Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: «Желаю (большой палец) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь)!» – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Напишите пословицу в тетради. На доске: Ум без догадки гроша не стоит | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо | – При выполнении домашнего задания вам наверняка понадо- бились и ум, и догадка. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Проверяет правильность выпол-нения домашнего упражнения. | Зачитывают составленные из предло-женных словосочетаний предложения (упр. 173 в рабочей тетради), указывают | Пр. – применяют изученные орфографические правила «Безударные гласные в корне», «Правописание суффиксов». | Фрон- тальный (устное выполнение упражнения), инди- |
| | Несколько работ может быть проверено индивидуально перед уроком или в течение урока | грамматическую основу. Один ученик на обратной стороне доски выписывает слова с пропущенными буквами, обозна-чает морфемы | Р – учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивают оценку своей работы учителем, товарищами. Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности | видуальный (выборочная проверка упражнения, письменная проверка на обратной стороне доски) |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Мы уже поняли, что ум без догадки гроша не стоит. Сейчас у вас будет возможность еще раз убедиться в правоте этой посло-вицы. Проанализируйте ряд слов и найдите лишнее слово. На доске: мал_нький, п_дбере-зов_к, горош_к, боч_к, зайч_нок. – Попробуйте догадаться, о чем предстоит нам разговор сегодня на уроке? | Слушают учителя, анализируют предложенные для наблюдения слова, находят лишнее слово и объясняют критерий отбора (лишнее слово – «подберезовик», так как в нем есть орфо-грамма в приставке). Формулируют тему урока и цель учебной деятельности | П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям. Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения. К – принимают участие в общей беседе, в диалоге | Фрон- тальный, устный (правильный ответ в решении учебной задачи) |
V. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. | – Вспомните, что такое при- ставка. | Слушают задание учителя. Выразитель- | Пр. – находят слова с заданной морфемой. | Индивидуальный, |
| Беседа | – Прочитайте стихотворение (учебник, упр. 248). Выполните задания | но читают стихотво-рение, выделяют приставки | Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения | устный, выразительное чтение стихотворения; словообразовательный разбор |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Наблюдение над произношением и написанием приставок, оканчивающихся на парный по глухости- звонкости согласный звук (учебник, упр. 249) | Коллективная, групповая, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте пары глаголов (учебник, упр. 249). – Запишите глаголы в тетрадях (по две пары каждому ряду). Выделите приставки и понаблюдайте над их произношением и написанием. Попробуйте сделать вывод о написании приставок, оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный звук. – Прочитайте, что сказано об этом в учебнике (с. 128) | Слушают задание учителя. Записывают по две пары гла-голов, обозначают приставки и подчеркивают согласные на конце приставок. Анализируют написание данных приставок и оно не зависит от произношения | Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов, разбирают по составу. П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – выполняют действия по намеченному плану и заданиям в учебнике | Индивидуальный, устный (монологические ответы), фронтальный (разбор слов по со-ставу) |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт-минутке | Правильное выполнение движений |
| | Клювиком почистил пух И опять за парту – плюх! | | | |
2. Знакомство с приставками, имеющими гласные о и а (учебник, упр. 250) | Коллективная, групповая. Словесный, практический | – Рассмотрите приставки, пред- ложенные в упражнении 250. По какому признаку их объединили в две группы? – Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы от данных (глаголы распределяются по рядам). Самостоятельно запишите новые слова | Анализируют приставки и определяют принцип, по которому они распределены по группам. Образуют все возможные глаголы от данного. Записывают новые слова, выделяют приставки и обозна-чают в них орфо- граммы | Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов, разбирают по составу. П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям. Р – выполняют действия по намеченному плану и заданиям в учебнике | Фронтальный (монологический ответ на поставленную учебную задачу), индивидуальный (правиль-ные записи в тетради) |
VII. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по учебнику (упр. 251) | Групповая. Практический, словесный. Беседа. Письмо | – Обоснуйте выбор пропущенных гласных в приставках (учебник, упр. 251). – Какое значение вносит каждая приставка? – Объясните написания гласной в корне слова «вязать» | Выполняют задание по группам (по рядам). Объясняют, какие оттенки лексического значения вносят приставки, вспоминают и применяют орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне» | П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения | Индивидуальный (правильное написание слов, устные монологические ответы) |
2. Выполнение упр. 176 в рабочей тетради | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Попробуйте самостоятельно применить полученные знания и выполните упражнение 176 в рабочей тетради | Самостоятельно выполняют задания в тетрадях. По просьбе учителя представляют выполненную работу | Пр. – образовывают слова с помощью приставки, осознают значение новых слов. Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы | Индивидуальный (правильное выполнение упражнения в тет- ради) |
3. Работа по учебнику (упр. 255) | Групповая. Практический. Письмо | – Внимательно посмотрите на предложенные в упражнении слова. В каких частях слова вы видите орфограммы? – Вспомните орфограммы корня приставок. – Выполните предложенное задание по группам, опираясь на имеющиеся у вас знания | Вспоминают и про-износят изученные орфографические правила. Записывают слова по группам: 1-я группа – слова, в которых надо выбрать букву для корня, 2-я группа – слова, в которых нужно сделать выбор буквы для приставки, 3-я – слова, в которых нужно выбрать букву для суффикса. Выполняют разбор прилагательного по составу | Пр. – находят слова с за- данной морфемой, приме-няют изученные орфогра-фические правила. П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их сущест-венных и несущественных признаков. Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения. К – строят коммуникативное высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | Индивидуальный (правильное написание слов) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на во- просы | Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (учебник, упр. 256), | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | – Дома вам предстоит хорошенько потрудиться, потому что это домашнее задание контрольное. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание | |