МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 1 КЛАССЕ
УРОК ПО ТЕМЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СТРАНУ СПОРТИВИЯ».
Аннотация
В этой методической разработке урока аэробика выступает в роли средства формирования двигательных умений и навыков маленьких школьников на уроках физической культуры. Аэробика позволяет учебную рутину в школе сделать интересным, новым, необычным уроком, на который хочется пойти снова.
Такой урок требует безусловно определенной подготовки, творчества и фантазии и музыкальных знаний от учителя. В дальнейшем методика может применяться при проведении праздников с родителями, фестивалей и предметных недель. Все эти мероприятия пройдут на высоком эмоциональном уровне и не оставят никого равнодушным.
К организации уроков можно привлечь учеников старших классов, так уроки станут еще разнообразнее, веселее и эмоциональнее.
Предлагаю свою разработку всем заинтересованным учителям физической культуры, а также педагогам дополнительного образования. Надеюсь, что предлагаемый проект будет интересен широкому кругу педагогов-практиков.
Оглавление
1. Аннотация …………………………………………………...………………… 1
2. Оглавление ………………………………………………………...……………2
3. Введение ………...…………………………………………………...…...….... 3
4. Основная часть ………..………………………………………………………..4
5. Анализ результатов и вывод……………………………………………………9
6. Библиографический список ………………………………………………......10
Введение
Слово «аэробика» означает «с кислородом». Это упражнения, достаточно энергичные и бодрые, длятся не менее 20 минут и выполняются регулярно, чтобы поддерживать сердце и легкие в состоянии здоровья. Как правило, выполняется в группах с инструктором и фоновой музыкой. В своей методической разработке автор предлагает использовать элементы аэробики на уроках физической культуры в первых классах. Интерес к аэробике вырос растет молниеносными темпами с первых дней ее зарождения. Аудитория, заинтересованная в крепком здоровье и красивом теле, осознает всю ее пользу. Такие занятия сжигают жир быстрее, чем любой другой тип упражнений.
Помимо укрепления здоровья и совершенствования физической формы физическая культура имеет своей целью встроенное развитие личности. Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль. Так музыкальное сопровождение может способствовать:
Повышение работоспособности;
Развитию координации движений;
Воспитание чувства и понимание ритма, такта мелодии, и как следствие выработки красивых выразительных движений.
Активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;
Обогащению слухового и двигательного опыта.
Кроме того, использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
Содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой
жизнедеятельности;
Способ тренировки одновременно тела и души;
Способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
Содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Основная часть
Музыка способствует развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, музыкального вкуса. Её применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает разнообразить тренировки, стимулировать и мотивировать тренирующихся к новым достижениям, а также ускоряет процессы освоения техники правильного выполнения движений.
В основу работы легли исследования. Автора интересовали вводная часть урока — разминка под музыкальное сопровождение и без него – в одном классе занятия проходили под музыку, а в другом – без нее, под счет учителя.
Цели: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма. Развитие выносливости, точность движений, координации, равновесия. Развитие творческой инициативы детей.
Почему разминка так необходима и какое влияние она оказывает на организм?
Помогает избежать травм и растяжений во время занятий спортом;
Мышцы и связки разогреваются, и становятся более эластичными и прочными;
Повышается температура тела, в результате чего улучшается кровообращение и создается оптимальный сердечный ритм;
Увеличивается выносливость и работоспособность организма.
Разминка с элементами аэробики ставит перед собой больше задач:
Совершенствовать базовые шаги в аэробике. Закрепить способы передвижений.
Развитие силы мышц ног, укрепление связок и суставов конечностей. Развитие умений учащихся действовать точно по команде учителя.
Воспитание мотивационно-положительного отношения к занятиям физической культурой.
Ниже приведены два комплекса для разминки.
Разминка в обычном классе.
Вводная часть.
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2. Строевые упражнения.
3. Бег в равномерном темпе. (правом боком, левом боком, змейкой)
Комплекс общеразвивающих упражнений.
(Построение через центр в колонны по три)
а) «Рисуем головой»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе; круговые движения головой 4 р. в одну сторону и 4 р. в другую.
б) «Рисуем локтями»: Ноги на ширине плеч, руки к плечам; круговые движения локтями вперед 4 раза, круговые движения назад 4 раза
в) «Рисуем туловищем»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе; круговые движения туловищем в левую сторону 3 раза, в правую сторону 3 раза
г) «Рисуем коленом»: Одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе; круговое движение коленом левой (правой) ноги; вернуться в исходное положение – 3 раза.
д) «Рисуем стопой»: Одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе; вращательные движения стопой в одну и другую сторону 8 раз.
Разминка в экспериментальном классе.
Вводная часть.
1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2. Строевые упражнения.
3. Бег в равномерном темпе. (правом боком, левом боком, змейкой)
Комплекс общеразвивающих упражнений.
(Построение через центр в колонны по три)
а) «Рисуем головой»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе; круговые движения головой 4 р. в одну сторону и 4 р. в другую.
б) «Рисуем локтями»: Ноги на ширине плеч, руки к плечам; круговые движения локтями вперед 4 раза, круговые движения назад 4 раза
в) «Рисуем туловищем»: Ноги на ширине плеч, руки на поясе; круговые движения туловищем в левую сторону 3 раза, в правую сторону 3 раза
г) «Рисуем коленом»: Одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе; круговое движение коленом левой (правой) ноги; вернуться в исходное положение – 3 раза.
д) «Рисуем стопой»: Одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе; вращательные движения стопой в одну и другую сторону 8 раз.
Основная аэробная часть разминки.
Связка из базовых шагов:
1 упражнение:
OPEN-STEP (открытый шаг) –
1 –правой ногой вправо, левая остается на носке;
2 – касание левым носком о пол
Руки:
И.П. – руки внизу
1-2 – правая в сторону вправо;
3-4 – левая в сторону влево;
5-6 – обе руки вверх;
7-8 – И.П. (руки вниз), двигаемся вперед
2 упражнение:
CURL (за хлёст голени) –
1 – шаг правой ногой вправо и полуприсед на ней;
2 – согнуть левую ногу назад, пяткой к ягодице;
3 – то же на другую ногу – двигаемся на захлёстах назад
Руки:
1 – вперед;
2 – отвести, согнутые в локтях, назад
3 упражнение:
GRAPE WINE (скрестный шаг) –
1 – шаг правой в сторону;
2 – шаг левой скрестно сзади;
3 – шаг правой в сторону;
4 – приставить левую
Руки:
1 – вперед;
2 – сгибаем в локтях, локти в сторону; руки в кулаках к плечам;
3 – вперед;
4 – И.П.
4 упражнение:
STEP-TOUCH (приставной шаг)
1 – правую ногу в сторону вправо;
2 – левую приставить на носок;
3-4 – то же на другую ногу.
Руки:
1-2 – круг руками снизу вверх;
3-4 – повторить.
Основная часть урока в обычном и экспериментальном классах не отличалась.
Перестроение в одну шеренгу.
1. Перекаты в группировке.
2. Перекат в стойку на лопатках.
Подвижная игра «Воротца»
Учащиеся встают парами, не держась за руки. Дети начинают движение под музыкальное сопровождение. Когда музыка прекращается, все останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами до конца колонны и встает последней, говоря при этом: «Готовы!». Все опускают руки и продолжают движения, когда возобновляется музыкальное сопровождение.
Выше приведен пример урока в обычном первом классе и в экспериментальном. Согласно рабочей программе обучающиеся должны получить следующие результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»:
освоить технику выполнения комплексов гимнастических упражнений с элементами акробатики для развития гибкости, координационно-скоростных способностей;
освоить универсальные умения при выполнении организующих упражнений и жизненно важные навыки двигательной деятельности человека, такие как построение и перестроение, перемещения различными способами передвижения, группировка; умения выполнять перекаты, повороты, прыжки и т. д.;
проявлять физические качества: гибкость, координацию — и демонстрировать динамику их развития;
освоить универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий и т.д.
Анализ результатов и вывод
Автор провёл анализ результатов в обоих классах. Итог был занесен в таблицу:
№ | Умения и способы действий, специфические для предметной области «Физическая культура» | Уровень освоения умением в основной группе | Уровень освоения умением в экспериментальной группе |
1 | Организующие упражнения (построения, перестроения) | 90% обучающихся выполняют упражнения без ошибок; 10% — с подсказкой или демонстрацией | 100% обучающихся выполняют упражнения без ошибок. |
2 | Универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий | 95% обучающихся демонстрируют умение; 5% — показывают навык неохотно | 100% обучающихся демонстрируют умение. |
3 | Двигательная память | У 85% обучающихся хорошо проявляется двигательная память | 100% детей отлично проявляется двигательная память, причем уже на втором занятии |
4 | Универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений | 90% учеников проявляют навык | 100% обучающихся проявляют навык, используя новые упражнения, разученные на уроке во время разминки |
Помимо вышеперечисленных умений и навыков в классе, где разминка проходила в формате аэробики у обучающихся наблюдалась выработка устойчивой привычки заниматься физическими упражнениями, а также наблюдалось снижение психологического стресса и увеличению способности к релаксации, эмоциональной разрядке. Обучающиеся с повышенным интересом занимались на уроке, проявляя фантазию в двигательной активности.
Библиографический список:
https://var-veka.ru/blog/aerobika.html
https://moluch.ru/young/archive/15/1086/
Аэробика. Теория и методика занятий. Учебное пособие.- М: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.
https://gigabaza.ru/doc/1377-pall.html
https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
8