2. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них. 1. Что такое атмосферные осадки? - Возьмите со стола карточки № 1(желтые) и заполните их, используя учебник стр.124-125. Время выполнения 3 минуты. Вы можете советоваться с соседом по парте. - Карточка № 1 Дождь, снег, град – вся вода в твердом и _____________ состоянии, которая выпадает из облаков, называется атмосферными осадками. Однако, осадки выпадают не только из облаков, но и из воздуха – изморозь, гололёд, иней и __________________. Они образуются потому, что после захода Солнца, земля и поверхность растений быстро ________________. Воздух, соприкасаясь с поверхностью земли, тоже остывает и оставляет на поверхности лишний водяной _______________. - Проверяем одну карточку и сдаем, подписав фамилию. - Так что такое атмосферные осадки? (– уч. стр. 125) ---------------------------------------------------- 3. Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…..(дождь) - Посмотрите на рисунок на стр. 125. Чем отличается облачная капля от дождевой? ---------------------------------------------------- --------------------------------------------------- - Давайте подумаем над значением дождя. 4. Но дождь ведь не единственный вид осадков! - На столе у вас есть несколько карточек розового цвета, с описанием образования природных явлений, связанных с атмосферой. Найдите то описание, которое относится к граду. - зачитываем ответ. Градины образуются в кучево-дождевых облаках. Капельки воды в облаке под действием движущегося воздуха то поднимаются вверх, то опускаются вниз. При этом они попадают в верхнюю часть облака, где температура ниже 0°С. Капелька превращается в льдинку. Льдинка опускается в нижнюю часть облака и покрывается водой. Затем, когда она поднимается вверх, на ней намерзает второй слой льда. В конце концов льдинка-градинка становится такой тяжёлой, что падает на землю. Град бывает очень крупных размеров. Но даже небольшие градины наносят ущерб сельскому хозяйству, постройкам. Он губит посевы, пробивает крыши, портит теплицы и парники. 5. Зима у нас в этом году великолепная. Какой вид осадков связан с зимой? - Найдите на карточке описание снега. - Что может быть легче снежинки? Упадет на руку, и даже не почувствуешь. Она весит 2-3 миллиграмма. Снежинки падают, падают и в течение нескольких часов огромные пространства покрываются пушистым одеялом. Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов. Для образования снега нужно, чтобы температура в облаке была ниже 0°С. Обычно снежинки имеют форму 6-лучевых звездочек. Нет ни одной одинаковой снежинки. - В чём значение снега? 6. Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они не делают кругов на воде и едва ощутимы на лице. Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель. 7. Рассмотреть на уроке все виды осадков невозможно. Поэтому мы остановимся только еще на одном – но самом необычном и красивом. Трудно найти человека, который не любовался бы капельками росы. -Найдите описание на карточках. Это мельчайшие капли воды, выделяющиеся из воздуха на поверхности земли и наземных предметах, охлаждающихся за ночь. Т.е. роса возникает из ничего. Этот вид осадков выпадает на землю не из облаков. - А какие ещё осадки выпадают не из облаков? (иней, изморозь, гололёд). 8. Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.) Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.) А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.) Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.) Что это за шар? (Солнце) За окном сейчас светит Солнце? ---------------------------------------------------- 9. Атмосферные осадки измеряют при помощи специальных приборов: осадкомера и снегомерной рейки. Осадкомер похож на ведро. (стр. 107 рис.68). Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год. -Как называется профессия людей, занятых на метеорологических станциях? Чем она интересна? ------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------- И. На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 126. Познакомьтесь с диаграммой (т.е. графиком) годового количества осадков для города Владивостока. (показать на карте). Возьмите зелёные карточки и выполните задания - Определите: а) количество осадков, выпадающих за год; б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков; в) месяц с самым маленьким количеством осадков. - Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. - Ответьте на вопросы: 1. Откуда дуют ветры в городах Абердин, Аден, Владивосток зимой и летом? 2. Почему во Владивостоке большая часть осадков выпадает летом? 3. Как называются ветры, дующие над территорией, где расположен Владивосток? Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана. | Продуктивное чтение Читают учебник и находят там нужную информацию. Заполняют пропуски в карточке. Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод Слушают рассказ учителя, вспоминают прошлый материал. Анализируют рассказ учителя, узнают, сравнивают и делают вывод. Рассматривают рисунок, сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах Слушают, запоминают, осмысливают новые понятия, рассматривают картинки на слайдах Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах Отвечают на вопросы, основываясь на полученных знаниях и личном опыте Выполняют движения Работа с рисунками на слайдах, анализируют, повторяют изученный материал, изучают новый прибор и принципы его работы Отвечают на вопросы Рассматривают рисунок, сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы, знакомятся с диаграммами, учатся их читать и анализировать Отвечают на вопросы Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать осадки по различным показателям. | Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Отрабатывают понятия урока Уясняют новые термины и понятия Уясняют новые термины и понятия Отрабатывают понятия урока Формирование умения осуществлять синтез и подведение под понятие; Уясняют новые термины и понятия Отрабатывают понятия урока Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Уясняют новые термины и понятия Отрабатывают понятия урока Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Уясняют новые термины и понятия Отрабатывают понятия урока Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Уясняют новые термины и понятия Отрабатывают понятия урока Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Анализ рисунка в учебнике. Отрабатывают понятия урока Умение работать с рисунками Умение работать с рисунками Анализ рисунка в учебнике. | П., Р.: Умение работы с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание Р., К.: Сравнение, анализ, вывод. К.: участие в совместной деятельности; П.: Умение выделять главное, существенные признаки понятий, узнавание нового, П., К.: сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают П., Р., К.: Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод. Л.: Обращаются к собственному опыту П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание Р., К.: Сравнение, анализ, вывод. К.: участие в совместной деятельности; П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание Р., К.: Сравнение, анализ, вывод. Л.: Обращаются к собственному опыту К., Р.: Дают развернутый ответ, обобщают информацию. П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание Л.: Обращаются к собственному опыту Л.: Ответственное отношение к своему здоровью П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание К., Р.: Дают развернутый ответ, обобщают информацию. П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; | |