СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русский язык по теме: "ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ" 3 КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русский язык по теме: "ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ" 3 КЛАСС»

Методическая разработка урока русский язык.

Класс: 3


Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».

Цель: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысление понятия "имя прилагательное", осознанное выявление знакомых орфограмм; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций.

Познавательные:

осмысление значимости понятия орфограмм для грамотного письма.

Коммуникативные:

выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов.

Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке..

понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, ИД, презентация, смайлики для рефлексии, учебник, карточки.

Ход урока


1. Организационный момент.

   Если хмуримся с утра,

   Нам поможет доброта.

   Встаньте, дети, подтянитесь,

   И друг другу улыбнитесь!

- Садитесь.

   - Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

            Позванивать стал колокольчик капели.

            Река пробудилась, растаяли льды,

            Наряд белоснежный надели сады.

    -Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 1)

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

    - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

    - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В в

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

     Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

- Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму)

(слайд №2)


ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ


4. Введение в тему урока.

   -Обратите внимание на получившийся ряд слов.

   -Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

   -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных. (слайд №3)

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

Ландыш – м.р., ед.ч.

Трава –,ж.р.,ед.ч.

Солнце – с.р.; ед.ч.

Ветерок – м.р.; ед.ч.

Птицы – мн.ч.

- Давайте обобщим наши знания об имени существительном.(слайд № 4) – Учащиеся накладывают карточки на магните на модель.

5. Постановка проблемной ситуации.

    -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое    (слайд №5)

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

- Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?

- А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

- Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

6. «Открытие» нового знания.

- Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ?

(Имя прилагательное).

-Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь) (слайд №6)

   -Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.

   -Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. (слайд № 7)

   -Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)

- Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).

   -Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?

Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.

    -Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место ( после существительных и глаголов)

(слайд№8)

Гимнастика для глаз (слайд №9) 

Связь имён прилагательных с существительными.

    -Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.


Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

- Какое время года описывает поэт?

- Какие слова и выражения вам помогли понять это?

- Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

- Найдите прилагательные. Признаки каких предметов они обозначают?


запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний (слайд №10)

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

лес (какой?) юный

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних


- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

- Послушайте сказку «Скромные просители».

     Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

    -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.


-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

-Давайте понаблюдаем.

-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).


     тёплый… день (м.р., ед.ч.)

     тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

     тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

     тёплые …лучи (мн.ч.)


У прилагательных множественного числа род не определяем.

- У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?


- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)


7. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

1) Упражнение 124.

- Определите род и число имён прилагательных?


2) Чтение правила (с.72)

- Так как же определить род и число имени прилагательного?


8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

   -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

- Понравился вам урок?

- Научились ли вы чему- то новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

-Опишите своё настроение прилагательными.

9. Домашнее задание:

с. 73 Упр 126, повторить правило.