СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Зачем в русском языке такие разные предлоги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему же в русском языке такие разные предлоги?

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Зачем в русском языке такие разные предлоги?"»

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Сударкина Наталья Николаевна

2. Класс: 3 Дата: 27.11.20. Предмет: русский родной язык

3. Тема: Зачем в русском языке такие разные предлоги?

4. Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

5. Цель урока:

Образовательные:

- выявить роль разных предлогов в письменной и устной речи; уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи; знать наиболее употребительные предлоги;

Развивающие:

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выявить роль предлогов в письменной и устной речи.

- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;

- знать наиболее употребительные предлоги;

Метапредметные:

Личностные:

-  правильно употреблять предлоги в речи;

- мотивировать учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу.

Познаватальные:

-  выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные:

- работать в парах, в малых группах;

- составлять небольшие устные и письменные высказывания.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, технология критического мышления.

Оформление доски: заготовленная карточка с названием темы, заготовленные карточки с написанными задачами урока, скороговорка, слово УРОК; изображение древа знаний.

Оборудование: электронная презентация, карточки для индивидуальной работы (парной, групповой), учебник, тетрадь, индивидуальный набор листьев зеленого, жёлтого, коричневого цвета.


Ход урока


Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.Организационный этап

2

Организовать детей, настроить на работу.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям!

И садитесь по местам.

- Подберите к каждой букве слова «урок» слова, рассказывающие, какими мы будем на нашем занятии.

Умными, успешными, усидчивыми, усердными

Радостными,  работящими, рассудительными, решительными

Общительными, организованными, образованными, обаятельными

Культурными, красноречивыми, креативными, коммуникативными


Я желаю, чтоб урок

Вам пошёл, ребята, впрок.

Чтоб вы новое узнали,

Всем об этом рассказали,

Впечатленья получили,

Знания крепко закрепили.


- Поверьте готовность к уроку. К началу урока готовы? Просигнальте! (По руке.)

 

Проведём наш урок в форме калейдоскопа.

Словесный.
Слово учителя

Ф


Приветствует уч-ся. Проверяет готовность обучающихся к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.


2. Актуализация знаний.

5

повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»

1. Словарная работа

Кто знает, что такое калейдоскоп? Слайд 1.

Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными  пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветные узоры.

В переносном смысле - это быстрая смена лиц, событий.  Сообщение о форме проведения урока

 

2. Проверка: д/з: П. 15, упр. 3 (с. 112 – 113).

- Какое задание выполняли дома?

- Все ли справились с заданием? Слайд 2.

- Возьмите простой карандаш, проверим, оценим. (После проверки на полях дети ставят себе оценку.)

Р









ПР

Ф











К



Наводит на размышление









Проверяет наличие д/р, его выполнение

Высказывают своё мнение. (Это детская игрушка, в которой можно увидеть разные узоры…)

 


Показывают д/р, комментируют выполнение

3. Постановка цели и задач урока.

2

Организация формулирования темы урока учащимися

Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.

- Прочитайте запись на доске:

Шесть мышат

камыше шуршат.

- Что вы прочитали? (Скороговорку.)

- Правильно ли она записана? (Нет, не хватает предлога в.)

- Вставим предлог в на место. (К доске пойдет … и допишет предлог.)

Шесть мышат

в камыше шуршат.

- Все ли согласны с постановкой предлога?

- Проверим. (Учитель показывает эту скороговорку в книжке «Скороговорки» с соответствующей картинкой.)

- Правильно вставили? (Да.)

- Какие вы ещё знаете предлоги? (Называют.)

- Кто догадался, какая у нас тема урока?

(открываю на доске тему)

Тема нашего урока: “ Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

- Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться?

Используя опорные слова, поставим задачи:

Мы познакомимся с… (новыми предлогами.)

Мы вспомним… (что уже знаем о предлоге.)

Мы узнаем… (наиболее употребительные предлоги.)

Мы сможем поразмышлять… (какой предлог вставить.)

 

Молодцы, ребята, поставили задачи.


- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы стать более грамотными).

- Где нам пригодятся полученные знания?

Словесный


П






Подводит к формулированию темы и постановке учебных задач.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение нового материала

10

познакомить с новым материалом

  1. Повторение знаний о предлоге.

  • Что такое предлоги?

  • Как пишутся предлоги со словами?

  • Для чего служат предлоги?

- Откуда у вас эти знания о предлоге? (Изучали на уроках русского языка.)

Слайд 3. (Вывесить на доску)

Подготовленный ученик читает стих.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»


Слайд 4. (Для работы в парах)

На карточке напишите свои имена.


Слайд 5. (Проверка работы в парах)



- У кого 1-2 ошибки? (По руке.)

- У кого 3-4 ошибки? (По руке.)

- Кто не ошибся? (По руке.)


  1. Работа по учебнику с. 113 – 114

Упражнение 5.

- Определи, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запиши по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обрати внимание: предлог всегда пишется с буквой з.

Образец: бездонный ← без дна.

Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный.

  • Что означает слово беспомощный?

БЕСПОМОЩНЫЙ – бессильный, слабый, нуждающийся в поддержке.


3. Игра «Кто больше?»

- Ребята, оглядитесь вокруг. Придумайте как можно больше словосочетаний с предлогами.

Словесный, наглядный



































ПР


































ПР













Поисковый

Ф






































П


































Ф













И

Задает вопросы, вывешивает слайд на доску



































Наводит на размышление, организует проверку по контрольному листу, организует парную работу



























Организует работу с учебником











Предлагает игру

Вспоминают, отвечают на вопросы, смотрят слайд, ученик читает стих





























Вставляют предлоги, подходящие по смыслу, проверяют по контрольному листу, работают в паре























Выполняют письменное задание







Играют

5.Физкультминутка

2

Смена деятельности

- Немного отдохнём.

  • Встаньте, внимательно слушайте задания и выполняйте их.

  • Присесть около парты

  • Постоять на одной ноге

  • Подойти к доске

  • Встать возле двери

  • Встать вокруг учителя

  • Взяться за руки


  • Сядьте за парты, закройте глаза, расслабьтесь.

(Звучит аудиозапись Звуки Природы – Атмосфера Деревни.)

ПР








Р

К








И

Декламирует стихотворение, показывает движения





Включает аудиозапись

Выполняют действия





Закрывают глаза, слушают

6. Первичное закрепление  новых знаний

14

умения решать учебно-познавательные задачи, выявить затруднения уч-ся

  1. Работа по сюжетной картинке.

- Ребята, слушая Звуки Природы, вам представилась Атмосфера Города или Деревни? Почему? Мы в какой местности с вами живём? Назовите область, район, посёлок, улицу.

- Рассмотрим сюжетную картинку. Придумайте предложения с предлогами.


2. Выполняют  работу с текстом  в группе (прием «Взаимообучение») по подбору определённых предлогов.

- Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем. В группу входят три человека (две соседние парты).  «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.


(Учащиеся работают)

- Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.

- У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)

- Проверим по образцу!


- У какой группы есть ошибки? Сколько раз ошиблись? (Сигналят по руке.)

- У какой группы нет ошибок? (Сигналят по руке.)

- Молодцы!


3.ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

(Учитель):

  • Предлог как название речи встречается в словаре 1636 года. В течение XIXXX веков наблюдается непрерывное пополнение предлогов.


(Учитель читает в учебнике, с. 115)

  • Сколько предлогов в русском языке? Больше ста. И они очень разные. Чаще всего это короткие предлоги: к, в, на, от, под. Но есть и необычные: они, прежде чем стать предлогами, были другими частями речи. Например, предлог ради образовался от глагола радеть – «заботиться». А предлог поверх возник из сочетания по верх.

  • Мудрость в пословицах

  • Не ради красы шуба, а ради тепла.

- Какой смысл у этой пословицы? (Зимой без шубы холодно.)


(Сообщение ученика)

  • ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!

В русском языке всего около 200 предлогов. Однако, после имён существительных, глаголов и местоимений по частоте использования предлоги стоят на четвёртом месте. Девять предлогов (В, НА, С, К, ПО, ЗА, У, ИЗ, О) включаются в 30 самых часто употребляемых слов русского языка.

Любопытно, что предлог «В» стоит на 1-м месте, а «НА» занимает 4-е место среди самых часто употребляемых слов русского языка.


(Дополнительно: если останется время рассказывает учитель.)

  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРЕДЛОГАХ


  1. Вывод.

- Ребята, давайте сделаем вывод: «Зачем в русском языке такие разные предлоги?»

- Посмотрите на картинки, они помогут вам сделать вывод.


(Учитель):

ВЫВОД:
Разные предлоги нужны нам для того, что связывать части речи в предложении, что бы смысл был ясен не только одному человеку, но и широкому кругу слушателей.

Наглядный, словесный














































Словесный, наглядный




























Словесный


Ф










Г







































Ф































И

Задает вопросы, формулирует задание







Предлагает задание в группе по карточке, организует проверку


































Сообщает новые сведения, подготавливает заранее ученика

























Учит наблюдать и делать выводы




Отвечают на вопросы, составляют предложения







Выполняют задание в группе по карточке, делают проверку


































Слушают, участвуют в беседе, запоминают, 1 ученик выступает с сообщением

























Делают выводы

7. Контроль усвоения

5

Проверка умения сам работать с заданием.

 Тест

- Подпишите тест. Подчеркните правильные ответы.

Тест.

  1. Что такое предлоги?

  • А) слова

  • Б) части слова

  1. Как пишутся предлоги с другими словами?

  • А) слитно

  • Б) раздельно

  1. Какую роль выполняют предлоги в речи?

  • А) Не служат для связи слов в предложении

  • Б) Служат для связи слов в предложении

- Проверяем по образцу.

Тест.

  1. Что такое предлоги?

  • А) слова

  • Б) части слова

  1. Как пишутся предлоги с другими словами?

  • А) слитно

  • Б) раздельно

  1. Какую роль выполняют предлоги в речи?

  • А) Не служат для связи слов в предложении

  • Б) Служат для связи слов в предложении


- Кто выполнил тест без ошибок? Поставьте восклицательный знак.

- Кто выполнил тест с одной ошибкой? Поставьте знак +.

- Кто сделал 2-3 ошибки поставьте знак -.

ПР

И

 Предлагает выполнить тест на карточке, организует проверку


Выполняют тест, подчёркивают правильные ответы, проверяют, оценивают

8. Информация о домашнем задании

2

обеспечение понимания дом. задания, проверка записи

Д/З: Прием «Идеальное домашнее задание»

1 уровень. Составить 6 словосочетаний с предлогами.

2 уровень. Составить предложения с предлогами.

3 уровень.  Написать  мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.

Все предлоги выделить.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Посмотрите задание на дом, понятно ли как выполнять?

Р

Ф

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Записывают д/з в дневники и слушают объяснение дом. задания

9. Рефлексия и подведение итогов урока

3

подведение итогов урока

– Урок подошел к концу, мы замечательно потрудились.

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Какие предлоги мы используем чаще в своей речи?

- Для чего служат предлоги?

- Почему надо правильно употреблять предлоги в речи?

- Скажите, пожалуйста, выполнили все поставленные задачи?


- Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний.

Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист. (Учащиеся выходят и прикрепляют лист к дереву)

- Благодарю вас за работу.

- Вам понравился урок?

- Поблагодарим друг друга. (хлопаем)


- Оценки за урок.

ПР

Ф


И

Подводит учащихся к выводу

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!