Отдел по образованию, опеке и попечительству администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волоцкая средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области
( МКОУ «Волоцкая СШ») 404480, х. Волоцкий, Чернышковский район, Волгоградская область,
телефон: 8(4474) 6-59-95, E – mail: [email protected], ОКПО 22433633, ОГРН 1023405974932
ИНН/КПП 3433006689/343301001
Регистрационный номер работы № 20050.8.3.2018
Утверждаю
Директор МКОУ «Волоцкая СШ»
________И. Д. Ряснова
Методическая разработка урока
«Православие и культура»
Срок реализации: 2 часа
Возраст детей: 10 – 12 лет
Выполнила:
учитель математики и информатики
МКОУ «Волоцкая СШ»
Уварова Светлана Николаевна
_____________________________________________________________
х. Волоцкий
2018 г.
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура», «религия», «православие;
помочь сформулировать цель изучения курса.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть понятие «религия», «православие», «культура»; рассмотреть взаимосвязь православия и культуры в России, показать роль и значение православия для нашего государства в историческом аспекте; формирование понятий: религия, православие, культура, архитектура, фрески, мозаики, иконы и др.;
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи
Развивающая: через игровые моменты способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Форма урока: лекция-монолог, индивидуальная и групповая работы учащихся, дискуссионная группа и др .
Оборудование:
учебное пособие «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В.Кураев.;М., 2010
электронное пособие к учебнику «Основы православной культуры»;
компьютер;
звуковые колонки;
мультимедиа-проектор;
презентация (приложение № 1);
тетради учащихся;
раздаточный материал( приложение № .
Ход урока
Орг. Момент (сл. 1)
Здравствуйте, ребята!
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь(сл. 2)
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
Закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое? На что похожи эти горошины? А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки (сл. 3):
С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога.
Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
Молитва — полпути к Богу.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
Не мудрён привет, а сердца покоряет.
Всяк про себя, а Господь про всех.
Кабы не Бог, кто бы нам помог?
С Богом пойдешь — до блага дойдешь.
Береги одёжку снову, а честь – смолоду.
Не стыдно помолчать, кои нечего сказать.
С умным разговаривать - ума набраться.
Тот не унывает, кто на Бога уповает.
Кто живет в добре - тот ходит в серебре.
Добрые дела красят человека.
Учитель:
-О чем эти пословицы? (О Боге и мудрости речи, добре)
-Какую мысль они в себе несут? (Что нужно жить честно, быть добрым, жить по Божьим заветам)
-Какими понятиями можно обобщить эту мысль? (Религия и культура, Православие и культура) (сл. 4)
-Что такое «культура»?
-Что такое человек вкладывает в культуру?
-Какие мысли несет религия?
-Как между собой взаимосвязаны понятия «Православие» и «Культура»?
-Ответы на эти вопросы мы с вами и попытаемся найти на данном уроке
Объяснение нового материала
Работа с учебником (сл. 5)
Учитель: Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
(сл. 6) Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. (Сл. 7) Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. (сл. 8)
-Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Давайте сыграем в игру «ассоциация».(приложение № 2) (сл. 9) Перед вами ряд слов, нужно из них выбрать те, которые у вас ассоциируются со словом «культура». (На слайде представлен ряд слов). Запишите эти слова в первую колонку (сл. 10)
- А теперь из этого же слайда выбрать те, которые у вас ассоциируются с понятием «православие», запишите эти слова во вторую колонку
-Какие слова у вас есть и в одной и в другой колонке? (любовь, дружба, человек, радость, духовный, книга, спокойствие и др.) (сл. 11)
-Какие еще у вас возникают ассоциации при упоминании этих понятий? (добро, строительство, музыка, воспитание и др.)
Работа с учебником (сл.12)
-Чему учит нас культура? (Дружить, заступаться за правду, любить родных )
- (сл. 13) Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: (сл. 14)
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
(сл.15)
-Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
-( сл. 16)Даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
(сл. 17)Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
(сл. 18-19)Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово «спасибо» – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
Физкультминутка (сл. 20)
-Давайте немного отдохнем и для этого проведем физкультминутку (демонстрируется видео с пошаговыми действиями)
-Как же православие и культура связаны между собой?
-Мы уже с вами говорили о том, что культура –это все, что создает человек, а что же он создает? (книги, музыка, живопись, памятники архитектуры и др.)
Работа с дополнительным материалом
-Обратимся к истории: (сл.21)Раньше в нашем государстве люди верили в разных богов и потому в нашем государстве не было единства, каждый хотел возвысить себя и своего бога, поэтому был раздор. (сл.21-24)Но принятие христианства помогло сплотить такой большой народ в одно большое и сильное государство, которым мы являемся. Также христианство способствовало расцвету живописи (фрески, мозаики и иконы), архитектуры(церкви, соборы, монастыри), развивалась музыка в нашем государстве , ( сл. 25)прослушаем с вами отрывок из духовной музыки «Господи Помилуй…», (сл. 26)появилась письменность
-Кто был создателем письменности? (Кирилл и Мефодий)
-Благодаря развитию письменности что мы можем узнать?(можно узнать о событиях тех лет)
-(сл.27)Сыграем с вами в игру «Назови мое и добавь свое». Я называю понятие, с которым мы сегодня познакомились, а следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое по этой же тематике, третий участник повторяет эти два слова и добавляет свое и т.д.
-(сл. 28)Чтобы закрепить то, как православие повлияло на культуру, сыграем с вами в игру «Опрос по цепочке». Первый учащийся рассказывает о влиянии православия на культуру, а я в любой момент предложения его останавливаю и предлагаю другому ученику продолжить рассказ, вам нужно будет внимательно слушать своего одноклассника, чтобы не упустить основную мысль предложения. Начнем!
Рефлексия (сл.29) (приложение № 3)
-Молодцы! А теперь я попрошу вас посмотреть на таблицу перед вами и рассмотреть понятия, которые вам предложены, прошу вас отметить плюсами те, которые вы знали ранее, которые вы узнали сегодня и те, которые вы бы хотели узнать (в таблице есть понятия, которые им предстоит узнать на следующем уроке, тем самым наведя их на тему следующего урока)
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
Православие Культура Религия Летопись Дары Бога Фрески Иконы Мозаики Вера Молитва Кирилл и Мефодий | | | |
Домашнее задание(сл 30) (приложение № 4)
Предлагаю учащимся сыграть в «беспроигрышную лотерею», каждому учащемуся достать билет с домашнем заданием:
Составить коллаж «Православие и культура»
Составить мини-проект «Живопись в православии»
Составить мини-проект «Архитектура в православии»
Составить мини-проект «Письменность в православии»
Составить мини-проект «Как православие вдохновляло людей на подвиги»
Доклад «Обычаи и праздники, которые «принесло» христианство в культуру»
-(сл. 31)Свой урок я бы хотела закончить стихотворением Алексея Хомякова «России»:
Тебе Бог дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему, и все народы
Обняв любовию своей, -
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
Используемая литература:
учебное пособие «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В.Кураев.;М., 2010;
электронное пособие к учебнику «Основы православной культуры»