«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока математики во 2 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по теме: «Прием вычислений вида 36+2, 36+20»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Жёлтик Анастасия Александровна
2019 г.
Методическая разработка урока математики во 2 классе
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Учитель: Жёлтик А.А.
Предмет: математика
Тема урока: Прием вычислений вида 36+2, 36+20
Класс: 2
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: мультимедиа-урок
Используемые технологи: обучение в сотрудничестве (работа в парах), игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник математики М.И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова 2 класс, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: постановка цели, к которой стремятся учащиеся, слушая объяснение нового материала; работа в группах по изучению новой темы
Метод работы: информационно-коммуникационные технологии
Цели: познакомить с приемом вычислений вида 36 + 2, 36 + 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление; сформировать умение самостоятельно строить и применять новое знание.
Задачи, направленные на формирование предметных умений:
а) совершенствовать приёмы устных вычислений табличных случаев в пределах 10, круглых десятков, закреплять умение представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых
б) формировать умение пользоваться математической терминологией: разрядные слагаемые, значение суммы.
в)формировать умение владеть рядом приёмов для выполнения сложения чисел на основе поразрядного принципа без перехода
через разряд, используя алгоритм.
Задачи, направленные на формирование метапредметных умений, которые представлены следующими видами универсальных действий:
Регулятивные УД
а) формировать умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя
б) формировать умение принять и удерживать учебную задачу (работать по инструкции с помощью учителя или самостоятельно)
в) формировать контроль, самоконтроль и самооценку.
Познавательные УД
формировать умения отличать новое от известного с помощью учителя, умение добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке , вывести алгоритм для сложения на основе поразрядного принципа двузначных чисел и однозначного числа без перехода через десяток , применять его при выполнении сложения, увидеть возможность сокращённого выполнения данной операции.
Коммуникативные УД
Формировать умения вести учебный диалог (отстаивать свою точку зрения с помощью учителя и самостоятельно) , работать в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания при устных вычислениях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент (1-2 мин.) | Прозвенел уже звонок Позвал детей всех на урок Друг на друга посмотрели Улыбнулись все и сели Я искренне надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока. | |
2. Актуализация знаний(4-5 мин.) 3. Самоопределение к деятельности (4-5 мин.) 4. Работа по теме урока (7-8 мин.). | С чего начнем урок? Устного счета. Математический диктант. Ответы записать в тетрадь знаком «+» или «-» (поменялись тетрадями) Проверяем работу соседа и оцениваем. - Вычислите удобным способом - Проверяем себя - Как вы складывали? Какой вычислительный прием мы будем сегодня использовать? Проверяем себя и оцениваем. - Чем двузначные числа отличаются от однозначных Теперь наши числа 17, 59, 98 , 64 представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Оценивание себя. — Покажите на абаке число 13. — Давайте прибавим к числу 13 число 4. Куда нужно поло жишь 4 палочки? — Сколько получилось единиц? -- Сколько десятков? — Сколько всею получилось? — Как получили 17? | -Будем повторять тот материал, который нам поможет работать дальше. Слайд 3. Считают устно. Слайд 4. Слайд 5 Обмен тетрадями Оценивание Слайд 6 Слайд 7 Десятки с десятками, единицы с единицами, результаты сложили. Высказывания детей Высказывания детей Слайд 8. -Дети выполняют сложение, работая в парах -Получились разные ответы: -не проходили, сложно Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока. - научиться решать правильно такие примеры -научиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20. Учащиеся раскладывают палочки: 1 десяток и 3 единицы. Один ученик показывает у доски. В единицы - получилось 7 - 1 десяток - 17 - Разложили число 13 на десятки и единицы. Слайд 9 Это 4 десятка. В десятки. - 5 дес. - 3 ед. - 53 Слайд 10 - Разложили число 13 на десятки и единицы. К десяткам прибавили 40. - Десятки складываются с десятками, единицы с единицами. Два первых выражения комментируются хором. Два следую щих выражения комментируют два ученика, класс проговаривает шепотом. Объясняют решение : Заменяю ... Удобнее… Получаю… Десятки прибавили к десяткам Первые два столбика выполняются коллективно с комментированием и подробной записью на доске, последние два столбика — самостоятельно. Проверка в парах. Слайд 11 Выполняют движения 6 маленьких и 3 большие. - 2 Коллективная проверка - О дедушке и бабушке. Дедушке 54года, бабушке 50лет Один ученик работает у доски Записывает условие На сколько лет дедушка старше бабушки? Больше лет. Надоиз большего вычесть меньшее. Решают На 4 года Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками. -Свободные высказывания учащихся. Сложение вида 36+2 и 36+20 - Научиться решать выражения вида 36+2 и 36+20 -Да. -Научились решать выражения вида: 36+2 и 36+20 Нашли алгоритм сложения для данных выражений: Единицы складывают с единицами, а десятки с десятками Слайд 12-13 Оценивают свою работу на уроке, настроение Высказывания детей. Записывают домашние задания в дневник. |
5. Физкультминутка 6.Закрепление изученного материала(4-5 мин.) Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5мин.) 7. Рефлексия(2-3 мин) 8. Подведение итогов урока(4-5мин) | Показ на слайде 9 13 +4 = 10 + 3 +4=10+7=17 / \ 10 3 - А теперь прибавим к числу 13 число 40. Куда нужно поло жить 40 палочек? -- Сколько получилось десятков? -- Сколько единиц? — Сколько всего получилось? — Как получили 53? Показ на слайде 10 13 + 40 = 10 + 40 + 3 = 50 + 3=53 / \ 10 3 - Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений Работа по учебнику № 1(с. 58). № 2 (с. 58). Руки ставим мы вразлет. Появился самолет. Мах крылом туда-сюда, Делай раз и делай два. Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз И на место все садись! Работа по учебнику №3 (с. 58). — Сколько салфеток вышила Дня? — Сколько салфеток она подарила маме? — Что нужно узнать? — Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно. № 4 (с. 58). — Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? — Что о них говорится? — Запишите условие кратко. Б .-5 0 л. Д. - 54 г. — Что нужно узнать в задаче? — Что значит «старше»? — Дополните краткую запись. — Как узнать, на сколько одно число больше другого? — Решите задачу самостоятельно. — На сколько лет дедушка старше бабушки? №5, 6 (с. 58). Самостоятельное выполнение. Самопроверка. - Какая была тема? - Какую цель ставили? Достигли ли мы ее? Внимание на доску! - Оцените свою работу на уроке На столах лежат зеленые, желтые и красные смайлики. - Если работали отлично, и все получилось поднимите зеленый смайлик. - Если работали хорошо, но делали ошибки поднимите желтый смайлик. - Если многое не понятно, остались вопросы, поднимите красный смайлик. Чему сегодня научились ? Как вы научились складывать числа? Домашнее задание (тетрадь с печатной основой: № 48 (1),49(с.44). Оценивание каждого |
Список литературы
1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-klass-shkola-rossii-priemi-vichisleniy-dlya-sluchaev-vida-350432
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
3. http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/sovremennyj-urok-v-sootvetstvii-s-trebovanijami-fgos-obrazovanija-dlja-detej-s-tnr-219319/tipologija-urokov-po-fgos-19.html
4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – 4-е изд. М.: ВАКО, 2018. – 480 с. – (В помощь школьному учителю).
5. https://infourok.ru/struktura-uroka-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-noo-3681946.html
Самоанализ урока.
Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.) в разделе «Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению..
Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.
Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась дифференцированная работа в группах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы).
На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока.
Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация );
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (работа с математическим набором – счетными палочками, абаком);
проблемно-поисковый метод (как правильно решить предлагаемые случаи сложения).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:- самостоятельная; -в парах; - групповая.
Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.
Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения.
Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов. В соответствии с этим класс был поделён на группы.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах и при групповой работе. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);
Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок.
Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физкультминутка).
Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Приложение