Музыкальное искусство
7 класс
Раздел 1: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Тема: Образ танца
Цель: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры.
Задачи:
Образовательная:закрепить понятие «музыкальный образ», «танец», «колорит», на примере «танца с саблями» из балета «Гаяне» А. Хачатуряна. Обучить учащихся характеризовать элементы музыкального языка;
Ознакомить с творчеством М. Равеля и особенностями развития образа танца в симфонической пьесе «Болеро».
Развивающая: развивать вокально-хоровые навыки во время исполнения шлягера ХХ века «Листья жёлтые» Р. Паулса.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к музыкальному искусству, понимание музыки, как интернационального искусства,
Оборудование: средстваТСО, музыкальный инструмент, плакат с текстом песни, портреты композиторов (А.Хачатурян, Р. Паулс, М.Равель), фотоиллюстрации балета А.Хачатуряна «Гаяне», аудиозаписи, карточки для работы в группах.
Музыкальный материал:
А. Хачатурян Танец с саблями – слушание,
Р. Паулс. Листья жёлтые – исполнение.
М. Равель. Болеро - слушание.
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф на доске:
«Вся наши жизнь – это танец,
который мы творим каждым своим поступком,
каждым словом,
а наши шаги в жизни -
отпечатки нашего внутреннего танца,
наших ценностей и критериев,
стремлений и мечтаний нашей души…»
(Мишель Монтень).
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
Учитель: мы продолжаем знакомиться с разнообразием образного содержания музыки. У вас уже есть определённый запас знаний, полученных на предыдущих занятиях:
?- -Что такой «образное содержание музыки»?
(Образное содержание музыки – замысел композитора, то, что он хотел донести до слушателя языком музыки.)
?- -с помощью чего композитор воплощает содержание произведения и какими способами?
(с помощью разных музыкальных образов, элементов музыкального языка).
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Беседа:
Учитель:
На сегодняшнем занятии мы углубим знания и умения в раскрытии образного содержания музыки.
-- зачем нам это нужно?
(чтобы лучше понимать музыкальные произведения), знать стили, характерные для композиторов и эпохи, когда создано музыкальное произведение; чтобы понимать назначение музыкального языка, содержание музыкального образа.
4.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слушаниемузыки
Учитель:
Итак, с вслушайтесь в эту музыку!
- обратите внимание на особенности музыкального языка. (ритм, темп, характер)
- обозначьте жанр произведения, возможно, и национальный колорит.
(ученики слушают музыкальное произведение А. Хачатуряна Танец с саблями из балета «Гаяне»).
- -понравилось ли вам произведение?
- -что именно вам понравилось?
(энергичность.яркость,)
- -к какому жанру принадлежит эта музыка?
(танец)
- -возможно, вы почувствовали какие-то характерные особенности в звучании, национальный колорит? Это украинская, русская, кавказская или американская музыка?
(ощущается кавказский темперамент)
- -Итак, это произведение армянского композитора Абрама Ильича Хачатуряна – «Танец с саблями»
(демонстрация портрета А. Хачатуряна)
- -Вы точно почувствовали красочный колорит музыки народов закавказья. Мы найдём ответ на вопрос «что такое танец» с помощью ассоциативного куста»
Инитерактиваная игра «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ»
- -крона: танец-движения под музыку,
- -разновидности танца: народные, бальные, классические, современные;
- -в основе каких видов искусства является танец? (балет, хореография);
- -корни танцевальной музыки – её основа-истоки? (ритм,)
Учитель: (танец с саблями раскрывает эпизод из народного праздника, где мужчины демонстрируют свою силу, отвагу, ловкость).
- -какие элементы музыкального языка помогли нам увидеть задумку композитора?
(быстрый темп, стремительное движение, чёткий ритм, резкие звуки оркестра, которые имитируют удары сабель).
- - Я вижу, как к нам приближается толпа людей…
О, это же маэстро Морис Равель!
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ИНТЕРВЬЮ С КОМПОЗИТОЛРОМ».
1-й кор-нт: Бонжур, маэстро! Я корреспондент журнала «Ритм». Наших читателей и интересует Ваша жизнь и творчество. Расскажите о себе. Желательно, начните с детства.
РАВЕЛЬ: О! это очень хорошо, когда через столетия про меня не забыли! Я родился 7 марта 1875 гола, в городке Сибур, который расположен на границе Франции и Испании и. в моих жилах течёт горячая кровь испанских басков, к этому старинному роду принадлежала моя мать.
2-й кор-нт: Как в Вашей семье относились к музыке?
РАВЕЛЬ: Очень любили музицировать. Я уже с 7 лет проявлял определённый способности и систематически занимался музыкой.
3-й кор-нт: когда Вы создали первый шедевры?
РАВЕЛЬ: когда мне исполнилось 14 лет, я поступил в Парижскую консерваторию. Потом Париж увидел не только прекрасного пианиста, но и композитора. Фортепианное произведение «Игра воды»принесло мнепризнание парижской публики. В это время я увлекался импрессионизмом.
Историк: «импрессионизм – по-французски –впечатление). – направление в искусстве конца 19-начала 20 веков, возникшее во французской живописи. (демонстрация репродукций картин импрессионистов). Отображали внезапные краткосрочные, сиюминутные впечатления и настроения художника без углубления в их суть.
2-й кор-нт: Какое направление творчества Вы выбрали после войны?
РАВЕЛЬ: я искал пути приближения своего искусства к требованиям нового времени. Стремительное развитие экономики, техники и промышленности привело к новому направлению в искусстве - УРБАНИЗМУ.
Историк: урбанизм–(с латинскогосирены, моторов, звонков, и даже печатной машинки.
3-й кор-нт: мы приблизились к наилучшему Вашему творению – БОЛЕРО! Что это?
РАВЕЛЬ: ещё в детстве Я увлекался ритмами испанских танцев. Болеро – для меня не просто танец. Это – непрерывность жизни, это как-бы соединение колец цепи, конвейер, массовый танец – шествие людей, объединённых общими помыслами и чувствами.
4-й кор-нд: ходят слухи, что Вы создали Болеро для русской балерины Иды Рубинштейн.
РАВЕЛЬ: Да! Я создал Болеро именно для этой великолепной балерины. Премьера состоялась в 1928 году на сцене Парижского театра Гранд-Опера.
Историк: тогда же началось победное шествие Болеро по концертным залам мира. Мелодия произведение стала шлягером ХХ века!
1-й кор-нт: Спасибо, уважаемый маэстро за интересный рассказ. Что бы Вы хотели пожелать слушателям 21 века?
РАВЕЛЬ: я –французский композитор ХХ века – Морис Равель, желаю вам научиться не только слушать музыку, но и ощущать то, что хотели сказать композиторы. Ценитедостижения минувших поколений, любите музыку!
СЛУШАНИЕ М УЗЫКИ
Учитель: сейчас мы прослушаем и посмотрим великолепный танец М. Равеля БОЛЕРО!
- -следите за развитием мелодии и ритмами танца.
- -вслушайтесь внимательно в это произведение.
- - вам необходимо определить, почему Болеро называют самым загадочным произведением ХХ века?
(слушание БОЛЕРО М.Равеля и просмотр видеофрагмента).
- -почему Болеро называют «путеводителем» по симфоническому оркестру?
(……………солируют разные инструменты…)
- -какие элементы музыкального языка остаются неизменными, а какие получают развитие в раскрытии образа?
(……………ритм и темп - неизменны, а динамика нарастает, варьируется состав инструментов………)
- -создайте художественный образ танца.
- нарисуйте визитку или афишу для танца Болеро.
Учитель:
- -почему Болеро называют самым загадочным танцем ХХ века?
(это испанский танец, развёрнутое симфоническое произведение, а также хореографическая симфония, которую вы видели на экране)
5.ВОКАЛЬНО-ХОРОАВЯ РАБОТА.
Учитель: мы познакомились с образом танца в инструментальной музыке,
- -а знакомы ли вам вокальные произведения танцевального характера?
(………………………)
(демонстрация фото Р.Паулса) -что вам известно об этом композиторе?
_(Р. Паулс – латышский композитор, соучредитель конкурса «Новая волна», автор песен «Миллион алых роз», «Маэстро», «Золотая свадьба». Его песни исполняли А.Пугачёва, Л.Вайкуле, В.Леонтьев.)
- -в творчестве Р. Паулса песня занимает самое почётное место. Именно с песней «Листья жёлтые» в 1975 году композитор сделал первый шаг в мир эстрадной музыки. И именно она принесла ему первый успех!
Слушание песни.
Певческая посадка.
Дыхательная гимнастика.
Распевание:
добиваться унисонного звучания
работать над дикцией, дыханием по фразам и динамикой.
Разучивание песни по фразам
Исполнение с аккомпанементом 1-го куплета;
Самооценивание.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Беседа.
- -что объединило таких разных композиторов на нашем занятии?
- -с помощью чего композиторы воплощают художественный образ в
музыке?
- -как мы можем понять образное содержание музыки?
- -имеет ли музыка границы?
- –может ли музыка объединять народы, нации?
7. РЕФЛЕКСИЯ.
Упражнение «РЮКЗАК»
Учитель: завершая урок, соберём рюкзак», чтобы взять в дорогу знания учения и настроение сегодняшнего занятия.
- -Я знаю….
- -Я умею……
-- Моё настроение……
- -Я благодарен………
Музыкальное прощание.
Подведение итогов урока.
Наиболее активным учащимся выставление оценок.