СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Методы маркетинга (маркетинговые исследования)"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Методы маркетинга (маркетинговые исследования)"»

Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»














Методическая разработка

открытого урока «Методы маркетинга (маркетинговые исследования)»

по дисциплине ОП.07 Основы экономики, менеджмента и маркетинга


Для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания



















Хабаровск

2024


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Методические рекомендации для преподавателей

6

Технологическая карта открытого учебного занятия

10

Заключение

13

Список литературы

15

Приложения



































Пояснительная записка


Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания составлена в соответствии с Положением о написании методических разработок и учебно-методических пособий в КГБ ПОУ ХТЭТ. Тема учебного занятия «Методы маркетинга (маркетинговые исследования)». Тип учебного занятия усвоение новых знаний.

В современной рыночной ситуации, характеризующейся острой конкурентной борьбой, предприятия преследуют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача адекватной маркетинговой оценки текущего положения предприятия, его продуктов и услуг, поскольку на основании результатов маркетингового исследования и разрабатываются мероприятия по повышению эффективности функционирования предпринимательской структуры. В конкурентной среде практически невозможно нормальное развитие без учета требований и мнения потребителей, для изучения которого в комплексе методов маркетинга предусмотрен целый арсенал инструментов, объединенный понятием «маркетинговые исследования». Решению проблемы получения адекватной маркетинговой информации и посвящены методические рекомендации по представленному уроку.

Методическая разработка содержит методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению открытого урока; технологическую карту урока, в которой указана его тема, формируемые компетенции, цели и задачи учебного занятия, методические приемы и форма проведения, материально-техническое и дидактическое оснащение. Технологическая карта содержит также информацию о ходе учебного занятия, его структуре и хронометраже.

Цель открытого урока - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о таком методе маркетинга, маркетинговые исследования.

Открытый урок носит профессиональную направленность и способствует развитию интереса студентов к будущей профессии.





Методические рекомендации для преподавателей


Проведение учебного занятия начинается с организационного момента, проверки отсутствующих студентов.

Затем преподаватель сообщает тему учебного занятия, подчеркивая ее актуальность методом проблемной ситуации, для чего используется эпиграф к уроку и привлекает студентов к формулированию целей учебного занятия. Привлечение обучающихся к формулированию целей урока способствует осознанию студентами целей обучения, пониманию их значимости, обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность. Суть же приема проблемной ситуации состоит в обозначении проблемы и вовлечении студентов в активное ее обсуждение с целью поиска решения, в оценке того, насколько важную роль в предпринимательской деятельности вообще и в маркетинге в частности играют маркетинговые исследования; как необоснованные управленческие решения, не подкрепленные качественной маркетинговой информацией, негативно сказываются на деятельности предприятия в целом. В результате, студенты самостоятельно формируют цель урока, и преподаватель знакомит их с планом урока.

Урок направлен на усвоение новых знаний, для чего выбрана дискуссионная форма его проведения. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. В отличии от традиционной лекции, дискуссия имеет гораздо более долгосрочный эффект, так как активное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний. Дискуссия помогает моделировать сложные ситуации в профессиональной деятельности. В результате применения дискуссионного метода должны быть решены такие задачи, как обучение анализу реальных ситуаций, формирование навыков выявления сильных и слабых сторон того или иного метода проведения маркетинговых исследований, определения эффективности того или иного метода в соответствии с маркетинговыми целями организации. Преподаватель выступает организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, направляет и модерирует процесс обсуждения. Например, преподаватель дает определение такому полевому методу проведения маркетинговых исследований, как наблюдение, описывает механизм его осуществления и задает студентам вопросы, отвечая на которые и обсуждая эти ответы они сами находят достоинства и недостатки данного метода. В ходе такого обсуждения и преподаватель и сами студенты приводят примеры профессиональной деятельности, моделируют ситуации. Полученную в результате обсуждения учебную информацию студенты записывают в тетради, ориентируясь на рекомендованные преподавателем и представленные на слайдах схемы (Приложение 1).

На следующем этапе урока студентам предлагается решить ситуационную задачу на выбор наиболее эффективного метода проведения маркетингового исследования (Приложение 2). Значительную роль в профессиональном образовании играют активные методы обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов студентов, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих способностей в процессе обучения. Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а на организацию их для самостоятельного получения знаний. Среди активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи.

Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности студентов, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь, что очень важно при изучении учебной дисциплины. Введение элементов игры в обычную учебную деятельность обучающихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.

Задания основной части урока направлены на глубокую проработку и осознание теоретического материала, его анализ и оценку. Такой подход к изучению нового материала, в отличии от привычного конспектирования лекции, предполагает более глубокое усвоение материала, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. То есть, преподаватель не преподносит готовое знание, а создает на учебном занятии такую ситуацию, в ходе которой студенты сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственные выводы.

Подведение итогов учебного занятия проводится в завершении урока путем обобщения его результатов и обсуждения их со студентами. Студенты определяют, достигнута ли ими цель учебного занятия, выполнены ли задачи.

В конце учебного занятия выдается домашнее задание и проводится инструктаж по его выполнению. Домашнее задание представляет собой ситуационную задачу (кейс-задание), построенную на примере конкретного предприятия общественного питания (Приложение 3). Студентам необходимо проанализировать ситуацию и определить, какие методы проведения маркетинговых исследований в данной ситуации наиболее эффективны. Кроме того, студентам предлагается выступить в роли экспертов и выявить ошибки, которые были допущенные в данном кейсе.

Важным элементом любого учебного занятия является рефлексия. На данном этапе студенты соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Именно рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться. Рефлексия является своеобразным показателем активности студента как субъекта учебной деятельности. Рефлексия в ходе подведения итогов учебного занятия и в его завершении проводится методом устного опроса, когда преподаватель спрашивает у студентов, что им понравилось, а что не понравилось на уроке, что вызвало затруднения, а что запомнилось лучше всего.

Таким образом, на учебном занятии усвоения нового знания преподаватель вовлекает студентов в процесс обучения, процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.


Технологическая карта открытого учебного занятия

Дисциплина: «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Группа: Т-42


Тема учебного занятия: Методы маркетинга (маркетинговые исследования)

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

Цель занятия:

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о таком методе маркетинга, как маркетинговые исследования.

Задачи:

Обучающая: формирование представления о методах проведения маркетинговых исследований

Развивающая: развитие познавательной активности, самостоятельности, организационно-технологических умений при проведении маркетинговых исследований

Воспитательная: формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии, ее социальной значимости, потребности в приобретении комплексных профессиональных знаний, привитие ответственности за самостоятельный выбор решения.

Методическая: показать значимость полученных знаний в практической профессиональной деятельности.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний

Вид учебного занятия: проблемная лекция-обсуждение с элементами самостоятельной работы

Обеспечение: мультимедийная установка, электронная презентация.

Внутридисциплинарные связи: Тема 6.1. Структура маркетинговой деятельности

Междисциплинарные связи: ПМ 06. Организация работы структурного подразделения

Методические приемы:

словесные: проблемная лекция, дискуссия;

наглядно-демонстрационные: мультимедийная презентация;

практические: анализ практической ситуации, сравнительный анализ.


Структура занятия

Время


Этапы проведения занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

15

Целевой и мотивационный этап

Организационный момент

Объявляет проблему и тему учебного занятия, определяет его ход. Определяет значение междисциплинарных связей

Информация дежурного об отсутствующих.

Слушают информацию для дальнейшей работы, на основе заявленной темы учебного занятия формулируют его цель.

2

60

Основная часть


Инструктаж о проведении занятия: определяет порядок работы. Проводит дискуссию об основных видах маркетинговых исследований (кабинетные, полевые)

Знакомятся с порядком работы, записывают тему, цель, определения в тетради.

1 этап.

Изучение видов и методов проведения маркетинговых исследований

Проводит дискуссию об основных методах проведения полевых маркетинговых исследований, приводит примеры, демонстрирует информацию на слайдах

Обсуждают, отвечают на вопросы о достоинствах и недостатках каждого из обсуждаемых методов проведения исследований, записывают информацию в тетради в виде сравнительных таблиц или схем

2 этап.

Решение ситуационной задачи на выбор наиболее эффективного метода проведения маркетингового исследования

Выдает задание. Консультирует по выполнению работы, выступает в роли консультанта и модератора. Моделирует ситуацию в профессиональной деятельности, применяет методы ролевой игры для стимулирования воображения обучающихся


Групповая работа. Выполняют задание в устной форме, обсуждают и оценивают выбор того или иного метода маркетингового исследования.

Обсуждают приведенные примеры, анализируют описанные преподавателем ситуации, делают выводы

4

15

Подведение итогов

Оценочно-результативный этап: обобщает результаты учебного занятия. Подводит итоги.

Слушают информацию. Принимают участие в подведении итогов.

Рефлексия: предлагает поделиться впечатлениями от урока в устной форме

Отвечают на вопросы, высказывают впечатления

Заключение


Методическая разработка открытого урока на тему «Методы маркетинга» по учебной дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» подготовлена для обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Урок направлен на усвоение новых знаний в области таких методов маркетинга, как маркетинговые исследования.

В ходе урока используются такие формы активации учебной деятельности, как проблемная дискуссия, мозговой штурм, решение ситуационных задач.

Профессиональная направленность учебного занятия помогает обучающимся осознать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, формирует чувство уважения к труду.

Здоровьесберегающая технология реализуется путем чередования различных видов деятельности обучающихся.

Применяемая в данном уроке технология дискуссионного общения — это основа личностно-ориентированного образования. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. Преподаватель в современных условиях становится теперь не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества

Учебное занятие способствует развитию личностных качеств студентов, познавательных способностей, стимулирует интерес к своей профессии. Этому также способствует рефлексия в заключении урока, цель которой - выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими собственными. Рефлексия помогает обучающемуся формировать желание и умение учиться.

Методическая разработка учебного занятия может служить для распространения опыта работы, реализации методических идей.

Список литературы


  1. Брезгина, К. В. Маркетинговые исследования : учебное пособие / К. В. Брезгина, Е. А. Антинескул, А. А. Ясырева. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 141 c.

  2. Мазилкина, Е. И. Маркетинг: учебник для СПО / Е. И. Мазилкина. — Саратов: Профобразование, 2020. — 232 c. 

  3. Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнева. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2019. — 294 c.

  4. Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А. Алексунин. — Москва: Дашков и К, 2018. — 215 c.


Интернет-ресурсы:

  1. www.marketologi.ru

  2. www.marketer.ru

  3. www.analytic-center.ru



















Приложение 1












Приложение 2












Приложение 3