СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему: Атмосферные осадки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии в 6 классе.

Тема урока: Атмосферные осадки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: Атмосферные осадки»

Технологическая карта урока географии в 6 классе.

Тема урока: Атмосферные осадки

Цели урока:

Содержательная:

- продолжить формирование знаний учащихся об атмосфере. Сформировать понятия «атмосферные осадки», «диаграмма количества осадков»;

- сформировать представление о методах измерения количества осадков;

-расширить знания о профессиях, связанных с изучением атмосферы;

- выявить географические особенности распределения осадков по земной поверхности.

Развивающая: Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;

-развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;

Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами, анализировать диаграммы количества осадков.

Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока:

изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности:

коллективная, индивидуальная, парная.

УУД

Личностные УУД: Ученик должен обладать ответственным отношением к учебе;

Регулятивные УУД: Сформированность умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Коммуникативные УУД: Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Познавательные УУД: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделять информацию

Опорные понятия, термины:

Новые понятия:


Облака, испарение, температура воздуха


Атмосферные осадки, осадкомер, диаграмма количества осадков

Межпредметные связи:

Естественные науки: химический состав веществ, охрана атмосферы, конденсация, испарение.

Общественные науки: изображение воздушной стихии, атмосферных явлений

Ресурсы:- основные;

- дополнительные:

УМК “Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. 6 класс «Дрофа», атлас, раздаточный материал для практической работы.

презентация








Технология развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты


Предметные

УУД


1.Орг. момент


Приветствие учащихся, знакомство, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.


Л., К: Освоение социальных норм, правил поведения


2. Актуализация знаний

(Стадия вызова)

- Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут.

- На слайдах разные облака. Какие облака мы видим

- Какое значение имеют облака?

- Отгадайте ещё загадки.

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил.


Падает горошком, скачет по дорожкам (град)

Вечером наземь слетает, ночь на Земле пребывает, утром опять улетает (роса)

Белый и пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

О чем сегодня будем говорить?

Отгадывают загадку. Вспоминают прошлый материал



Отгадывают загадки, основываясь на личном опыте.







Высказывают свои предположения



Формулируют тему урока.

Повторение сведений об атмосфере, расширение знаний о природе Земли

П.: Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов.



К.: участие в совместной деятельности;



3. Сообщение темы и цели урока

Атмосферные осадки.

Давайте поговорим сегодня поподробнее об атмосферных осадках.

- Подумайте, какие вопросы приходят вам на ум, когда вы слышите фразу атмосферные осадки?

Записывают тему.

Каждый ученик самостоятельно формулирует свои вопросы.


Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями


4. Изучение нового материала: «Атмосферные осадки» (Стадия осмысления)































































































































































Физкульт-

минутка


1.- Давайте вместе определим, в какой последовательности нужно отвечать на эти вопросы.

- Что такое атмосферные осадки?

- Каким бывают атмосферные осадки?

-Для чего нужны атмосферные осадки?

-Как и для чего учёные измеряют количество осадков?

-Почему на Земле выпадает разное количество атмосферных осадков: где-то очень много, а где-то слишком мало?

Работают

самостоятельно

составляют план урока.


Ученики называют свои варианты последователь-

ности вопросов урока


Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Выполняют логическую задачу: составляют последовательность изучения новых понятий, формирования новых умений.

Р.: Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

К.: Умение вести диалог




2. У вас возникло много интересных и важных вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

1. Что такое атмосферные осадки?

- Возьмите со стола карточки № 1(желтые) и заполните их, используя учебник стр.124-125. Время выполнения 3 минуты. Вы можете советоваться с соседом по парте.


- Карточка № 1 Дождь, снег, град – вся вода в твердом и _____________ состоянии, которая выпадает из облаков, называется атмосферными осадками. Однако, осадки выпадают не только из облаков, но и из воздуха – изморозь, гололёд, иней и __________________. Они образуются потому, что после захода Солнца, земля и поверхность растений быстро ________________. Воздух, соприкасаясь с поверхностью земли, тоже остывает и оставляет на поверхности лишний водяной _______________.

- Проверяем одну карточку и сдаем, подписав фамилию.

- Так что такое атмосферные осадки? ( уч. стр. 125)

----------------------------------------------------


3. Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…..(дождь)

- Посмотрите на рисунок на стр. 125. Чем отличается облачная капля от дождевой?

----------------------------------------------------

---------------------------------------------------

- Давайте подумаем над значением дождя.

4. Но дождь ведь не единственный вид осадков!

- На столе у вас есть несколько карточек розового цвета, с описанием образования природных явлений, связанных с атмосферой. Найдите то описание, которое относится к граду.

- зачитываем ответ.

Градины образуются в кучево-дождевых облаках. Капельки воды в облаке под действием движущегося воздуха то поднимаются вверх, то опускаются вниз. При этом они попадают в верхнюю часть облака, где температура ниже 0°С. Капелька превращается в льдинку. Льдинка опускается в нижнюю часть облака и покрывается водой. Затем, когда она поднимается вверх, на ней намерзает второй слой льда. В конце концов льдинка-градинка становится такой тяжёлой, что падает на землю. Град бывает очень крупных размеров. Но даже небольшие градины наносят ущерб сельскому хозяйству, постройкам. Он губит посевы, пробивает крыши, портит теплицы и парники.



5. Зима у нас в этом году великолепная. Какой вид осадков связан с зимой?

- Найдите на карточке описание снега.

- Что может быть легче снежинки? Упадет на руку, и даже не почувствуешь. Она весит 2-3 миллиграмма. Снежинки падают, падают и в течение нескольких часов огромные пространства покрываются пушистым одеялом. Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов. Для образования снега нужно, чтобы температура в облаке была ниже 0°С. Обычно снежинки имеют форму 6-лучевых звездочек. Нет ни одной одинаковой снежинки.

- В чём значение снега?

6. Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они не делают кругов на воде и едва ощутимы на лице.

Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.


7. Рассмотреть на уроке все виды осадков невозможно. Поэтому мы остановимся только еще на одном – но самом необычном и красивом. Трудно найти человека, который не любовался бы капельками росы.

-Найдите описание на карточках.


Это мельчайшие капли воды, выделяющиеся из воздуха на поверхности земли и наземных предметах, охлаждающихся за ночь. Т.е. роса возникает из ничего. Этот вид осадков выпадает на землю не из облаков.

- А какие ещё осадки выпадают не из облаков? (иней, изморозь, гололёд).

8.

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)

Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)

Что это за шар? (Солнце)

За окном сейчас светит Солнце?

----------------------------------------------------

9. Атмосферные осадки измеряют при помощи специальных приборов: осадкомера и снегомерной рейки.

Осадкомер похож на ведро. (стр. 107 рис.68). Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год.

-Как называется профессия людей, занятых на метеорологических станциях? Чем она интересна?

------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

И. На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 126. Познакомьтесь с диаграммой (т.е. графиком) годового количества осадков для города Владивостока. (показать на карте).

Возьмите зелёные карточки и выполните задания

- Определите:

а) количество осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.


- Какие причины могут влиять на количество осадков?

Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями.


- Ответьте на вопросы:

1. Откуда дуют ветры в городах Абердин, Аден, Владивосток зимой и летом?

2. Почему во Владивостоке большая часть осадков выпадает летом?

3. Как называются ветры, дующие над территорией, где расположен Владивосток?

Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана.







Продуктивное чтение

Читают учебник и находят там нужную информацию.

Заполняют пропуски в карточке.

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод























Слушают рассказ учителя, вспоминают прошлый материал.

Анализируют рассказ учителя, узнают, сравнивают и делают вывод.













Рассматривают рисунок, сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы





Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах

























Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах















Слушают, запоминают, осмысливают новые понятия, рассматривают картинки на слайдах



Выполняют задания, читают доп. текст, сравнивают, анализируют, делают выводы, рассматривают картинки на слайдах



Отвечают на вопросы, основываясь на полученных знаниях и личном опыте









Выполняют движения













Работа с рисунками на слайдах, анализируют, повторяют изученный материал, изучают новый прибор и принципы его работы









Отвечают на вопросы















Рассматривают рисунок, сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы, знакомятся с диаграммами, учатся их читать и анализировать

Отвечают на вопросы











Умение работать со схемами и таблицами, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать осадки по различным показателям.










Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Отрабатывают понятия урока

Уясняют новые термины и понятия















Уясняют новые термины и понятия


Отрабатывают понятия урока

Формирование умения осуществлять синтез и подведение под понятие;





















Уясняют новые термины и понятия


Отрабатывают понятия урока



Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;













Уясняют новые термины и понятия


Отрабатывают понятия урока



Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;


Уясняют новые термины и понятия







Отрабатывают понятия урока

Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

























Уясняют новые термины и понятия


Отрабатывают понятия урока

Формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;













Анализ рисунка в учебнике.

Отрабатывают понятия урока

Умение работать с рисунками













Умение работать с рисунками

Анализ рисунка в учебнике.








П., Р.: Умение работы с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание



Р., К.: Сравнение, анализ, вывод.



К.: участие в совместной деятельности;













П.: Умение выделять главное, существенные признаки понятий, узнавание нового,



П., К.: сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают



П., Р., К.:

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод.

Л.: Обращаются к собственному опыту



П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание



Р., К.: Сравнение, анализ, вывод.



К.: участие в совместной деятельности;













П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание



Р., К.: Сравнение, анализ, вывод.





Л.: Обращаются к собственному опыту











К., Р.: Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание

Л.: Обращаются к собственному опыту







Л.: Ответственное отношение к своему здоровью











П.,Р.: Умение работы с доп. текстом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание

К., Р.: Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

















П.: Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач

Р.: Умеют выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности;



5. Стадия осмысления

1. Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.

-Осадки могут быть жидкими и твердыми.

-Выделяют осадки по сезонам года.

-Осадки могут выпадать из облаков и не из облаков.



2.Остались ли у вас вопросы, на которые вы не знаете ответов? Если появятся такие вопросы, как мы можем получить на них ответы

- Назовите виды осадков.

- На какие группы их можно разделить?

- Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?

- Каким прибором можно измерить количество осадков?

- Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?

Повторяют и систематизируют изученный материал, отвечают на вопросы







Оценивают свою работу над проблемным вопросом









Обобщают изученное на уроке

П.: Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации

Р.,Л.,П.: Участвуют в формулировании выводов.

Определяют степень продвижения к цели.


7. Рефлексия

1. Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?

2. Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как читать диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным, интересным. Я очень рада за вас и спасибо за урок.






3. Поставьте оценку согласно полученным жетонам.

Отвечают на

поставленные вопросы, рассуждают, оценивают.



Оценивают свою работу над проблемным вопросом

демонстрируют знания по изученной теме , умение их применять в условиях

Л.: Обладают осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями


7. Домашнее задание:


Параграф 41



Записывают домашнее задание в дневник.





Используемая литература

    1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Ленинград: «Гидрометеоиздат», 1987

    2. Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 2008.

    3. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. М: Просвещение, 2013.

    4. Герасимова Т.П. География. География начальный курс Учебник для общеобразовательных школ. – М.: «Дрофа», 2013

    5. Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум М: Просвещение, 2012.

    6. Энциклопедия «Что есть что?». Географические карты. – М: «Слово», 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!