СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений, которые живут рядом с нами. С древних времён люди знали о полезном действии растений. Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными. v

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»















Методическая разработка урока


по социально – бытовой ориентировке


по теме: «Лекарственные растения».

7 класс.






Учитель: Дечко В.Д.

















Тема урока: «Лекарственные растения».



Цель урока: Познакомить учащихся с простейшими видами лекарственных растений.

Задачи:

Образовательные - Расширить знания учащихся о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления; формировать умение приготавливать отвары и настои из лекарственных растений.

Развивающие - Развивать зрительную память; формировать навыки самоконтроля; расширять активный словарь; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать пространственное мышление, воображение.

Коррекционные - Корригировать остаточное зрение учащихся; учить детей преодолевать речевой негативизм, давать полные ответы, следить за зрительной нагрузкой на уроке, за осанкой детей.

Воспитывающие - Воспитывать любовь к природе, развивать эстетические чувства учащихся, мотивацию к учению.

Оборудование: тетради; упаковки с таблетками с разными сроками годности, фасовка трав в тарелочках для исследования, аптечная упаковка с травами ромашки, подорожника, шиповника и кровохлёбки на каждого ученика, таблица лекарственных трав (ромашка, подорожник, шиповник и кровохлёбка) на каждого ученика. Набор аптечных упаковок различных лекарственных трав, карточки с заданиями для коррекционных работ и закрепления материала (индивидуально), посуда для приготовления настоя, полотенца, грелки или термосы, ст. ложка, электроплита, памятки-инструкции, выставка книг, брошюр, журналов по теме, плакат с заданием. музыкальное сопровождение (песенка Медуницы), ковшик.
Ход урока.

I. Организационный момент.

- Итак, друзья, внимание.

Уж прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок.

II.Повторение.

- Вспомнить тему, над которой мы с вами работаем? («Медицинская помощь»)

- О чём говорили на прошлом уроке? ( о домашней аптечки)

- Для каких целей нам нужна домашняя аптечка?

-Что входит в состав домашней аптечки?

- Каково назначение термометра?

Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

-Все ли лекарственные препараты можно принимать без назначения врача?

- Чем ещё можно лечиться? (лекарственными растениями)

- На каком уроке вы узнали о лекарственных растениях? (биологии)

Помните! Самолечение опасно для жизни!

-На что обязательно нужно обращать внимание во время применения лекарств? (на срок годности).

Задание: Определить срок годности на упаковках с таблетками ( лежат на столе перед каждым учеником)

III.Сообщение темы и цели урока.

- Мы продолжаем изучение раздела программы «Медицина». Сегодня мы поговорим о лекарственных травах, знания о которых помогут вам поддерживать здоровье вашего организма, без всякого вреда для него и научимся применять их по назначению.

Сейчас мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений, которые растут рядом с нами. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений; где их можно собирать; как сушить, чтобы они не потеряли своих лекарственных свойств и как приготовить отвары или настои из этих трав. ( Вспомнить строение растения)

У одних растений ценные вещества находятся в листьях- значит нужно собирать листья; у других – в корнях; у некоторых- в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы можем сохранить на долгие годы.

-Тема нашего урока: «Лекарственные растения».

Запись темы в тетради.

Задание 1. Прочитай.

С древних времён люди знали о полезном действии растений. Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными. Из растений делали отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека. Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней. Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.

Вопросы по тексту:

- Когда люди узнали о пользе растений?

- Как стали называть полезные растения?

– Чем богаты лекарственные растения?

Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения? – Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат) В чём продаются лекарственные травы?

IV. Основная часть урока.

Работа с раздаточным материалом (исследовательская деятельность)

Знакомство с некоторыми растениями (на тарелочках). Рассматривание упаковок с содержанием лекарственных трав. Рассмотреть внешний вид сухих трав; насладиться их ароматом. Вопросы: как выглядят сухие травы?(измельченные). Что можно сказать о запахе? (каждое растение имеет свой аромат даже в сухом виде).

- Как узнать, от какого заболевания то или иное растение и что готовить для лечения: настой или отвар? ( прочитать на упаковке)

Чтение инструкции на упаковке учащимися.

Задание 2. Сравнить приготовление настоя и отвара (по предложенному рецепту)

Отвар шиповника

Настой из шиповника

2 ст. ложки плодов шиповника вымыть; залить 2-мя стаканами воды; довести до кипения. Кипятить 10 минут. Настаивать 6 часов. Отвар процедить.

2 ст. ложки плодов шиповника вымыть; положить в термос; залить крутым кипятком. Настаивать 12-24 часа. Пить как поливитаминный напиток по полстакана, 2 раза в день, за час до еды.

В домашних условиях лекарственные растения применяются в виде настоев и отваров. Настои готовят из листьев, цветков, стеблей. Отвары готовят из корней, коры, корневищ, плодов. (демонстрация аптечных упаковок с содержимым).

V. Физминутка

Нахождение в классном пространстве разрозненных предложений из инструкции по приготовлению настоя лекарственных трав.

VI.Практическая работа.

Соблюдая т/б и гигиенические требования приготовить настой из сбора лекарственных трав. Не забыть! Установить время.

VII.Исследовательская работа.

Работа с таблицами растений.

Ромашка

Подорожник

Шиповник

Кровохлёбка

Полезные свойства

Обладает противовосполительным, дезинфицирующим действием. Отвары можно применять при ожогах, обморожениях, для полоскания рта, горла, при простуде.

Заживляет раны, порезы, останавливает кровь, отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза.

Богат витаминами, значительно превосходит другие растения. Хорошо помогает при простудных заболеваниях.

Размельчённое корневище хорошо заживляет раны и ожоги, настои применяют в виде полосканий при стоматитах, прекрасно излечивает желудочно-кишечные инфекции.

Используют

Используют

Используют

Используют

Соцветия

Листья, семена

Листья и семена

Корневище

VIII. Коррекционная работа.

Задание 3. В природе существуют и другие лекарственные растения. Найдите в цепочке названия этих растений и запишите их в тетрадь.

ДКЛОПУХАВЧМЯТАИБСКРАПИВАШНАЗГЛИПАЗВЕРОБОЙНХЙ

IX. Обзор выставки литературы (книг, брошюр, журналов)

О лекарственных растениях можно узнать из книг, журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.

Лекарственные растения можно собирать и самим. Нужно только знать правила сбора и сушки. Эти правила знакомы вам из уроков биологии, повторим их.

  1. Собирать вдали от дорог.

  2. Сушить в тёмном, сухом и тёплом месте.

Что произойдёт с растением, если его сушить на солнце? (пожелтеет и потеряет витамины)

Почему нельзя сушить в сыром помещении? (испортится)

X. Релаксация.

Готов ли наш настой? Сколько прошло времени?

Дети наливают чай и пробуют на вкус. (Муз. запись «Песенка Медуницы»)

Сегодня мы пробуем чай из лекарственных растений (шиповника).Шиповник-это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара шиповника-запасёшься бодростью на целый день.Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.

Работа с новыми словами.

Такой чай ещё называют –фиточай.

Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.

Что выскажете о вкусе фиточая?

Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и чолезный)

XI.Итог. Оценка.

В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.

У Саши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение?

А у Серёжи простуда, сильный кашель. Что мы ему посоветуем?

У Ромы нарыв на пальце, что ему предложить?

XII. Домашнее задание.

Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!