СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыкального искусства в 7 классе "Образ танца".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыкального искусства в 7 классе "Образ танца".»

Музыкальное искусство

7 класс

Раздел 1: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Тема: Образ танца

Цель: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры.

Задачи:

Образовательная:закрепить понятие «музыкальный образ», «танец», «колорит», на примере «танца с саблями» из балета «Гаяне» А. Хачатуряна. Обучить учащихся характеризовать элементы музыкального языка;

Ознакомить с творчеством М. Равеля и особенностями развития образа танца в симфонической пьесе «Болеро».

Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки во время исполнения шлягера ХХ века «Листья жёлтые» Р. Паулса.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству, понимание музыки, как интернационального искусства,

Оборудование: средстваТСО, музыкальный инструмент, плакат с текстом песни, портреты композиторов (А.Хачатурян, Р. Паулс, М.Равель), фотоиллюстрации балета А.Хачатуряна «Гаяне», аудиозаписи, карточки для работы в группах.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян Танец с саблями – слушание,

Р. Паулс. Листья жёлтые – исполнение.

М. Равель. Болеро - слушание.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф на доске:


«Вся наши жизнь – это танец,

который мы творим каждым своим поступком,

каждым словом,

а наши шаги в жизни -

отпечатки нашего внутреннего танца,

наших ценностей и критериев,

стремлений и мечтаний нашей души…»

(Мишель Монтень).



ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа.

Учитель: мы продолжаем знакомиться с разнообразием образного содержания музыки. У вас уже есть определённый запас знаний, полученных на предыдущих занятиях:

?- -Что такой «образное содержание музыки»?

(Образное содержание музыки – замысел композитора, то, что он хотел донести до слушателя языком музыки.)

?- -с помощью чего композитор воплощает содержание произведения и какими способами?

(с помощью разных музыкальных образов, элементов музыкального языка).



  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Беседа:

Учитель:

На сегодняшнем занятии мы углубим знания и умения в раскрытии образного содержания музыки.

-- зачем нам это нужно?

(чтобы лучше понимать музыкальные произведения), знать стили, характерные для композиторов и эпохи, когда создано музыкальное произведение; чтобы понимать назначение музыкального языка, содержание музыкального образа.



4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Слушаниемузыки

Учитель:

Итак, с вслушайтесь в эту музыку!

- обратите внимание на особенности музыкального языка. (ритм, темп, характер)

- обозначьте жанр произведения, возможно, и национальный колорит.

(ученики слушают музыкальное произведение А. Хачатуряна Танец с саблями из балета «Гаяне»).

- -понравилось ли вам произведение?

- -что именно вам понравилось?

(энергичность.яркость,)

- -к какому жанру принадлежит эта музыка?

(танец)

- -возможно, вы почувствовали какие-то характерные особенности в звучании, национальный колорит? Это украинская, русская, кавказская или американская музыка?

(ощущается кавказский темперамент)

- -Итак, это произведение армянского композитора Абрама Ильича Хачатуряна – «Танец с саблями»

(демонстрация портрета А. Хачатуряна)

- -Вы точно почувствовали красочный колорит музыки народов закавказья. Мы найдём ответ на вопрос «что такое танец» с помощью ассоциативного куста»



Инитерактиваная игра «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ»

- -крона: танец-движения под музыку,

- -разновидности танца: народные, бальные, классические, современные;

- -в основе каких видов искусства является танец? (балет, хореография);

- -корни танцевальной музыки – её основа-истоки? (ритм,)

Учитель: (танец с саблями раскрывает эпизод из народного праздника, где мужчины демонстрируют свою силу, отвагу, ловкость).

- -какие элементы музыкального языка помогли нам увидеть задумку композитора?

(быстрый темп, стремительное движение, чёткий ритм, резкие звуки оркестра, которые имитируют удары сабель).

- - Я вижу, как к нам приближается толпа людей…

О, это же маэстро Морис Равель!

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ИНТЕРВЬЮ С КОМПОЗИТОЛРОМ».

1-й кор-нт: Бонжур, маэстро! Я корреспондент журнала «Ритм». Наших читателей и интересует Ваша жизнь и творчество. Расскажите о себе. Желательно, начните с детства.

РАВЕЛЬ: О! это очень хорошо, когда через столетия про меня не забыли! Я родился 7 марта 1875 гола, в городке Сибур, который расположен на границе Франции и Испании и. в моих жилах течёт горячая кровь испанских басков, к этому старинному роду принадлежала моя мать.

2-й кор-нт: Как в Вашей семье относились к музыке?

РАВЕЛЬ: Очень любили музицировать. Я уже с 7 лет проявлял определённый способности и систематически занимался музыкой.


3-й кор-нт: когда Вы создали первый шедевры?

РАВЕЛЬ: когда мне исполнилось 14 лет, я поступил в Парижскую консерваторию. Потом Париж увидел не только прекрасного пианиста, но и композитора. Фортепианное произведение «Игра воды»принесло мнепризнание парижской публики. В это время я увлекался импрессионизмом.

Историк: «импрессионизм – по-французски –впечатление). – направление в искусстве конца 19-начала 20 веков, возникшее во французской живописи. (демонстрация репродукций картин импрессионистов). Отображали внезапные краткосрочные, сиюминутные впечатления и настроения художника без углубления в их суть.

2-й кор-нт: Какое направление творчества Вы выбрали после войны?

РАВЕЛЬ: я искал пути приближения своего искусства к требованиям нового времени. Стремительное развитие экономики, техники и промышленности привело к новому направлению в искусстве - УРБАНИЗМУ.

Историк: урбанизм–(с латинскогосирены, моторов, звонков, и даже печатной машинки.

3-й кор-нт: мы приблизились к наилучшему Вашему творению – БОЛЕРО! Что это?

РАВЕЛЬ: ещё в детстве Я увлекался ритмами испанских танцев. Болеро – для меня не просто танец. Это – непрерывность жизни, это как-бы соединение колец цепи, конвейер, массовый танец – шествие людей, объединённых общими помыслами и чувствами.

4-й кор-нд: ходят слухи, что Вы создали Болеро для русской балерины Иды Рубинштейн.

РАВЕЛЬ: Да! Я создал Болеро именно для этой великолепной балерины. Премьера состоялась в 1928 году на сцене Парижского театра Гранд-Опера.

Историк: тогда же началось победное шествие Болеро по концертным залам мира. Мелодия произведение стала шлягером ХХ века!


1-й кор-нт: Спасибо, уважаемый маэстро за интересный рассказ. Что бы Вы хотели пожелать слушателям 21 века?

РАВЕЛЬ: я –французский композитор ХХ века – Морис Равель, желаю вам научиться не только слушать музыку, но и ощущать то, что хотели сказать композиторы. Ценитедостижения минувших поколений, любите музыку!

СЛУШАНИЕ М УЗЫКИ

Учитель: сейчас мы прослушаем и посмотрим великолепный танец М. Равеля БОЛЕРО!

- -следите за развитием мелодии и ритмами танца.

- -вслушайтесь внимательно в это произведение.

- - вам необходимо определить, почему Болеро называют самым загадочным произведением ХХ века?

(слушание БОЛЕРО М.Равеля и просмотр видеофрагмента).

- -почему Болеро называют «путеводителем» по симфоническому оркестру?

(……………солируют разные инструменты…)

- -какие элементы музыкального языка остаются неизменными, а какие получают развитие в раскрытии образа?

(……………ритм и темп - неизменны, а динамика нарастает, варьируется состав инструментов………)

- -создайте художественный образ танца.

- нарисуйте визитку или афишу для танца Болеро.

Учитель:

- -почему Болеро называют самым загадочным танцем ХХ века?

(это испанский танец, развёрнутое симфоническое произведение, а также хореографическая симфония, которую вы видели на экране)

5.ВОКАЛЬНО-ХОРОАВЯ РАБОТА.

Учитель: мы познакомились с образом танца в инструментальной музыке,

- -а знакомы ли вам вокальные произведения танцевального характера?

(………………………)

(демонстрация фото Р.Паулса) -что вам известно об этом композиторе?

_(Р. Паулс – латышский композитор, соучредитель конкурса «Новая волна», автор песен «Миллион алых роз», «Маэстро», «Золотая свадьба». Его песни исполняли А.Пугачёва, Л.Вайкуле, В.Леонтьев.)

- -в творчестве Р. Паулса песня занимает самое почётное место. Именно с песней «Листья жёлтые» в 1975 году композитор сделал первый шаг в мир эстрадной музыки. И именно она принесла ему первый успех!

Слушание песни.

  1. Певческая посадка.

  2. Дыхательная гимнастика.

  3. Распевание:

добиваться унисонного звучания

работать над дикцией, дыханием по фразам и динамикой.

  1. Разучивание песни по фразам

  2. Исполнение с аккомпанементом 1-го куплета;

  3. Самооценивание.

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Беседа.

- -что объединило таких разных композиторов на нашем занятии?

- -с помощью чего композиторы воплощают художественный образ в

музыке?

- -как мы можем понять образное содержание музыки?

- -имеет ли музыка границы?

- –может ли музыка объединять народы, нации?

7. РЕФЛЕКСИЯ.

Упражнение «РЮКЗАК»

Учитель: завершая урок, соберём рюкзак», чтобы взять в дорогу знания учения и настроение сегодняшнего занятия.

- -Я знаю….

- -Я умею……

-- Моё настроение……

- -Я благодарен………

Музыкальное прощание.

Подведение итогов урока.

Наиболее активным учащимся выставление оценок.