Методическая разработка урока русский язык.
Класс: 3
Тема: «Изменение имён прилагательных по родам».
Цель: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысление понятия "имя прилагательное", осознанное выявление знакомых орфограмм; применение алгоритма решения задач; контролирование собственной деятельности; проведение самооценки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
освоение способов построения и моделирования при решении проблемных учебных ситуаций.
Познавательные:
осмысление значимости понятия орфограмм для грамотного письма.
Коммуникативные:
выполнение осознанных речевых действий с использованием предметных терминов.
Личностные: осознание необходимости процесса обучения, владение коммуникативными умениями при работе в парах, проявление активной позиции на уроке..
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, ИД, презентация, смайлики для рефлексии, учебник, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Садитесь.
- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
-Кто же пришёл? (весна) (Слайд № 1)
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
В в
Запишите по памяти словарные слова на букву в.
Взаимопроверка.
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?
- Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму)
(слайд №2)
ЛАНДЫШ
ТРАВА
СОЛНЦЕ
ВЕТЕРОК
ТЁПЛОЕ
ПТИЦЫ
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово.(тёплое)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных. (слайд №3)
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.
Ландыш – м.р., ед.ч.
Трава –,ж.р.,ед.ч.
Солнце – с.р.; ед.ч.
Ветерок – м.р.; ед.ч.
Птицы – мн.ч.
- Давайте обобщим наши знания об имени существительном.(слайд № 4) – Учащиеся накладывают карточки на магните на модель.
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое (слайд №5)
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
- Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?
- А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
- Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
6. «Открытие» нового знания.
- Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ?
(Имя прилагательное).
-Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь) (слайд №6)
-Только ли они украшают нашу речь? Давайте понаблюдаем.
-Представим такую ситуацию: трёх художников попросили нарисовать лес. Вот что у них получилось. (слайд № 7)
-Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, какой лес надо рисовать)
- Опишите одну картинку, какой лес изображён? (еловый лес, зимний лес, ели высокие, тёмно-зелёного цвета, лес густой, тёмный).
-Какие слова помогли нарисовать картинку елового леса?
Следовательно, только прилагательные сделали задание понятным.
-Каково же значение прилагательных в русском языке? (они делают нашу речь понятной, более точной) По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место ( после существительных и глаголов)
(слайд№8)
Гимнастика для глаз (слайд №9)
Связь имён прилагательных с существительными.
-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
- Какое время года описывает поэт?
- Какие слова и выражения вам помогли понять это?
- Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?
- Найдите прилагательные. Признаки каких предметов они обозначают?
запись на доске и в тетради.
снег (какой?) последний (слайд №10)
пар (какой?) тёплый
кувшинчик (какой?) синий
лес (какой?) юный
дым (какой?) зелёный
гроз (каких?) летних
- Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?
- Послушайте сказку «Скромные просители».
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
- В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.)
У прилагательных множественного числа род не определяем.
- У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление. Работа по учебнику.
1) Упражнение 124.
- Определите род и число имён прилагательных?
2) Чтение правила (с.72)
- Так как же определить род и число имени прилагательного?
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
- Понравился вам урок?
- Научились ли вы чему- то новому?
- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
-Опишите своё настроение прилагательными.
9. Домашнее задание:
с. 73 Упр 126, повторить правило.