1. Ф.И.О. учителя: Сударкина Наталья Николаевна
2. Класс: 3 Дата: 27.11.20. Предмет: русский родной язык
3. Тема: Зачем в русском языке такие разные предлоги?
4. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
5. Цель урока:
- выявить роль разных предлогов в письменной и устной речи; уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи; знать наиболее употребительные предлоги;
- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;
- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.
- выявить роль предлогов в письменной и устной речи.
- мотивировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
- составлять небольшие устные и письменные высказывания.
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап | 2 | Организовать детей, настроить на работу. | -Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Подберите к каждой букве слова «урок» слова, рассказывающие, какими мы будем на нашем занятии. Умными, успешными, усидчивыми, усердными Радостными, работящими, рассудительными, решительными Общительными, организованными, образованными, обаятельными Культурными, красноречивыми, креативными, коммуникативными Я желаю, чтоб урок Вам пошёл, ребята, впрок. Чтоб вы новое узнали, Всем об этом рассказали, Впечатленья получили, Знания крепко закрепили. - Поверьте готовность к уроку. К началу урока готовы? Просигнальте! (По руке.) Проведём наш урок в форме калейдоскопа. | Словесный. Слово учителя | Ф | Приветствует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний. | 5 | повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания» | 1. Словарная работа Кто знает, что такое калейдоскоп? Слайд 1. Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветные узоры. В переносном смысле - это быстрая смена лиц, событий. Сообщение о форме проведения урока 2. Проверка: д/з: П. 15, упр. 3 (с. 112 – 113). - Какое задание выполняли дома? - Все ли справились с заданием? Слайд 2. - Возьмите простой карандаш, проверим, оценим. (После проверки на полях дети ставят себе оценку.) | Р ПР | Ф К | Наводит на размышление Проверяет наличие д/р, его выполнение | Высказывают своё мнение. (Это детская игрушка, в которой можно увидеть разные узоры…) Показывают д/р, комментируют выполнение |
3. Постановка цели и задач урока. | 2 | Организация формулирования темы урока учащимися | Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь. - Прочитайте запись на доске: Шесть мышат камыше шуршат. - Что вы прочитали? (Скороговорку.) - Правильно ли она записана? (Нет, не хватает предлога в.) - Вставим предлог в на место. (К доске пойдет … и допишет предлог.) Шесть мышат в камыше шуршат. - Все ли согласны с постановкой предлога? - Проверим. (Учитель показывает эту скороговорку в книжке «Скороговорки» с соответствующей картинкой.) - Правильно вставили? (Да.) - Какие вы ещё знаете предлоги? (Называют.) - Кто догадался, какая у нас тема урока? (открываю на доске тему) Тема нашего урока: “ Зачем в русском языке такие разные предлоги?» - Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться? Используя опорные слова, поставим задачи: Мы познакомимся с… (новыми предлогами.) Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.) Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.) Мы сможем поразмышлять… (какой предлог вставить.) Молодцы, ребята, поставили задачи. - Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы стать более грамотными). - Где нам пригодятся полученные знания? | Словесный | П | Подводит к формулированию темы и постановке учебных задач. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
4.Усвоение нового материала | 10 | познакомить с новым материалом | Повторение знаний о предлоге. Что такое предлоги? Как пишутся предлоги со словами? Для чего служат предлоги? - Откуда у вас эти знания о предлоге? (Изучали на уроках русского языка.) Слайд 3. (Вывесить на доску) Подготовленный ученик читает стих. Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за» и «по» - предлоги…» Слайд 4. (Для работы в парах) На карточке напишите свои имена. Слайд 5. (Проверка работы в парах) - У кого 1-2 ошибки? (По руке.) - У кого 3-4 ошибки? (По руке.) - Кто не ошибся? (По руке.) Работа по учебнику с. 113 – 114 Упражнение 5. - Определи, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запиши по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обрати внимание: предлог всегда пишется с буквой з. Образец: бездонный ← без дна. Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный. БЕСПОМОЩНЫЙ – бессильный, слабый, нуждающийся в поддержке. | 3. Игра «Кто больше?» - Ребята, оглядитесь вокруг. Придумайте как можно больше словосочетаний с предлогами. | Словесный, наглядный ПР ПР Поисковый | Ф П Ф И | Задает вопросы, вывешивает слайд на доску Наводит на размышление, организует проверку по контрольному листу, организует парную работу Организует работу с учебником Предлагает игру | Вспоминают, отвечают на вопросы, смотрят слайд, ученик читает стих Вставляют предлоги, подходящие по смыслу, проверяют по контрольному листу, работают в паре Выполняют письменное задание Играют |
5.Физкультминутка | 2 | Смена деятельности | - Немного отдохнём. Встаньте, внимательно слушайте задания и выполняйте их. Присесть около парты Постоять на одной ноге Подойти к доске Встать возле двери Встать вокруг учителя Взяться за руки Сядьте за парты, закройте глаза, расслабьтесь. (Звучит аудиозапись Звуки Природы – Атмосфера Деревни.) | ПР Р | К И | Декламирует стихотворение, показывает движения Включает аудиозапись | Выполняют действия Закрывают глаза, слушают |
6. Первичное закрепление новых знаний | 14 | умения решать учебно-познавательные задачи, выявить затруднения уч-ся | Работа по сюжетной картинке. - Ребята, слушая Звуки Природы, вам представилась Атмосфера Города или Деревни? Почему? Мы в какой местности с вами живём? Назовите область, район, посёлок, улицу. - Рассмотрим сюжетную картинку. Придумайте предложения с предлогами. 2. Выполняют работу с текстом в группе (прием «Взаимообучение») по подбору определённых предлогов. - Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем. В группу входят три человека (две соседние парты). «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять. (Учащиеся работают) - Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы. - У других групп есть другие варианты ответов? (Нет) - Проверим по образцу! - У какой группы есть ошибки? Сколько раз ошиблись? (Сигналят по руке.) - У какой группы нет ошибок? (Сигналят по руке.) - Молодцы! 3.ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ (Учитель): Предлог как название речи встречается в словаре 1636 года. В течение XIX—XX веков наблюдается непрерывное пополнение предлогов. (Учитель читает в учебнике, с. 115) Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх. Не ради красы шуба, а ради тепла. - Какой смысл у этой пословицы? (Зимой без шубы холодно.) (Сообщение ученика) В русском языке всего около 200 предлогов. Однако, после имён существительных, глаголов и местоимений по частоте использования предлоги стоят на четвёртом месте. Девять предлогов (В, НА, С, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О) включаются в 30 самых часто употребляемых слов русского языка. Любопытно, что предлог «В» стоит на 1-м месте, а «НА» занимает 4-е место среди самых часто употребляемых слов русского языка. (Дополнительно: если останется время рассказывает учитель.) Вывод. - Ребята, давайте сделаем вывод: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?» - Посмотрите на картинки, они помогут вам сделать вывод. (Учитель): ВЫВОД: Разные предлоги нужны нам для того, что связывать части речи в предложении, что бы смысл был ясен не только одному человеку, но и широкому кругу слушателей. | Наглядный, словесный Словесный, наглядный Словесный | Ф Г Ф И | Задает вопросы, формулирует задание Предлагает задание в группе по карточке, организует проверку Сообщает новые сведения, подготавливает заранее ученика Учит наблюдать и делать выводы | Отвечают на вопросы, составляют предложения Выполняют задание в группе по карточке, делают проверку Слушают, участвуют в беседе, запоминают, 1 ученик выступает с сообщением Делают выводы |
7. Контроль усвоения | 5 | Проверка умения сам работать с заданием. | Тест - Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы. Тест. Что такое предлоги? Как пишутся предлоги с другими словами? Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении - Проверяем по образцу. Тест. Что такое предлоги? Как пишутся предлоги с другими словами? Какую роль выполняют предлоги в речи? А) Не служат для связи слов в предложении Б) Служат для связи слов в предложении - Кто выполнил тест без ошибок? Поставьте восклицательный знак. - Кто выполнил тест с одной ошибкой? Поставьте знак +. - Кто сделал 2-3 ошибки поставьте знак -. | ПР | И | Предлагает выполнить тест на карточке, организует проверку | Выполняют тест, подчёркивают правильные ответы, проверяют, оценивают |
8. Информация о домашнем задании | 2 | обеспечение понимания дом. задания, проверка записи | Д/З: Прием «Идеальное домашнее задание» 1 уровень. Составить 6 словосочетаний с предлогами. 2 уровень. Составить предложения с предлогами. 3 уровень. Написать мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги. Все предлоги выделить. - Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Посмотрите задание на дом, понятно ли как выполнять? | Р | Ф | Даёт комментарий к домашнему заданию. | Записывают д/з в дневники и слушают объяснение дом. задания |
9. Рефлексия и подведение итогов урока | 3 | подведение итогов урока | – Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились. - О какой части речи мы сегодня говорили? - Какие предлоги мы используем чаще в своей речи? - Для чего служат предлоги? - Почему надо правильно употреблять предлоги в речи? - Скажите, пожалуйста, выполнили все поставленные задачи? - Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний. Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист. (Учащиеся выходят и прикрепляют лист к дереву) - Благодарю вас за работу. - Вам понравился урок? - Поблагодарим друг друга. (хлопаем) - Оценки за урок. | ПР | Ф И | Подводит учащихся к выводу | Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. |