СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cоздать условия для формирования ценностно-смысловых установок у учащихся через расширение представлений об особенностях морали.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска



























Методическая разработка


по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»


на тему: «Особенности морали»












Подготовила: Юшкевич Виктория Викторовна.








2023





Тема: Особенности морали.

Цель: создать условия для формирования ценностно-смысловых установок у учащихся через расширение представлений об особенностях морали.

Задачи:

личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о моральных нормах.

метапредметные - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы, формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметные - создать условия для осознания учащимися особенностей морали; уточнить смысл понятий «моральные нормы» и «моральный выбор».

Личностный рост – отношение к себе, к другим через осознание внутренней ответственности.


К концу урока учащиеся должны знать:

  • в чем заключаются особенности морали;

  • есть ли единый список моральных правил;

  • кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Технология: Мастерская.

Приемы: «Таблица –ЗХУ», « Кластер», « Фишбоун», « Шесть шляп», « Трёхчастный дневник».


Оборудование к уроку:

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2018.

2. Мультимедиа.

3. Раздаточный материал.


ЭТАП УРОКА

ХОД УРОКА

1.Организационно-мотивационный момент.

Слайд 1.

- Солнце на небе проснулось,

Нам ребята улыбнулось

Лучик солнышка возьмём (дети берут лучики с надписями)

И к сердечку поднесём.

Солнышко нам дарит - доброту, тепло, радость , успех, любовь, уверенность.

-Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»

- Подарите свою улыбку мне.

- Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

2. Индуктор.

Слайд 2.

- Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) - Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему? (Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет? (Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение? (Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

Слайд 3.

- Как называется правила поведения человека, нормы, основанные на понятиях «добро» и «зло»? ( Мораль)

Слайд 4.

Работа в группах с карточкой. Работа со словом МОРАЛЬ. Составить кластер.

Напишите те качества, которые мораль одобряет.

3. Самоконструкция.

Из определения слова «мораль» ясно, что это какие- то нормы, но чем они отличаются от других?

-Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Слайд 5.Тема нашего урока: Особенности морали.

-Что же мы сегодня должны выяснить, какие цели нашего урока?

Обозначьте для себя в таблице, что вам уже известно, а чтобы вы хотели узнать.




Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое мораль?




Особенности морали.




Моральные нормы.




В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

Работа с текстом учебника – с.10 - 11 (в группах):

выписать ОСОБЕННОСТИ МОРАЛИ на листочки, поместить на доску, Проафишировать. Слайд 6.

4. Социоконструкция.

. А теперь, ребята, прослушайте притчу (перед учениками тексты притчи, а через проектор воспроизводится видео).

Мальчик и морская звезда.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.- Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

Какова мораль притчи «Мальчик и морская звезда»?

- Каждый может помочь попавшему в беду.


Работа в группах. Приём «Шесть шляп». Слайд 7.

Зелёная шляпа. Что бы сделали, если бы очутились на месте мальчика?

Белая шляпа. Какую информацию узнали о морских звёздах?

Синяя шляпа. Что произойдёт дальше?

Красная шляпа. Какие чувства у вас возникли при чтении притчи?

Жёлтая шляпа. Отметьте всё хорошее о мальчике?

Чёрная шляпа. Мог ли мальчик поступить иначе? Почему?

Афиширование.

Какой вывод можно сделать?

После обсуждения учащиеся делают вывод, что моральные качества человека оцениваются по его поступкам.

5. Социолизация.

Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь, и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.

Дорогу правды сам найти старайся,

К ошибкам ближнего не придирайся

И о чужих пороках не кричи.

Сам на себя взгляни и замолчи…

-Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить?

На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Ворона и Лисица».

Давайте вспомним басню Ворона и Лисица. Слайд 8.

Слайд 9.

Проблемный вопрос: Кого больше всего высмеивает И.А. Крылов в басне?

Возьмите карточку «Рыбий скелет» и охарактеризуйте Ворону.

Есть ли положительный герой в басне?

ВОРОНА

Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

Какова мораль басни?

-Какой вывод вы сделали для себя?

Слайд 10.

Вывод: чтобы не попасть в сети льстецов, надо поступать всегда по совести, не соблазняться льстивым речам, относиться к таким речам с осторожностью, уметь правильно оценивать себя.

6. Деконструкция.

Реконструкция.

-Подумайте и обсудите в группе, откуда мы узнаём о моральных нормах.

Запишите по одному слову на каждый лепесток.

На этом этапе урока ученикам ставится следующая задача: заполнить схему – образ (цветок), на лепестках вписать всех и всё, кто оказывает влияние на формирование норм морали человека (можно пользоваться учебником).

Идет афиширование результатов работы в группе.

Смотрите, какие у нас цветочки получились.

7. Разрыв.

-Ребята, когда мы видим, что кому-то плохо, мы всегда можем выбрать: пройти ли мимо или остановиться и попытаться помочь; закрыть глаза и отвернуться или протянуть руку помощи…Это и есть моральный выбор человека. Этим мы и отличаемся от других живых существ.

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про Илью Муромца. Вам нужно будет подумать - Как бы вы поступили в данной ситуации?

Просмотр видеоролика.

https://www.youtube.com/watch?v=_HMpoeWE1BY

Метод незаконченного предложения:

Представьте себе…

«Если бы я в это время оказался там, то…»

Озвучивание ответов.


8. Рефлексия.

















Подведение итогов урока:

– Отметьте в своей таблице, что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?

Слайд 11.

– Продолжите предложения

Сегодня на уроке

Мне было интересно….

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Слайд 12.

Домашнее задание : прочитать текст в учебнике, составить трёхчастный дневник.


- Моя работа на уроке.


Оцените степень работы в группе и вашего участия. Ваше отношение.

Результат рефлексии афишируем на доску: «Наши успехи». «Полянка смайликов» (на ватмане нарисованы деревья).

В этом лесу живут смайлики. Вот мы и оживили нашу картину.

Слайд 12.

Ребята, вы сегодня все очень хорошо поработали. Спасибо вам. И помните, что доброты вокруг гораздо больше. Всего вам доброго.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!