СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка может быть полезна для обучающихся 5 класса и педагогов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАГНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Методическая разработка урока

по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»













Работу выполнила:

Бутырина Татьяна Васильевна, учитель математики МБОУ «Тагнинская ООШ»,



























д. Тагна 2022







Предмет: Математика

Тема: «Все действия с десятичными дробями».

Контингент учащихся: 5 класс

Время проведения, общая продолжительность: 40 минут

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, раздаточный материал, маршрутный лист.

Форма проведения занятия: комбинированный урок

Методы и приемы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная, групповая работы, технология критического мышления, ИКТ.

Цель занятия:

- обобщение и систематизации знаний по данной теме;

- формирование у учащихся умений применения действий с десятичными дробями при решении практических задач.


Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): формирование умений применять действий с десятичными дробями в разных учебных ситуациях;


воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения слушать своих товарищей и вступать в диалог с ними; развитие внимательности в вычислениях; воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, требовательного отношения к себе и своей работе;


развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие творческой активности учащихся; повышение интереса к предмету; формирование умений обрабатывать информацию и систематизировать ее; формирование коммуникативной компетенции учащихся; умение выбирать рациональные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия, контроль, оценка и самооценка процесса и результатов деятельности.






















Конспект урока.

Здравствуйте дорогие ребята, рада вас видеть!

Можете присесть.

Утром каждый из нас делает зарядку. Я предлагаю вам выполнить гимнастику для ума. У вас на партах лежат ножницы и изображения пирога. Разделить пирог на восемь одинаковых частей, сделав всего лишь три разрез. Просьба при работе с ножницами соблюдать технику безопасности.

Время для работы 2 минуты.

Если не получиться с первым пирогом, у вас в запасе еще 2.

Ребята, удалось разрезать пирог? А у вас получилось?

Давайте посмотрим, как можно было решить эту задачу.

Сначала пирог разрезали на четыре части. Затем полученные части сложить стопкой и сделать еще один разрез.

Давайте вспомним, что было дано в задаче?

Пирог, нож и одно условие: 3 разреза.

Скажите, были ли дополнительные ограничения или требования?

На самом деле, многие задачи кажутся не решаемыми, потому что наше сознание само накладывает ограничения. Если научиться выходить за эти рамки, то многие жизненные задачи будут решаться легко.

А теперь вспомните, как мы режем хлеб, лук или вырезам снежинки.

А что такое мышление?

Ребята, как вы думаете можно ли развить свое мышление?

- Да с помощью специальных задач и упражнений, в том числе и на уроках математики.

Я знаю, что вы сейчас изучаете арифметические действия над десятичными дробями.

Сегодня на уроке мы увидим, что мышление можно развивать при выполнении знакомых арифметических действий.

Тема нашего урока: «Арифметические действия над десятичными дробями».

Цели:

- научиться искать рациональный способ решения;

- объяснять свой выбор решения;

- рассмотреть применение знаний с десятичными дробями в повседневной жизни человека.

У вас на партах лежит индивидуальный образовательный маршрут урока. Возьмите лист, пожалуйста и рассмотрите его.

Выполняем задание № 1. Перед вами таблица верных и неверных утверждений. Ваша задача: найти ошибку в вычислениях. Если вы согласны с ответом - поставьте знак «+», если не согласны «-». Вычисления вы можете выполнять устно или письменно под таблицей в маршрутном листе. Время на выполнение задания – 3 минуты.







Утверждение

«-» или «+»

6,48 – 3=3,48


0,86*2= 0,72


4,63+17,37=22


7 – 0,6=0,1


0,144:2=0,022



Ребята, проверьте себя.


Утверждение

«+» или «-»

6,48 – 3=3,48

+

0,86*2= 0,72

-

4,63+17,37=22

+

7 – 0,6=0,1

-

0,144:2=0,022

+


У кого ответы совпали, поставьте справа в строке задания «!», у кого не совпали знак «?» Попытаемся ответить на вопрос: «Почему примеры выполнены с ошибками, в чем их причина?»

Подумайте, как исправить эти ошибки, чтобы больше их не повторять. Что для этого нужно сделать?

А в каких заданиях вы нашли ошибку?

А какой правильный ответ в неверно выполненных заданиях?


0,86*2=1,72

7-0,6=6,4


А теперь внимание на экран.

Ребята, давайте поможем Незнайке сделать выгодную покупку!

Рядом с его домом находятся три магазина: Магазин «Пятерочка», магазин «У Алисы», магазин «Удачный».

На ваших маршрутных листах содержится информация в задании под № 2 и в листах с набором продуктов.

Подумайте несколько секунд ваши действия по выполнению этого задания.

Алгоритм:

  1. Из предложенного списка выбрать нужные продукты.

  2. Составить числовое выражение для подсчета стоимости покупки.

  3. Вычислить всю стоимость покупки.

  4. Найти сколько денег останется у Незнайки.

  5. Ответить на вопрос : Какую сдачу получит Незнайка.


Для выполнения задания мы будем работать в парах.

1 ряд идет в магазин «Пятерочку».

2 ряд отправляется в магазин «У Алисы».

3 ряд идет в магазин «Удачный».

Нужно купить:

  1. Хлеб «Бородинский»

  2. Молоко «Домик в деревне»

  3. Рис круглозерный

  4. Мука «От мельника»


На выполнение задания дается 3 минуты. После этого кто-то из вас представит результаты своей работы.

При выполнении работы нужно быть внимательными, отбирать нужную информацию и не забывать про рациональные способы решения.

По одному человеку из ряда представить результат.

Что было сложным при выполнении?


Можем ли мы однозначно ответить на вопрос Незнайки?

А если бы я не ограничила вас походом именно в один магазин, вы бы как поступили?







Магазин «Пятерочка»

Набор продуктов


Наименование

Цена, руб

1

Хлеб «Бородинский»

23,50

2

Хлеб «Ржаной»

21,90

3

Молоко «Домик в деревне»

32,90

4

Молоко «Любимая чаша»

39,80

5

Рис круглозерный

49,50

6

Мука «От мельника»

51,20

7

Шоколад «Аленка»

20,00

8

Шоколад «Пористый»

37,50





Магазин «У Алисы»

Набор продуктов

Наименование

Цена, руб.

1

Хлеб «Бородинский»

25,60

2

Хлеб «Ржаной»

21,90

3

Молоко «Домик в деревне»

32,90

4

Молоко «Любимая чаша»

41,70

5

Рис круглозерный

53,40

6

Мука «От мельника»

53,30

7

Шоколад «Аленка»

25,50

8

Шоколад «Пористый»

38,20


Магазин «Удачный»

Набор продуктов


Наименование

Цена, руб.

1

Хлеб «Бородинский»

21,60

2

Хлеб «Ржаной»

20,90

3

Молоко «Домик в деревне»

32,80

4

Молоко «Любимая чаша»

37,40

5

Рис круглозерный

50,20

6

Мука «От мельника»

52,80

7

Шоколад «Аленка»

19,00

8

Шоколад «Пористый»

37,20

Мы увидели пример, где вам может в жизни пригодиться умения складывать и вычитать десятичные дроби.

Как вы думаете, где еще в жизни вам пригодятся эти навыки? Специалистам каких профессий необходимы знания о десятичных дробях?

В повседневной жизни при решении бытовых задач – оплата коммунальных услуг, расчет в магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время ремонта квартиры, при шитье и др.


Ребята, а, вы знаете, кто впервые ввел десятичные дроби?

Ответить на этот вопрос нам поможет задание № 3 в маршрутном листе.

«Кто впервые ввел десятичные дроби?». Выбрать правильный ответ, записать букву.

А1. В каком пункте при сложении допущена ошибка?

а) 3,7 +1,2 = 4,9 к) 7,34 +10,1 = 17,35 л) 5,02 + 1,2 = 6,22


А2. Найдите сумму чисел 3,4; 7,2; 0,6; 8,8

а) 20 б) 19,8 в) 20,2


А3. Найдите разность наибольшего и наименьшего из чисел:

1,04; 2,07; 3,4; 15,32; 22,06; 17,3; 1,4; 22,6


д) 21,64 м) 21,02 ш) 21,56


А4. От провода длиной 30 м отрезали три куска. Длина каждого куска 4,5 м. Сколько метров провода осталось в куске?

е) 15,5 и) 16,5 р) 14,25


Давайте проверим, что у вас получилось (Ученики называют варианты ответов)

Проверим правильный ответ: Каши.

Аль-Каши - один из крупнейших математиков и астрономов XV века. Жил в Иране. Опубликовал первое систематическое изложение теории десятичных дробей. В своем трактате «Ключ арифметики» вводит десятичные дроби, формулирует основные правила действия с ними.


Ну и последнее задание № 4. Сколько углов останется у стола, если один отрезать?

На обдумывания этого задания дается 1 минута.

Ответы?

Почему у вас получились разные ответы?

Скажите, а вы вышли за рамки своих ограничений?

Достаточно ли было информации, для того чтобы дать однозначный ответ?

Вы можете мне задать уточняющие вопросы.

  • Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника.

  • Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.


Вернемся к нашей таблице «Верные - неверные утверждения». Если кто-то в начале урока поставил на полях знак «?», подумайте, ответили вы на свой вопрос в течение урока? Если да, то знак «?» можно убрать. Если вопросы, то повторите правила арифметических действий над десятичными дробями.

Можете ли вы сказать, что в течение урока вы получили опыт решения задач, требующих расширения привычных границ сознания?

Достигли ли мы целей урока? Да!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!