СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по дисциплине Защита прав потребителей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум в теме "Права потребителей при покупке товаров". 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по дисциплине Защита прав потребителей»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум»




















Методическая разработка урока

по дисциплине ОПД.06 Защита прав потребителей

по теме «Последствия продажи товаров ненадлежащего качества»










Разработчик: преподаватель профессионального цикла Степаненко Т.А.








п. Тарасовский

2018 г.

Аннотация

Данный урок является уроком-практикумом в теме «Права потребителей при покупке товара», на него отводится 1 час.

Цель урока: учиться определять последствия продажи товара ненадлежащего качества в конкретных торговых ситуациях, применяя законодательство по защите прав потребителей.

Задачи урока:

обучающая:

-формировать умения соблюдать требования законодательства в сфере защиты прав потребителей;

- учить применять полученные знания Федерального закона «О защите прав потребителей» в конкретных торговых ситуациях при продаже товара ненадлежащего качества.

развивающая: - повышение общей положительной мотивации обучающихся к обучению путём использования игровой технологии с элементом ролевой игры.

- формирование навыков самостоятельного принятия правильного решения.

воспитывающая:

- развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления.

– воспитание нравственных, эстетических позиций, культуры устной речи.

- закрепление навыков работы в команде.

социализирующая:

- обучение общению.

Тип урока:

По основному способу (форме) проведения: практическая работа.

По основной дидактической цели: урок применения знаний и умений.

Используемая технология: игровая.

Форма проведения: состязание.

Проблематика урока выявляется с помощью видеосюжета, в котором четко обозначены проблемы и значимость определения последствий продажи товара ненадлежащего качества.

С точки зрения реализации компетентностного подхода на уроке предоставляется возможность:

совместно со обучающимися определить тему урока, поставить цель и организовывать её достижение, осуществить анализ проблемных задач;

отрабатывать умения ставить задачи; работать с законодательством, что важно для успешной деятельности продавца;

создавать условия для устного выступления и письменного предъявления результатов своей деятельности.

Воспитательный потенциал урока направлен на формирование личностных качеств, таких как коммуникативности и ответственности за результаты своей работы. Развитие коммуникативной компетентности осуществляется на всех этапах урока. Коммуникативная компетенция в формируется в аспекте:

  • групповой продуктивной коммуникации;

  • диалога.

Работа в парах и группах способствует развитию данной компетенции: диалог в паре, публичные выступления с представлением обработанной информации.

В диалоге обучающиеся обсуждают ход выполнения заданий. Предоставляется возможность для высказывания своего мнения, доводов и их аргументации.

Проявления коммуникативной компетентности выражается в том, что обучающиеся свободно вступают в диалог друг с другом, с преподавателем, адекватно реагируют на вопросы, осуществляют конструктивное общение.

Важную роль в достижении поставленных задач урока играют выбранные методы, такие как:

  • метод опроса,

  • практический;

  • словесный;

  • наглядно-иллюстративный;

  • проблемно-поисковый;

  • дискуссия.

При опросе все обучающиеся включаются в работу. На уроке реализуются дидактические принципы доступности, индивидуального подхода к обучающимся.

Самостоятельной работе обучающихся способствует наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей.

На уроке ведется работа с нормативными актами. При выполнении практической работы используется полученный опыт обучающихся на предыдущих уроках.

Приемы на занятии носят игровой характер, основаны на лично-ориентированных ситуациях, которые побуждают обучающихся к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта, знаний.

Создание проблемных ситуации, вопросы на логическое мышление способствуют эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Водная часть занятия предполагает организацию обучающихся, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Основная часть урока строится в основном на использовании всех групп методов, которые отображают одну тематику и тесно взаимосвязаны.

Смена видов деятельности способствует поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего урока.

Появление у обучающихся достаточно устойчивых навыков определения последствий продажи товара ненадлежащего качества свидетельствует о достижении поставленных целей урока. Используемые метод рефлексии демонстрирует, что студенты извлекли из урока опыт определения действий при продаже товара ненадлежащего качества, который обязательно пригодится им в их профессиональной деятельности.




Тема программы: Права потребителей при покупке товара ненадлежащего качества.

Тема урока: Последствия продажи товаров ненадлежащего качества.

Цель: учиться определять последствия продажи товара ненадлежащего качества в конкретных торговых ситуациях, применяя законодательство по защите прав потребителей.

Задачи:

Обучающая:

-формировать умения соблюдать требования законодательства в сфере защиты прав потребителей;

- учить применять полученные знания Федерального закона «О защите прав потребителей» в конкретных торговых ситуациях при продаже товара ненадлежащего качества.

Развивающая:

- повышение общей положительной мотивации обучающихся к обучению путём использования игровой технологии с элементом ролевой игры.

- формирование навыков самостоятельного принятия правильного решения;

Воспитательная:

- развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления.

– воспитание нравственных, эстетических позиций.

- воспитание культуры устной речи.

- закрепление навыков работы в команде.

Социализирующая:

- обучение общению.

Тип урока:

По основному способу (форме) проведения: практическая работа.

По основной дидактической цели: урок применения знаний и умений.

Используемая технология: игровая.

Форма проведения: состязание.

Методы: практический, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельный.

Межпредметные связи: МДК 01.01 Розничная торговля непродовольственными товарами, МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами.

Материально-техническое обеспечение: презентация, проектор, экран, ФЗ «О защите прав потребителей», бланки заданий.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята, коллеги! Сегодня урок по дисциплине «Защита прав потребителей» пройдет в нетрадиционной форме, а именно – урок состязание. Предварительно ваша группа получила задание разделиться на команды, выбрать капитана и придумать название команды и девиз. Пожалуйста, капитаны, представьте визитную карточку своей команды.

У каждой команды на начало игры имеется свой бюджет в размере 1500 рублей игровых купюр. Ваша цель: преумножить свой бюджет за счет правильного выполнения предложенных заданий. То есть, в случае положительного ответа вы зарабатываете денежные средства, а в случае отрицательного ответа – платите штраф. В принципе, как и в будущем в вашей профессиональной деятельности – торговле, за свою некомпетентность придется заплатить. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество игровых купюр. Кроме этого, дополнительно за каждый правильный ответ участник получает жетоны, которые будут учитываться в конце игры при выставлении оценок. Посмотрим, кто из вас внесет большую лепту в победу своей команды. Капитаны обязаны следить за работой каждого участника и контролировать выдачу жетона.

Условия игры всем понятны?

Итак, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из фильма «Кубанские казаки».

Ответьте на вопрос:

Почему так возмущалась героиня фильма, чем ее не устроили хомуты? (они были малы даже для человека)

А как называется такой товар с точки зрения закона «О защите прав потребителей»? (товар ненадлежащего качества)

Чем отличается товар ненадлежащего качества от товара надлежащего качества? ( в товаре ненадлежащего качества имеются недостатки, в товаре надлежащего качества их нет).

Вы увидели, что продавец активно выражает свое несогласие с покупателем, к чему может это привести? (героиня будет жаловаться в комитет)

На что нужно опираться продавцу в своих действиях при общении с покупателем? Что он должен знать? (продавец должен знать закон «О защите прав потребителей).

Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься на уроке? (учиться применять закон «О защите прав потребителей», чтобы не попасть в такую ситуацию, как в кино)

Правильно.

Тема нашего занятия: «Последствия продажи товара ненадлежащего качества».

Исходя из темы урока, определите нашу задачу на сегодняшний урок, какова главная цель? (ответ: научиться определять на практике права потребителя при продаже товара ненадлежащего качества).

На доске: «Цель: учиться определять последствия продажи товара ненадлежащего качества в конкретных торговых ситуациях, применяя законодательство по защите прав потребителей».

Мотивация

Вопрос: на сколько вы считаете важно знать продавцу права при продаже товара ненадлежащего качества в его профессиональной деятельности? (ответ: продавец несет ответственность за качество товара, представляя интересы фирмы, при неправомерных действиях продавца торговой организации придется отвечать в судебном порядке, выплачивать штрафы, могут уволить с работы)



Итак, начинаем состязание. Чтобы грамотно разрешать ситуации, необходимо владеть знаниями о сроках ответственности. Проверим это с помощью экспресс-опроса.

I Экспресс-опрос

Вопросы задаются команде, каждый участник отвечает на поставленный вопрос. Команда должна дать мгновенный ответ. Цена вопроса 100 р.

Команда №1

1. С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю).

2. Кто устанавливает гарантийный срок на российские товары? (изготовитель)

3. Вы заказали товар через почту по каталогу, с какого дня будет исчисляться гарантийный срок и срок службы? (со дня доставки товара потребителю)

4. Как исчисляется гарантийный срок на сезонные товары? (с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется исходя из климатических условий места нахождения покупателя).

Команда №2

1.В течение какого срока можно предъявить претензии, при обнаружении недостатков в товаре, если гарантийный срок на товар не установлен? (2-х лет).

2. На какие товары изготовитель должен устанавливать срок годности? (продукты, медикаменты, парфюмерно- косметические)

3. Может ли продавец устанавливать срок службы и срок годности? (нет, эти сроки устанавливает только изготовитель)

4. Каковы сроки реализации булочных изделий весом до 0,2 кг. из сортовой пшеничной муки? (24 часа).

Команда №3

1. С какого дня исчисляется срок годности? (со дня изготовления)

2. Какой документ подтверждает заключение договора купли-продажи ? ( чек кассовый или товарный)

3. Назовите сроки для замены товара ненадлежащего качества. (в 7-дневный срок).

4. В документах, приложенных к недавно купленному кухонному комбайну. Вы не обнаружили срок службы, в течение которого времени предприятие, выпустившее прибор должно нести ответственность за его безопасность? (в течение 10 лет).

Подведение итогов экспресс-опроса.

В следующем туре вам предстоит, используя основные положения закона «О защите прав потребителей», разрешить ситуацию сюжета, который вы увидите на экране. Посовещавшись в команде, дать ответы на поставленные вопросы и зафиксировать их на бланках. Цена вопроса 300 руб.

II Видео-раунд.

Демонстрация видеоролика.

Команды письменно отвечают на вопросы:

- Как должен был поступить продавец в данной ситуации?

- Какие права потребителя были нарушены?

(ответ:

- ст. 18 п.5 Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

- ст. 4 качество товара: Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору; 18 п.1 потребитель имеет право на: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли – продажи).

На выполнение задания – 5 минут.

Задание выполнили. Пожалуйста, команда №1 и команда №2 обменяйтесь результатами, а команда №3 сдайте мне на проверку. Оцениваем ответы в соответствии с правильными, которые вы увидите на экране.

Принимаем решение выдать заработанные средства командам и жетоны.



А теперь переходим к моделированию конкретной торговой ситуации. Капитан команды достает из мешка предмет и разыгрывает по предложенной схеме ситуацию. Каждая команда, выступит в роли продавца и в роли потребителя. Оценивается знание продавца ст. 18 ФЗ о ЗПП «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» и его умение грамотно разрешить ситуацию.

III Кот в мешке

Выходит представитель от команды №1 и №2, один из них покупатель (выбирает предмет) – знакомится с текстом и выступает с соответствующими требованиями, другой – продавец, который должен правильно разрешить сложившуюся ситуацию. Цена вопроса – 400 руб.

Далее действие повторяется только с участниками другой команды.

  1. Комплект постельного белья

Покупатель: Я купила комплект постельного белья за 1600 рублей. Оно было упаковано в полиэтилен. Дома, когда развернула его, обнаружила, что оно неприятно пахнет. Я постирала его. Но и после стирки запах остался, и к тому же у меня началась аллергия.

- Верните мне деньги!

- Я передумала, поменяйте мне на другой комплект, который не пахнет!

Действие продавца: ст. 18 Последствия продажи товара - замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжение договора купли-продажи (возврат одеяла покупателем, возврат денег продавцом).



2. Машинка для очистки ткани

Покупатель: я купила месяц назад у вас в магазине машинку для очистки ткани. Она перестала работать через неделю. Вы провели экспертизу и признали, что товар ненадлежащего качества.

- Верните мне деньги, я куплю машинку в другом магазине!

- Почему вы мне предлагаете поменять на аналогичную машинку? Я хочу вернуть свои деньги!

Действия продавца: вернуть деньги, приняв машинку – ст. 18 ФЗ о ЗПП, т.е. расторгнуть договор-купли-продажи.

3.Зубная щетка.

Покупатель: Я купила вчера у вас зубную щетку, но когда пришла домой попробовала ею воспользоваться, то выяснила, что половина щетинок высыпалось. Она бракованная. Верните мне деньги!

Продавец: должен вернуть деньги, хоть это товар и личной гигиены (входит в перечень), но он ненадлежащего качества – ст.18. экспертиза обойдется дороже стоимости щетки.

Подведение итогов за раунд.

IV Ва-банк

Есть такое выражение: «Потребитель – король рынка» Всегда ли король прав?» Это мы и выясним сейчас. Раунд – ва-банк, каждая команда должна разрешить ситуацию и ответить на вопрос: «Прав ли покупатель?» Цена вопроса 500 р.

Ситуация №1

Рождение сына семья Петровых решила отметить с родными и друзьями. Купив в магазине три буханки хлеба из пшеничной муки высшего сорта, хозяин дома приступил к сервировке стола. Разрезая первую буханку хлеба, Петров почувствовал неприятный запах, а мякиш хлеба был тягучим. Не трогая остальной хлеб, Петров отнес все три буханки в магазин, требуя вернуть деньги за недоброкачественный товар. Чека у него не было. Покупатель прав? (ответ: прав, если все три булки хлеба одной партии. Согласно ст. 18 ФЗ «О ЗПП» товар ненадлежащего качества потребитель имеет право вернуть и потребовать уплаченной суммы. Отсутствие чека не является основанием для отказа).

Ситуация №2

Покупательница купила 25 января оливковое масло в стеклянной бутылке по цене 150 рублей, а 1 февраля принесла его в магазин с просьбой вернуть его стоимость, т.к. масло оказалось фальсифицированным, о чем свидетельствует акт проведенный независимой экспертизы. Цена масла на момент возврата составила 180 рублей. Покупательница требует возвратить ей за масло 180 руб. Права ли покупательница?

(ответ: да. статья 24 закона "О защите прав потребителей" гласит: При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю)

Ситуация №3

10 марта покупательница Н.С. Петрова купила в магазине шоколадные конфеты «Ассорти». Через день Н.С. Петрова пришла в магазин и попросила обменять «Ассорти» на «Кедровый грильяж». Права ли Н.С. Петрова?

(ответ: нет, не права – продукты питания надлежащего качества обмену и возврату не подлежат).

Подводим итоги раунда – Ва-банк.

На этом наш тур заканчивается. Уважаемые капитаны команд, подсчитайте свой бюджет. Победителем стала команда … На втором месте команда …. , а на третьем команда … .

Вопрос: Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились определять последствия продажи товара ненадлежащего качества в конкретных торговых ситуациях, применяя законодательство по защите прав потребителей, т.е. на практических примерах учились действовать при продаже товара ненадлежащего качества)



Так перечислите прав потребителя при продаже ему товара ненадлежащего качества.

(Ответ: потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки;

- замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли - продажи).



Пригодятся ли вам в вашей жизни те умения, которые вы приобрели на уроке? Каким образом?



Мы можем сказать, что достигли поставленной цели урока.

Выставление оценок. Капитаны команд, пожалуйста, оцените работу своих коллег на уроке. Какие оценки вы бы поставили им, обоснуйте? Не забудьте учитывать жетоны.

Выдача домашнего задания: каждому индивидуально выдается ситуационная задача по разрешению споров между потребителем и продавцом по теме «Продаже товаров ненадлежащего качества».

Рефлексия:

- Как вы считаете, какую степень важности имеет наш сегодняшний урок для вас, как будущих продавцов? Свой ответ покажите в виде сигнала карточки: зеленый цвет – малозначимый, красный – очень важное значение.

Урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу!



Список использованных источников



  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(КоАП РФ).

  3. Закон PФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»

(с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016, от 1 мая 2017).

  1. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

  2. Постановление правительства российской федерации от 10 ноября 2011 г.  № 924 г. Москва «Об утверждении перечня технически сложных товаров»

  3. Постановление Правительства РФ от 16 июня1997 г. № 720 «Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению».

  4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 22.06.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

  5. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».