СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Православие и культура"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка направленна на знакомство учащихся 5 класса с понятиями "православие", "культура" и "религия" в интресной форме и с разнообразными формами для закрпления нового материала и творческой формой домашнего задания

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Православие и культура"»

Отдел по образованию, опеке и попечительству администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волоцкая средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области

( МКОУ «Волоцкая СШ») 404480, х. Волоцкий, Чернышковский район, Волгоградская область,

телефон: 8(4474) 6-59-95, E – mail: [email protected], ОКПО 22433633, ОГРН 1023405974932

ИНН/КПП 3433006689/343301001




Регистрационный номер работы № 20050.8.3.2018

Утверждаю

Директор МКОУ «Волоцкая СШ»

________И. Д. Ряснова







Методическая разработка урока

«Православие и культура»

Срок реализации: 2 часа

Возраст детей: 10 – 12 лет





Выполнила:

учитель математики и информатики

МКОУ «Волоцкая СШ»

Уварова Светлана Николаевна









_____________________________________________________________

х. Волоцкий

2018 г.

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура», «религия», «православие;

помочь сформулировать цель изучения курса.

Задачи урока:

  • Образовательная: раскрыть понятие «религия», «православие», «культура»; рассмотреть взаимосвязь православия и культуры в России, показать роль и значение православия для нашего государства в историческом аспекте; формирование понятий: религия, православие, культура, архитектура, фрески, мозаики, иконы и др.;

  • Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, воспитание культуры речи

  • Развивающая: через игровые моменты способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Форма урока: лекция-монолог, индивидуальная и групповая работы учащихся, дискуссионная группа и др .

Оборудование:

  • учебное пособие «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В.Кураев.;М., 2010

  • электронное пособие к учебнику «Основы православной культуры»;

  • компьютер;

  • звуковые колонки;

  • мультимедиа-проектор;

  • презентация (приложение № 1);

  • тетради учащихся;

  • раздаточный материал( приложение № .


Ход урока

Орг. Момент (сл. 1)

 Здравствуйте, ребята!

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь(сл. 2)

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

Закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое?  На что похожи эти горошины?  А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки (сл. 3):

  • С Богом хоть за море, а без Бога ни до порога.

  • Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

  • Молитва — полпути к Богу.

  • На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
    Не мудрён привет, а сердца покоряет.

  • Всяк про себя, а Господь про всех.

  • Кабы не Бог, кто бы нам помог?

  • С Богом пойдешь — до блага дойдешь.

  • Береги одёжку снову, а честь – смолоду.

  • Не стыдно помолчать, кои нечего сказать.

  • С умным разговаривать - ума набраться.

  • Тот не унывает, кто на Бога уповает.

  • Кто живет в добре - тот ходит в серебре.

  • Добрые дела красят человека.

Учитель:

-О чем эти пословицы? (О Боге и мудрости речи, добре)

-Какую мысль они в себе несут? (Что нужно жить честно, быть добрым, жить по Божьим заветам)

-Какими понятиями можно обобщить эту мысль? (Религия и культура, Православие и культура) (сл. 4)

-Что такое «культура»?

-Что такое человек вкладывает в культуру?

-Какие мысли несет религия?

-Как между собой взаимосвязаны понятия «Православие» и «Культура»?

-Ответы на эти вопросы мы с вами и попытаемся найти на данном уроке

Объяснение нового материала

Работа с учебником (сл. 5)

Учитель: Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.

(сл. 6) Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. (Сл. 7) Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. (сл. 8)

-Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Давайте сыграем в игру «ассоциация».(приложение № 2) (сл. 9) Перед вами ряд слов, нужно из них выбрать те, которые у вас ассоциируются со словом «культура». (На слайде представлен ряд слов). Запишите эти слова в первую колонку (сл. 10)

- А теперь из этого же слайда выбрать те, которые у вас ассоциируются с понятием «православие», запишите эти слова во вторую колонку

-Какие слова у вас есть и в одной и в другой колонке? (любовь, дружба, человек, радость, духовный, книга, спокойствие и др.) (сл. 11)

-Какие еще у вас возникают ассоциации при упоминании этих понятий? (добро, строительство, музыка, воспитание и др.)

Работа с учебником (сл.12)

-Чему учит нас культура? (Дружить, заступаться за правду, любить родных )

- (сл. 13) Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: (сл. 14)

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

(сл.15)

-Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

-( сл. 16)Даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.

(сл. 17)Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

(сл. 18-19)Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово «спасибо»  это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

Физкультминутка (сл. 20)

-Давайте немного отдохнем и для этого проведем физкультминутку (демонстрируется видео с пошаговыми действиями)

-Как же православие и культура связаны между собой?

-Мы уже с вами говорили о том, что культура –это все, что создает человек, а что же он создает? (книги, музыка, живопись, памятники архитектуры и др.)

Работа с дополнительным материалом

-Обратимся к истории: (сл.21)Раньше в нашем государстве люди верили в разных богов и потому в нашем государстве не было единства, каждый хотел возвысить себя и своего бога, поэтому был раздор. (сл.21-24)Но принятие христианства помогло сплотить такой большой народ в одно большое и сильное государство, которым мы являемся. Также христианство способствовало расцвету живописи (фрески, мозаики и иконы), архитектуры(церкви, соборы, монастыри), развивалась музыка в нашем государстве , ( сл. 25)прослушаем с вами отрывок из духовной музыки «Господи Помилуй…», (сл. 26)появилась письменность

-Кто был создателем письменности? (Кирилл и Мефодий)

-Благодаря развитию письменности что мы можем узнать?(можно узнать о событиях тех лет)

-(сл.27)Сыграем с вами в игру «Назови мое и добавь свое». Я называю понятие, с которым мы сегодня познакомились, а следующий участник повторяет мое слово и добавляет свое по этой же тематике, третий участник повторяет эти два слова и добавляет свое и т.д.

-(сл. 28)Чтобы закрепить то, как православие повлияло на культуру, сыграем с вами в игру «Опрос по цепочке». Первый учащийся рассказывает о влиянии православия на культуру, а я в любой момент предложения его останавливаю и предлагаю другому ученику продолжить рассказ, вам нужно будет внимательно слушать своего одноклассника, чтобы не упустить основную мысль предложения. Начнем!

Рефлексия (сл.29) (приложение № 3)

-Молодцы! А теперь я попрошу вас посмотреть на таблицу перед вами и рассмотреть понятия, которые вам предложены, прошу вас отметить плюсами те, которые вы знали ранее, которые вы узнали сегодня и те, которые вы бы хотели узнать (в таблице есть понятия, которые им предстоит узнать на следующем уроке, тем самым наведя их на тему следующего урока)

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Православие

Культура

Религия

Летопись

Дары Бога

Фрески

Иконы

Мозаики

Вера

Молитва

Кирилл и Мефодий






Домашнее задание(сл 30) (приложение № 4)

Предлагаю учащимся сыграть в «беспроигрышную лотерею», каждому учащемуся достать билет с домашнем заданием:

  • Составить коллаж «Православие и культура»

  • Составить мини-проект «Живопись в православии»

  • Составить мини-проект «Архитектура в православии»

  • Составить мини-проект «Письменность в православии»

  • Составить мини-проект «Как православие вдохновляло людей на подвиги»

  • Доклад «Обычаи и праздники, которые «принесло» христианство в культуру»

-(сл. 31)Свой урок я бы хотела закончить стихотворением Алексея Хомякова «России»:

Тебе Бог дал свое призванье, 
Тебе Он светлый дал удел: 
Хранить для мира достоянье 
Высоких жертв и чистых дел; 
Хранить племен святое братство, 
Любви живительный сосуд, 
И веры пламенной богатство, 
И правду, и бескровный суд. 
О, вспомни свой удел высокий, 
Былое в сердце воскреси 
И в нем сокрытого глубоко 
Ты духа жизни допроси! 
Внимай ему, и все народы 
Обняв любовию своей, - 
Скажи им таинство свободы, 
Сиянье веры им пролей!









Используемая литература:

  1. учебное пособие «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В.Кураев.;М., 2010;

  2. электронное пособие к учебнику «Основы православной культуры»