Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
Методическая разработка урока
Тема: «Как люди открывали Землю»
Автор разработки:
Мезенцева Алевтина Викторовна,
МАОУ «СОШ № 29», учитель географии,
Г. Ревда
2025
Тема урока: «Как люди открывали Землю»
Цель:
Формирование у обучающихся представления о процессе изучения и исследования Земли людьми на протяжении веков, развитие познавательного интереса к естественным наукам и формирование способности применять теоретические знания в практической ситуации.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление школьников с историей великих географических открытий и значением научных исследований.
Формирование понимания роли и значения картографии и навигации в освоении новых территорий.
Развивающие:
Развитие умения самостоятельно искать нужную информацию, анализировать и систематизировать полученные знания.
Совершенствование коммуникативных навыков путем взаимодействия внутри команд.
Воспитательные:
Воспитание уважения к достижениям выдающихся исследователей прошлого и настоящего.
Стимулирование стремления к самостоятельному исследованию окружающего мира.
Практико-ориентированные:
Закрепление и применение знаний по географии, математике и другим предметам через решение реальных жизненных задач.
Возраст учащихся: 5 класс
Форма организации учебного процесса: игровая форма («Путешествие по карте»)
Ход урока
Этап I. Организационный момент
Приветствие учеников, постановка целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие сквозь века, чтобы увидеть, как люди осваивали новые земли и создавали карты нашей планеты. Нам предстоит пройти путь вместе с великими путешественниками, исследовать неизведанные территории и решить интересные задачи.
Проверим готовность к путешествию: на столах листы бумаги, карандаши, атласы.
Этап II. Актуализация опорных знаний
Учитель организует обсуждение вопросов:
Что вы знаете о первых путешествиях?
Какие известные ученые и путешественники изучили мир?
Каково значение картографии в изучении Земли?
Этап III. Игровой этап: Путешествие по карте
Цель этапа: вовлечь детей в игровое пространство, мотивируя их применять полученные ранее знания для разрешения проблемных ситуаций.
Игра проводится следующим образом:
Класс делится на команды по 4—5 человек (принцип деления на команды по жетонам, где написаны имена великих путешественников Колумба, Магеллана, Васко да Гамы, Джемса Кука.)
Каждой команде выдается карта мира и путеводитель (лист с заданиями).
Ученики проходят задания-препятствия, выполняя их последовательно:
Найти местонахождение известных экспедиций.
Определить маршруты путешествий Колумба, Магеллана, Васко да Гамы, Джемса Кука.
Решить практические проблемы, возникающие перед исследователями древности (Приложение 1)
Этап IV. Решение проблемной ситуации
Проблема: Представьте себе ситуацию: ваше судно терпит бедствие недалеко от неизвестного острова. Необходимо быстро оценить обстановку, выяснить, пригодна ли земля для обитания и выбрать стратегию дальнейших действий.
Задача учащихся: составить отчет о местности (описание климата, флоры и фауны), используя знания окружающего мира и географии.
(Приложение 2)
Этап V. Подведение итогов игры
Обобщение полученных результатов, награждение победителей и активных участников.
Вопросы классу:
Понравилась ли вам игра? Почему?
Какие были трудности в прохождении маршрутов?
Чему научились, преодолевая препятствия?
Домашнее задание
Список литературы.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Начальный курс. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2023 г.
Петрова Н.Н., Петрова Е.А. Природоведение. Рабочая тетрадь для 5-го класса. Москва: Экзамен, 2023 г.
Николаева С.В. Игры на уроках географии. Книга для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: Владос, 2022 г.
Фёдоров Ю.Н. История географических открытий. Москва: Росмэн-Пресс, 2022 г.
Максимова В.И. Начала географии. Москва: Издательство Школьная пресса, 2023 г.
Энциклопедия юного туриста. Серия: «Моя первая энциклопедия». Москва: Олма медиа групп, 2022 г.
Приложение 1
Примеры конкретных заданий для учащихся
Задание №1: Определение расстояния до цели экспедиции
Описание задания: Представьте, что вы капитан корабля XVI века, направляющегося из Европы в Индию. Вы располагаете картой и компасом. Вам необходимо определить приблизительное расстояние вашего маршрута, учитывая возможные препятствия (штормы, течения и др.).
Вопросы и инструкции:
Используя карту, измерьте расстояние от Лиссабона до Калькутты, проходящее через мыс Доброй Надежды.
Объясните, почему выбран именно этот маршрут, а не прямой путь через Атлантику.
Задание №2: Выбор оптимального транспорта для перемещения
Описание задания: Ваш отряд находится в центральной Африке и должен достичь побережья Атлантики. Нужно выбрать наиболее подходящий транспорт для преодоления сложных природных условий региона.
Вопросы и инструкции:
Изучив климатические характеристики Африки, выберите подходящее средство передвижения: верблюды, лошади, слоны или лодки.
Оцените преимущества и недостатки выбранного варианта.
Опишите, какие трудности могли бы встретиться в ходе вашей экспедиции.
Задание №3: Составление отчета о незнакомых землях
Описание задания: Предположим, ваша экспедиция достигла неизвестного материка. Необходимо описать найденную местность и сделать выводы о возможности дальнейшего проживания.
Вопросы и инструкции:
Создайте короткий отчет о климатических условиях, растительном и животном мире нового континента.
Сделайте вывод о перспективах колонизации обнаруженной области.
Предложите рекомендации местным жителям относительно обустройства поселений и хозяйствования.
Задание №4: Создание самодельной карты маршрута
Описание задания: Используя знания о картах и легендах, создайте собственную карту своего маршрута по континенту, включая остановки, реки, горы и поселения.
Вопросы и инструкции:
Нарисуйте схематичную карту своего воображаемого маршрута через Азию или Африку.
Нанесите на нее условные обозначения мест остановок, рек, гор и городов.
Расскажите классу о своем маршруте и причинах выбора тех или иных объектов на карте.
Приложение 2
План составления отчета о местности
Название отчета: «Описание открытой местности»
Часть 1. Географическое положение и общие сведения
Местоположение (широта и долгота)
Климатические условия (температурный режим, осадки)
Часть 2. Характеристика природы
Тип рельефа (горы, равнины, низины)
Наличие полезных ископаемых
Водные объекты (реки, озера, моря, океаны)
Растительный покров (виды деревьев, кустарников, трав)
Биологические сообщества (лесные массивы, степи, пустыни)
Животный мир (птицы, млекопитающие, рыбы)
Степень опасности животных для человека
Часть 3. Выводы и рекомендации
Общая оценка пригодности территории для постоянного проживания