Методическая разработка урока по обществознанию
10 класс по теме
«Политическая деятельность»
Тема урока. Политическая деятельность.
Цель: рассмотреть важнейший путь воздействия на общество – использование политической власти. Дать понимание особенностей политической деятельности.
Задачи:
личностные: содействовать воспитанию активной жизненной позиции;
метапредметные: развивать умение формулировать свою точку зрения; продолжить подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию;
предметные: донести до учащихся, в чем заключаются особенности политики как вида деятельности, научить выделять виды власти, различать субъектов политической деятельности.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Форма урока: беседа.
Оборудование: медиапрезентация «Политическая деятельность», рабочие листы с заданиями, проектор, ПК для учителя, экран.
Ход урока.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Рада вас видеть! В следующем году вам предстоит сдавать ЕГЭ по обществознанию. На нашем уроке мы продолжим подготовку к нему. Итак, начинаем наш урок.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что такое деятельность. (Предполагаемый ответ обучающихся: деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром).
(Слайд 2)
Какие виды деятельности индивид осуществляет в процессе социализации? Для этого выполним задание 1 на рабочем листе.
Задание 1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам деятельности. Структура задания соответствует заданию 2 КИМа ЕГЭ.
1) игра, 2)труд, 3) мобильность, 4) познание, 5)общение , 6)сознание
(Предполагаемый ответ обучающихся: мобильность, сознание)
Из каких элементов состоит структура деятельности? (Предполагаемый ответ обучающихся: цель, средства, результат, мотив). Что из себя представляет каждый элемент? Для ответа на данный вопрос выполним задание 2 на рабочем листе, оно соответствует заданию 5 КИМа ЕГЭ.
(Слайд3)
Задание 2. Установите соответствие между элементами структуры деятельности и их характеристиками.
Характеристики | Элементы структуры деятельности |
А) Используемые в ходе деятельности предметы | -
Цель |
Б) Продукт деятельности человека | -
Результат |
В) Побуждение к деятельности | -
Мотив |
Г) Осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность | -
Средства |
Д) Различные способы достижения желаемого Ответ: | |
А | Б | В | Г | Д |
4 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Применим данные знания, выполнив задание 3 на рабочем листе (оно соответствует заданию 20 КИМа ЕГЭ).
Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Основанием для мотивации _______________ (А) становится осознание потребности в чем-либо. ______________ (Б) побуждает к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность. Одна и та же активность__________________ (В) может вызываться различными мотивами.
Итак, мотив — это побуждение к деятельности, отвечающей на вопрос «зачем мы что-то делаем?» Мотив служит основой для формирования осознанного ______________ (Г). Следующим элементом человеческой деятельности является выдвижение (Д)________________. Формулируя цель, человек, как правило, создает в своем сознании идеальный образ желаемого (Е)________________.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) интерес
3) мотив
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) рефлексия
8) цель
9) субъект
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
О т в е т:
Изучение нового учебного материала.
(Слайд 4)
Тема нашего урока: «Политическая деятельность».
Какую цель мы можем определить для нашего урока? (Предполагаемый ответ обучающихся: определить особенности политической деятельности).
(Слайд 5)
Для достижения нашей цели мы рассмотрим следующие вопросы.
План.
-
Политика как деятельность.
-
Власть и властная деятельность.
-
Легитимность власти.
(Слайд 6)
Термин «политика» появился более 2,5 тыс. лет назад и происходит от греч. politike – искусство управления государством. Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей – «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».
Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.
М. Вебер определил, что политика есть не что иное, как «стремление к участию во власти».
(Слайд7)
Сегодня политика – это (сделайте пожалуйста записи в тетрадях):
1) одна из сфер жизни общества;
2) тип социальных отношений по вопросу власти;
3)вид деятельности субъектов политической жизни.
(Слайд8)
Особенности политики
-
Деятельностный характер.
-
Особая роль больших социальных групп.
-
Связь с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
(Слайд9)
Если политика – это деятельность, то ее осуществляют субъекты. Кого можно назвать субъектом политической деятельности? (Предполагаемые ответы обучающихся: к субъектам политики относятся большие социальные группы, политические элиты, политические объединения, политические лидеры.)
(Слайд10)
М. Вебер определил три степени вовлеченности субъектов в политику.
Попробуем определить по характеристике, о каком субъекте политики идет речь. Для этого выполним задание 4 на рабочем листе, оно соответствует заданию 1 КИМа.
Задание 4. Запишите слово, пропущенное в таблице
Субъекты | Характеристики |
Политический лидер | Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях |
Политическая …………. | Узкий круг лиц, влияющих на принятие политических решений |
Ответ элита
Попробуем определить другие характеристики политической элиты. Для этого выполним задание 5 на рабочем листе (оно соответствует заданию 13 Кима)
Задание 5.
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
-
В политическую элиту входят прежде всего главы крупнейших предприятий страны.
-
B любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
-
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от желания самих элитарных групп.
-
Политическая элита формулирует программы развития государства и общества и регулирует их.
(Предполагаемый ответ обучающихся 135)
(Слайд11)
Следующий элемент деятельности – объект, т.е. то, на что направлена деятельность.
В зависимости от объектов различают:
-
внутренюю политику – экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, культурная, кадровая;
-
внешнюю политику – обороноспособность страны, защита и представление интересов государства на международном уровне.
С объектами политики связаны ее функции:
-
обеспечение целостности и стабильности общества;
-
выработка стратегических целей развития общества, определение средств и методов их достижения;
-
защита и гарантии прав и свобод личности;
-
руководство и управление общественными процессами;
-
интеграция различных групп, слоев общества, согласование их интересов, предотвращение и разрешение социальных конфликтов;
-
формирование политического сознания и культуры граждан.
Следующим элементом деятельности является цель. Среди целей политики выделяют
-
долгосрочные (стратегические) и текущие;
-
актуальные, приоритетные /неактуальные;
-
реальные/нереальные.
Далее в структуре деятельности можно выделить средства. Каковы же средства политики? (Предполагаемый ответ обучающихся: средства политики – это то, с помощью чего можно реализовать намеченные политические цели.)
(Слайд 12)
Работа с учебником. Прочитайте текст п. 2 «Цели и средства политической деятельности» §20 и ответьте на вопрос: Насколько цель в политике оправдывает средства? (Предполагаемый ответ обучающихся: цель в политике - благо наибольшего числа граждан.
Политик должен стремиться достигать цели законными способами).
(Слайд13)
Деятельность состоит из действий. Приведите примеры политических действий. На что они могут быть направлены? Всегда ли действия приводят к запланированным результатам? (Предполагаемый ответ обучающихся: политические действия всегда связаны с властью. Они могут быть рациональными - осознанными, спланированными, с ясным пониманием цели и необходимых средств. иррациональными - мотивированные главным образом эмоциональным состоянием, впечатлениями от чего-либо. Иррациональные действия часто приводят к незапланированным результатам).
(Слайд14)
Мы уже выяснили, что политика – это вид деятельности, связанный с властью. Что же такое власть?
Власть – 1) способность, право и возможность распоряжаться кем- либо, чем-либо; оказывать воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с опорой на авторитет, право, волю, принуждение;
2) политическое господство над людьми;
3) лица, органы, обличенные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Сделайте пожалуйста записи в тетрадях.
(Слайд15)
Выделяют следующие виды власти:
Политическая - способность и умение реализовывать функцию общественного управления.
Экономическая - контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Социальная - контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий.
Культурно-информационная - контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения.
Принудительная - контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.
(Слайд16)
Политическая власть отличается от других видов власти рядом признаков. Признаки политической власти:
-
легальность в использовании силы в пределах государства;
-
верховенство, обязательность решений для всякой иной власти;
-
публичность, т.е. всеобщность и безличность;
-
моноцентричность, наличие одного центра принятия решений;
-
многообразие ресурсов.
Сделайте пожалуйста записи в тетрадях.
(Слайд17)
Что же такое легитимность власти?
Легитимность – согласие народа с властью, его добровольное признание за ней права принимать обязательные решения. М.Вебер выделил три уровня легитимности:
-
Традиционная
-
Харизматическая
-
Рационально-легальная.
Сделайте пожалуйста записи в тетрадях
Традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.
Рационально-легальная легитимность возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.
Харизматическая легитимность связана с личной привлекательностью лидера, верой в его необыкновенные, магические свойства (революционный вождь, религиозный пророк, политик, спасающий страну от кризиса). Является нестабильной по сравнению с традиционной и легальной.
Закрепление учебного материала.
Итак, в начале урока мы поставили перед собой цель: определить особенности политической деятельности. Давайте проверим, как мы справились с этим. Для этого выполним задание на рабочем листе. (Оно соответствует заданию 25 КИМа ЕГЭ).
Задание 6.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «политическая элита»;
-
составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о составе политической элиты,
- одно предложение, раскрывающее любую из функций политической элиты в обществе.
(Предполагаемый ответ обучающихся: политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством. В состав политической элиты входят руководители государств и лидеры партий. Политическая элита формулирует программы развития государства и общества и регулирует их.)
А теперь давайте выполним тестовое задание на рабочем листе.
Задание 7. Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении общество в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии c этой традицией.
(Предполагаемый ответ обучающихся 134)
Молодцы! Прекрасно справились с заданием!
Комментирование ответов, выставление оценок.
(Слайд18)
Домашнее задание.
§ 20, написать эссе по теме: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение» (У. Черчилль). Эссе пишем в соответствии с известными вам критериями по алгоритму, который мы используем при написании эссе.
(Слайд19)
По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями.
Утверждения рефлексии:
-
У меня были трудности, не все успел (а).
-
Было много нового, у меня многое получилось.
-
Мне было интересно и все получилось, хочу знать больше.
Источники
Литература
-
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н.М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2019. 416 с.
-
ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020. - 464 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
Интернет-источники
https://alleng.org/d/soc/soc22.htm
https://studopedia.ru/16_117821_legitimnost-politicheskoy-vlasti.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Легитимность