СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Склонение имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока познакомить обучающихся со склонением имён прилагательных, научить определять падежи имён прилагательных, Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать и преобразовывать информацию,выделяя главное в ней.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Склонение имён прилагательных"»


Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России».

Тема урока «Склонение имён прилагательных».

Данные об авторе:

Абрамова Е.А., учитель начальных классов МОУ Кубринская СШ.

Тип урока: ОНЗ

Цели и задачи урока:

Образовательные цели:

Познакомить детей со склонением имён прилагательных.

Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающие цели:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задачи:

Развивать интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, умение контролировать свой результат.

Воспитательные цели:

Воспитание стремления детей к успеху в учёбе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Используемое оборудование:

Интерактивная доска, проектор, флипчарт к уроку, тест, учебник по русскому языку, 4 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

План урока:

1.Орг. момент – 1мин.

2. Мотивация к учебной деятельности – 7 мин.

3.Этап формулировки темы и целей урока – 5 мин.

4. Актуализация знаний учащихся – 5 мин.

5. Репродуктивно-поисковый этап – 7 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Первичное закрепление – 5 мин.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 3 мин.

9. Включение нового знания в систему знаний – 7 мин.

10. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Ход урока.


№ п.п.

Этапы урока

Содержание урока


Страница флипчарта

1.

Организационный этап.

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

«Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать».

У- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества - части, каждое из которых имеет своё название. Сейчас мы отправимся к большому другу Имени существительного. А как его зовут, вы узнаете, когда прочитаете стихотворение на доске.

Стр.3

Технологические приёмы: использование управляющих элементов на странице.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников включения в учебную деятельность.

1.Самоопределение к деятельности.

«У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить».

( Имя прилагательное)

У- Давайте проверим, а как хорошо вы знаете имена прилагательные? Для этого вы должны на доске распределить слова по частям речи.

2. Минутка чистописания.

У - Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов. Выглядеть они будут вот так: (открывается следующая страница флипчарта).

У - Что они вам напоминают (окончания имён прилагательных). Задание: запишите эти окончания, разбив их по парам. (Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях).

У - Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода, а другая группа – это окончания прилагательных множественного числа).

3.Словарная работа.

У - Имена прилагательные и имена существительные – большие друзья. Они живут по правилу: «Вместе и служба, и дружба!» Давайте проверим их крепкую дружбу. Я буду называть только имена прилагательные, а вы должны догадаться к какому имени существительному они относятся и записать его.

Прекрасная, солнечная, морозная …. (погода)

Сладкий, яблочный, вкусный… (пирог)

Белые, лёгкие, кучевые… (облака)

Новое, меховое, тёплое…. (пальто)

Свежая, интересная, ежедневная…. (газета)

(Дети записывают слова с безударной гласной в корне, обозначают орфограмму, а затем организуется проверка по словам, которые открываются на доске).

У - Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).


Стр.4.

Технологические приёмы: скрытый объект.



Стр.5.

Перемещение слов в контейнеры по частям речи.


Стр.6.

При помощи пера соединить окончания имён прилагательных по парам.







Стр.7.

Технологические приёмы: скрытый объект.

3.

Этап формулировки темы и целей урока.

Цель: учить детей логически рассуждать, самостоятельно формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя.

У - Используя опорную запись, сформулируйте цели урока. (Открывается следующая страница флипчарта).

У- Какую цель можно поставить, глядя на схему?

- Повторить:

- Узнать:

- Научиться:

- Составить:

У - Итак, повторяем всё, что знаем об именах прилагательных, и узнаём тему урока. (Наша цель: повторить знания об имени прилагательном, узнать, склоняются ли имена прилагательные, научиться определять падеж у имён прилагательных, используя памятку, составить памятку (алгоритм) определения падежа у имён прилагательных).

У- Давайте последовательно идти к достижению наших целей.


Стр.8.

Технологические приёмы: скрытый объект.

4.

Актуализация знаний учащихся.

Цель: учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

У - Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. Отвечая на вопрос теста, обводи букву, соответствующую правильному ответу. Желаю удачи! (Дети работают самостоятельно 5 минут. Затем идёт коллективная проверка, ключевое слово открывается поэтапно на странице флипчарта).

Тест.

1. Прилагательное – это…

с) часть речи в) часть слова г) член предложения.

2.Что обозначает имя прилагательное?

л) предмет к) признак предмета н) действие предмета.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

н) Кто? Что? л) Какой? Какая? Какое? Какие? п) Что делать? Что сделать?

4.Как определить род прилагательного?

о) по существительному е) по вопросу

5.Какие окончания у прилагательных среднего рода?

п) -ая, -яя с) -ый, -ий н) -ое, -ее

6.Какое прилагательное является антонимом к слову «холодный»?

г) прохладный е) горячий д) ледяной

7.Какими членами предложения являются имена прилагательные?

б) главными н) второстепенными

8.С чем связано прилагательное в предложении?

и) с существительным у) с глаголом о) с наречием

9.В словосочетании прилагательное + существительное имя прилагательное является……. словом?

е) зависимым г) главным


У-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение).

У- Что такое склонение? (Изменение по падежам и числам).

У- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (Не только отгадали ключевое слово, но и повторили всё, что мы знаем об имени прилагательном).

Стр.9.

Технологические приёмы: скрытый объект

5.

Репродуктивно-поисковый этап.

Цель: учить самостоятельно находить способ решения поставленной задачи

Постановка проблемы: узнать, склоняются ли имена прилагательные?

У-Приступаем к реализации второй цели урока. Предлагаю просклонять прилагательное «зимний» вместе с существительным «лес». (Самостоятельная работа в тетрадях. Затем открывается страница флипчарта, и дети сравнивают результаты своей работы с образцом на доске).

У- Какой вывод мы можем сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам)

У- Давайте проверим. Прочитайте правило на стр.12 в учебнике. (Дети читают правило, вставляя пропущенные слова, а затем проверяют правильность своего рассуждения с выводом на странице флипчарта).

Стр.10.

Технологические приёмы: перемещение объектов, при этом достигается эффект «Волшебного тоннеля».


Стр.11.

Используется инструмент «Заливка».

6.

Физкультминутка.

Цель: создание положительно – эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

«Хомка, Хомка, Хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хочет Хомка сильным стать».



7.

Первичное закрепление.

Цель: усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


У- Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. (Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному).

У- Докажите на примере данного стихотворения.

Считалка.

Жил да был на белом свете.

Медвежонок белый Петя.

Он не ел, не пил, не спал:

Мишу бурого искал,

Но везде один ответ:

Миши бурого здесь нет,

Петя шёл, шёл, шёл,

К лесу тёмному пришёл,

Повидался с бурым братом

И пошёл к себе обратно.

Задание: дети выписывают из стихотворения словосочетания существительное + прилагательное и определяют падеж у имён прилагательных. ( Жил (где?) на свете. Существительное «на свете» стоит в предложном падеже, значит и прилагательное с ним связанное принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное «белом» тоже стоит в предложном падеже.

На свете (каком?) белом (П.п).

Медвежонок (какой?) белый (Им.п.).

Мишу (какого?) бурого (В.п.).

Миши (какого?) бурого (Р.п.).

К лесу (какому?) тёмному (Д.п.).

С братом (каким?) бурым (Т.п.).

Стр.12.

Технологические приёмы: скрытый объект.

8.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаках.

У- Итак давайте составим памятку определения падежа у имён прилагательных. Какие шаги мы должны сделать?

1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг – определить падеж у имени существительного

3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.

У- Молодцы, вы хорошо поработали!

Стр.13.

Технологические приёмы: используется инструмент «Шторка», с помощью которой шаги на доске открываются постепенно сверху вниз.

9.

Включение нового в систему знаний.

Цель: выстраивание связей между новым знанием и имеющимися знаниями.

У- А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите текст, вставив пропущенные имена прилагательные, поставив их в нужный падеж и изменив окончания.

(Текст появляется на странице флипчарта).

Зимний лес.

Хорошо в ……. лесу. Деревья стоят в …….. инее. Всё засыпано …… снегом. Всё освещено …… и …… светом. Хороши ели в ……. уборе. В ……. воздухе слышен каждый звук. Вот с дерева упал …… ком снега. Пронеслась над головой ….. стайка клестов.


Слова для справок: серебряный, яркий и солнечный, морозный, шумная, огромный, зимний, пушистый, снежный.

Стр.14.

Технологические приёмы: используется инструмент «Заливка» (щёлкнуть на месте предполагаемого слова, цвет заливки должен быть отличным от фонового).

10.

Итог урока и рефлексия.

Цель: осознание способов, средств и результатов собственной деятельности.

У- Вернёмся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

-Смогли мы их достичь, как вы считаете?

- Что нам в этом помогло?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Кому было трудно и почему?

- А теперь попробуйте оценить свою работу, разместив свой смайлик в соответствующий сундучок.

Стр.15.

Технические приёмы: перемещение объектов (смайликов).


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!