Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р. п. Лесогорск
Педагогическая цель: создание условий для построения алгоритма вычитания вида 30 – 7, формировать опыт применения построенного алгоритма.
Задачи: рассмотреть прием вычитания в случае вида: 30 – 7; закреплять изученные ранее случаи сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4; узнают: как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, будут учиться: выполнять вычитание вида:30-7
Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют ее результаты; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия;
познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, выделяя существенные признаки, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, осознанно и произвольно строят речевое высказывание;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.
Структура урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- Поприветствуйте наших гостей.
- Девизом нашего урока будут слова:
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.
- Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей)
- Как мы должны работать на уроке?
- Только совместными усилиями мы можем преодолеть трудности. А я вам в этом помогу. И так, за работу.
- Покажите нам всем своё настроение. (выбрать смайлик)
- И у меня сегодня, как вы видите, тоже очень хорошее настроение.
- Ой, кто это? (картинка хитрого Незнайки)
- Кто такой Незнайка?
- Зачем пришёл? Может быть к друзьям?
- В нашем классе есть друзья Незнайки?
- Ребята, позволим остаться Незнайке? Ну, ладно оставайся, только не мешай.
II Актуализация прежних знаний
Запись даты, минутка чистописания, рассказ о числе
Индивидуальные карточки.
Игра «Да – нет».
(Учитель называет пример с ответам или читает утверждение. Учащиеся используют карточки обратной связи.)
40 + 50 = 90. (Да)
37 – 7 = 30. (Да)
40 – 20 =2. (Нет)
15 – 5 = 1. (Нет)
Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)
Если из 70 вычесть 30, получится 50. (Нет)
20 увеличили на 4 и получили 24. (Да)
Разность чисел 59 и 0 равна 0. (Нет)
Игра «Заселяем домики» - повторение состава числа 10
Записать только решение:
Вася делал зарядку 12 мин, а его сестра – на 5 минут меньше. Сколько минут делала зарядку сестра?
Кате 15 лет, а Пете 10 лет. На сколько лет Катя старше Пети?
У Коли было 6 книг. На день рождения ему подарили ещё 4 книги. Сколько книг стало у Коли?
Аня вышила 6 маленьких салфеток и 3 большие. Она подарила маме 2 салфетки. Сколько салфеток осталось у Ани?
(12-5=7(мин); 15-10=5(лет); 6+4=10(книг); 6+3-2=7(салфеток))
*Проверка записи решений, используя ключ, самооценка выполненной работы
III Постановка учебной задачи.
46 – 4 =
51 – 30 =
30 – 7 =
- Что общего в этих выражениях? (Это разности)
- Найдите значение выражений.
- Что помогло вам быстро решить первые два выражения? (Алгоритм)
- Повторим его.
- Какой пример вы не смогли решить? Почему? (В числе 30 нет единиц, а вычесть нужно единицы).
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? С каким вычислительным приёмом познакомимся?
- Сегодня на уроке мы должны найти способ как вычесть единицы из «круглых» чисел. Длинное название можно заменить: «Вычитание вида 30-7»
Тема: «Вычитание вида 30-7»
IV«Открытие» новых знаний.
- Можете ли вы предложить способ решения этого выражения, основываясь на тех знаниях, которые у вас есть?
(представить число 30 в виде суммы слагаемых 20 и 10)
- Подумайте, что нам всегда помогало на первых этапах знакомства с новым способов вычислений? (алгоритм)
- Какой шаг алгоритма надо изменить, чтобы он подходил к данному случаю? (1)
Алгоритм:
Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10
(…+ 10)
2) Вычесть единицы
3) Сгруппировать удобным способом
4) Решить
-Что ты, Незнайка, шепчешь? («Зачем нам нужно учится решать такие примеры?»)
- А действительно, ребята, а где в жизни нам пригодится этот способ вычитания? (Ответы учащихся)
V Физкультминутка
Встали дружно мы в рядок,
Отдохнуть пришёл нам срок.
Посмотрели мы в окно, как на улице светло!
Быстро глазки закрываем
И в мир тьмы себя впускаем.
Побывали в темноте, открываем глазки все.
Смотрим мы на белый день, улыбаться нам не лень.
Раз – мы хлопнули руками,
2 – мы топнули ногами,
3 – нагнулись и присели,
На 4 – встали, сели,
5 – руками пол достали,
6 – во весь рост встали,
7 – мы просто потянулись,
8 – нежно улыбнулись,
9 – сели так, как надо.
Нету больше цифр – мы рады.
VI Первичное закрепление знаний.
- Напомните тему урока (Вычитание вида 30 – 7)
- Напомните цель урока (Научиться вычитать из «круглых» чисел)
- А что нам надо сделать, чтобы без ошибок научиться решать новые примеры? (Выучить алгоритм, потренироваться в решении подобных примеров)
1. Работу по учебнику (стр. 61 № 2)
- чем мы будем пользоваться при решении таких примеров? (алгоритмом)
*по одному ученику у доски с объяснением:
50 – 6= 40+(10 – 6)=44
70 – 4=60+(10 – 4)=66
90 – 3=80+(10 – 3)=87
100 – 9=90+(10 – 9)=91
VII Закрепление изученного материала (иллюстрация на слайде)
- Ребята, расскажите, что вы видите на слайде.
(Маляр и ученик красят стулья)
- Кто такой маляр?
- Где нужна такая профессия?
- Что нам известно, глядя на иллюстрацию? (Маляр покрасил за день 20 стульев, а его ученик – на 6 стульев меньше).
- Это задача? Почему? (Нет, не хватает вопроса).
- Какой мы должны поставить вопрос, чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего стульев они покрасили вместе?)
- Запишите условие и решение задачи.
(Один ученик у доски решает, объясняя задачу)
2) – Что же ты, Незнайка так хитро улыбаешься? А, ты придумал задание, с которым ребята не справятся?
- Ребята, а давайте попробуем справиться с заданием Незнайки.
(В конвертах на столах: «Начерти два отрезка. Длина первого 50 мм, а длина второго – на 5 мм короче»)
- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
(Надо знать правило: 1см=10мм)
Сменить картинку Незнайки (довольный, улыбающийся)
- Ребята, посмотрите на нашего гостя. Почему он улыбается?
VIII Рефлексия учебной деятельности.
– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Достигли ли мы цели? Докажите.
– Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
– Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
–Покажите своё настроение к концу урока (выбор смайлика):
Я доволен собой, я все запомнил – улыбка
Не все получилось, как бы хотелось – равнодушие;
Не все усвоил – грусть.
Спасибо за урок!
Приложение 1
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить | Алгоритм вычитания из «круглых» чисел 1) Заменить «круглое» число суммой чисел, одно из которых 10 ( …+ 10) 2) Вычесть единицы 3) Сгруппировать удобным способом 4) Решить |
Приложение 2
Индивидуальные карточки
22= 98= 45= 69= 13-6+7= 11-7+9= 8-4+5= 12-(18-9)= | 22= 98= 45= 69= 13-6+7= 11-7+9= 8-4+5= 12-(18-9)= |
22= 98= 45= 69= 13-6+7= 11-7+9= 8-4+5= 12-(18-9)= | 22= 98= 45= 69= 13-6+7= 11-7+9= 8-4+5= 12-(18-9)= |