СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе. Тема: «Добро и зло»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - формировать у детей представление о добре и зле как основных этических понятиях, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков, воспитывать в детях нравственную ответственность за свои поступки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе. Тема: «Добро и зло»»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Методическая разработка урока 5 (4 класс)

Тема «Добро и зло»

Цели: 1) формировать у детей представление о добре и зле как основных этических понятиях;

2) воспитывать в детях потребность задумываться о последствиях своих действий, нравственную ответственность за свои поступки;

3) развивать эстетические чувства путем воздействия силами искусства слова, музыки, танца, живописи; способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», СD-диск с записями (Сен-Санс «Лебедь», А. Лядов «Баба Яга», песня на слова Ю.Энтина и музыку М. Минкова «Дорога Добра»), иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди», карточки со словами «добро», «зло», «дружба», «вражда», раздаточный материал (печатный вариант теста, карточки «Вставь пропущенные слова», распечатка текста В. Осеевой «Три товарища», листы А-3 и наборы фломастеров для групповой работы

Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся

2. Проверка домашнего задания

Два-три ученика приводят примеры, иллюстрирующие одну из особенностей морали. Обсуждение приведенных примеров путем ответа на вопрос: «Как вы думаете, соответствуют ли приведенные примеры теме?»

3. Актуализация знаний учащихся

Индивидуальная работа учащихся по вариантам с использованием раздаточного материала: I варианту предлагается печатный тест, II вариантукарточка «Вставь пропущенные слова». Содержание теста и карточки можно увидеть и на экране (Презентация, слайды 2, 3. Приложение 1)

Цель: проверить качество усвоения пройденного материала, подвести учащихся к новой теме.

Взаимная проверка с использованием мультимедийной установки (Презентация, слайды 4, 5, верные ответы выделены)

- Обратили ли вы внимание, какие слова часто встречаются в определениях основных понятий этики? (Добро и зло)

4. Сообщение темы урока, запись темы урока в тетрадь.

- Поговорим сегодня о добре и зле. (На экране слайд презентации с названием темы урока)

5. Выстраивание ассоциативного ряда с помощью игры «День-ночь»

- Подобно магниту, слово способно притягивать другие слова.

На слово «ночь» дети кладут головы на парты, закрывают глаза, думают над вопросом:

- Какие слова притягивает слово «добро»?

По команде «день», дети поднимают головы, открывают глаза, отвечают поочередно. (Свет, любовь, правда, мир, тепло…)

- А какие слова связаны со словом «зло»? (Холод, тьма, война, страх, боль, смерть, предательство, обида…)

- Почему вам гораздо проще было подобрать слова, связанные со словом «зло»? Неужели мы в повседневной жизни больше сталкиваемся с проявлениями зла, чем добра, или зло заметить легче, чем добро???

6. Работа с терминами

- Что такое добро? Зло?

В толковом словаре читаем: «Добро – все положительное, хорошее, полезное»; «Зло – 1) нечто дурное, вредное; 2) беда, несчастье; 3) досада, злость». Запись определений в тетради.

- Подставьте в определения добра и зла с точки зрения этики подходящие по смыслу слова.

На доске неоконченные предложения:

… - это образец поступков людей и отношений между ними. (Добро)

… - это то, что стремится устранить и исправить мораль, противоположность добра. (Зло)

Запись толкования терминов в словарь.


7. Образы добра и зла в искусстве.

- Послушайте музыку и постарайтесь представить, о чем она рассказывает.

Звучит запись: Сен-Санс «Лебедь»

- Какая музыка звучала? Что представили?

На экран проецируется слайд 6 «Образ добра»

- Почему лебедь - символ добра? (Цвет, форма, красота внешняя, характер, лебединая верность…)

- Великая русская балерина Анна Павлова создала образ умирающего лебедя.

На доске появляется иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди»

- Что собой олицетворяют в этой сказке гуси-лебеди? (Зло)

Вывод. За внешней красотой иногда таится зло!

Слайд 7 «Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского»

- Балерина Майя Плисецкая в этом балете создает сразу два образа. Одетта – олицетворение добра. Одиллия – олицетворение зла.

- Как об этом догадывается зритель?

- Какими средствами создаются эти образы? (С помощью движений, пластики, костюмов…)

Вывод. Добро часто вступает в борьбу со злом.

Звучит магнитофонная запись еще одного музыкального произведения:

А. Лядов «Баба-Яга».

- Какая музыка звучала? Что представили? Какое зло творила Баба-Яга?

Слайд 8 Репродукция картины В. Васнецова «Баба-Яга»

- Как художнику удалось передать зло? (Цветом, линиями …)

- Какие цвета связаны со злом, а с добром?

8. Порассуждаем

- Каких людей можно назвать добрыми, а каких злыми?

Слайд 9 «Что мы узнали о добре и зле?»

Стихотворение Дмитрия Пинского служит переходом к следующему этапу урока.

9. Работа с электронным пособием «Основы светской этики» (материалы к урокам 5-6)

Рубрика «Золотое слово»

На экране текст «Настоящий друг», у детей на партах листки с текстом по рассказу В. Осеевой «Три товарища» (Приложение 2)

Учащимся дается задание самостоятельно прочитать текст. Вопросы после чтения:

- Какая беда случилась с Витей?

- Остался ли кто-то из мальчиков равнодушным? Кто, по-вашему, настоящий друг?

Инсценирование рассказа.

- Изменится ли ваше отношение, если продолжить историю?

Учитель предлагает варианты концовок рассказа.

Володя добавил: 1) «Завтра ты отдашь мне половину своего завтрака» (Ученики отмечают, что Володя ищет выгоду для себя, делясь с товарищем);

2)«Наша учительница попросила меня поделиться с тобой» (Понимаем, что мотивом для «благородного» поступка стал страх ослушаться учителя)

Володя подумал: «Пусть все увидят, какой я добрый!» (Дети отмечают, что Володя делится ради славы)

10. Работа с учебником. Самостоятельное чтение на с. 12 второго и третьего абзацев.

- Как творят добрые дела? (Бескорыстно и сознательно)

- Какой поступок можно назвать морально добрым?

11. Работа с пословицами

На доске записаны пословицы в деформированном виде.

- Подберите к началу каждой пословицы подходящий конец.

Жизнь дана… … добра не ищут.

Худо тому, … … а злое калечит.

От добра… … само себя хвалит.

Доброе слово лечит, … … кто добра не делает никому.

Доброе дело … … на добрые дела.

- Какие пословицы подходят к прочитанным абзацам? («От добра добра не ищут», «Доброе дело само себя хвалит»)

- Как понимаете пословицу: «Доброе слово лечит, а злое калечит»?

Учитель приводит собственный пример: показывает самодельный тубус с письмом внутри, рассказывает, что это подарок бывшей ученицы, перешедшей в пятый класс, зачитывает письмо: «Дорогая и уважаемая Елена Викторовна! От всей души поздравляю Вас с праздником школьников и учителей и выражаю огромнейшую благодарность за ту доброту и ласку, с которой Вы встретили Каждого ученика. С наилучшими пожеланиями Счетчикова Люся». Учитель добавляет, что после чтения этого письма на душе всякий раз становится легко и приятно.

На доске открывается запись с чувашскими пословицами о добре и зле. Чтение, перевод пословиц на русский язык, их толкование. (Приложение 3)

12. Работа с электронным пособием «Основы светской этики».

Рассматривание иллюстраций, разговор о проявлениях добра (помощь слабым, уважение к старшим, справедливость, дружеская помощь…) и зла (унижение, неуважение, обман, насилие…).

13. Блиц-турнир «Что считается добрым поступком?».

Ученики хлопками отмечают действительно добрые поступки из названных, аргументируя свой выбор:

- забыть о предстоящей встрече

- опоздать на неинтересную встречу

- помочь соседу по парте разобрать задачу

- дать списать домашнее задание

- написать на стене школы: «Я люблю родной город!»

14. Обобщение

- Что является следствием добрых поступков? Злых поступков?

В процессе высказываний учеников на доске под карточкой со словом «добро» появляется карточка со словом «дружба», а под карточкой со словом «зло» - «вражда».

15. Групповая работа

- Попробуйте нарисовать добро и зло. Может быть, вам поможет в этом песня «Дорога добра»

Результаты обсуждения учащиеся представляют в виде плакатов, прикрепленных к доске до следующего урока.

16. Домашнее задание: 1) прочитать с. 12-13 учебника, рассказать членам семьи и друзьям, что такое добро и зло, вместе с ними постараться ответить на вопрос: «Что можно считать добром и злом для нашего города?»; 2) вспомнить сказки, в которых встречается Баба-Яга, ответить на вопрос: «Всегда ли Баба Яга олицетворение зла?»












Приложение 1

I вариант


Тест «Основы светской этики». Уроки 1-4


Этика помогает человеку:

  • становиться лучше

  • строить отношения

  • самостоятельно совершать поступки

  • верны все ответы

Духовная культура – это …

  • предметы материального мира

  • природа

  • здание музея

  • правила поведения, традиции и обычаи

Правила поведения человека в обществе определяют …

  • моральные нормы

  • законы природы

  • технические нормы

  • правила гигиены

Особенности морали:

  • существуют специальные законы

  • есть специальные органы

  • нет письменного закрепления

  • поддержка общества

Моральные нормы создаются:

  • трудом ученых

  • поступками родителей

  • литературными героями

  • верны все ответы



II вариант

Основы светской этики. Уроки 1-4

Вставь пропущенные слова:

  • Знания, информация, отношения между людьми – это ___________________мир человека.

  • ________________ - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

  • Мораль и ___________________ означают привычки, обычаи, правила поведения людей с точки зрения представлений о добре и зле.

  • Моральные нормы создает человеческое ____________________.

  • Выбирая между добром и злом, человек делает моральный _________________.

Приложение 2

Настоящий друг

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

(По рассказу В. Осеевой «Три товарища»)



Приложение 3

Чувашские пословицы о добре и зле

Ыpлăхран ырман. (От добра не устают.)

Ырăран ырах пулать, усалтан усалах пулать. (От добра добро идет, от зла – зло.)

Тēнгере ырри те, усалли те тур. (В мире есть и доброе и злое.)


Дополнительный материал к уроку

Разные народы о добре и зле


Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.


Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.


Добро и собака не забывает - говорят осетины.


Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары.


Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.




5