архангельск 1994г. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/05/15/boretskaya-rospis
С.К. Жегалова. Русская народная роспись. Москва. Просвещение.1984г.
В.А Барадулин. «Народная роспись по дереву.1987г.PDF https://www.perunica.ru/chistiy_ist/4692-baradulin-va-narodnaya-rospis-po-derevu-uralskaya-narodnaya-zhivopis-po-derevu-bereste-i-metallu.html
О.В. Круглова. Народная роспись Северной Двины. 1987г. https://books.totalarch.com/n/1764
Куракина И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учебник и практикум. — Москва : Издательство Юрайт// Образовательная платформа Юрайт.URL: https://urait.ru/book/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-519153 (дата обращения: 30.10.2023)
9. Н.Г. Ли. Основы учебного академического рисунка: Учебник. ( М. Эксмо, 2008г)
10. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. Москва. Академия художеств СССР. 1963
11. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. Москва.// Эксмо. 2014
Интернет ресурсы:
https://videouroki.net/razrabotki/intieghrirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-v-dietskoi-khudozhiestviennoi-shkolie.html
https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasledie-berestyanshika-aleksandra-vladimirovicha-shutikhina-iz-goroda-kotlas-arkhangelskoi-oblasti
https://egmuseum.ru/expo/tues-rossiya-xix-v-beresta-derevo-rospis
https://www.culture.ru/objects/2975/tvorcheskoe-nasledie-berestyanshika-aleksandra-vladimirovicha-shutikhina-iz-goroda-kotlas-arkhangelskoi-oblasti
https://urok.1sept.ru/articles/661274
https://infourok.ru/berestyanye-tuesa-izyashnoe-iskusstvo-russkogo-naroda-6726631.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Наглядные пособия
Слайд 2.
Слайд 3
Слайд4
Слайд 5
Слайд 6.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд10
Слайд11
Слайд12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд15
Слайд 16
Слайд 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Детские работы