Тема урока: Человек в группе.
Цели и задачи урока: 1.Познакомить учащихся с причинами образования групп и законами их существования. 2.Охарактеризовать виды групп, санкции, действующие в группе.3.Исследовать черты лидера; разъяснить значение понятий: человек, группа, лидер, ритуал, санкции.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: характеризовать виды и законы различных групп, роль человека в группе учащиеся узнают, почему в группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции; научатся называть и характеризовать законы межличностных отношений, выявлять признаки группы; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся ведению дискуссии, а также применять навыки работы в группе.
Личностные: осознавать c какой группой тебе по пути; высказывать свое мнение о проявлении настоящего и ложного лидерства; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Метапредметные: - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формировать целевые установки учебной деятельности; познавательные- поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков; дать определения понятий; решать проблемные задачи.
регулятивные: целеполагание, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Термины и понятия: группа, лидер, личность
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока.
Орг.момент.
Мотивационно-целевой этап.
Прослушайте притчу и ответьте на вопрос.
Как вы поняли смысл притчи?
В горах располагалось одно село, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду, и все имели безобразные шеи. Как-то раз в село пришел человек из далека. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тонкая. Пришелец растерялся и не стерпев, воскликнул: « Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите- вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»
Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего села, и убедить их в своем уродстве было невозможно.
Проблемные вопросы
Почему люди объединяются в группы?
Что дает человеку группа?
Отвечают на вопросы.
1. Благодаря общению с людьми человек познал такие чувства, как любовь и ненависть, счастье и горе, веселье и скука, страдание и сочувствие.
2. Информацию о мире человек получает, общаясь с людьми.
3. Жить среди людей не только естественно, но и необходимо потому, что только среди людей мы становимся людьми.
Ребята, трудно ли человеку прожить в одиночку?
Без многого может обходиться человек, но только не без человека».
(Карл Людовиг Берне)
«Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, привычек . На неё ежедневно и бесконечно влияют другие люди-семья, коллектив, общество» .(Иван Шамякин)
Таким образом, мы с вами выяснили, что люди друг другу необходимы, что люди делают нашу жизнь разнообразной. Кроме того, вы узнали новое понятие «общество» и рассмотрели, как люди объединяются в общество.
Сегодня вы узнаете о том, что общество состоит из различных групп. Узнаете, какие бывают группы, чем они отличаются друг от друга, какую роль в воспитании человека играют постоянные группы.
Мир людей огромен. Мы отличаемся друг от друга цветом кожи, волос, глаз, походкой, вкусами, характерами и так далее. Однако это далеко не всё, чем один человек отличается от другого. Дело в том, что многие наши отличия связаны с обществом, в котором мы живём, ведь каждое общество вырабатывает свои правила поведения, имеет свой язык, свои представления о добре и зле. Всё это есть даже в очень небольшом человеческом обществе.
Введение в новый материал.
У каждого человека есть такие общества, в которых он является активным участником. Эти общества ещё называют группами.
Группа – это совокупность людей, обязательно общающихся между собой и имеющих общие интересы, ценности, нормы поведения.
Группа – это семья, класс, друзья по дому, спортивная секция, музыкальная школа и так далее.
Вы являетесь, частью одной малой группы - класса. Как вы себя чувствуете в данной группе? Кто и как влияет на вас?
Впрочем, вот что интересно: ваш класс можно назвать обществом, а можно – группой, но всё общество россиян группой назвать никак нельзя, потому что большинство людей этого огромного общества друг с другом не общаются. Как и членам общества, участникам группы совсем необязательно находится рядом, они могут даже не знать друг друга в лицо. Но они непременно общаются, они ощущают деятельность друг друга.
Например, люди, играющие в шахматы по Интернету. У них есть общий интерес – любовь к шахматам, а их объединяет общение в ходе игры.
Итак, мир людей – это мир больших и маленьких обществ. Они напоминают звёздное небо: звёзды вроде бы все вместе освещают Вселенную, но в то же время каждая звезда – это особый мир. Так и человеческие общества. Все они создают мир людей, но каждое отдельное человеческое общество – это свой мир, мир своеобразный и не похожий на другие.
Как же мы попадаем в группы? Работаю с учебником и определяют пути формирования групп.
Пути формирования групп
Сознательный выбор, Общие интересы. Формирование группы для общения
с
ходство интересов Полезные дела
милосердие сопереживание отзывчивость умение дарить радость помощь людям
походы на природе
Проблемное задание. Представьте что мы находимся на заседании клуба на тему « Человек в группе» В ходе обсуждения проблемы определились два подхода:
Группа подавляет личность и способности человека
Только в группе человек проявляет свои способности и таланты
Вам необходимо присоединиться к той или иной группе в зависимости от вашего мнения. Свою позицию аргументируйте. Перенесите в сравнительную таблицу
Чему меня научили группа | Чему я научил (а) группу |
| |
Группы временные и постоянные.
Теперь давайте разберёмся, какие бывают группы.
Группы бывают временные и постоянные.
. По первыми двумя – напишите временные и постоянные.
Постоянные группы – это люди, которые объединены общим интересом и длительное время общаются между собой. Например, футбольная команда – это постоянная группа, даже если в неё вливаются новые члены.
Постоянными группами являются семья, ученический коллектив, сослуживцы на работе, жильцы одного дома, жильцы одной деревни.
Такие группы, как и общества, образуются по-разному: одни – по взаимному согласию, другие – совершенно случайно. Так, семья возникает по взаимному согласию двух человек – мужчины и женщины. А вот группа сослуживцев по работе может сложиться независимо от желания людей общаться именно друг с другом.
Временные группы обычно быстро возникают и так же быстро распадаются. Представьте, что совершенно неожиданно возникла такая ситуация, которая заставила раннее незнакомых людей общаться друг с другом. Например, три пожилые дамы пришли на приём к врачу, сидят себе в коридоре поликлиники на стульях и с волнениям ждут вызова. Но вот одна из пациенток решила спросить у другой, какие лекарства, мази, примочки помогают лучше всего. К их разговору присоединилась третья – образовалась группа. Через некоторое время врач вызвал одну пациентку, потом другую – группа распалась.
Попробуйте привести примеры временных групп.
Однако может случится и так, что временная группа станет постоянной. Например, разговорились пациентки не только о болезнях, но и о лете, о даче, и тут неожиданно выяснилось, что одна из них варит прекрасное варенье по какому-то старинному рецепту. Они обменялись телефонами, позвонили друг другу раз, второй, затем стали ходить вместе в парк, на прогулку, в бассейн, в гости. Так мимолётное знакомство переросло в дружбу.
Группы маленькие и большие.
так, большое человеческое общество состоит из множества маленьких групп, которых значительно больше, чем людей на Земле. Всё дело в том, что один человек одновременно состоит сразу в нескольких постоянных группах: он член семьи, член коллектива, член футбольной команды, ученик музыкальной школы и так далее.
Кроме того, внутри некоторых групп выделяют более мелкие группы и группки. Например, внутри группы «школьный коллектив» есть группы младших, средних и старших школьников. В каждом классе имеются группы друзей-приятелей. Таким образом, группа «школьный коллектив» напоминает матрёшку: в ней «сидят» другие группы – от больших до маленьких.
Группы бывают разные. По количеству входящих в неё людей группы можно разделить на большие и малые. Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).
Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. К большим группам относятся народы, племена.
Людей можно поделить на группы по принадлежности к профессии (профессиональный признак). Например, рабочих, учителей, врачей. В мире проживают множество народов разных национальностей ( армяне, русские, мари) – деление по национальному признаку.
Таким образом, групп, объединяющих людей очень много и разделить на группы можно по различным признакам.
Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща.
Часто в группе выделяется лидер.
Какие ассоциации возникают у вас при слове « Лидер»?
Запись в тетради.
Лидер - лицо в какой- либо группе, пользующееся большим, признательным авторитетом, обладающее влиянием на остальных членов группы.
Группа признает за ним право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуации. Лидер - это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Сегодня слово « лидер» получило несколько значений.
Кому верит большинство людей Кто умеет организовывать людей
В
ырвавшийся вперед ЛИДЕР Кто имеет популярность
н
а соревнованиях в какой-то группе
Руководитель государства Кто успешен в жизни
В наше время понятия « лидер» и «успех» стали синонимами. Любой человек решивший начать свой путь к успеху, просто обязан превратиться в лидера для самого себя в начале пути. Без этого любое его начинание будет заканчиваться неудачей. Если человек не способен мотивировать себя, не может самому себе поставить задачи и начать предпринимать действия для их выполнения, то как он будет требовать этого от других людей?
Работая с учебником познакомьтесь с примерами лидерства и проанализируйте их ответив на следующие вопросы.
Почему человек в разных группах играет различные роли?
Как вы думаете, почему тихий паренек стал лидером класса?
Можно ли считать сильного парня лидером? Почему?
Какие качества личности вам представляются самыми важными?
Анг. Писатель Н.Паркисон утверждает что существует 6 основных элементов лидерства которые можно пробрести или развить в себе учебой и практикой.
Воображение Знание Жестокость
Личность
Решимость Талант Притяжение
Вопрос к классу: Все перечисленные качества вам представляются необходимыми для лидерства?
К данному списку можно прибавить еще множество качеств, но есть по крайне мере, два важных качества- умение убедительно и интересно говорить самому и умение слушать, когда говорят другие. Лидерство - явление сложное и неоднозначное. Лидер всегда обладает властью, а власть, как говорят, портит людей. Быть лидером сложно. Коллектив требователен к лидеру. Лидерство - это большая ответственность. В то же время роль лидера многому учит человека, обогащает его эмоционально и нравственно, развивает деловые качества. Функции лидеров могут быть разными.
тип лидера | сущность |
эмоциональный лидер | играет основную роль в межличностных отношениях, от которых зависит психологический климат в классе, преобладающий тип взаимоотношений одноклассников, принятые нравственные ценности. Чаще всего не испытывает потребности в управлении классом |
деловой лидер | Играет главную роль в решении поставленных перед классом задач- учебных, трудовых, спортивных, творческих. Стремится к достижению цели, не считаясь с чувствами и настроениями членов группы, он легко может вызвать конфликт. Испытывает потребность в управлении классом. |
абсолютный лидер | ученик, который успешен во всех областях жизни класса |
Вопрос к классу
Кто и как создает лидера в классном коллективе?
О чем говорит факт отсутствия лидера в классе?
В любой сложившейся группе существуют определенные правила.
Вопросы к классу
Как вы думаете, почему?
В чем это внешне может проявляться?
А можно ли пренебречь законами группы?
Какие последствия наступят в этом случае?
Правила, по которым живет группа, называют групповыми нормами. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Человек живет по законам группы.
Итак, любое общество создаёт различные правила, по которым люди общаются друг с другом. Эти правила необходимы для того, чтобы вместе достигнуть поставленных целей.
Можно ли самому подобрать для себя группу?
А может ли группа выбрать вас?
Что даёт человеку группа, какие качества в нём развивает?
(Развивает отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость).
Вывод: Группы, составляющие общества очень многообразны и многочисленны: Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей.
С какой же группой вам по пути?
Проблемное задание для работы в группах. Класс делится на 2 группы, составить вопросы, на которые можно дать только « да» и «нет»
Может ли человек являться членом нескольких групп?
Группы живут по особым правилам?
Группа вбирает с себя силу всех людей, которые в нее входят?
Человек, находясь в группе не несет ответсвености за собственное поведение?
Групповые действия облегчают вину человека?
Будут ли настоящие друзья настаивать на том что может повредить твоему здоровью?
Бывают ли случаи, когда человек, входя в определенную группу, считает себя представителей других групп хуже себя?
4.Рефлексия. С помощью следующего упражнения закрепим
Назовите, какое из перечисленных ниже обществ можно считать группой:
1.Коллектив пятитысячного завода;
2.Пассажиры рейсового автобуса;
3.Пассажиры туристического автобуса;
4.Члены спортивной секции;
5.Отдыхающие на пляже;
6.Друзья на пикнике;
7.Сотрудники булочной;
8.Посетители музея;
9.Толпа людей, митингующих на улице.
1.Нет 2 Нет 3Да4Да5Нет6Да7Да8Нет9нет
5.Закрепление изученного материала:
1. Какие чувства вызывает у человека общение с другими людьми?
2. Каким образом человек получает информацию о мире?
3. Почему жить среди людей не только естественно, но и необходимо?
4. Что такое общество?
4. Всегда ли объединение людей происходит по их воле?
Выберите верные утверждения
1.Человек с рождения является членом той или иной группы.
2.Один и тот же человек одновременно может входит в разные группы
3.Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга
4.Только отличники могут быть лидерами в школьном классе
5.Общество – совокупность самых разных групп.
6.Лидеру не обязательно брать на себя руководство группой
Человеку чтобы развиваться, необходимо быть частью какой-либо группы.
6.Домашнее задание
Прочитать параграф 7, рисунок на тему Человек в группе или стр.66 проверим себя задание 3.; рабочая тетрадь.