Урок окружающего мира.
Тема: Что такое почва?
Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе;
способствовать развитию мышления, наблюдательности, любознательности.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни.
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебно-творческую задачу; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: содействовать развитию умения осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве.
Коммуникативные:. понимать возможность существования различных точек зрения; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; владеть монологической и диалогической формами речи; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: презентация, карточки со схемами, загадки.
Ход урока
I.Организационный этап.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Повернитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это… (холм).
2. Далеко, конца не видно,
Расстилается... (равнина).
3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака (гора.)
4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг).
-Как можно назвать одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)
III.Этап изучения нового материала.
- Кто сможет сформулировать тему урока?
-Назовите основные цели урока.
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
Послушайте стихотворение (читает ученик).
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара.
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода.
Какой вывод можно сделать?
- Мы узнали, как образуется почва.
- Из чего же она состоит?
Работа в группах.
1группа.
Оборудование: почва, вода ,стакан.
Вывод: в почве есть воздух.
2группа.
Вывод: в почве есть песок, глина.
3группа.
Вывод: в почве есть вода.
4 группа.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)
5 группа.
Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в вод
Общий вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).
IY. Этап закрепления знаний и способов действий.
Чтение текста в учебнике, ответы на вопросы .
Y.Итог урока.
- Что такое почва?
- Назовите основное свойство почвы.
- Перечислите состав почвы.
YI. Домашнее задание.
Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Чего в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?
YII. Рефлексия.
Оцени свою работу на уроке.