Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»
Методическая разработка урока
по социально – бытовой ориентировке
по теме: «Лекарственные растения».
7 класс.
Учитель: Дечко В.Д.
Тема урока: «Лекарственные растения».
Цель урока: Познакомить учащихся с простейшими видами лекарственных растений.
Задачи:
Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.
Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.
Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.
Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.
Оборудование: тетради; упаковки с таблетками с разными сроками годности, фасовка трав в тарелочках для исследования, аптечная упаковка с травами ромашки, подорожника, шиповника и кровохлёбки на каждого ученика, таблица лекарственных трав (ромашка, подорожник, шиповник и кровохлёбка) на каждого ученика. Набор аптечных упаковок различных лекарственных трав, карточки с заданиями для коррекционных работ и закрепления материала (индивидуально), посуда для приготовления настоя, полотенца, грелки или термосы, ст. ложка, электроплита, памятки-инструкции, выставка книг, брошюр, журналов по теме, плакат с заданием. музыкальное сопровождение (песенка Медуницы), ковшик.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Итак, друзья, внимание.
Уж прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок.
II.Повторение.
- Вспомнить тему, над которой мы с вами работаем? («Медицинская помощь»)
- О чём говорили на прошлом уроке? ( о домашней аптечки)
- Для каких целей нам нужна домашняя аптечка?
-Что входит в состав домашней аптечки?
- Каково назначение термометра?
Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?
-Все ли лекарственные препараты можно принимать без назначения врача?
- Чем ещё можно лечиться? (лекарственными растениями)
- На каком уроке вы узнали о лекарственных растениях? (биологии)
Помните! Самолечение опасно для жизни!
-На что обязательно нужно обращать внимание во время применения лекарств? (на срок годности).
Задание: Определить срок годности на упаковках с таблетками ( лежат на столе перед каждым учеником)
III.Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем изучение раздела программы «Медицина». Сегодня мы поговорим о лекарственных травах, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него и научимся применять их по назначению.
Сейчас мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений, которые растут рядом с нами. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений; где их можно собирать; как сушить, чтобы они не потеряли своих лекарственных свойств и как приготовить отвары или настои из этих трав. ( Вспомнить строение растения)
У одних растений ценные вещества находятся в листьях- значит нужно собирать листья; у других – в корнях; у некоторых- в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы можем сохранить на долгие годы.
-Тема нашего урока: «Лекарственные растения».
Запись темы в тетради.
Задание 1. Прочитай.
С древних времён люди знали о полезном действии растений. Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными. Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека. Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней. Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.
Вопросы по тексту:
- Когда люди узнали о пользе растений?
- Как стали называть полезные растения?
– Чем богаты лекарственные растения?
Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения? – Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат) В чём продаются лекарственные травы?
IV. Основная часть урока.
Работа с раздаточным материалом (исследовательская деятельность)
Знакомство с некоторыми растениями (на тарелочках). Рассматривание упаковок с содержанием лекарственных трав. Рассмотреть внешний вид сухих трав; насладиться их ароматом. Вопросы: как выглядят сухие травы?(измельченные). Что можно сказать о запахе? (каждое растение имеет свой аромат даже в сухом виде).
- Как узнать, от какого заболевания то или иное растение и что готовить для лечения: настой или отвар? ( прочитать на упаковке)
Чтение инструкции на упаковке учащимися.
Задание 2. Сравнить приготовление настоя и отвара (по предложенному рецепту)
Отвар шиповника | Настой из шиповника |
2 ст. ложки плодов шиповника вымыть; залить 2-мя стаканами воды; довести до кипения. Кипятить 10 минут. Настаивать 6 часов. Отвар процедить. | 2 ст. ложки плодов шиповника вымыть; положить в термос; залить крутым кипятком. Настаивать 12-24 часа. Пить как поливитаминный напиток по полстакана, 2 раза в день, за час до еды. |
В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов. (демонстрация аптечных упаковок с содержимым).
V. Физминутка
Нахождение в классном пространстве разрозненных предложений из инструкции по приготовлению настоя лекарственных трав.
VI.Практическая работа.
Соблюдая т/б и гигиенические требования приготовить настой из сбора лекарственных трав. Не забыть! Установить время.
VII.Исследовательская работа.
Работа с таблицами растений.
Ромашка | Подорожник | Шиповник | Кровохлёбка |
Полезные свойства |
Обладает противовосполительным, дезинфицирующим действием. Отвары можно применять при ожогах, обморожениях, для полоскания рта, горла, при простуде. | Заживляет раны, порезы, останавливает кровь, отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. | Богат витаминами, значительно превосходит другие растения. Хорошо помогает при простудных заболеваниях. | Размельчённое корневище хорошо заживляет раны и ожоги, настои применяют в виде полосканий при стоматитах, прекрасно излечивает желудочно-кишечные инфекции. |
Используют | Используют | Используют | Используют |
Соцветия | Листья, семена | Листья и семена | Корневище |
VIII. Коррекционная работа.
Задание 3. В природе существуют и другие лекарственные растения. Найдите в цепочке названия этих растений и запишите их в тетрадь.
ДКЛОПУХАВЧМЯТАИБСКРАПИВАШНАЗГЛИПАЗВЕРОБОЙНХЙ
IX. Обзор выставки литературы (книг, брошюр, журналов)
О лекарственных растениях можно узнать из книг, журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.
Лекарственные растения можно собирать и самим. Нужно только знать правила сбора и сушки. Эти правила знакомы вам из уроков биологии, повторим их.
Собирать вдали от дорог.
Сушить в тёмном, сухом и тёплом месте.
Что произойдёт с растением, если его сушить на солнце? (пожелтеет и потеряет витамины)
Почему нельзя сушить в сыром помещении? (испортится)
X. Релаксация.
Готов ли наш настой? Сколько прошло времени?
Дети наливают чай и пробуют на вкус. (Муз. запись «Песенка Медуницы»)
Сегодня мы пробуем чай из лекарственных растений (шиповника).Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника-запасёшься бодростью на целый день.Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
Работа с новыми словами.
Такой чай ещё называют –фиточай.
Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.
Что выскажете о вкусе фиточая?
Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и чолезный)
XI.Итог. Оценка.
В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.
У Саши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение?
А у Серёжи простуда, сильный кашель. Что мы ему посоветуем?
У Ромы нарыв на пальце, что ему предложить?
XII. Домашнее задание.
Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.