СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Ориентирование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Ориентирование"»

Конспект урока по географии

Тема урока: Ориентирование.

Предмет: география

Класс: 5

Цель урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся со способами ориентирования в пространстве;

- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества;

2. Развивающие:

- развивать умения работать с компасом; ориентироваться на местности;

- развивать мышление, воображение, способности к самостоятельному решению задач;

3. Воспитательные:

- способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе.


Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта

Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.


  • познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, работать с компасом.


  • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей

2. Актуализация знаний, целеполагание

Учитель: Перед Вами на слайде фрагмент картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье». У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу.

У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите, для чего он необходим. (ответы детей).

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока (Ответы детей)

Учитель: Правильно, тема урока - Ориентирование
Зачем человеку уметь ориентироваться? Запишите в карте урока свою учебную цель.

1. Выяснить, какими способами можно ориентироваться в пространстве.

2. Научиться ориентироваться в пространстве.

3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.


3. Изучение нового материала


А) Учитель: Вспомните, что такое горизонт? Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?

Слово ориентирование происходит от латинского oriens - восток. В глубокой древности люди не знали сторон горизонта и ориентировались относительно знакомых предметов. С помощью условных знаков они создавали планы местности.

Обучающиеся составляют Кластер по теме урока.

С

Ориентирование

оставление Кластера.




находить дорогу

Стороны горизонта

определять ориентиры

помогает не заблудиться




Б) Учитель: Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт.

- Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?

Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта, и вызывает одного учащегося к доске.

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

- А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Задания для формирования естественнонаучной грамотности


Задание 1.

Содержание: Явления природы.

Вид деятельности: рассуждение 1.

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь детям во время прогулки по лесу определить стороны горизонта. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал детям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

  1. Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.

  2. Кора у березы чище и белее с северной стороны.

  3. Муравейник с северной стороны относительно дерева.

  4. Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.

Ответ: 1,4

В) Учитель предлагает детям выполнить Задание 2 (применение читательской грамотности).



Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.



Учитель: - Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)

Г) Учитель: - Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.
















Учитель: - Вы обозначены крестиком на плане железнодорожной станции через хвойный пойдете? (На северо-восток).

и вам предстоит дойти до лес. В каком направлении вы

Учитель: - Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.

















Учитель: – но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)



- Покажите на схеме, где азимут.
















- Определите значение азимута с помощью транспортира.



- Выполните задание на определение азимута (рис. 8, стр. 15).



- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности -компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.



Нахождение азимута по плану:



а). Определите направление на север.



б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.



Д) Определение направлений по плану:



При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг) (смотрим форзац 1).



Работаем с форзацем 1. Зная, как изображаются направления, можно определить направления на предметы, показанные на плане. Например, в каком направлении от посёлка Елагино находится деревянный мост через овраг? Для выполнения этого задания надо найти центр поселка. Мост расположен снизу от центра, то есть к югу от посёлка Елагино.



Е) Задание по топографическому плану



- Вы шли по направлению с азимутом 30, по какому азимуту вы будете возвращаться? (210).



- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу 1).



- Определите азимут до колодца. (учебник стр. 16).



- И так, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по этому азимуту с помощью компаса.



Физкультминутка.


Учитель: Прошу детей встать из-за парт.

Говорю слова и показываю движения:

Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь. Север, запад, восток, юг
Выпрямляйся, милый друг.

Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!

Учитель: Все тихо сели на свои места.

Ж) Учитель предлагает детям загадку

Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий..
О каком приборе я говорю? (компас)

У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите для чего он необходим.

Знакомство с компасом

- Выступает заранее подготовленный ученик:


Компас это прибор, указывающие направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.


Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих грузов». В нём « на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, Выводя к колодцам и направляя по верному пути».


Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы.

Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели. В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший названия « роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.



- Познакомимся с правилами работы с компасом:

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.



2. Подождите, пока компасная стрелка установится.



3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.



4. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.



5. Азимут отсчитываются от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.


З) В группах выполняют практическую работу на карточках.


Устанавите компас по направлению север – юг.

Пользуясь компасом определите:


В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса;


Направление, в котором находится дверь класса;

 

В каком направлении находится стол учителя;

 













4. Рефлексия.

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

Для рефлексии дети берут по смайлику.

Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.

Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.


5. Домашнее задание.

Запись домашнего задания в дневники.

1. Изучить параграф

2. Выполнить задания в тетради.

Выставляем оценки за урок (учащемуся, подготовившему сообщение о компасе, учащимся определявшим азимут в классе)


Если осталось время Составление синквейна.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!