СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по математике "Приёмы вычислений для случаев вида 30 - 7"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математике "Приёмы вычислений для случаев вида 30 - 7"»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р. п. Лесогорск




























Педагогическая цель: создание условий для построения алгоритма вычитания вида 30 – 7, формировать опыт применения построенного алгоритма.

Задачи: рассмотреть прием вычитания в случае вида: 30 – 7; закреплять изученные ранее случаи сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные: знают: устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4; узнают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, будут учиться: выполнять вычитание вида:30-7

Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют ее результаты; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия;

познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, выделяя существенные признаки, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

 коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.







Структура урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.


- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

- Поприветствуйте наших гостей.

- Девизом нашего урока будут слова:

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.

- Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей)

- Как мы должны работать на уроке?

- Только совместными усилиями мы можем преодолеть трудности. А я вам в этом помогу. И так, за работу.

- Покажите нам всем своё настроение. (выбрать смайлик)

- И у меня сегодня, как вы видите, тоже очень хорошее настроение.

- Ой, кто это? (картинка хитрого Незнайки)

- Кто такой Незнайка?

- Зачем пришёл? Может быть к друзьям?

- В нашем классе есть друзья Незнайки?

- Ребята, позволим остаться Незнайке? Ну, ладно оставайся, только не мешай.


II Актуализация прежних знаний

  1. Запись даты, минутка чистописания, рассказ о числе

  2. Индивидуальные карточки.


  1. Игра «Да – нет».

(Учитель называет пример с ответам или читает утверждение. Учащиеся используют карточки обратной связи.)

  • 40 + 50 = 90. (Да)

  • 37 – 7 = 30. (Да)

  • 40 – 20 =2. (Нет)

  • 15 – 5 = 1. (Нет)

  • Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)

  • Если из 70 вычесть 30, получится 50. (Нет)

  • 20 увеличили на 4 и получили 24. (Да)

  • Разность чисел 59 и 0 равна 0. (Нет)



  1. Игра «Заселяем домики» - повторение состава числа 10

2



6

5



1

7








  1. Записать только решение:

  • Вася делал зарядку 12 мин, а его сестра – на 5 минут меньше. Сколько минут делала зарядку сестра?

  • Кате 15 лет, а Пете 10 лет. На сколько лет Катя старше Пети?

  • У Коли было 6 книг. На день рождения ему подарили ещё 4 книги. Сколько книг стало у Коли?

  • Аня вышила 6 маленьких салфеток и 3 большие. Она подарила маме 2 салфетки. Сколько салфеток осталось у Ани?

(12-5=7(мин); 15-10=5(лет); 6+4=10(книг); 6+3-2=7(салфеток))



*Проверка записи решений, используя ключ, самооценка выполненной работы



III Постановка учебной задачи.

  • На доске записаны числовые выражения:

46 – 4 =

51 – 30 =

30 – 7 =

- Что общего в этих выражениях? (Это разности)

- Найдите значение выражений.

- Что помогло вам быстро решить первые два выражения? (Алгоритм)

- Повторим его.

- Какой пример вы не смогли решить? Почему? (В числе 30 нет единиц, а вычесть нужно единицы).

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? С каким вычислительным приёмом познакомимся?

- Сегодня на уроке мы должны найти способ как вычесть единицы из «круглых» чисел. Длинное название можно заменить: «Вычитание вида 30-7»

Тема: «Вычитание вида 30-7»



IV«Открытие» новых знаний.

- Можете ли вы предложить способ решения этого выражения, основываясь на тех знаниях, которые у вас есть?

(представить число 30 в виде суммы слагаемых 20 и 10)

- Подумайте, что нам всегда помогало на первых этапах знакомства с новым способов вычислений? (алгоритм)

- Какой шаг алгоритма надо изменить, чтобы он подходил к данному случаю? (1)

Алгоритм:

  1. Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10

(…+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


-Что ты, Незнайка, шепчешь? («Зачем нам нужно учится решать такие примеры?»)

- А действительно, ребята, а где в жизни нам пригодится этот способ вычитания? (Ответы учащихся)

V Физкультминутка

Встали дружно мы в рядок,

Отдохнуть пришёл нам срок.

Посмотрели мы в окно, как на улице светло!

Быстро глазки закрываем

И в мир тьмы себя впускаем.

Побывали в темноте, открываем глазки все.

Смотрим мы на белый день, улыбаться нам не лень.

Раз – мы хлопнули руками,

2 – мы топнули ногами,

3 – нагнулись и присели,

На 4 – встали, сели,

5 – руками пол достали,

6 – во весь рост встали,

7 – мы просто потянулись,

8 – нежно улыбнулись,

9 – сели так, как надо.

Нету больше цифр – мы рады.


VI Первичное закрепление знаний.


- Напомните тему урока (Вычитание вида 30 – 7)

- Напомните цель урока (Научиться вычитать из «круглых» чисел)


- А что нам надо сделать, чтобы без ошибок научиться решать новые примеры? (Выучить алгоритм, потренироваться в решении подобных примеров)

1. Работу по учебнику (стр. 61 № 2)

- чем мы будем пользоваться при решении таких примеров? (алгоритмом)

*по одному ученику у доски с объяснением:

50 – 6= 40+(10 – 6)=44

70 – 4=60+(10 – 4)=66

90 – 3=80+(10 – 3)=87

100 – 9=90+(10 – 9)=91


VII Закрепление изученного материала (иллюстрация на слайде)

  1. - Ребята, расскажите, что вы видите на слайде.

(Маляр и ученик красят стулья)

- Кто такой маляр?

- Где нужна такая профессия?

- Что нам известно, глядя на иллюстрацию? (Маляр покрасил за день 20 стульев, а его ученик – на 6 стульев меньше).


- Это задача? Почему? (Нет, не хватает вопроса).

- Какой мы должны поставить вопрос, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего стульев они покрасили вместе?)

- Запишите условие и решение задачи.

(Один ученик у доски решает, объясняя задачу)

2) – Что же ты, Незнайка так хитро улыбаешься? А, ты придумал задание, с которым ребята не справятся?

- Ребята, а давайте попробуем справиться с заданием Незнайки.

(В конвертах на столах: «Начерти два отрезка. Длина первого 50 мм, а длина второго – на 5 мм короче»)

- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?

(Надо знать правило: 1см=10мм)

  • Сменить картинку Незнайки (довольный, улыбающийся)

- Ребята, посмотрите на нашего гостя. Почему он улыбается?

VIII Рефлексия учебной деятельности.

– Какова была цель сегодняшнего урока?

– Достигли ли мы цели? Докажите.

– Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.

– Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

–Покажите своё настроение к концу урока (выбор смайлика):

Я доволен собой, я все запомнил – улыбка

Не все получилось, как бы хотелось – равнодушие;

Не все усвоил – грусть.


Спасибо за урок!





































Приложение 1



Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить


Алгоритм вычитания из «круглых» чисел


1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10)

2) Вычесть единицы

3) Сгруппировать удобным способом

4) Решить










Приложение 2

Индивидуальные карточки



  • Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа:

22= 98=


45= 69=

  • Вычисли:

13-6+7= 11-7+9=


8-4+5= 12-(18-9)=


  • Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа:

22= 98=


45= 69=

  • Вычисли:

13-6+7= 11-7+9=


8-4+5= 12-(18-9)=


  • Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа:

22= 98=


45= 69=

  • Вычисли:

13-6+7= 11-7+9=


8-4+5= 12-(18-9)=


  • Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа:

22= 98=


45= 69=

  • Вычисли:

13-6+7= 11-7+9=


8-4+5= 12-(18-9)=