Сценарий урока по математике в 6 классе.
Тема урока «Пропорция».
Цели урока:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
познакомить учащихся с понятиями: пропорция, члены пропорции; верная и неверная пропорции;
познакомить учащихся с основным свойством пропорции и сформировать навык по определению верной пропорции.
Задачи урока:
Образовательные( формирование познавательных УУД):
объяснить понятие пропорции, ее крайних и средних членов; рассказать правила прочтения и записи пропорции;
показать правила составления пропорций из заданных чисел;
организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
в течение урока развивать у учащихся навык чтения и записи пропорций, проверки верности пропорций, а также развивать умение самостоятельно делать выводы;
тренировать способность к использованию выведенного алгоритма.
Воспитательные( формирование коммуникативных и личностных УУД):
содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Развивающие:
содействовать развитию воображения, математической интуиции, памяти, критического мышления, формирование правильной математической речи;
развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей.
Формы работы учащихся:
групповая – обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называют числа в пропорции, основное свойство пропорции; фронтальная – ответы на вопросы, чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, проверка верности пропорции; индивидуальная – выполнение заданий из учебника и выполнение самостоятельной работы.
Принципы обучения: доступность, научность, наглядность, сознательность и творческая активность; развивающий и воспитывающий характер обучения, последовательность и систематичность.
Методы обучения:
словесные – беседа, рассказ;
наглядные – демонстрация презентации;
практические – решение задач, практическая работа
Прогнозируемый результат:
Знать определение пропорции, основное свойство пропорции.
Уметь находить крайние и средние члены пропорции.
Уметь применять определение пропорции и основное свойство пропорции для нахождения верной или неверной пропорции.
Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.
Современные образовательные технологии:
информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация презентации к уроку);
технология поэтапного формирования знаний;
технология уровневой дифференциации (за счет вопросов учащимся:придумай, сформулируй, сделай вывод т.д и адресных вопросов более слабоподготовленным учащимся);
здоровьесберегающая технология (физкультминутка, создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока ; организация различных форм деятельности учащихся ,организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала).
.
План урока
Организационный этап урока.
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
Первичное усвоение новых знаний.
Физкультминутка
Контроль и самопроверка знаний
Инструктаж по домашнему заданию
Рефлексия (подведение итогов урока).
I. Организационный этап урока
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте, а также свою готовность к уроку. Откроем тетради , запишем : число, классная работа.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Ребята наш урок мы проведем в виде увлекательного путешествия в страну___…?
Создание проблемной ситуации:
- а вот в какую страну, вы узнаете, когда разгадаете ребус:
(ученики угадывают страну Пропорция)
Учитель: правильно ребята «Пропорция», а какой багаж нам нужно взять с собой? И что вы ожидаете от этого путешествия? (ученики: ставят перед собой цели).
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над формированием таких математических умений, как правильно называть члены пропорции, находить неизвестный член пропорции, для этого конечно мы должны знать основное свойство пропорции, а для решения применять правила действия с десятичными и обыкновенными дробями, смешанными числами, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания. У каждого на столе лежит маршрутный оценочный лист, в который вы должны заносить свои достижения посещая ту или станцию, по критериям, указанным в листах. По окончании путешествия вы каждый сможете оценить свои возможности. В добрый путь! (запись структуры урока на доске)
Откройте, пожалуйста, тетради запишите число, классная работа и тему урока «Пропорция».
Цели урока:
закрепить изученный материал, усвоить новые знания, умения, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.
1. повторение вопросов, связанных с отношением
2. дать определение пропорции
3. члены пропорции
4. верные и неверные прпорции
5. основное свойство пропорции
6. применение в математике и жизни
III. Актуализация знаний учащихся.
1 станция – «Снежный бой» (устный счет). В красочной коробке у учителя заготовлены бумажные снежки с вопросами. Первый снежок ученик вытягивает из коробки отвечает на вопрос, затем вытаскивает следующий снежок и адресует любому учащемуся класса и т.д., в итоге, у каждого ученика на столе должен лежать снежный комочек).
Вопросы:
Что называют отношением двух чисел? (Частное двух чисел называют отношением).
Как называется отношение пройденного пути к затраченному времени? (Скорость)
Как называется отношение стоимости товара к его количеству? (Цена)
Как найти деление двух обыкновенных дробей?
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия?
- Они помогут нам при изучении новой темы.
IV. Усвоение новых знаний.
2 станция- лаборатория Снеговика.
А теперь, ребята, мы с вами заглянем в лаборатория мудрого Снеговика. Он нам поможет раскрыть тайну пропорции, узнать, что такое пропорция и из чего она состоит.
Найдем числовые значения двух отношений: 6 : 3 и 10 : 5?
Мы видим, что они равны: 6:3 = 2 и 10:5 = 2, следовательно, можно записать равенство 6 : 3 = 10 : 5. Такое равенство отношений называют пропорцией.
Пропорция – это равенство двух отношений.
Слово «пропорция» ввел в употребление Цицерон (древнеримский политик и философ) в I веке до н.э. В IV веке до н. э. древнегреческий математик Евдокс дал определение пропорции, составленной из величин любой природы. Древнегреческие математики с помощью пропорций решали задачи, которые в настоящее время решают с помощью уравнений, выполняли алгебраические преобразования, переходя от одной пропорции к другой.
В общем виде можно записать так: a: b=c:d
- А сейчас мы узнаем, как называются числа, из которых состоит пропорция.
-Числа a, b, c, d называются членами пропорции
-Назовите первый и последний член пропорции? (а и с)
-А как можно назвать первого и последнего одним словом?А как обычно (в жизни) -называют первого и последнего? (крайние)
-Значит, члены a и b называются …? ( крайними)
-А где находятся члены с и b? ( в середине)
-И как называются члены с и b? (средними)
Красным цветом выделим какие члены? (крайние)
Синим цветом (средние) члены.
-Верно ли утверждение: члены пропорции любые числа. Все ли значения могут принимать числа a, b,c,d?
-В дальнейшем будем считать, что все члены пропорции отличны от нуля.
Выполняем номер из учебника №760
Какую тайну раскрыла нам лаборатория? (что такое пропорция, члены пропорции, чтение пропорции)
Заполните таблицу:
Пропорция | 3:4= 15:20 | 72 : 9 = 16 : 2 |
Крайние члены | 3; 20 | 72; 2 |
Средние члены | 4; 15 | 9; 16 |
Произведение крайних членов | 60 | 144 |
Произведение средних членов | 60 | 144 |
Какой вывод можно сделать?
Вывод: В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями?
Подчеркните пропорции.
3:4= 15:20; 72 : 9 = 16 : 2; 1:5= 20 : 4;
Все уверены в том, что здесь три пропорции? Ведь в последнем равенстве произведение крайних членов не равно произведению средних. Вернемся к определению пропорции (Пропорция – равенство двух отношений). Третье равенство является равенством двух отношений? (является). По определению это пропорция? (да). А произведение крайних членов равно произведению средних? (нет). Значит, это пропорция…? (неправильная). Такая пропорция называется неверной. Значит, бывают пропорции неверные и …? (верные). Сформулируйте основное свойство пропорции, используя полученные знания. (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних).
V. Физкультминутка
3 станция – Привал
Физкультурная минутка:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
VI. Контроль и самопроверка знаний
Вот мы с вами и попали на следующую станцию
4 станция – «Снежные Горки»
«Математический диктант»
1. Запишите пропорцию: Число 18 так относится к 4, как 27 относится к 6. (18:4=27:6)
2. Запишите пропорцию: Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи. (3:5=2:7)
3. Запишите средние члены пропорции: 1 (4, 27)
4. Запишите крайние члены пропорции: 2 (3, 7)
5. Верна ли пропорция в п.1 (да)
6. Верна ли пропорция в п.2 (нет)
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
5 станция- «Гонки на оленях».
Ребята, сейчас мы должны с вами выяснить, в каких еще областях применяется понятие проценты. А для этого нам предстоит поработать в группах. Предлагаю объединиться по 4 человека. Каждая группа получит задание. Здесь будет указана задача и план работы данной группы. Сразу определитесь с тем, кто у вас будет представлять результат у доски. Я думаю, минуты 4 на эту работу вам будет достаточно. Я предлагаю посмотреть, что у вас получилось.
Задача была такая…
При строительстве фундамента готовится раствор. Для которого берут цемент и песок в отношении 1:3. Сколько нужно взять цемента на 600 кг песка.
Отвечаем на первый вопрос: на одну часть цемента берут 3 части песка. Отвечаем на второй вопрос: Где встречается?: в строительстве.
Для профилактики простуды готовят отвар ромашки. Для него берут кипяток (воды) и сухой ромашки в отношении 5:1. Сколько грамм ромашки необходимо взять на 100 мл воды.
Для дезинфекции помещений применяют раствор карболовой кислоты. Для которого берут карболовую кислоту и воду в отношении 1:20. Сколько грамм кислоты необходимо взять на 80 мл воды.
Подведение итогов: отмечают в оценочных листах.
VII. Домашнее задание: №772 и 776.
VIII. Рефлексия (Подведение итогов урока).
Рефлексия. Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Пройдя такой длинный путь, мы вернулись и снова сели за парты. В ходе нашего путешествия вы поиграли в снежки, побывали в лаборатории Снеговика, покатались на горках, покатались на оленях. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы вспомнили сегодня на уроке? Что узнали нового и интересного? Оцените свою работу на уроке.
Учитель: Спасибо за урок! И в заключении мы с Дедом Морозом хотим вам пожелать