СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по экономике 11 класс на тему "Налоги"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Налоги

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по экономике 11 класс на тему "Налоги"»

Тема: Налоги как источник дохода государства

Цели урока: Формирование начального представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия

Планируемые результаты:

Предметные:

рассмотреть понятие налоги, экономическую сущность налогов и налоговую систему РФ.


Личностные:

способствовать формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны.


Метапредметные:

  1. Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.

  2. Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,


Тип урока: изучение нового материала

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная , фронтальная.

работа с текстом учебника, ответы на вопросы., коллективные обсуждения.


Методы работы: объяснение, беседа, , демонстрация презентации


Оснащение урока:, учебник


Оформление доски:


ХОД УРОКА


Деятельность преподавателя

1

Организационный этап

Создать условия для успешной работы на уроке, поддержания дисциплины

1

организация класса


подготовка к восприятию материала


Приветствуют учителя. Готовятся к уроку



2

Целеполагание, мотивационный этап

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

1

.\Мотивация на выбор темы и формулировку:

- Ребята, как вы думаете, почему для нас сегодня важно изучение данного материала.



Слушают учителя. Вместе формулируют тему и план.



3. Проверка выполнения самоподготовки

Выяснить уровень усвоения знаний по темам 1 главы

5

Повторение темы «Экономические задачи государства»


Отвечают на вопросы.

Выполняют задания

4

Актуализация знаний обучающихся

Сформулировать проблемы. Провести параллель с ранее изученным материалом.


Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Учитывая, что в учебнике по предмету авт. И.В Липсиц эта тема дается очень кратко, функции налогов не рассматриваются, однако в билетах по итоговой аттестации за курс средней школы эти вопросы есть, целесообразно урок проводить с использованием электронного пособия «Экономика и право. 9-11 кл.» или презентацией, созданной учителем на основе этого пособия.


Объяснение учителя с опорой на знания суворовцев о правовой стороне вопроса налогообложения, полученных в курсе «Право»

В определении понятия «Налогообложение» есть два момента, на которые стоит обратить внимание

Во-первых, изъятие части доходов может осуществляться различными способами.

Во-вторых, размер налогообложения зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Именно под углом этих проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения.

1). Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Налогообложение – определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства.

Определения (запись в тетрадь




2). Рассмотрим функции налогов

1 Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

3). Способы взимания налогов:

  • У источника

  • По декларации

  • По кадастру


4). Рассмотрим, какие существуют системы налогообложения и их отличие друг от друга


5). Структура налоговой системы России по уровням


  1. Закрепление материала

Задания классу

1. Какое из приведенных утверждений является

неправильным? 

  • налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц

  • налоги являются основным источником государственных доходов

  • граждане уплачивают налоги государству на добровольной основе

  • налоги выполняют в экономике фискальную и регулирующую функции










Деятельность учеников


1Слушают учителя, участвуют в обсуждении, работают с учебником


Работа учащихся в группах по алгоритму.

1. Выбор лидера группы.

2. Выбор хранителя времени.

3. Работа с документами (чтение, выбор главного)

4. Работа с вопросами.

5. Совместное обсуждение.

6. Выполнение задания.

7. Выбор выступающего


Слушают , задают вопросы работают с картой, составляют схему


Обсуждают

Заполняют таблицу



Выявляют отличия

6

Обобщение и систематизация знаний

Осмыслить полученные на уроке знания. Привести их в стройную систему

2


Обобщение по вопросам с

Анализируют полученные знания, озвучивают основные положения своих конспектов,обобщают их и формулируют выводы.

7

Контроль уровня усвоения, самопроверка и взаимопроверка знаний

Выявить, насколько глубоко усвоена тема, решены ли поставленные задачи.


. Задает вопросы для закрепления.


Стр учебника.

Ответы на вопросы.

8

Рефлексия, подведение итогов занятия

Выяснить где могут пригодиться полученные знания. Оценить работу на уроке.


Какую тему мы сегодня с вами исследовали?

2. Подвести к формулировке вопроса урока.

3. Как вы думаете, почему нам с вами удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?

- как мы это делали?
- зачем мы это делали?
- достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили?


Моделируют ситуации, где необходимы полученные знания. Анализируют свою активность.


9

Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению

Определить круг вопросов для закрепления на самоподготовке

Элементы налогообложения и их характеристика

Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название "элементы налогообложения". Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

  • – объект налогообложения;

  • – налоговая база;

  • – налоговый период;

  • – налоговая ставка;

  • – порядок исчисления налога;

  • – порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате.

Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое обстоятельство, действие или юридический факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль.

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физических лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физическим лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах.

Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб. за одну лошадиную силу.

Налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг).

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогампо окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: "Кто должен рассчитать сумму налога?". Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

  • – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;

  • – обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;

  • – в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах,

Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов, отвечает на вопрос: "Когда налогоплательщик должен заплатить налог?". В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты государственной пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов государственная пошлина должна быть уплачена до выдачи документа; при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) налогоплательщик обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!